Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА 7. И. В. Сталин. Великая Отечественная война советского народа и послевоенное развитие СССР 5 страница




Жесткая регламентация, недооценка законов стоимости, рынка сковывали хозяйственную инициативу трудящихся, самоуправленческие тенденции. Утверждалась уравниловка, жизненный прожиточный минимум гарантировался независимо от трудового вклада человека.

Но дело не только в экономике. Недооценка прав и свобод личности препятствовала социально‑ политическому и духовному подъему общества, что, в свою очередь, вело к усилению экономических недугов. Возник порочный круг: централизованно управляемая экономика порождала дефицит свободы, недостаток прав и свобод, ограничивая дееспособность человека, препятствовала экономическому развитию.

Командный метод управления обществом, застойные тенденции в экономике, догматизм в теории отрицательно сказались на состоянии общественного сознания. Оно также «застыло»: наши представления о социализме оставались неизменными на протяжении десятилетий, достигнутое состояние общества идеализировалось; это привело к отказу от выявления, и, тем самым, своевременного разрешения внутренних противоречий общественного развития.

Вместе с фаталистическим отношением к закономерностям общественного развития наше общественное сознание было восприимчиво к субъективизму; мы субъективистски назначали сроки приближения к коммунизму, развитому социализму, к социальной однородности общества и так далее. Не раз провозглашали «полную» и «окончательную» победу социализма, полагали, что близки к коммунизму. Руководство партии и государства эксплуатировало энтузиазм, самоотверженность, высокий моральный дух советских людей. Однако энтузиазм, не подкрепленный материальным интересом, постепенно угас, в сознании многих советских людей возникло безразличие, тем более, что зачастую за словами, за обещаниями, за лозунгами не было реальных, конкретных дел.

Перед нашим обществом встала задача: возвращение к чистым истокам социалистических идеалов, утверждение свободы, демократии, социальной справедливости, превращение человека в подлинную «меру всех вещей». Возникла настоятельная необходимость отказаться от всего, что мешало воплощению в жизнь принципов подлинного социализма, отказаться от авторитарных, бюрократических и моноцентристских форм «социализма».

Руководство КПСС этого сделать не могло, не хотело; дело в том, что обюрокраченная партийно‑ государственная структура «выталкивала» в высший эшелон власти «верноподданных», людей, не обладающих высоким интеллектом, безнравственных, мелких, зачастую непорядочных и подлых.

В результате во главе партии и государства оказывались лица типа Горбачева, Яковлева, Шеварнадзе и другие, которые стремились прежде всего укрепить свою власть, приобрести «имидж» на Западе. Социалистическая фразеология была для них лишь средством обмануть коммунистов, широкие массы народа, верившие в социалистические идеалы.

В этих условиях консолидировались антисоциалистические силы, их пропагандистская деятельность приобретала все больший размах. КПСС, предаваемая руководителями, теряла общественный авторитет и инициативу.

К власти пришли антисоциалистические силы во главе с Ельциным. КПСС была запрещена, СССР перестал существовать. Россия, другие страны – бывшие республики Советского Союза – начали свой самостоятельный путь, путь трагический, драматический, полный борьбы, распрей, крови и предательств.

Разумеется, история не заканчивается сегодняшним днем. В нашей стране, в странах Восточной Европы потерпела неудачу специфическая – «государственная» – форма социализма.

В то же время она существует в такой великой стране, как Китай, а также в Северной Корее, во Вьетнаме, на Кубе. Все дело в том, что в этих странах правящие коммунистические партии оказались способными увидеть дефекты общественной системы и предпринять меры по совершенствованию социалистического строя. Эти партии оказались идейно сплоченными и морально здоровыми, способными повести за собой народные массы по пути созидания социализма.

Бесспорно, «государственная» форма социализма – это социализм, это ступень к универсально‑ гуманистическому социализму, если, разумеется, руководители социалистического государства проявляют твердость в пресечении всякого рода бюрократических, недемократических срывов, последовательно и настойчиво за первым шагом делают другие, освещаемые социалистическими идеалами справедливости, равенства, демократии, свободы и солидарности. В конечном счете социализм можно адекватно оценить лишь тогда, когда он достигнет полной зрелости, ибо именно в этот момент он будет наиболее явно отличаться от предшествующего ему капитализма. Не надо забывать: капитализму более 500 лет, социализм же строится всего 90 лет. Реализация всех его возможностей еще впереди.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...