Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы докладов и рефератов. Философия культуры. Медицина в системе




Темы докладов и рефератов

1. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов
к истории человечества.

2. Вклад отечественных мыслителей в разработку цивилизационной теории-

3. Планетарная цивилизация: сущность, структура, проблемы.


ЩШ 17


ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ.

МЕДИЦИНА В СИСТЕМЕ

КУЛЬТУРЫ


1. Культура: сущность, содержание, структура, функции

Термин «культура» восходит к латинскому слову «сиНига», которое означало возделывание почвы, ее обработку, т. е. изменения в окружа­ющем мире под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.

Хотя само слово «культура» утверждается в европейской социаль­ной мысли лишь во второй половине XVIII века, становление содер­жания понятия сопровождает историю человечества.

В Древней Греции культурность понимали, прежде всего, как вос­питанность. Отсутствие культурности считалось признаком варварства. В эпоху Древнего Рима возникает представление о культуре как укла­де социальной жизни, а также степени личного совершенства. Пред­ставление о культуре эпохи Возрождения содержало соответствие гу­манистическим идеалам человека. Французские просветители XVIII века (Вольтер, Дидро) сводили содержание культуры к развитию челове­ческого «разума». Культурность нации, по их представлению, состоит в разумности их общественных порядков и политических учреждений, а измеряется совокупностью достижений в области науки и искусств. В рамках Просвещения уже возникает «критика» культуры и цивили­зации (Руссо), которая состоит в показе противостояния морально Развращенных «культурных» народов и тех общностей людей, кото-Рые находятся на патриархальной ступени развития. Возможность Разрешения этого культурного противоречия немецкие философы Искали в духовной сфере. Кант ядром культуры считал мораль, ко-ТоРая способна примирить человеческий разум и чувства. Гегель по­нятие культуры искал в сфере духовной свободы человека. Гердер Рассматривал культуру как прогрессивное раскрытие способностей еловеческого ума, высшим достижением которого он считал идею гу-низма. Гуманизм соответствует природе человека. Вся история на-РоЛов является школой соревнования в скорейшем достижении гуман-°Сти. По мнению Шиллера, базовыми ценностями, лежащими в


Философия культуры. Медицина в системе культуры < > 347


, -манитарных дисциплин в осмыслении этих процессов. Либо XXI век ' еТ веком гуманитарного знания, либо его не будет совсем.

Исследователи насчитывают в современной литературе несколько -отен определений культуры. Чем объясняется такое разнообразие? прежде всего тем, что культура выражает все многообразие, все богат-. тво человеческого бытия. Насколько неисчерпаем и многовариантен чеЛовек, настолько многогранна и неисчерпаема культура. Понима-ние культуры производно от базовых ценностей философской концеп­ции, которая лежит в основе той или иной дефиниции. Если в основе культурно-философских взглядов лежат религиозные положения, то такие исходные позиции будут приводить к утверждениям, что всякая культура основывается на религиозной почве. Культура будет являть­ся способом реализации религии. Правомерно говорить о ведущей конкретно-исторической роли той или иной религии в системе миро­вой культуры, но недопустимо все многообразие культуры выводить из религиозных составляющих этой культуры. С учетом этого поло­жения, культуры различают по форме религиозности. Существуют культуры, основанные на политеизме (многобожии) и монотеизме (единобожии). Явлениями мировой культуры являются, например, христианская, исламская, буддийская культура.

Философы, стоящие на позиции идеализма, в основе культуры ви­дят либо какой-нибудь духовный феномен жизни человека, либо рас­сматривают ее как космическое явление. Исследователи с материали­стическими установками сущность культуры ищут в различных материальных основах жизнедеятельности людей. Известно, напри­мер, что К. Маркс рассматривал культуру как результат материально-преобразующей деятельности, которая и является основанием, поч­вой для духовных компонентов культуры. Способы материальной Деятельности лежат в основе марксистского понимания развития куль-тУРы как целостного и закономерного процесса. Вместе с тем, суще­ствует философская позиция прагматического толка, сторонники ко­торой видят в культуре лишь определенный способ приспособления Человека к внешним обстоятельствам, что является условием его су-Ществования.

Фе

Кроме того, культура выступает предметом внимания не только Философов, культурологов, но и историков, этнографов, археологов, °Циологов, политологов. Каждая из дисциплин имеет свою теоре-Ическую задачу, социальную методику, способы постижения этого

*Уль-

Иомена. Следует также помнить, что процесс познания человеком

Но-

■ туры отличается от процессов познания, допустим, в естествен-

чаучной сфере. Познавая культуру, человек познает не некую неза-


348 ♦ Философия медицины ♦ Раздел IV ♦ Глава 17

висящую от него реальность, а свое собственное существование, ко-торое воплощается в фактах культуры. Постигая культуру, человече­ство пытается ответить на такие «вечные вопросы», как смысл своего собственного бытия, своей деятельности и своей сущности. Познание культуры предстает, прежде всего, реализацией человеческих чаяний познать свою собственную природу.

Взаимосвязь человека и культуры не вызывает сомнений у большин­ства исследователей, стоящих на самых различных мировоззренчес­ких и методологических основаниях. По существу, принято суждение согласно которому вне культуры невозможно не только бытие чело­века, но и он сам как сущность. И человек предстает здесь высшим смыслом, критерием и главной ценностью культуры. Возможность раз­вития сущностных человеческих качеств выступает в культуре опре­деляющим. В этом смысле культуру можно определить как человеч­ность человечества.

Важнейшим принципом философской методологии для изучения такого многомерного, сверхсложного, многовариантного феномена как культура, является принцип системности. Только в рамках систем­ного подхода, возможно понять культуру как, с одной стороны, цело­стный объект, а с другой, характеризующийся многообразием взаимо­действия и динамикой преобразования структурных элементов. Все другие подходы способны уловить важные, но частные характеристи­ки культуры. Результатом системного рассмотрения культуры высту­пает синтетическое знание, многомерная картина бытия культуры.

Первой формой бытия является природа, под которой понимают совокупность стихийно сложившихся форм существования материи в единстве как органических, так и неорганических структур. Устояв­шейся считается и вторая форма бытия - человеческое общество. Суш-ность этой формы бытия состоит в том, что ее существование и разви­тие определяются не биологическими факторами и, соответственно, общественные отношения не детерминированы генетически. Обше-ство не является природно данным, оно исторически изменчиво, его развитие обусловлено характером отношения людей к природе, спе­цификой общественного производства, а также различными формами человеческого сознания.

Но следует согласиться, что «если общество есть внебиологичес-кий способ связи людей в их совместной жизни и деятельности, то сз человек, синтезирующий в своем реальном существовании и повеДе нии природные и общественные закономерности, являющийся т самым воплощенным единством природы и общества, должен бы признан носителем особой - третьей формы бытия, не сводимой ни


Философия культуры. Медицина в системе культуры ♦ 349

-„^логической ни к социальной его формам» (Каган М. С. Филосо-фИЯ культуры. СПб., 1996. С. 37-38).

Эта форма бытия охватывает все проявления внутренней (психи­ческой, духовной) и внешней (поведение, практическая деятельность) ^изни людей, эта сторона человеческого бытия имеет свое традици­онное название - культура. Тогда общественное бытие человека, его с0циальность, будет включать в себя не все его внеприродные каче­ства и характеристики (вплоть до духовности), а только обусловлен­ные системой экономических, политических и юридических отноше­ний (Что такое человек? Основы человековедения. В 2-х книгах. Книга ц. СПб., 1996. С. 79-83).

Культура возникает, как результат деятельности человека и являет­ся сложной, динамической, саморазвивающейся системой.

Функционирование культуры может быть представлено в единстве трех ее составляющих: предметов культуры, способов человеческой дея­тельности и человеческих качеств. Но какую бы грань культуры мы не рассматривали, она всегда будет «очеловечена». Какой бы черепок ни исследовали археологи, он и ценен не сам по себе, а потому, что ха­рактеризует мышление человека ушедших эпох. Любой способ чело­веческой деятельности характеризует степень реализации сущностных сил человека.

Только в рамках культурологического подхода возможно понять содержание специфических человеческих качеств, таких как духов­ность, свобода, гуманизм. Эти понятия и будут выражать высшие цен­ности культуры.

Духовность - в форме религиозной, нравственной, эстетической, художественной, политической, познавательной — является особым '■ продуктом» психической деятельности, возвышающим человека над витальными, эгоистичными и своекорыстными потребностями его су­ществования, связывая тем самым индивида с другими людьми, а затем и с природой, и с творимой ими «второй природой» — миром вещей, в котором культура обретает предметное существование (там же, с. 86).

Условием возникновения и сущностным признаком культуры яв­ляется свобода, т. к. деятельность человека может осуществляться толь-Ко на основе самостоятельного выбора каждым человеком целей и сРедств его действия. Вся история культуры есть движение от мира Необходимости через порабощение человека человеком к свободе, к ДеМократически организованному сообществу. Свобода выступает ус-■ °вием творчества во всех видах человеческой деятельности.

Гуманизм выступает качественной мерой культуры, ее критерием, еРилом истинности, показателем ее внутренней сущности. В свою


^50 -0- Философия медицины 0- Раздел IV •> Глава 17

< чередь, культура выражает не внешние признаки явления, а Ьэсть его содержания, идеальные установки и устремления. Под ^ 1^анизмом (от лат. китапиз - человеческий, человечный) следу? понимать систему идей, отстаивающих и обосновывающих высшую 1> нность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как кри т^рия оценки общественных отношений. Идеи гуманизма в системе Кльтуры выступают духовными ориентирами, указывающими направ-Д: иие движения человека к самому себе как к существу: а) разумному б духовному; в) свободному.

Исходя из изложенного, культуру можно определить как форму б][тия человека, представленную в продуктах материальной и духов­на деятельности и составляющую средство самореализации и осно­вание ценности человека.

В настоящее время понятие «культура» означает исторически оп­ределенный уровень развития общества, творческих сил и способнос­тей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и де-яьльности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (Философский энциклопедический словарь. М., \%Ъ. С. 292-293).

Культура - сложная, многоуровневая система. Принято подразде­лясь культуру по ее носителю. В зависимости от этого выделяют куль­туру мировую, национальную, а также культуру различных социальных обдностей (клановая, городская, сельская, профессиональная, моло-де«ная, семьи, отдельного человека). Общепринято выделять культу­ру народную (непрофессиональную) и профессиональную.

Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет разнообразия человеческой деятель-но<; ти.

По содержанию и влиянию культуры на человека ряд авторов преД" лагают делить ее на прогрессивную и регрессивную, реакционную. Куль-туРа, как формирующее человека начало, может воспитывать личность как нравственную, так и безнравственную. Это зависит от ряда объеК" тивцых и субъективных факторов и условий.

Специфика, типология человеческой деятельности позволяют вь де.! цть в системе культуры различные уровни, слои. Критериями л" ихадделения могут быть внутренние характеристики самой деятель нос-ги, ее условия и связи, особенности производимых продуктов. И ход^из этого, принято выделять материальную, духовную, худо, жестве нун культуры (достаточно распространенным является рассмотри ху^жественной культуры в рамках духовной культуры общества, •"


Философия культуры. Медицина в системе культуры ♦ 353

, уществуют вне познающего мир человечества. Человеческие знания, ^шествуя в различных формах и на различных уровнях, являются фор­мой осознания субъектом (от личности до человечества) мира и себя в эТо мире. Знания систематизируются, концептуализируются и обра­зуют более или менее целостную систему, которая опосредованно свя­зана и влияет на практическую деятельность субъектов. В любом об­ществе складывается и функционирует независимая от отдельного индивида социокультурная организация добывания, хранения, пере­дачи информации и знаний. Эта система создает информационное поле, в котором живет и действует человек.

Третья сфера духовной культуры связана с ценностно-ориентаци-онной деятельностью.

Осмысленный характер познания мира предполагает не просто зна­ние о нем, а понимание ценности самого человека, как субъекта дея­тельности, ценность его знаний, творений, ценность самого мира куль­туры, в котором живет человек. Мир человека — это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслом и значениями. Ценности представляют из себя способности, свойства различных предметов, явлений удовлетворять потребности, желания, интересы людей. Пред­меты культуры отличаются от природных объектов тем, что они явля­ются наделенными каким-то особым свойством, которым не облада­ют естественные объекты. Создавая предметный мир, человек не стремился воспроизвести природу, а созидал отличное от нее, имею­щее смысл как выражение человеческой сущности. Возникновение культуры характеризуется, прежде всего, стремлением человека утвер­ждать ценности. Совокупностью ценностных свойств мир культуры отличается от мира природы. Ценности выступают и регулятором че­ловеческого поведения, и высшей целью его деятельности; они не да­ются человеку изначально, а возникают как результат его культурной Деятельности. В систему ценностей человека наиболее часто включа­ют следующие их виды: смысложизненные (добро, зло, счастье, цель *изни, смысл жизни); универсальные (жизнь, здоровье, личная безо­пасность, благосостояние, семья, образование); ценности обществен­но признания (трудолюбие, уважение, социальное положение); де­мократические (свобода слова, свобода совести, право на труд, право На образование).

Четвертой областью духовной культуры является духовное обще-Ние людей в разнообразных формах его проявления, которые зависят °т особенностей предмета коммуникации. «Роскошь человеческого °бщения» (выражение А. Экзюпери), в ходе которого происходит об-^ информацией - высокая культурная ценность. Духовное обще-


354 -0- Философия медицины -0- Раздел IV ♦ Глава 17

ние может происходить как на межличностном (межгрупповом) уп01, не, так и на уровне объективированных ценностей. В процессе меж" личностного (межгруппового) общения индивидов происходит совме стное восприятие объекта, ситуации, действий, состояний. Результатом коммуникации является и возможное изменение установок, поведе ния, достижение определенной степени взаимопонимания, согласия Во втором варианте объективированные в речи, книгах, произведе-ниях искусства результаты духовной деятельности постоянно «по­требляются», распредмечиваются, становятся достоянием человечес­кого сознания.

Способность к общению на духовном уровне всегда входила необ­ходимой составляющей в систему профессионально-нравственных качеств врача. Духовное общение во многом зависит от уровня худо­жественной культуры, как общества в целом, так и личности врача, в частности.

Особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (художе­ственное мышление, творчество, восприятие и т. п. ), получила назва­ние художественная культура. По своему содержанию она представ­ляет собой совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведе­ний искусства или материальных предметов, обладающих эстетичес­кой ценностью. Как социальный институт художественная культура представляет собой, прежде всего, сферу создания художественных цен­ностей (деятельность личностей и организаций, занимающихся худо­жественным творчеством). Она включает в себя также области распро­странения и освоения того бесконечного богатства, которым обладает художественная культура.

Художественная культура может быть рассмотрена не только как процесс или явление в рамках общества, но и как свойство личности. Личностный аспект художественной культуры предполагает обраше-ние к специфике процесса формирования идеалов, художественных вкусов, совершенствования эстетических чувств, выработки художе­ственных навыков, а также системы идей, взглядов, суждений, убеж­дений, которые являются феноменами мировоззрения личности, в том числе врача.

Таким образом, культура будет представлять собой единство тре* видов деятельности людей: в материальной, духовной и художествен­ной сферах их жизни. Безусловно, между этими видами и сферами Де' ятельности не существует строгих границ, но, тем не менее, каЖДа обладает своей спецификой, относительной самостоятельностью.


Философия культуры. Медицина в системе культуры ♦ 355

Существуют и другие основания для выделения структуры культу­ру. Так, например, в зависимости от характера отношений с другими формами бытия возможно рассмотрение связей «культура - природа», «культура - общество», «культура - человек».

В структуру культуры входят субстанциональные элементы, кото­рые опредмечиваются в ее ценностях и нормах. Структура культуры включает в себя систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, религию, политику, право, мораль.

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и раз­нообразие ее функций в жизни общества и человека.

Главная функция культуры является человеко-творческая или гума­нистическая. Все остальные так или иначе вытекают из нее.

Важнейшей функцией принято считать информационную, функцию трансляции социального опыта. Культура, представляющая сложный, социальный организм, знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Культуру еще называют социальной памятью человечества.

Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологи­ческая). Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений, приобретает способность накапливать богатей­шие знания в мире и тем самым создавать благоприятные возможнос­ти для его познания и освоения. Можно смело утверждать, что обще­ство настолько интеллектуально, насколько использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана с регули­рованием различных сторон, видов общественной и личной деятель­ности людей. Именно в сфере быта, труда, межличностных отноше­ний культура определяет их поступки, действия, выбор ценностных ориентации. Она опирается при этом на такие нормативные системы как мораль и право. Причем, чем человек более культурен, тем боль­шее значение для него имеет регуляция моральная, а не правовая.

Семиотическая, или знаковая, функция реализуется в языке. Без ИзУчения соответствующих знаковых систем нельзя ни понять культу-РУ, ни, тем более, приобщиться к ее достижениям. Так, язык (устный илц письменный) — средство общения людей; литературный язык — важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфи­ческие языки нужны для познания особого мира музыки, театра, Живописи. Естественно-научные дисциплины (физика, химия, ма­тематика, биология и др. ) также располагают собственными знаковы-Ми системами.


356 ♦ Философия медицины -О Раздел IV -О- Глава 17

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейцц) качественные состояния культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о сте­пени культурности того или иного человека. Нравственное и интел­лектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответ­ствующей оценки.

2. Культура Запада, Востока, России: компаративистский подход*

Вполне закономерно, что в последнее время в России все большее распространение приобретает цивилизационный подход в общест-вознании и, конечно, в философии культуры. Ведь основополож­ником этой концепции является, как уже отмечалось выше, наш со­отечественник, известный философ, естествоиспытатель, социолог и культуролог Н. Я. Данилевский, — один из многих русских умов, пред­восхитивших оригинальные идеи, возникшие позднее на Западе. В частности, его видение культуры в контексте существования культур­но-исторических типов удивительно созвучны концепциям двух из­вестных мыслителей XX века — О. Шпенглера и А. Тойнби.

Данилевский отрицал возможность общечеловеческой цивилизации в смысле гегемонии какого-то одного культурно-исторического типа, так как каждый из них по-своему ограничен. Люди не могут, обитая в разных уголках планеты, жить единообразно, по единому образу. Таким образом, пафос теории Данилевского — отрицание линейного процесса развития истории. Исторический процесс представлялся ученому как развитие каждой нации вглубь, как самоутверждение каждого народа, сумевшего осознать цель и смысл своего существования. Одновремен­но следует подчеркнуть (и история человечества это доказала), что ци­вилизации находятся в постоянном взаимодействии. Так, европейское вторжение на американский континент прервало процесс развития ин­дейской цивилизации, в результате столкнулись противоположные си­стемы идеалов. Но возникшая новая американская культура, при всей ее противоречивости, стала одной из ведущих в сегодняшнем мире.

* Компаративистика — наука, основанная на сравнительно-историческом методе анализа литературных памятников, различных языков, благодаря чему выявляются их общие истоки, соответствие другим более известным науке объектам.


Философия культуры. Медицина в системе культуры


 357


Исследуя процессы, зачастую кризисные в западно-европейской 1ЬТуре, сегодня — на рубеже тысячелетий, культурологи все чаще вращаются к философскому наследию Гегеля, сказавшему в свое вре-_ что «Европа есть безусловно, конец всемирной истории, а Азия ее начало» (Гегель Г. Философия истории. Соч. Т. VIII. М, —Л., 1935. С. 0$). Всемирная история направляется с Востока на Запад. Действи­тельно, достаточно часто в культурах разных народов Восток симво-1й3ирует начало (жизни, истории, сотворения мира, природного или космического цикла и т. п. ), возрождение и обновление, весну, спасе­ние, наступление грядущего (например «свет с Востока»). Запад же, соответственно, ассоциируется с концом (истории, жизни, творения), зрелостью, подведением итогов. Рационалистический Запад стал ро­диной капиталистического мировоззрения: «помните, что время - это деньги». «Если тот, кто может заработать в день десять шиллингов, будет полдня гулять или сидеть без дела, хотя и будет тратить только шесть пенсов во время прогулки или безделья, он не должен думать, что это только единственный расход: на самом деле он тратит или, ско­рее, бросает на ветер еще пять шиллингов». Восток по-прежнему боль­ше заимствует и воспринимает у Запада плоды материальной культу­ры, но в области духа он консервативен и верен своим традициям. «Как только покидается великое Дао, так является человеколюбие и спра­ведливость. Как только является умная дальновидность, то является великое лицемерие» (Лао-Цзы. Цит. по: Н. Е. Троицкая. Русская циви­лизация между Востоком, Западом и Югом. М., 1995. С. 10).

В кульминационный период формирования колониальных систем, на рубеже Х1Х-ХХ в. в., когда противоречия Востока и Запада приняли особенно жесткий, непримиримый характер, знаменитый английский писатель Киплинг сформулировал свой «категорический императив»: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им не сойтись никогда». Дей­ствительно, сопоставление культур Запада и Востока (особенно впечат­ляющее в свете исследований западных и восточных религий) выявило почти необозримый ряд смысловых антиномий. Если Запад — демо­кратия (свобода, равенство), то Восток - деспотизм; если Запад -аскеза, то Восток - мистика; Запад — научное знание, рациональ­ность, Восток - интуиция, вживание в мир; Запад - динамизм разви­тия. Восток - неподвижность, стабильность; Запад - модернизация, иНновативность, Восток - традиционность, ритуал; Запад — «логос», Восток — «дао»; Запад - индивидуализм, Восток — коллективизм, го­сударство; Запад - активное технико-технологическое преобразова­ние мира, Восток — достижение гармонии с естественно-природной сРедой обитания; Запад - капитализм, буржуазность, Восток — ком-


Философия культуры. Медицина в системе культуры О- 359

более совершенной формы разума во Вселенной, чем разум челове­ческий и, тем самым, входит в противоречие с возвышенным пред­ставлением Востока о множественности миров.

В полную противоположность западному мировоззрению система восточного мировоззрения включает в себя представление о ценности ■ цобой формы жизни (ахимса - неповреждение жизни, непричинение страдания живым существам. Именно сознательное повреждение жиз­ни и причинение зла осуждается. Причем ахимса — это не запрет, а моральная заповедь, предполагающая добровольное следование ей). д сам человек рассматривается здесь лишь как одна из ступеней эво­люции живого во Вселенной. Поэтому жизненное предназначение че­ловека состоит, согласно этой точке зрения, в усилиях совершенство­вания и восхождения к высшему через страдания и преодоление препятствий на этом пути.

3. В религиях Востока спасение человека - обретение им бессмер­тия, избавление от земных страданий, тяжести кармы рассматрива­ются как то, что каждый может и должен сделать сам, т. е. только благодаря личным усилиям обретается путь, ведущий в вечную жизнь. Собственными руками каждый слагает ступени, по которым будет восходить. Лишь то, что мы делаем сами, составляет все наши дости­жения и заслуги, и только то, что мы заслужили, действительно нам принадлежит. Поэтому отличительная особенность духа Востока — осуждение всякой слабости, неподвижности, лени или страха, кото­рый есть признак слабого духа.

В религиозно-философских системах православия и католицизма спасение человека связывается с приобщением его к церкви, которая рассматривается как необходимое посредствующее звено между чело­веком и Богом. Более того: вера полагается здесь как главное условие спасения, тогда как личные усилия без веры - мало чего стоят. Поэто­му можно верить и не прилагать усилий личного порядка. Достаточно ходить в церковь, соблюдать все религиозные ритуалы и обряды, воз­носить хвалу и молитву богу, не изменяя ни одной из своих привычек. Я грешен, слаб и неисправим как всякий человек — раб греха. Но мой гРех искуплен Спасителем. Мой счет оплачен и я буду спасен, если бУДУ верить.

В восточных религиях (брахманизм, буддизм, индуизм), напротив, Не вера, а исключительно личные усилия каждого ведут к Высшему. Все наши достижения на пути совершенствования есть то, что мы должны с°вершить сами, причем не чудом, не выпрашиванием помощи, не взыванием каких-то тайных, сверхъестественных сил, но лишь через Спряжение и самоотверженный труд. Каждый помогает себе сам, но


Философия культуры. Медицина в системе культуры ♦ 361

„ученные из иных, нефилософских и ненаучных форм мировоззре-

(мифологических, мистических, религиозных), собственная эм-«рическая основа которых до сих пор еще твердо не установлена, не

ка3ана, но и не опровергнута: идея реинкарнации, непрерывности

круговорота жизни, идея кармы и др.

При всем своеобразии философского и религиозного мировоззре­ния Востока, которое в своем чистом виде скорее всего никогда не су­ществовало, необходимо, тем не менее, отметить поразительное совпа­дение и общность основных идей, этических норм и нравственного идеала религиозных систем Востока и Запада, если рассматривать эти системы с точки зрения их непосредственных литературных источни­ков. В Библии, в книгах Ветхого и Нового Завета можно найти как довольно ясно выраженные идеи Востока, так и весьма прозрачные намеки на общие и близкие по своему мировоззренческому значению представления: идеи бога, как высшего принципа («Всевышнего») и начала Вселенной; идея множественности сотворенных миров; идея непрерывности или вечности жизни, как цепи воплощений и невоп­лощений бессмертной души; идея человека, его сущности и жизнен­ного предназначения весьма сходная с буддизмом; идея кармы (лич­ной и родовой, семейной и групповой, а также исторической кармы народов); идея совершенствования человека и человечества в ходе дли­тельной эволюции; идея сердца как органа высшего разумения и че­ловеческого знания.

Проанализировав философско-религиозные мировоззренческие установки Востока и Запада, трудно не согласиться с утверждением философа Г. В. Хомелева о том, что по своему содержанию Библия есть не что иное, как западная форма древнего восточного мировоззрения. Следы этого мировоззрения более явственны в символике религиоз­ных культов Древнего Египта и в иудаизме. Однако и в Новом Завете выражение и внутреннее значение определенных представлений, зна­ков и образов говорит о том же, но, кажется, на своем, непонятном нам языке (подробнее см.: Хомелев В. Г. Культура как источник жиз­ненного смысла: Мировоззренческое содержание, знаки и символы Религиозно-философской культуры Востока. СПб., 1997).

Таким образом, можно с определенностью сказать, что Запад и Во­сток - это различные социокультурные парадигмы, на протяжении веков и тысячелетий сосуществующие между собой, борющиеся друг с Другом, взаимодействующие и влияющие - прямо и косвенно - одна На Другую, но в процессе исторического противостояния так и не пре­одолевшие семантического «параллелизма», взаимной непереводимо-Сти, символического противостояния, политической, философской,


364 О- Философия медицины < *■ Раздел IV < > Глава 17

тинополь попал под власть римской Унии, а маленькое Московск княжество неожиданно превратилось в самое большое государств ' мире. Идея «Москва—Третий Рим» — священный союз церкви и го дарственной власти, сделала Россию лидером православной цивилм зации на достаточно длительное историческое время.

Оглядываясь из современности назад, в поисках черт, характерны для русской культуры на протяжении многих веков и сохраняющихся у нее доныне, можно по-разному обобщать исторический материал Однако выводы, к которым приходя

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...