Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования, предъявляемые к технологии менеджмента, и важнейшие области принятия решений




Введение

Одна из основных и наиболее ответственных функций, выполняемых руководителем в процессе управления, - принятие решений. От правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность управления, а следовательно, и эффективность производства.

В интенсивном развитии экономики часто приходится идти неизвестными путями, экспериментировать. Поэтому особую важность приобретает умение вырабатывать управленческие решения с неизбежным риском.

Решения по управлению производством в этих условиях отличаются особой ответственность, и сложность их выработки возрастает.

Управленческое решение - это директивный документ, организующий, направляющий и стимулирующий совместную деятельность коллектива (или коллективов).

Решения группируются по нескольким признакам: по содержанию (экономические, информационные, политические, организационные, технические), по уровню управления (решение мастера, начальника цеха, директора, генерального директора, министра), по форме, срокам и т.д. Решения могут быть общими, затрагивающими все предприятие, его производственную и хозяйственную деятельность, и частными, касающимися какой-либо подсистемы или ситуации. Некоторые решения обращены к внешним организациям.

Решения бывают оперативными и стратегическими. В оперативных решениях меняются в основном сроки, отдельные количественные параметры, конкретные исполнители, в то время как общие задачи, технология, кадры в целом остаются теми же. Такие решения принимаются быстро, без большой дополнительной подготовки. Стратегические решения носят творческий характер. Они предусматривают не только количественные, но и качественные изменения в структуре производства и соответственно в его результатах. Такие решения являются следствием анализа, поиска, расчетов, споров и размышлений большой группы людей. Стратегические решения - это согласованная программа взаимосвязанных мероприятий, обязательная для выполнения трудовым коллективом и направленная на преодоление возникающих противоречий в производстве.

Еще решения классифицируются на интуитивные решения и решения аналитические решения, которые я рассматриваю ниже.

Основная часть

1. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений

Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

выработку и постановку цели;

изучение проблемы на основе получаемой информации;

выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;

конкретизацию решения для его исполнителей.

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.

Количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономоко-математических методов.

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:

1) метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;
2) метод, основанный на понятии "здравого смысла", когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;
3) метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего, электронно-вычислительной техники. Проблема выбора руководителем решения одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонне оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.

Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.

Требования, предъявляемые к технологии менеджмента, и важнейшие области принятия решений

Требования, предъявляемые к технологии менеджмента, можно свести к следующему:

формулирование проблем, разработка и выбор решения должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, где для этого имеется соответствующая информация;

информация должна поступать от всех подразделений фирмы, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции;

выбор и принятие решения должны отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено выполнение решения или которые заинтересованы в его реализации;

должна строго соблюдаться соподчиненность в отношениях в иерархии управления, жесткая дисциплина, высокая требовательность и беспрекословное подчинение.

Принятие управленческих решений предполагает использование следующих факторов: иерархии; целевых межфункциональных групп; формальных правил и процедур; планов; горизонтальных связей.

1) Использование иерархии в принятии решений осуществляется большинством фирм с целью координации деятельности и усиления централизации в управлении.
В американских компаниях менеджеры обычно делегируют свои полномочия в принятии решений ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации, и который непосредственно участвует в реализации конкретного решения. Американские менеджеры при принятии решений предпочитают не вступать в прямые контакты с подчиненными, находящимися более, чем на один иерархический уровень, ниже, чтобы не нарушать принцип звенности в управлении.

2) Использование целевых межфункциональных групп в принятии решений в американских фирмах довольно широко распространено. Такие целевые группы создаются обычно на временной основе. Их члены отбираются из различных подразделений и уровней управления. Целью создания таких групп является использование специальных знаний и опыта членов группы для принятия конкретных и сложных решений. Целевые группы чаще всего занимаются созданием новой продукции. Тогда в состав их входят инженеры, специалисты по маркетингу, производственники, финансисты, снабженцы. Первоначально они готовят на профессионально высоком уровне информацию, на основе которой высшее руководство принимает решение о выделении капиталовложений на разработку и внедрение новой продукции. Руководителем целевой межфункциональной группы назначается один из ее членов или вышестоящий руководитель, который может заменяться другим специалистом по ходу выполнения работ.

3) Использование формальных правил и процедур в принятии решений - это эффективный путь координации действий. Однако инструкции и правила придают жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок в планы в связи с меняющимися обстоятельствами.

4) Использование шипов в принятии решений нацелено па координацию деятельности фирмы в центом. Планирование является тем важным видом управленческой деятельности, на который руководители тратят значительную часть своего времени. В ходе составления планов осуществляется процесс сочетания интересов и целей между различными уровнями управления. Системы контроля и бухгалтерского учета приспособлены в американских фирмах к решению управленческих задач, и на их основе ведется разработка планов. Менеджеры постоянно следят за выполнением плановых показателей и имеют возможность их корректировать при соответствующем обосновании такой необходимости перед высшим руководителями фирмы или руководителями производственных отделений.

 

Проверено - интуиция

Есть несколько качеств, жизненно необходимых каждому из нас.

А уж руководителю без них и вовсе не обойтись. Одним из таких качеств, бесспорно, является интуиция. Роль «шестого чувства» в бизнесе очевидна. Без него невозможен ни один сколько-нибудь крупный успех. Решение любой серьезной задачи непременно содержит в себе интуитивный элемент.

Многие полагают, что интуиция является чем-то иррациональным, необъяснимым и загадочным. На самом деле это совершенно нормальное, естественное явление. Интуиция необходима для того, чтобы воссоздать ту реальность, которую мы не способны ни почувствовать, ни помыслить, ни ощутить. Более того, оказавшись в нештатной, неожиданной ситуации, не предусмотренной стереотипами, вы в любом случае будете принимать решения и действовать, основываясь на интуитивном восприятии.

Что же такое интуиция? Существует множество определений, которые в той или иной степени отражают сущность этого явления. Наиболее распространенное гласит: интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. То есть интуиция — своеобразный тип мышления, в ходе которого отдельные звенья более или менее бессознательны, а предельно ясно осознается конечный результат.

«ОНИ» и «МЫ»

Западные предприниматели в отличие от российских уделяют повышенное внимание научным методикам, тщательному планированию и проведению серьезных исследований. И, кажется, почти не следуют интуиции. Но, согласитесь, трудно дать рациональное объяснение, скажем, тому обстоятельству, что президент фирмы нанял для проведения исследования какую-либо консалтинговую фирму, а не ее конкурента, или же выбрал одно решение из нескольких вариантов, каждый из которых имел серьезнейшее научное обоснование. Вот и получается, что интуиция сыграла свою роль в принятии решения.

Отличаемый многими экспертами факт преобладания в российском бизнесе лиц с интуитивной моделью поведения может объясниться непредсказуемостью экономической ситуации в стране и возможностью выживания в бизнесе лишь тех, кто наделен хорошей интуицией. Доминирование интуитивных стратегий в бизнесе над рациональными и достижение успеха представителями таких психологических типов не случайно: именно интуиция позволяет формировать творческие линии поведения в деловой среде — среде со многими неизвестными.

НАУКА — ПЛОД ИНТУИЦИИ

Не следует забывать и о том, что в основе практически всех научных методик ведения бизнеса лежат закономерности, впервые выведенные именно благодаря интуиции. Принято считать, что интуитивный этап формирования законов бизнеса завершился к началу ХХ века, обретя статус прикладной теории и самостоятельной учебной дисциплины. Но ведь в период, предшествующий этому, практика коммерческой деятельности активно искала и генерировала оригинальные приемы ведения бизнеса, увеличивающие прибыль предпринимателя. И даже бессистемное, интуитивное их использование оказывалось столь результативным, что постепенно они принимали форму правил успешной торговли и секретов предпринимательской деятельности ремесленников и купцов. Это были своеобразные исторические прототипы ныне действующих научных теорий. Согласитесь, под правильное решение, принятое на основе интуиции, всегда можно подвести научную базу, но это вовсе не уменьшает ее роль.

Между учеными и практиками продолжаются споры о том, может ли наука полностью заменить интуицию. При общем согласии с возможностью формализации разработки четких планов, инструкций и стандартов сторонники интуитивной модели утверждают, что люди далеки от механизмов. И кроме того, в большой группе действует множество социальных факторов, которые трудно даже выявить, уже не говоря о том, чтобы точно измерить их величину и значимость. В итоге делается вывод о двойственной природе менеджерских решений. А также о том, что руководитель должен учитывать ограниченность научных исследований и информационных технологий и, следовательно, применять выводы формальной теории только там, где это уместно, в иных ситуациях всецело полагаясь на собственную интуицию.

ИНТУИТИВНЫЙ СТИЛЬ БИЗНЕСА

При работе на рынке в конечном итоге решение принимается конкретным человеком в определенный момент времени. При этом лицо, принимающее решение, как правило, руководствуется объективными экономическими критериями, характеризующими ситуацию. Но чисто субъективный фактор — то, что обыкновенно и называется интуицией, — также принимает участие в этом процессе с большим или меньшим успехом. В случае, когда интуиция подводит редко и бизнес идет успешно, можно говорить о таланте, способностях, гениальности, а ведь на самом деле весь талант заключается в том, что человек прислушивается к внутреннему голосу.

Бесспорно, интуитивная модель ведения бизнеса не лишена недостатков, основным из которых является ненадежность. В отличие от безотказных научных методик интуиция — дама капризная, подверженная перепадам настроения. И даже если вы можете похвастать не просто хорошим, а великолепным «шестым чувством», всегда надежнее, если в вашем резерве есть и другие методы успешной работы, прогнозирования ситуации и принятия решений. Кроме того, преобладание интуитивных структур над рациональными рождает временами повышенную психологическую усталость. Управляя маленькой фирмочкой, еще можно взвалить решение всех проблем на интуицию, но на серьезный бизнес у вас просто не хватит внутренних резервов — слишком уж велико количество проблем, которые приходится решать. Что характерно, без права на ошибку.

ПРЕИМУЩЕСТВО СЛАБОГО ПОЛА

Среди мифов, окружающих интуицию, одним из самых стойких является тот, который утверждает, что интуиция — исключительная прерогатива слабого пола. И, некоторые исследования полностью подтверждают это мнение. Имеется ген интуиции, который достается женщинам в доминантной форме, мужчинам же — в рецессивной, иначе говоря, неактивной.

Как показали исследования, проведенные британскими учеными, ген интуиции, активный в организме матери, дочерям всегда передается только как пассивный. Наоборот, у мужчин этот ген всегда пассивен, но их дочери получают отцовскую хромосому уже не с пассивным, а непременно с доминантным геном. Иначе говоря, интуиция матери прямо не передается ни сыну, ни дочери. Она выявляется только через поколение: внучка наследует активный ген бабушки по отцовской линии.

Так что не следует удивляться, что у женщин-руководителей интуиция развита намного лучше, чем у их коллег-мужчин. Недаром же менее 30% женщин-менеджеров относят себя к людям рационального типа. Остальные настаивают на большой доле иррациональных, или интуитивных стратегий. Даже среди тех женщин-менеджеров, которые настаивали на своей рациональности и четкости, сформировалась точка зрения, что рациональность помогает в реализации деловых задач, но подбор людей для работы осуществляется интуитивно. И порой фактор женской интуиции в бизнесе является гораздо более мощным оружием, чем холодная мужская логика.

...Итак, интуиция остается одним из важнейших инструментов успешного ведения бизнеса, несмотря на развитие научных методик, призванных минимизировать роль человеческого фактора. Естественно, никто не утверждает, что при решении абсолютно всех вопросов необходимо в первую очередь доверять интуиции. Многие руководители не решаются брать на себя ответственность за управленческие решения, основываясь на интуиции, и предпочитают принимать за основу расчет и анализ. Истина же, как, собственно, всегда и бывает, находится где-то посередине.

Безусловно, интуиция не должна подменять собой здравый смысл, трезвый расчет, а также научные методики. А вот если вам удастся найти разумный баланс между этими компонентами успеха — все будет хорошо. Эксперты советуют: используйте свою интуицию, но не забывайте, что успех возможен лишь при регулярном подтверждении ваших интуитивных прогнозов проверенной информацией.

В приложении №1 прилагается тест, с помощью которого желающие могут проверить, на сколько развита их интуиция.

Заключение

Искусству принятия решений можно научиться так же легко, как овладеть другими навыками, необходимыми в повседневной жизни. Американский социолог М.Рубинштейн излагает 10 принципов, которых он советует придерживаться при принятии любых решений:

1. Прежде чем вникать в детали, постарайтесь представить проблему в целом.

2.Не принимайте решения, пока не рассмотрите все возможные варианты.

3.Сомневайтесь. Эдисон решил загадку электричества только потому, что усомнился во всем, что утвержлали его знаменитые коллеги.

4. Старайтесь взглянуть на стоящую перед вами проблему с самых разных точек зрения, даже если шансы на успех кажутся минимальными.

5. Ищите модель или аналогию, куоторая поможет вам лучше понять сущность решаемой проблемы.

6. Задавайте как можно больше вопросов.

7. Не удовлетворяйтесь первым решением, которое придет к вам в голову.

8. Перед принятием окончательного решения поговорите с кем-либо о ваших проблемах. Стоит также послушать, что скажут другие.

9. Не пренебрегайте своими чувствами. При ведущей роли логического мышления и здравого рассудка в анализе проблем и принятии решений нельзя преуменьшать значение, которое имеют чувства переживания и интуиции.

10. Помните, что каждый человек смотрит на жизнь и возникающие повседневные проблемы со своей точки зрения, и поэтому разница во взглядах на жизнь - основное препятствие на пути принятия решения, которое удовлетворило бы всех.

       В данной работе я рассмотрела два основных типа принятия управленческих решений. Один из них основан на интуиции, а другой на пошаговом анализе ситуации. Сказать что-то в пользу одного из этих стилей нельзя. Успешный менеджер должен иметь развитую интуицию, но помимо интуиции, которая может и подвести, он должен опираться на методы анализа. Так что успех заключается в комбинации этих двух методов в процессе принятия управленческих решений.

Источники использованной информации:

1. Георгий МИХАЙЛЕЦ, корреспондент журнала «БОСС» в Санкт-Петербурге

- Журнал БОСС, №11,2001г.

2. http://quality.eup.ru/MATERIALY3/ppur.htm - сайт о менеджменте

Приложение №1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...