Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ориентирование на местности и выбор пути




СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ОПАСНОСТИ В ГОРАХ

2.1. Камнепады
2.2. Снежные лавины и ледовые обвалы
2.3. Метеорологические условия, затрудняющие движение в горах
2.4. Признаки изменения погоды

3. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ И ВЫБОР ПУТИ

3.1. Ориентирование по карте
3.1.1. Ориентирование в движении
3.1.2. Восстановление ориентировки
3.1.3. Ориентирование при передвижении пешим порядком
3.2. Ориентирование на местности без карты
3.3. Особенности ориентирования ночью и зимой
3.4. Разведка и подготовка пути
3.5. Ориентирование при обследовании местности с вертолета
3.6. Применение спутниковых навигационных приемников

4. ВЫБОР И ОБОРУДОВАНИЕ МЕСТ ДЛЯ ЛАГЕРЯ (БИВАКА)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Название форм и подробностей горного рельефа

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сведения о портативном спутниковом навигационном приемнике индивидуального пользования GPS38 "Гармин"

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бубнов И.А., Богатов С.Ф. и др. Военная топография. Учебник для военных училищ Советской Армии. М., Воениздат, 1976, 279 с.
  2. Лахин А.Ф., Бызов Б.Е., Коваленко А.Н. Военная топография. Учебник для курсантов учебных подразделений. М., Воениздат, 1980.
  3. Говорухин А.М., Куприн А.М., Коваленко А.Н., Гамезо М.В. Справочник по военной топографии. М., Воениздат, 1980, 352с.
  4. Масленников А.С. Безопасность при топографо-геодезических работах в горах. М., РИО ВТУ ГШ, 1990, 76 с

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Успех боевых действий в горах в значительной мере зависит от специальной горной подготовки войск, включающей специальную физическую и техническую подготовку, а также знания конкретных физико-географических и погодных условий, в которых придется действовать. Умение правильно ориентироваться в сложных условиях горной местности и мгновенно оценивать складывающуюся боевую обстановку - в этом залог успеха командира при выборе выгодного места для организации опорного пункта или места для засады, а в крайнем случае, и для сравнительно спокойного ночлега или организации бивака для более комфортного отдыха, или организации временной базы.
Горная подготовка является неотъемлемой частью боевой подготовки войск и обязательна для всего начальствующего и рядового состава, предназначенного для действий в горах.
Получаемые в ходе горной подготовки знания и практические навыки часто оказываются недостаточными, особенно в части предупреждения опасностей, обусловленных природой гор, и умения ориентироваться в сложной горной обстановке, что еще раз подтвердилось в ходе проведения контртеррористических мероприятий в Северо-Кавказском регионе в 1999-2000 гг.
Известно, что опасности в горах не страшны тому, кто знает, когда и откуда они появляются и как их миновать. Следовательно, личный состав, действующий в горах, должен твердо знать, какие опасности возникают в горах и отчего, как их избежать для себя, и как использовать ту или иную из них для нанесения урона живой силе и технике противника, разрушения его путей сообщения и т.д.
Умение ориентироваться на местности, как показывает жизнь, - определенное искусство, в совершенстве овладеть которым далеко не просто. Лишь немногие, обладая от рождения "природным чутьем", могут уверенно чувствовать себя на незнакомой местности и без особого труда выйти к ближайшему жилью или в заданную точку. Большинство же людей, даже имея определенную подготовку, оказавшись в незнакомой местности, испытывают трудности в определении своего местоположения и нахождении кратчайшего пути к намеченной цели.
Навыки ориентирования военнослужащие приобретают при изучении курса военной топографии. Но настоящие знания и умение ориентироваться на различной местности приобретаются ими лишь в ходе практической деятельности, когда военнослужащие сталкиваются с ситуациями, часто не похожими на те, которые рассматривались в процессе обучения.
В отличие от равнинной или всхолмленной местности, при выборе пути в высокогорном районе надо учитывать не только тактические требования и условия, но и естественные опасности, свойственные горам, которые иногда могут нанести войскам гораздо больший урон, чем противник. Отсюда понятна важность умения ориентироваться в горной местности, где любые отклонения от заданного маршрута чреваты для подразделения опасностью не только напороться на засаду, но и оказаться в положении заблудившегося, попасть в зону лавин, камнепадов, ледовых обвалов и др.
Цель настоящей работы - предостеречь личный состав, действующий в горах, от возможных опасностей и потерь, а также дать ряд практических рекомендаций по методике ориентирования и организации безопасного передвижения в горах

ОПАСНОСТИ В ГОРАХ

Опасности в горах по причинам их возникновения можно разделить на три группы:

  1. связанные с особенностями горного рельефа (см. Приложение I);
  2. зависящие от климатических (метеорологических) особенностей горных районов;
  3. связанные с неподготовленностью людей.

К опасностям первой группы относятся: камнепады, снежные лавины, ледовые обвалы, селевые потоки, ледниковые трещины и др. Во вторую группу опасностей входят: туман, осадки, грозы, низкая температура и др.
Наиболее частой опасностью горных маршрутов являются камнепады, а наиболее коварной опасностью - снежные лавины. Неблагоприятные метеорологические условия, представляя непосредственный источник опасности, одновременно усугубляют опасности, связанные с особенностями горного рельефа.

2.1. Камнепады
Камнепады вызываются естественным разрушением горных пород. На больших высотах наиболее вероятны камнепады вскоре после захода Солнца или в первые часы после его восхода. Отдельно летящие вниз по склону камни, попадая на разрушенные части породы, могут вызывать большие каменные обвалы.
При падении по склонам гор камнепад устремляется по наиболее крутым местам, главным образом по ранее образовавшимся желобам. Наиболее опасны расширенные места желобов.
Места, подверженные систематическим камнепадам, можно определить по следующим признакам: наличие щебня и пыли на площадках и террасах; сравнительно некрутым, заглаженным краям скальных выступов; частым бороздам на снежных склонах; застрявшим в снегу камням; общему вогнутому характеру склона; камням у подошвы склона, не покрытым ни почвенным слоем, ни растительностью.
Возможны камнепады и на травянистых склонах. Здесь они особенно опасны своей бесшумностью и поэтому неожиданностью.
Точно определить, когда и откуда начнется камнепад, очень трудно. Однако внимание и осмотрительность могут значительно облегчить определение мест, опасных в отношении камнепадов.
Для уменьшения опасности камнепада следует:

  • по возможности обходить камнепадные места или выбирать для передвижения менее опасное время (перед восходом Солнца или незадолго до его захода);
  • преодолевать опасное место поодиночке, обеспечивая наблюдение, а также используя в случае необходимости (на крутом склоне) страховку (надежное укрытие за выступом скалы), причем, пока очередной не пересечет опасное место, остальные должны находиться под укрытием;
  • располагаться при передвижении подразделения по камнеопасным местам так, чтобы по возможности не идти один над другим, избегать переходить по ломким скалам, чтобы не создавать опасности для идущих ниже, и укреплять все непрочно лежащие камни;
  • следить при передвижении по скалам в связках за тем, чтобы не сорвать веревкой непрочно лежащие камни и не создать этим опасности для других; если камень срывается, немедленно предупредить находящихся ниже возгласом "Камень!". По этому сигналу стоящие ниже должны попытаться задержать камень, а при невозможности это сделать - быстро укрыться в защищенном месте.

Если при начале камнепада невозможно отойти в сторону, нужно прижаться к склону, предварительно защитив голову подручным предметом (ранец, рюкзак), и положить веревку так, чтобы падающие камни не могли перебить ее.
При необходимости пересечь сливающиеся камнепадные желоба надо проходить не по основному желобу, а в местах до слияния отдельных его рукавов в общий, применяя страховку с помощью веревки.

2.2. Снежные лавины и ледовые обвалы.
Снежные лавины - это массы снега, сползающие со склона с большой скоростью и обладающие иногда огромной разрушительной силой. Такие лавины представляют серьезную опасность при передвижении войск, так как захваченные лавиной люди могут быть засыпаны большими массами снега или задушены снежной пылью, образующейся при падении лавины по крутому склону.
Знание причин возникновения лавин и умение выбрать наиболее безопасный путь в лавиноопасной местности - главное условие в борьбе с этой опасностью.
Основными причинами образования лавин являются:

  • крутизна склона. Всякий склон круче 20° может быть лавиноопасным, хотя иногда лавина может образоваться и на более пологом склоне;
  • характер поверхности склона: гладкие склоны опаснее, чем склоны, прерывающиеся террасами, изобилующие камнями, канавами и т.д.; крупные каменные осыпи, выступающие скалы, деревья, кустарники, даже скошенная трава на склоне препятствуют образованию и движению снежных лавин; впрочем, небольшие неровности склона могут иметь значение только в первой половине зимы, когда он не прикрыт обильными зимними снегами;
  • состояние склона, на который выпадает снег: если снег ложится на холодный, промороженный грунт, он хорошо сцепляется, это обстоятельство может иметь силу в течение продолжительного времени;
  • увеличение количества снега на склоне в результате частых и обильных снегопадов;
  • наличие ветров во время снегопада или в период, следующий за снегопадом ветры даже при небольших снегопадах заглаживают склоны, образуют местами снежные карнизы, подкарнизные наносы, снежные подушки;
  • изменение структуры свежевыпавшего снега при изменении температуры: сухой снег, выпавший при низкой температуре, через некоторое время после снегопада теряет сцепление между своими частицами и становится более лавиноопасным;
  • перенасыщение снега водой (при оттепели, дожде), вследствие чего нарушается связь между его частицами;
  • вымерзание влаги из снега, отчего последний приобретает сухую пескообразную структуру;
  • сжатие (уплотнение) снежного пласта при похолодании.

Если снег, лежащий на склоне, по тем или иным причинам приведен в состояние неустойчивого равновесия, то часто бывает достаточно незначительного воздействия, чтобы он начал двигаться. Таким воздействием может быть:

  • падение снежного карниза, образованного ветром, на лавиноопасный склон;
  • пересечение лавинного склона человеком или животным, нарушающими целость снежного пласта;
  • звуковая волна, исходящая от громкого крика, выстрела или разрыва.

Сухой снег, выпадающий при низкой температуре, несмотря на его сравнительную легкость, образует очень большие и тяжелые лавины, захватывающие большую площадь и производящие сильные разрушения не только ударом самой массы снега, но и воздушным вихрем, вызываемым их движением. Эти лавины вследствие распыления части снега называются пылевыми. Опасность их образования возникает после обильного снегопада. При наличии мороза опасность образования таких лавин более продолжительна. Особенно часты пылевые лавины зимой и осенью. При движении они производят громоподобный звук (в начале их движения слышен громкий шорох, шипение).
Сопровождающие снегопад влажные ветры, перенося снег с места на место, в большинстве случаев на подветренных склонах, образуют "снежные доски" толщиной иногда свыше метра. Эти пласты снега слабо скреплены с поверхностью склона. При небольшой дополнительной нагрузке (например, пробивание следа или пересечение на лыжах) "доска" с приглушенным треском отрывается и устремляется вниз по склону, увлекая за собой подстилающий снег.
Мокрый снег имеет хорошее сцепление между своими частицами, но очень слабую связь с основанием, на которое он выпадает. Лавины из такого снега часто образуются под скалами после снегопада в ясные солнечные дни при температуре около 0(С, но основной причиной образования лавин из мокрого снега является подмывание его снизу талой водой вследствие оттепели или дождя.
Лавины могут образоваться не только из свежего снега, но и из фирна (старого тяжелого зернистого снега). Эти лавины очень опасны тем, что они могут легко задавить попавшего в них человека.
Весеннему периоду присущи грунтовые лавины. Они образуются вследствие нарушения потоками талой воды связи между грунтовым основанием и большими толщами снега, накопившимися за зиму. Пути и время схода этих лавин обычно повторяются.
Ледопады на ледниках, стенах и склонах вершин опасны периодически происходящими обвалами. В связи с тем, что обвалы являются следствием движения льда, время их падения трудно предугадать. Однако установлено, что ледовые обвалы особенно часты в жаркие солнечные дни и во время оттепели. Ледовые обвалы могут быть причиной схода снежных лавин.
Во всякой лавине движение по краям медленнее, чем по середине, поэтому оказавшийся в лавине, должен всеми силами стремиться продвинуться к ее краю, чтобы избежать угрозы быть засыпанным.
Признаками лавиноопасности склона служат следы прошедших лавин: вырванные или согнутые деревья, кусты, вырытые лавинами желоба в грунте, выносы массы снега, по которым происходит и движение камнепадов. Установить, когда пойдут по ним лавины, очень трудно. Поэтому такие места следует пересекать возможно выше по склону, где желоба имеют мелкие разветвления.
Наиболее велика вероятность схода лавин в первые два дня после снегопадов, особенно в узких ущельях.
Перед прохождением лавиноопасных мест, если позволяет обстановка, нужно проверить устойчивость снега оружейным залпом, очередью из автомата или разрывом ручной гранаты. При прохождении лавиноопасных склонов необходимо иметь красный лавинный шнур, один конец которого нужно обвязать вокруг туловища, а другой оставить свободным для облегчения поисков, если кто-то из подразделения окажется засыпанным лавиной.
На лавиноопасном склоне следует передвигаться по одному, выставляя наблюдателей для предупреждения идущих по склону о начале движения лавины.
Подъем и спуск по лавиноопасным склонам нужно производить прямо вверх или вниз, а не наискось или поперек склона, чтобы не нарушить целости снежных пластов и не
вызвать этим движение лавины.
При подаче сигнала "Лавина!" необходимо:

  • вернуться на исходный пункт, если сигнал застал идущего в начале лавиноопасного склона (желоба);
  • закончить преодоление склона, если сигнал застал в конце склона;
    прижаться к склону горы, по возможности под прикрытием выступающих участков скал; закрепиться, прикрыть голову рюкзаком (вещевым мешком), если сигнал застал на середине пути;
  • в случае, если лавина захватила вас в момент прохождения по участку, нужно приложить все силы, чтобы удержаться на поверхности лавины, а при пылевой лавине прикрыть нос и рот рукой, чтобы не задохнуться от снежной пыли. Для того чтобы держаться на поверхности лавины, следует делать движения, аналогичные тем, которые производят при плавании.

При остановке лавины нужно постараться принять вертикальное положение и движением рук обеспечить у рта и груди свободное от снега пространство для дыхания.
Наблюдающие с "берегов" лавиноопасного склона не должны упускать из виду попавшего в лавину, чтобы можно было оказать ему немедленную помощь. Поиски попавших в лавину должны вестись с обязательным наблюдением за склонами для того, чтобы предупредить возможность попадания пострадавших и самих спасающих в новые лавины.
Особую осмотрительность нужно проявлять при передвижении по лавиноопасным склонам крупных войсковых подразделений. Для обеспечения безопасности преодоления лавиноопасных мест, особенно при спуске, необходимо заблаговременно высылать вперед специально подготовленные группы для намеренной очистки склона (срыва лавин).

2.3. Метеорологические условия, затрудняющие движение в горах.
Метеорологические условия (грозы, дожди, туманы, ветры, снегопады, метели, холода и др.) оказывают большое влияние на действия войск в горах и таят в себе ряд опасностей для находящихся в горах людей. Каждый командир и боец, выполняющий боевые задачи в горах, должен хорошо знать особенности метеорологических (погодных) условий гор.
В высокогорных районах температура воздуха резко колеблется в течение суток. Днем температура в горах, даже покрытых снегом и льдом, достаточно высока, но при облачности, ветре и тотчас же после захода Солнца она резко понижается, часто падая на вершинах лаже летом до -15 -20°С, а зимой - до - 40°С и ниже.
Более чистый воздух на высоте и наличие сильно отражающих солнечные лучи поверхностей (лед, снег) увеличивают действие солнечных лучей настолько, что они могут вызвать временное ослепление и тяжелые ожоги кожи. Поэтому для защиты глаз в горах применяют предохранительные очки с дымчатыми стеклами, а для защиты кожи от ожогов и обморожений - специальные мази и маски.
Чем выше над уровнем моря находится местность, тем меньшим будет давление воздуха. На больших высотах это ведет к недостатку кислорода в крови, вызывающему у людей без достаточной тренировки затруднение дыхания, головокружение, общую физическую слабость и даже потерю способности управлять своими действиями (горная болезнь). Для предотвращения или ослабления горной болезни, и обеспечения постоянной высокой боеспособности войск, предназначенных для действий в горах, необходимы прежде всего отличная физическая подготовка каждого воина и периодическая акклиматизация в высокогорных районах.
Плохая погода в горах может сильно осложнить передвижение и боевые действия войск.
Дождь затрудняет движение в горах. Тропы, травянистые склоны и скалы становятся от дождя скользкими и увеличивается опасность срыва со склонов и скал. Дождевые потоки воды вызывают срывы камней. Промокание одежды военнослужащих увеличивает опасность простуды и обморожения. Во время движения в горах при дожде надо избегать желобов, опасных камнепадами.
После продолжительных дождей, интенсивного таяния снега и т п. в горах возможно возникновение селевых потоков, представляющих грязекаменную массу насыщенного водой рыхлого груша, сползающего со склонов. Увлекая за собой огромные валуны, массы камней, грунта, моренных отложений и др., селевые потоки могут коренным образом изменить условия подходов или подъезда автотранспорта и другой боевой техники, послужить причиной сдвига "русла" реки, а также быть источником непосредственной опасности как для временных, так и базовых лагерей.
Ветер в горах в непогоду обычно порывистый, шквальный и сопровождается значительным понижением температуры. Достигающий ураганной силы ветер является большим препятствием для передвижения, особенно по гребням и хребтам. Кроме того, сильный теплый ветер может вызвать усиленное падение камней и сход лавин. Сильные ветры в высокогорных районах часто сопровождаются метелями, что осложняет ориентирование. Передвижение в этих условиях следует производить с большой осторожностью, со страховкой и периодической проверкой состояния людей.
Снегопад быстро заносит следы, тропинки, ориентиры на местности и трещины на ледниках, затрудняя движение и ориентировку и увеличивая возможность срывов со склонов, падений в трещины и т.п.
Летом снежные метели на высоте, как правило, непродолжительны, а зимой они могут длиться по несколько суток.
Туман ухудшает видимость, искажает очертания горного рельефа, что затрудняет ориентирование на местности, а иногда делает его вообще невозможным. В тумане увеличивается опасность выйти на трудные и опасные склоны, попасть в трещины на леднике и т.д.
Движение по опасным местам при появлении тумана целесообразнее временно прекратить, если боевая обстановка позволяет это сделать.

2.4. Признаки изменения погоды.
Для того чтобы непогода не застала врасплох, каждый военнослужащий, независимо от занимаемого положения, должен знать основные признаки изменения погоды,
Признаки ухудшения погоды: падение атмосферного давления, венец вокруг Луны, заметное мерцание звезд к утру.
Надежное выдерживание маршрута в сложных условиях и при плохой видимости наиболее успешно осуществляется по топографической карте с использованием данных, выдаваемых навигационной аппаратурой (возимой или носимой)

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ И ВЫБОР ПУТИ

3.1. Ориентирование по карте.
Ориентирование по топографической карте на месте включает ориентирование карты, опознание ориентиров и определение точки стояния. Карту ориентируют по компасу, линии местности или направлению на известный ориентир.
Ориентирование карты по компасу производится с учетом магнитного склонения. Для этого компас устанавливают на одну из вертикальных линий координатной сетки карты так, чтобы линия, проходящая через штрихи 0 и 180 шкалы, совпадала с линией карты. Затем карту поворачивают так, чтобы северный конец магнитной стрелки отклонился от штриха 0 на величину поправки направления, указанную в левом нижнем углу листа карты.
Для ориентирования карты по линии местности карту поворачивают так, чтобы линия условного знака местного предмета, например дороги, совпала с направлением самого местного предмета, а изображения всех объектов, расположенных справа и слева от нее, находилось с тех же сторон, что и на местности.
Ориентирование карты по направлению на ориентир применяют в том случае, когда точка стояния известна и с нее виден ориентир, обозначенный на карте. Карту поворачивают так, чтобы направление "точка стояния - ориентир" совпало с соответствующим направлением на местности. Для более точного ориентирования карты к этим точкам прикладывают линейку и по ней визируют на ориентир.
Опознание ориентиров - наиболее ответственный этап ориентирования по карте, так как точку стояния можно определить только по ориентирам, общим для карты и местности. Характерными и наиболее пригодными для ориентирования подробностями горного рельефа являются разной формы вершины, хребты, седловины, выступы, скалы, отдельные большие каменные глыбы и т.д. Кроме того, в целях ориентирования могут быть использованы чем-либо выделяющиеся места склонов и дна долин: каменные и песчаные осыпи, снежные поля, травянистые склоны, рощи, луга и пр.

Рис. 2. Артиллерийский компас АК:
  1. корпус компаса;
  2. вращающийся корпус лимба;
  3. лимб;
  4. крышка компаса с зеркалом а, вырезом для визирования б и защелкой в;
  5. магнитная стрелка;
  6. выступ тормозного рычага стрелки

Опознание ориентиров начинают с наиболее крупных, выделяющихся объектов местности, и таких, которые в данном районе встречаются сравнительно редко. При отыскании на карте объектов, наблюдаемых на местности, учитывают их взаимное расположение и положение относительно сторон горизонта. Правильность опознания ориентиров проверяют по окружающим элементам местности. В тех случаях, когда не удается опознать ориентиры, общие для карты и местности, следует переместиться так, чтобы открылась видимость других ориентиров, и попытаться опознать эти ориентиры на карте.
При отсутствии характерных естественных ориентиров для уточнения направления движения на сложных и опасных участках маршрута в качестве ориентиров могут служить специальные, устанавливаемые разведывательными группами, знаки: сложенные из камней туры (пирамиды), зажатые между камнями бумажки, пустые консервные банки с заложенными в них камнями, надломленные или связанные ветки кустарников и пучки травы, надписи мелом или углем на скалах и больших камнях и т.п.
Определение на карте точки стояния производят глазомерно по ближайшим ориентирам, промером расстояний, по измеренным расстоянию и направлению и обратной засечкой. При выборе способа учитываются характер местности, условия видимости, наличие времени, а также точность, с которой нужно определить точку стояния.
При глазомерном определении точки стояния ориентируют карту, опознают на ней два-три ориентира и определяют глазомерно расстояние до них. По определенным расстояниям до ориентиров с учетом направлений намечают точку стояния на карте. Точность определения точки стояния на карте этим способом зависит, главным образом, от расстояний до ориентиров: чем эти расстояния больше, тем менее надежно определяется точка стояния. При удалении от ориентиров до 500 м точка стояния определяется со средней ошибкой порядка 20% средней дальности до ориентиров.
Определение точки стояния промером расстояния применяется, главным образом, при движении по дороге или вдоль линейного контура, преимущественно на закрытой местности или при плохих условиях видимости. Расстояние от ориентира, расположенного у дороги или какого-либо другого линейного ориентира, до определяемой точки измеряют спидометром, шагами или дальномером, затем это расстояние откладывают на карте вдоль дороги (линейного ориентира) в соответствующем направлении. Точность определения точки стояния данным способом зависит, главным образом, от величины ошибки измерения расстояния на местности.
Определение точки стояния по направлению и расстоянию применяют, когда опознан только один ориентир. В этом случае карту ориентируют по компасу с учетом магнитного склонения. Визируя линейкой или по карандашу на ориентир, проводят на карте линию, проходящую через ориентир. На прочерченной линии визирования от изображения ориентира откладывают расстояние, которое предварительно измеряют шагами, биноклем, дальномером или оценивают глазомерно.
Средняя ошибка определения точки стояния по расстоянию и направлению при измерении расстояния шагами, а азимута - компасом, составляет порядка 5% дальности от точки стояния до ориентира.
При нахождении на дороге, с которой виден только один ориентир, расположенный в стороне от нее, определить точку стояния можно обратной засечкой по одному направлению. Для этого карту возможно точнее ориентируют и визируют на ориентир. Точка пересечения визирной линии и дороги будет искомой точкой стояния.
Точку стояния при тех же условиях можно определить и следующим образом. Измеряется компасом магнитный азимут (Ам) на ориентир. Далее, азимут переводится в обратный (±180°) и последний преобразуют в дирекционный угол по формуле

Прочертив на карте от ориентира направление, соответствующее углу а, до пересечения его с дорогой, получают точку стояния.
Средняя ошибка определения точки стояния данным способом при углах засечки 30-60° (120-150°) и 60-120° равна соответственно 10% и 5% расстояния до ориентира.
В ряде случаев точка стояния может быть определена обратной засечкой по трем направлениям. По возможности следует использовать ориентиры, расположенные ближе к точке стояния так, чтобы направления от ориентиров у точки стояния пересекались под углами в пределах 30-150°.


Рис. 3. Определение точки стояния обратной засечкой

Карту тщательно ориентируют по компасу, прикладывают линейку к условному знаку одного из ориентиров на карте и направляют ее на тот же ориентир на местности, затем прочерчивают линию на себя. Не сбивая ориентировку карты, таким же образом прочерчивают направления на второй и третий ориентиры. Пересечение трех направлений обычно образует треугольник, центр которого и будет точкой стояния. По двум направлениям точка стояния определяется менее точно, а главное без контроля.
При тех же условиях, но когда работа с картой затруднена (идет дождь, сильный ветер и т.п.), точку стояния сложно определить по магнитным азимутам, измеренным с точки стояния на ориентиры. Магнитные азимуты переводятся в обратные, а последние в дирекционные углы и по ним прочерчиваются направления на карте от соответствующих ориентиров. Средняя ошибка определения точки стояния обратной засечкой по трем ориентирам равна примерно 15% средней дальности до ориентиров.
В случаях, когда видны окружающие господствующие высоты (вершины) или когда нет возможности ориентировать карту по компасу, например, находясь в бронетранспортере или танке, местоположение можно определить способом Болотова.
Лист прозрачной бумаги (восковку) кладут на жесткую основу (картон, фанеру и т.п.), намечают примерно в центре точку, от этой точки наводят линейку на видимые вершины и прочерчивают линии. Затем восковку кладут на карту и перемещением ее находят такое положение, при котором все линии пройдут через соответствующие ориентиры на карте. В таком положении восковки переносят (перекалывают) точку на карту; эта точка будет точкой стояния.
Средняя ошибка определения местоположения этим способом при условии, что направления будут пересекаться под углами в пределах 30-150(, будет порядка 10% средней дальности до ориентиров.

3.1.1. Ориентирование в движении.
В зависимости от характера местности и состояния дорожной сети в горном районе при ориентировании в движении пользуются, как правило, картой масштаба 1:100 000 или 1:200 000.
Основная задача ориентирования в движении - выдерживание заданного или намеченного на карте маршрута. Ориентирование в движении ведется непрерывно, чтобы постоянно знать свое местоположение на карте, которое определяют визуально путем сличения карты с местностью. Для этого предварительно подготавливают карту, а в пути придерживаются определенного порядка действий.
Подготовка карты включает склеивание карты, нанесение маршрута и его изучение, выбор ориентиров, определение протяженности маршрута и азимутов отдельных направлений. При наличии аэроснимков следует установить соответствие карты местности вдоль маршрута и внести необходимые дополнения и уточнения на карту.
Порядок действий в пути при выдерживании маршрута следующий. На исходном пункте снимают показания спидометра машины и подписывают его на карте у первой (исходной) точки. Затем переводят расстояния до каждого ориентира в показания спидометра машины путем прибавления их значений к начальному показанию спидометра и подписывают их у соответствующих точек.
Перед началом движения внимательно просматривают по карте участок маршрута до первого контрольного ориентира и запоминают начертание дороги, а также расположенные вдоль нее основные местные предметы и резко выраженные формы рельефа. Во время движения наблюдают за местностью, опознают местные предметы и формы рельефа, замеченные предварительно на карте, и по ним мысленно фиксируют свое продвижение по маршруту.
В пути карту ориентируют, как правило, по дороге (при каждом повороте дороги карту поворачивают на соответствующий угол), а при движении вне дороги - по местным предметам.
К карте обязательно следует обращаться при переходе к очередному контрольному ориентиру. Убедившись в правильности его опознания, внимательно изучают маршрут до следующего ориентира и продолжают наблюдать за местностью. Если на местности обнаружен объект, не показанный на карте или не замеченный ранее при изучении маршрута, необходимо вновь внимательно изучить соответствующий участок карты и по окружающим местным предметам и формам рельефа, а также по характеристике объекта (например, новые постройки или насыпи, не заросшие еще травой) следует удостовериться, что он новый и на карте не показан.
При подходе к контрольному ориентиру у поворота маршрута следует своевременно (за 200-500 м) назвать водителю ориентир и указать направление дальнейшего движения, например: "На окраине населенного пункта поворот налево на грунтовую дорогу". Ориентиры следует указывать водителю и тогда, когда их опознание затруднено. В этих случаях полезно привлечь для наблюдения за местностью и других членов экипажа машины.
У каждого ориентира считывают со спидометра пройденное расстояние и сличают его с данными карты. Если у первого ориентира отклонение будет более 5%, то подсчитывают поправку на 1 км пути и в дальнейшем учитывают ее при определении расстояний по спидометру. При выезде из населенного пункта и у развилок дорог, если количество дорог на местности и на карте не совпадает и если не удалось непосредственно по карте надежно определить нужную дорогу, направление дальнейшего движения устанавливают с помощью компаса по магнитному азимуту дороги, определенному по карте. Компасом также рекомендуется проверять направление при движении в лесу по слабо наезженной дороге.

3.1.2. Восстановление ориентировки.
Сход с маршрута и потеря ориентировки наиболее вероятны при небрежном ориентировании, когда перестают непрерывно следить за продвижением по маршруту. Резкое несоответствие карты местности также может повлечь за собой сход с маршрута.
При потере ориентировки необходимо по расстоянию, пройденному от последнего, надежно опознанного контрольного ориентира, и направлению последнего участка пути наметить на карте вероятное местонахождение. Все построения на карте можно делать простейшим способом: компас прикладывают к последнему опознанному ориентиру на карте и по лимбу откладывают требуемый угол, затем в этом направлении откладывают нужное расстояние.
После того, как определено вероятное местонахождение, следует изучить окружающие местные предметы (особенно их расположение по рельефу), опознать их на карте и уточнить свое местонахождение. Если это удалось, необходимо наметить выход на маршрут и продолжать движение. Если же не удалось восстановить ориентировку, целесообразно вернуться по следу своей машины к последнему, хорошо опознанному ориентиру и отсюда, проверив направление дальнейшего пути, продолжать движение по маршруту.
В некоторых случаях, когда имеются линейные ориентиры (железные дороги, шоссе, линии электропередачи, реки и т.п.), проходящие перпендикулярно к общему направлению маршрута, движение можно продолжать в прежнем направлении до выхода к линейному ориентиру, легко опознаваемому на карте. Здесь следует уточнить свое местонахождение и наметить выход на маршрут или непосредственно в требуемый район.
При потере ориентировки во внезапно спустившемся тумане, особенно на сложных и опасных участках пути, нужно остановиться и переждать его или возвратиться по своим следам к определенному ориентиру, находящемуся в более безопасном месте. Нельзя допускать бессмысленного блуждания отдельных участников группы в поисках пути. Лучше, если нет возможности организовать бивак, топтаться на одном месте, не давая друг другу уснуть или замерзнуть.

3.1.3. Ориентирование при передвижении пешим порядком.
Передвижение войсковых подразделений и специальных групп пешим порядком в горном районе предусматривается только в случаях, когда по условиям боевой обстановки применение автотранспорта или вертолетов невозможно или нецелесообразно.
Перед началом каждого перехода, подъема или спуска необходимо выбрать маршрут к заданному пункту (цели) и тщательно изучить его проходимость и доступность для подразделения. Маршрут перехода должны изучить все без исключения участники перехода.
В незнакомой местности маршрут может быть выбран и изучен по достаточно подробной карте или по показаниям местных жителей, или непосредственно на местности разведкой. В последнем случае должны быть составлены кроки маршрута и его описание с зарисовкой характерных ориентиров. При этом безымянным вершинам, хребтам, седловинам, отдельным рощам, скалам, большим камням надо давать характерные для них названия, например: "двуглавая вершина", "черный гребень", "снежный перевал" и т.п. Учитывая, что выбранные в качестве ориентиров подробности горного рельефа могут выглядеть с различных точек маршрута по-разному, необходимо всегда указыват

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...