Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации,

Межрегиональная конференция

«Совершенствование системы постинтернатного сопровождения.

Повышение роли СО НКО»

при поддержке Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям

И качеству жизни граждан Общественной палаты Российской Федерации

9 февраля 2016 г. г. Москва

 

РЕЗОЛЮЦИЯ (ПРОЕКТ)

Уважаемые участники конференции!

Предлагаем в ходе работы секций дополнить новыми или скорректировать предлагаемые положения резолюции и представить их на завершающем конференцию пленарном заседании.

Работа над резолюцией будет продолжена после окончания конференции.

Свои предложения и коррективы вы можете направлять до 25 февраля 2016 года по электронному адресу: [email protected], [email protected]

 

9 февраля 2016 года в Общественной палате Российской Федерации состоялась к онференция «Совершенствование системы постинтернатного сопровождения. Повышение роли СО НКО, организованная НОУ «Центр Развития Семейных Форм Устройства Детей» (г.Мурманск, учредитель Межрегиональная благотворительная общественная организация Российский Комитет - «Детские Деревни - SOS») при поддержке Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты Российской Федерации, в рамках реализации Программы «Повышение роли СО НКО в обеспечении постинтернатного сопровождения выпускников разных форм опеки» (субсидия Министерства экономического развития Российской Федерации).

В работе конференции приняли участие более 120 представителей государственных и негосударственных организаций, представители государственных федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, члены Общественной палаты Российской Федерации, независимые эксперты и представители научного сообщества из 21 региона Российской Федерации и Республики Беларусь.

На конференции обсуждались вопросы развития системы постинтернатного сопровождения в условиях реформирования социальной сферы, возможности передачи функций постинтернатного сопровождения негосударственным некоммерческим организациям, вопросы организации качественной подготовки кадров (специалистов и граждан), привлекаемых к сопровождению выпускников, представлен эффективный опыт работы по социализации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих семей.

 

С 2010 года, когда Президент РФ Д.Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отметил особую важность вопросов социальной адаптации и сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, произошли существенные организационные и качественные изменения:

- завершается процесс реформирования детских домов, которые с 2015 года функционируют в принципиально новом формате и выполняют значительно расширенный перечень функций, в том числе и функцию сопровождения выпускников, осуществляют мониторинг успешности их социализации;

- в ряде регионов приняты законы «О патронате», предусматривающие индивидуальное сопровождение выпускников интернатных учреждений;

- в большинстве субъектов Российской Федерации разработаны и реализуются региональные программы социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 марта 2011 года;

- благодаря реализации федеральных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций десятки СО НКО смогли реализовать программы и проекты в сфере поддержки детей-сирот и лиц из их числа.

 

Тем не менее, остаются вопросы и проблемы, требующие обсуждения и принятия дальнейших решений:

- в условиях реформирования социальной сферы, смены исполнителей полномочий по обеспечению сопровождения выпускников разных форм опеки повышаются риски утраты наработанных эффективных моделей и технологий сопровождения, прежде всего в связи с неподготовленностью кадров в ведомствах, принимающих полномочия;

- специалисты, осуществляющие постинтернатный патронат, и граждане, привлекаемые для этих целей в качестве кураторов (наставников) часто не имеют достаточного уровня знаний и навыков работы с детьми-сиротами подросткового возраста, молодыми мамами, лицами с инвалидностью из числа детей-сирот, лицами из числа детей-сирот, вернувшимися из мест лишения свободы. Существует острый дефицит программ повышения квалификации и развития компетенций специалистов в этой сфере;

- не в полной мере используется опыт СО НКО по применению технологий наставничества, кураторства государственными учреждениями и службами сопровождения, которые обеспечивают сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период адаптации к условиям самостоятельного проживания значимым для него взрослым;

- полномочия по организации постинтернатного сопровождения относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации и на сегодняшний день уровень организации такой работы в разных субъектах очень различен, что не позволяет обеспечить равные возможности для выпускников в разных регионах, а также вызывает проблемы при переезде молодого человека из одного региона в другой;

- сопровождение в период адаптации к самостоятельной жизни детей-сирот и лиц из их числа является по своей сути социальным сопровождением, определенным в Федеральном Законе «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации». Неопределенность механизмов и порядка расчета нормативных затрат на организацию деятельности по социальному сопровождению ограничивает возможности компенсации затрат СО НКО -поставщиков социальных услуг, осуществляющих социальное сопровождение;

- выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старше 18 лет в соответствии с требованиями Федерального Закона «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации» утрачивают право на получение бесплатной социальной помощи и социального сопровождения, в случае, если их доход превышает установленный в регионе минимум;

- уровень готовности к самостоятельной жизни выпускников замещающих семей часто недостаточен для успешной социализации и многие из них также нуждаются в персональном сопровождении. В Мурманской области, например, с 2012 года положения закона «О патронате» распространяются и на выпускников замещающих семей;

- существующие механизмы поддержки детей-сирот и лиц из их числа недостаточны для обеспечения права детей-сирот с инвалидностью на семейные условия проживания (п.5 ст.23 Международной Конвенции о правах инвалидов) и права на самостоятельную жизнь в местном сообществе (п.b ст.19 Конвенции). Тем не менее, существует уникальный опыт Владимирской, Псковской областей и ряда других регионов по организации сопровождаемого проживания молодых людей с инвалидностью, созданию приемных семей для одиноких людей с инвалидностью, персонального ассистирования лиц с инвалидностью;

- существующая система дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа требует пересмотра. Так, например, установленное право получения лицом из числа детей-сирот, впервые ищущим работу, в течение 6 месяцев пособия по безработице в размере средней заработной платы, сложившейся в субъекте Российской Федерации, с одной стороны, является серьезной материальной поддержкой, но, с другой стороны, провоцирует формирование потребительской позиции у выпускников, избегание получения трудового опыта в период до выпуска из учреждения профессионального образования.

Существующие дополнительные гарантии права на образование не дают ожидаемого эффекта в части осознанного выбора профессии выпускниками интернатных учреждений и их профессионального становления (право на получение второго среднего профессионального образования, п. 2 ст.6 159-ФЗ).

 

Общественная палата Российской Федерации и участники конференции рекомендуют:

Правительству Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1) Ускорить принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части повышения эффективности социальных выплат и конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы)», разработанного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и предусматривающего возможность получения в течение 6 месяцев пособия по безработице в размере средней заработной платы в регионе впервые ищущим (ранее не работавшим) и впервые признанным в установленном порядке безработными детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в возрасте от 14 до 18 лет по направлению органов службы занятости населения принимали участие во временном трудоустройстве в свободное от учебы время, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными организациями.

2) Внести следующие дополнения (изменения) в Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Добавить статью:

«Статья. Дополнительные гарантии лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на социальное сопровождение в период адаптации к условиям самостоятельного проживания.

1. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте старше 18 лет, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 16 лет и признанные полностью дееспособными (эмансипированными), завершившие пребывание в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и завершившие воспитание в семьях после прекращения семейного устройства по достижении совершеннолетия, имеют право на социальное сопровождение, осуществляемое в период адаптации к условиям самостоятельного проживания.

2. Социальное сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в течение адаптационного периода в сроки, необходимые для успешной социальной адаптации к условиям самостоятельного проживания, но не более чем по достижении возраста 23 лет. В отдельных случаях адаптационный период может быть продлен лицам старше 23-х лет.

3. Порядок организации работы по социальному сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, виды и формы социального сопровождения определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Работы по социальному сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходным обязательством субъектов Российской Федерации.».

3). В Федеральных Законах и законах субъектов Российской Федерации, иных нормативно правовых актах скорректировать понятие: понятия «постинтернатное сопровождение», «постинтернатный патронат» заменить на «социальное сопровождение в период адаптации к условиям самостоятельного проживания».

 

Правительству Российской Федерации:

1. Проанализировать исполнение регионами федерального законодательства, методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам поддержки и социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

2. Предусмотреть предоставление организациям, учреждениям, предприятиям налоговых льгот (или иных преференций) в случае реализации ими долгосрочного профессионального наставничества над трудоустроенными в них лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Общественной палате Российской Федерации:

1. Сформировать при Комиссии Общественной Палаты Российской Федерации по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан и Комиссии по поддержке семьи, детей и материнства межведомственную рабочую группу (координационный совет) по выработке законодательных и административно-правовых мер, направленных на создание условий для успешной социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Вынести на обсуждение рабочей группы следующие вопросы:

- целесообразность введения индивидуального ваучера на социальное сопровождение в период адаптации к условиям самостоятельного проживания (целевой потребительской субсидии);

- целесообразность внесения изменений в п. 4 ст. 155 Семейного Кодекса Российской Федерации по определению опекуна несовершеннолетних выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сменивших город (населенный пункт) проживания в связи с поступлением в учреждение профессионального образования.

2. Содействовать принятию решений, способствующих расширению возможностей включения региональных НКО в процесс предоставления услуг по постинтернатному сопровождению, по подготовке специалистов и кураторов-наставников.

 

Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации,

Уполномоченному по правам ребенка в Российской Федерации:

Взять под особый контроль вопросы реализации прав на самостоятельное поддерживаемое проживание молодых людей с инвалидностью из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Министерству образования и науки Российской Федерации:

1. Закрепить законодательно обязательность профессиональной подготовки лиц, сопровождающих выпускников различных форм опеки, и разработку критериев отбора таких лиц (по аналогии с подготовкой замещающих родителей);

2. Создать механизм формирования государственного заказа на обучение специалистов, осуществляющих социальное сопровождение в период адаптации к условиям самостоятельного проживания; обеспечить участие СО НКО в подготовке этих специалистов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...