Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8. Варианты и условия привлечения заемных средств предприятием при формировании финансовой стратегии.




8. Варианты и условия привлечения заемных средств предприятием при формировании финансовой стратегии.

Финансовая стратегия – это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Она охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования.

Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, инфляции и других форс-мажорных обстоятельств. Таким образом, финансовая стратегия должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться.

 

9. Текущие финансовые потребности предприятия.

ТФП- потребность в дополнительном финансировании оборотных активов. Текущие финансовые потребности характеризуют разницу между средствами, авансированными в оборотные активы, и величиной кредиторской задолженности по товарным операциям или общей ее суммой. Их устанавливают по формуле:

ТФП = ОА - ДС - КЗ, где ТФП — текущие финансовые потребности; ОА — оборотные активы (итог раздела II баланса); ДС — денежные средства, находящиеся на рас-четных и специальных счетах в банках и кассе; КЗ — кредиторская задолженность на последнюю отчетную дату.

Текущие финансовые потребности показывают размер потребности в краткосрочном кредите. Увеличение этих потребностей приводит увеличению платежей по кредитам и штрафам, пеням, неустойкам, невозможность оплаты поставщиков, т. е. к сбоям в работе предприятия, снижению доходов, к ухудшению финансового состояния. Выявление причин возникновения существенных текущих финансовых потребностей позволит предложить мероприятия по их устранению и соответственно увеличению прибыли предприятия.

Если показатель покрытия текущих финансовых потребностей предприятия оказывается меньше единицы, это указывает на дефицит средств для покрытия текущих затрат и дополнительную потребность предприятия в краткосрочном кредите. Если ТФП > 0, то п/п-ю необходимо брать краткосрочный кредит в банке на величину ТФП.

Если ТФП< 0, то у п/п существует избыток денежных средств и в этом случае оно может расширить объем своей деятельности путем увеличения выпуска продукции

Текущая деятельность – это совокупность разновидностей производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия, которая не носит капитального и иного долгосрочного характера. Финансирование текущей деятельности предприятия осуществляется путем обеспечения его текущих финансовых потребностей (ТФП).

Текущие финансовые потребности предприятия определяются денежными расходами, минимально необходимыми для осуществления непрерывной финансово-хозяйственной деятельности.

Объем ТФП, измеряемый в рублях, меняется и имеет устойчивую тенденцию к возрастанию. Характер ТФП определяется внутренними и внешними факторами: особенностями и результатами производственной и финансовой деятельности предприятия, наличием сезонных потребностей, текущих кассовых разрывов в поступлении и расходовании денежных средств, ценами, расчетно-кассовым обслуживанием, платежной дисциплиной, организацией поставок и продаж, валютным курсом рубля, инфляцией и т. п.

Возникновение, изменение и финансирование ТФП органически связано с производством и ведением бизнеса. Формирование текущих финансовых потребностей и их финансирование осуществляются в процессе оборота и кругооборота денежных средств. ТФП выступают как потребности предприятия в краткосрочных финансовых и кредитных ресурсах.

 

10. Финансовый цикл и его роль в управлении денежными средствами.

Финансовый цикл — это разрыв между сроком платежа по своим обязательствам перед поставщиками и получением денег от покупателей (дебиторов). Иными словами, он характеризует отрезок времени, в течение которого полный оборот совершают собственные оборотные средства.

Финансовый цикл = Производственный цикл + Период оборота дебиторской задолженности - Период оборота кредиторской задолженности. (Производственный цикл — это период времени, который начинается с момента поступления материалов на склад и заканчивается в момент отгрузки покупателю готовой продукции, которая была изготовлена из данных материалов. )

Финансовый цикл, или цикл обращения денежной наличности, представляет собой время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота.

Одним из факторов, влияющих на денежные потоки предприятий, является величина так называемого финансового цикла. Это время, в течение которого их денежные средства вложены в созданные запасы (с момента их оплаты), незавершенное производство, готовую продукцию и дебиторскую задолженность, с учетом времени обращения кредиторской задолженности, т. к. она компенсирует отвлечение средств в дебиторскую задолженность. Таким образом, время финансового цикла можно рассчитать по следующей формуле:

ФЦ = ВОЗЗ + ВОД - ВОК,

где ФЦ — время финансового цикла;

ВОЗЗ — время обращения запасов и затрат;

ВОД — время обращения дебиторской задолженности;

ВОК — время обращения кредиторской задолженности.

Денежные средства, которые находятся в распоряжении предприятия — это основной инструмент, с помощью которого генерируется прибыль. Более того, для предприятий, занимающихся торговой деятельностью, чем большим количеством оборотных средств оно располагает, тем больше возможности для генерации прибыли.

 Поскольку оборотные средства ограничены в своем объеме, для эффективной работы предприятия необходимо эффективное их использование. Эффективность использования оборотных средств в конечном итоге определяется прибылью, сгенерированной предприятием за финансовый год по отношению к имевшемуся у предприятия объему оборотных средств. На данный

 

 

процесс влияет рентабельность продаж товаров и количество продаж за год (оборачиваемость).

Финансовый цикл представляет собой период, в течение которого денежные средства вовлечены в оборот и не могут быть использованы предприятием произвольным образом. Иначе говоря, финансовый цикл – это период времени между оплатой кредиторской задолженности (аванса) поставщику сырья и поступлением средств от дебиторов за отгруженную продукцию.

Таким образом, если отдел продаж будет учитывать длительность финансового цикла для определения эффективности сделки, он получит в свое распоряжение гибкий инструмент для скидок и наценок при общении с клиентами.

Расчет финансового цикла предприятия дает возможность грамотно оптимизировать движение денежных средств.

В процессе управления денежными средствами необходимо рассмотреть возможные пути сокращения финансового цикла предприятия, не влияющие отрицательно на производственные процессы и деловую репутацию компании.

При грамотном управлении финансовым циклом можно существенно повлиять на потребности предприятия в оборотных средствах и скорость их оборота, что не только скажется на эффективности бизнеса, но и на потребности компании в рабочем капитале.

 Повлиять на длительность финансового цикла и эффективность своих операций компания может, применяя те или иные средства платежа и схемы для расчетов с поставщиками, потребителями и т. д. При этом важными являются ее взаимоотношения не только с другими участниками производственно-сбытовой цепочки, но и с банками, поскольку при этом существует возможность выбора тех или иных финансовых инструментов и оптимизации их параметров (процентов, скорости прохождения платежей и т. д. ).

Управление финансовым циклом представляет собой основное содержание управления финансами предприятия и его денежными потоками. Оптимизация финансового цикла — одна из главных целей деятельности финансовых служб предприятия, так как это дает ему значительный эффект. Очевидно, что пути сокращения финансового цикла связаны с сокращением производственного цикла, уменьшением времени оборота дебиторской задолженности, увеличением времени оборота кредиторской задолженности.

 

Финансирование (покрытие) текущих финансовых потребностей может быть полным и частичным. Размер ТФП и степень полноты их покрытия источниками финансирования не могут быть установлены по данным баланса, поскольку он не является оперативным документом, отражающим ТФП предприятия.

Для полного покрытия ТФП необходимы адекватные оборотные средства. Текущие финансовые потребности отражают только потребности предприятия в собственных и заемных оборотных средствах для финансирования текущей деятельности.

Финансирование ТФП – это финансирование нужд предприятия, связанных с формированием: производственных запасов; фондов обращения в виде запасов готовой продукции на складе и средств в расчетах (дебиторской задолженности); накоплений денежных средств для авансирования в хозяйственный оборот; краткосрочных финансовых вложений.

Наличие и потребность в денежных средствах, в том числе во временно свободных, включая остатки на расчетном счете (после поступления выручки и ее последующего авансирования для возобновления производственного цикла), есть важный компонент ТФП предприятия и основа их реального финансирования.

Текущие финансовые потребности управляемы и. подлежат определению, регулированию, планированию и контролю со стороны финансовых служб. Особое значение в управлении ТФП имеет уровень организации финансовой

работы на предприятии. Он определяется состоянием планово-прогнозной и контрольно-аналитической работы, регулярным составлением, уточнением и контролем за выполнением текущего и оперативных финансовых планов.

На ТФП оказывают влияние следующие факторы:

- инфляция

В условиях высокой инфляции стоимость производства любого товара со временем возрастает, поэтому если предприятие не сможет установить на свою продукцию цены с достаточным уровнем рентабельности, то оно будет не в состоянии покрыть следующие эксплуатационные затраты доходами от реализации предыдущей продукции.

Главная причина генерирующая инфляцию издержек производства – это высокие цены на продукцию и услуги естественных монополий (ЖКХ, топливная промышленность и т. д. )

- длительность производственного цикла

- темпы роста объема производства и реализации продукции,

- состояние рыночной конъюнктуры,

- кредиторская задолженность

Способы покрытия ТФП:

- коммерческий кредит

- кредиторская задолженность

- факторинг

- краткосрочный банковский кредит

- спонтанное финансирование. (Это финансирование в виде скидок с цены за сохранение срока расчетов)

 

 

Рассмотрим простой пример. У нас два предприятия. Первое имеет актив (А) 200, в пассиве (П) — те же 200, и все средства собственные. У второго предприятия А тоже 200, но в пассиве — 100 собственных и 100 заемных средств (в форме банковских кредитов). Операционная прибыль (для простоты) у обоих предприятий одинаковая — 50. Если эти предприятия не платят налогов, находясь в своеобразном “налоговом раю”, то у первого предприятия РСС равна 50: 200 = 0, 25 (25%). Другое же предприятие должно выплатить проценты за кредит, только после этого мы сможем определить РСС. Пусть ставка процента равна 10% годовых. Следовательно, при расчете РСС у второго предприятия будут следующие цифры: (50 — 10) / 100 = 0, 4 (40%). Таким образом, РСС у второго предприятия будет выше(хотя оно и использует заемные средства). Это происходит потому, что ЭР> ставки процента (25% и 10% соответственно). Эффект финансового рычага – 15% (40%-25%). Результаты вычислений свидетельствуют о следующем: посредством привлечения заемного капитала организация получила возможность увеличения РСС на 15% (40%-25%), что представляется весьма важным с точки зрения собственника, поскольку на каждый вложенный рубль собственных средств он получил дополнительно 15 копеек чистой прибыли.

Данное явление получило название эффекта финансового рычага.

Эффект финансового рычага (ЭФР) — это приращение рентабельности собственных средств, получаемое при использовании заемных средств, при условии, что экономическая рентабельность активов фирмы больше ставки процента по кредиту. Можно утверждать, что

РСС = ЭР + ЭФР или ЭФР = РСС – ЭР

ЭФР рассчитывается по следующей формуле:

 ЭФР = (1 - Сн) × (КР - Ск) × ЗК/СК,

 где: ЭФР    —               эффект финансового рычага, %.

Сн              —               ставка налога на прибыль, в десятичном выражении.

КР              —               коэффициент рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %.

Ск               —               средний размер ставки процентов за кредит, %. Для более точного расчета можно брать средневзвешенную ставку за кредит.

ЗК              —               средняя сумма используемого заемного капитала.

СК              —               средняя сумма собственного капитала.

 Формула расчета эффекта финансового рычага содержит три сомножителя:

(1-Сн)         —               не зависит от предприятия.

(КР-Ск)       —               разница между рентабельностью активов и процентной ставкой за кредит. Носит название дифференциал (Д).

(ЗК/СК)      —               финансовый рычаг (ФР).

 Запишем формулу эффекта финансового рычага короче:

 ЭФР = (1 - Сн) × Д × ФР.

 

 

Идеальная позиция тяготеет к зоне III, но на практике соединить высокую КМ с высоким КТ бывает, как правило, очень трудно, так как при наращивании оборота КТ увеличивается, а КМ снижается, если только НРЭИ не возрастает быстрее оборота. У большинства предприятий показатели располагаются между I и II зонами.

 То есть чем выше коммерческая маржа, тем ниже коэффициент трансформации, и наоборот. Это означает на практике, что для достижения более высокого значения рентабельности мы не можем без негативных последствий для предприятия увеличивать коммерческую маржу любой ценой увеличивать нетто-результат эксплуатации инвестиций на единицу выручки, что достигается за счет повышения интенсивности труда и интенсивности использования средств труда.

 Столь же небезопасно любой ценой увеличивать коэффициент трансформации за счет сокращения актива, освобождения от всего, что непосредственно сейчас не работает на увеличение выручки.

 1 при значительной величине актива на единицу оборота предприятию намного труднее перемещаться в другую сферу бизнеса и наоборот. Таким образом, если на предприятии низкое значение коммерческой маржи при рациональном ведении дела, ему необходимо закрепится на существующем рыночном сегменте. Это наиболее правильная стратегия фирмы. Если же величина коммерческой маржи при рациональном ведении дела достаточно велика — можно следовать стратегии максимизации прибыли и смело перемещаться в другие сферы бизнеса

2 нельзя максимизировать коммерческую маржу любой ценой. Коэффициент трансформации сразу же напомнит об этом. Последствия невнимания в коэффициенту трансформации могут быть катастрофическими для предприятия. Регулировать коэффициент трансформации труднее, чем коммерческую маржу.

 

процесс влияет рентабельность продаж товаров и количество продаж за год (оборачиваемость).

Финансовый цикл представляет собой период, в течение которого денежные средства вовлечены в оборот и не могут быть использованы предприятием произвольным образом. Иначе говоря, финансовый цикл – это период времени между оплатой кредиторской задолженности (аванса) поставщику сырья и поступлением средств от дебиторов за отгруженную продукцию.

Таким образом, если отдел продаж будет учитывать длительность финансового цикла для определения эффективности сделки, он получит в свое распоряжение гибкий инструмент для скидок и наценок при общении с клиентами.

Расчет финансового цикла предприятия дает возможность грамотно оптимизировать движение денежных средств.

В процессе управления денежными средствами необходимо рассмотреть возможные пути сокращения финансового цикла предприятия, не влияющие отрицательно на производственные процессы и деловую репутацию компании.

При грамотном управлении финансовым циклом можно существенно повлиять на потребности предприятия в оборотных средствах и скорость их оборота, что не только скажется на эффективности бизнеса, но и на потребности компании в рабочем капитале.

 Повлиять на длительность финансового цикла и эффективность своих операций компания может, применяя те или иные средства платежа и схемы для расчетов с поставщиками, потребителями и т. д. При этом важными являются ее взаимоотношения не только с другими участниками производственно-сбытовой цепочки, но и с банками, поскольку при этом существует возможность выбора тех или иных финансовых инструментов и оптимизации их параметров (процентов, скорости прохождения платежей и т. д. ).

Управление финансовым циклом представляет собой основное содержание управления финансами предприятия и его денежными потоками. Оптимизация финансового цикла — одна из главных целей деятельности финансовых служб предприятия, так как это дает ему значительный эффект. Очевидно, что пути сокращения финансового цикла связаны с сокращением производственного цикла, уменьшением времени оборота дебиторской задолженности, увеличением времени оборота кредиторской задолженности.

 

11. Влияние эффекта производственного рычага на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как опре-

деленный фактор, небольшое изменение которого может привести суще-

ственному изменению результирующих показателей.

Производственный леверидж зависит от структуры издержек произ-

водства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-

переменных затрат в структуре себестоимости. Поэтому производствен-

ный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объ-

ема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показыва-

ет изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.

Производственно-финансовый (комбинированный) леверидж оцени-

вает совокупное влияние производственного и финансового левериджа.

Здесь происходит мультипликация рисков предприятия.

 

Производственный (операционный) рычаг показывает, какое воздействие изменение выручки фирмы оказывает

 

 

12. Влияние эффекта финансового рычага на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Леверидж трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результивных показателей.

Финансовый леверидж - это отношение заёмного капитала к собственным средствам (иначе говоря, соотношение между заёмным и собственным капиталом). Финансовый рычаг может возникать только в случае использования заёмных средств.

 

Эффектом финансового рычага1) называют эффект от использования заёмных средств с целью увеличить размер операций и прибыль, не имея достаточного для этого капитала.

Он рассчитывается по следующей формуле:

 ЭФР = (1 - Сн) × (КР - Ск) × ЗК/СК,

где: ЭФР-эффект финансового рычага, %. Сн-ставка налога на прибыль, в десятичном выражении. КР-коэффициент рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %. Ск-средний размер ставки процентов за кредит, %. Для более точного расчета можно брать средневзвешенную ставку за кредит. ЗК-средняя сумма используемого заемного капитала. СК-средняя сумма собственного капитала.

 

В финансовом менеджменте существуют две концепции расчета и определения эффекта финансового левериджа.

I. Западноевропейская концепция

Под эффектом финансового рычага понимается разница между доходностью собственного капитала и доходностью активов, то есть дополнительная доходность у владельца собственного капитала, возникающая при привлечении заемного капитала с фиксированным процентом.

ЭФРз-е = (1 – ставка налога на прибыль) × (экономическая рентабельность активов – средняя расчётная ставка процента за кредит) × заёмный капитал ⁄ собственный капитал

где ЭФРз-е – эффект финансового рычага.

 

II. Американская концепция расчета финансового левериджа

Под эффектом финансового рычага понимают процентное изменение денежного потока, получаемого владельцем собственного капитала при однопроцентном изменении общей отдачи от актива.

Идея финансового рычага по американской концепции заключается в оценке уровня риска по колебаниям чистой прибыли, вызванным постоянной величиной затрат предприятия по обслуживанию долга. Его действие проявляется в том, что любое изменение операционной прибыли (прибыли до уплаты процентов и налогов) порождает более существенное изменение чистой прибыли.

 

13. Методы, используемые для максимизации величины и темпов роста прибыли.

При́ быль — разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг.

Прибыль = Выручка − Затраты (в денежном выражении)

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли.

В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

§ увеличение выпуска продукции;

§ улучшение качества продукции(совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности );

§ продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

§ снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

§ расширение рынка продаж и др;

§ рациональное расходование экономических ресурсов;

§ снижение затрат на производство;

§ повышение производительности труда(степень плодотворности целесообразной деятельности людей по производству материальных и духовных благ. );

§ повышение технического уровня производства.

Как известно, прибыль от продаж — это разница между выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции, работ, услуг. Таким образом, существуют два пути воздействия (увеличения, уменьшения) прибыли предприятия:

§ первый путь — снижение себестоимости;

§ второй путь — увеличение выручки, т. е. объема продаж.

Следует отметить, что снижение затрат для предприятия — объективный процесс. При этом не только по причине увеличения прибыли, но и в связи с конкурентной борьбой и необходимостью снижения цен на выпускаемую продукцию в определенных ситуациях. В этих

 

14. Стратегия формирования механизма распределения прибыли предприятия.

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов Российского государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении фирмы.

 С развитием приватизации и акционирования предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.

 Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли прежде всего на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, т. е. прибыли, остающейся в распоряжении фирмы.

 Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий.

 

Объектом распределения является налогооблагаемая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

 

При распределении прибыли предприятия необходимо учитывать основные принципы распределения, которые можно сформулировать следующим образом:

· Прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом.

 

· Прибыль аккумулируется в соответствующих бюджетах (в настоящее время в местных бюджетах) в виде налога на прибыль, порядок исчисления и уплаты которого в бюджет устанавливается законодательно и ставка которого не может быть произвольно изменена.

· Величина прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной деятельности.

· Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь должна направляться на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части — на потребление.

· Распределение чистой прибыли должно отражать процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок налогообложения прибыли предприятия стимулирует расходы на воспроизводство производственных и непроизводственных фондов, расходы на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходы по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др.

 

 

 

случаях в целях сокращения или увеличения прибыли необходимо своевременно переходить на выпуск новой продукции.

Основные факторы, влияющие на снижение затрат предприятия:

I. Факторы — требования менеджмента.

§ Достижение соответствующего уровня производительности труда.

§ Оптимизация переменных затрат предприятия.

§ Оптимизация постоянных затрат.

§ Оптимизация затрат на снабжение.

§ Управление затратами.

§ Другие факторы.

II. Факторы, связанные с возможными резервами.

§ Снижение уровня запасов.

§ Устранение всевозможных потерь и непроизводительных расходов.

Основные факторы увеличения объема продаж и выручки:

I. Факторы — требования менеджмента.

§ Гибкое производство, позволяющее постоянное увеличение его объема, своевременное обновление выпускаемой продукции, расширение ассортимента.

§ Соблюдение заключенных договоров.

§ Оптимизация цен и ценообразования.

§ Обеспечение высшего качества продукции, работ, услуг.

§ Другие факторы.

II. Факторы, связанные с возможными резервами.

§ Завоевание и освоение новых рынков.

§ Эффективная деятельность предприятия по реализации продукции.

Другие факторы

 

он показывает, во сколько раз прибыль до вычета процентов и налогов превосходит чистую прибыль. Нижней границей коэффициента является единица. Чем больше относительный объем привлеченных предприятием заемных средств, тем больше выплачиваемая по ним сумма процентов, выше сила воздействия финансового рычага, более вариабельна чистая прибыль. Таким образом, повышение доли заемных финансовых ресурсов в общей сумме долгосрочных источников средств, что по определению равносильно возрастанию силы воздействия финансового рычага, при прочих равных условиях, приводит к большей финансовой нестабильности, выражающейся в меньшей предсказуемости величины чистой прибыли. Поскольку выплата процентов, в отличие, например, от выплаты дивидендов, является обязательной, то при относительно высоком уровне финансового рычага даже незначительное снижение полученной прибыли может иметь неблагоприятные последствия по сравнению с ситуацией, когда уровень, финансового рычага невысок.

Незначительное изменение (возрастание или убывание) прибыли до вычета процентов и налогов в условиях высокого финансового рычага может привести к значительному изменению чистой прибыли.

Возрастание финансового рычага сопровождается повышением степени финансового риска предприятия, связанного с возможным недостатком средств для выплаты процентов по ссудам и займам.

ЭФРам=(Прибыль до налогооблолжения + процент за кредит)/ Прибыль до налогообложения

Эта формула показывает степень финансового риска, возникающего в связи с использованием заемного капитала, поэтому чем больше сила воздействия финансового левериджа, тем больше финансовый риск, связанный с данным предприятием:

а) для банкира – возрастает риск невозмещения кредита;

б) для инвестора – возрастает риск падения дивиденда и курса акций.

финансовый риск - возможность попасть в зависимость от кредитов и займов в случае не достатка средств для расчетов по кредитам, это риск потери ликвидности/финансовой устойчивости

 

Таким образом, первая концепция расчета эффекта позволяет определить безопасную величину и условия кредита, вторая концепция позволяет определить степень финансового риска, и используется для расчета совокупного риска предприятия.

Эффективность использования заемного капитала зависит от соотношения между рентабельностью активов и процентной ставкой за кредит. Если ставка за кредит выше рентабельности активов — использование заемного капитала убыточно.

 

на ее прибыль. Чем выше эффект производственного рычага OL, тем более рискованным с точки зрения изменчивости прибыли является положение фирмы: =DPr/DR где DPr — изменение прибыли в процентах; DR — изменение выручки в процентах.

Например, если эффект производственного рычага равен 2, то увеличение (снижение) выручки на 1% приведет к росту (сокращению) прибыли на 2%. Если же этот эффект равен 10, то увеличение (снижение) прибыли составит уже 10% при изменении выручки на 1%. Если эффект производственного рычага равен 2, то фирма окажется без прибыли в том случае, если выручка снизится в два раза. Если эффект производственного рычага равен 10, то для того, чтобы оказаться без прибыли, достаточно 10%-ного сокращения объема реализации.

Эффект производственного рычага можно рассчитать также по формулам: =(R-Vc)/Pr или (FC/Pr)=1+(FC/Pr)

где R – выручка; FC — постоянные издержки; VC — переменные издержки; Рr — прибыль.
Используя формулу производственного рычага, можно рассчитать, насколько потребуется сократить постоянные или переменные издержки фирмы, с тем, чтобы компенсировать данное изменение выручки от реализации.

 

15. Методы финансового прогнозирования развития предприятия и возможного банкротства.

Банкротство - признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по

 

15. Механизм выбора политики комплексного управления текущими активами и текущими пассивами предприятия.

Суть этой политики состоит, с одной стороны, в определении достаточного уровня и рациональной структуры текущих активов, учитывая, что предприятия различных сфер и масштабов деятельности испытывают неодинаковые потребности в текущих активах для поддержания заданного объема реализации, а с другой стороны — в определении величины и структуры источников финансирования текущих активов.

Политика комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами направлена на то, чтобы определить достаточный уровень и рациональную структуру текущих активов, с учетом специфики производства и реализации готовой продукции и рассчитать величину и структуру источников финансирования этих текущих активов.

Реализация данной политики предусматривает решение следующих задач: - определение величины работающего капитала; - выявление текущих финансовых потребностей и превращение их в отрицательную величину; - определение факторов влияющих на величину этих показателей; - выбор метода ускорения оборачиваемости оборотных средств; - предпочтение того или иного подхода к управлению чистым оборотным капиталом.

Работающий капитал-это разница между текущими активами и текущими пассивами, что фактически дает чистый оборотный капитал или не что иное как собственные оборотные средства. К текущим активам следует отнести: сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция, дебиторскую задолженность, краткосрочные инвестиции, денежные средства. К текущим пассивам следует отнести: краткосрочные кредиты банков, кредиторскую задолженность, резервы предстоящих расходов и доходы будущих периодов. Текущие финансовые потребности это: 1) разница между текущими активами (без денежных средств) и кредиторской задолженностью; 1) не покрытая ни собственными средствами, ни долгосрочными кредитами, ни кредиторской задолженностью часть чистых оборотных активов; 2) недостаток собственных оборотных средств или потребность в кредите.

Если предприятие не ставит никаких ограничений в наращивании текущих активов, держит значительные денежные средства, имеет значительные запасы сырья и готовой продукции и, стимулируя покупателей, раздувает дебиторскую задолженность — удельный вес текущих активов в общей сумме всех активов высок, а период оборачиваемости оборотных средств длителен, — это признаки агрессивной политики управления текущими активами, которая в практике финансового менеджмента получила меткое название «жирный кот».

 

 

19. Формирование рациональной структуры источников финансирования предприятия

Теории структуры капитала:

Статическая теория структуры капитала рассматривается с установленным целевым отношением задолженности к стоимости активов, и постепенно компания, двигаясь по данному направлению, регулирует дивиденды для движения по направлению к целевым дивидендным выплатам.

Иерархическая теория структуры капитала представлена в виде финансовой иерархии, где компания предпочитает внутреннее финансирование внешнему, и долг – собственному капиталу. В иерархической теории компания не имеет четкого целевого отношения уровня задолженности к стоимости активов.

Для предприятий при выборе структуры капитала характерными являются следующие особенности:

· финансовое состояние многих из них неудовлетворительное, при прогнозирования результатов деятельности российских компаний применяются модели, не позволяющие правильно прогнозировать динамику их финансового рычага, оценивать возможную высоту обещанной процентной ставки;

· основные средства сильно изношены и требуют больших инвестиций для замены, существующие методы принятия инвестиционно-финансовых решений

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...