Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для студентов, обучающихся по специальности

ГОУ ВПО «Красноярский Государственный медицинский университет

Имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

Минздравсоцразвития РФ»

Кафедра физиологии им. проф. А.Т. Пшоника

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ПО ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

Утверждаю

Проректор по учебной работе

Д.м.н., проф. С.Ю. Никулина

______________________

«_____» __________2011 г.

 

Задача 1. На ЭЭГ «А» и «Б» регистрируется реакция усвоения ритмов световых мельканий. Почему белее четко они выражены в затылочных отведениях? (Рис. 1).

Рис. Реакция электроэнцефалограммы при действии светового раздражителя. А – немелькающего Б — мелькающего 1 — затылочное отведение, 2 — лобное, 3 —теменное.

 

Задача 2. Назовите, какой вид условного (внутреннего) торможения зарегистрирован в опытах А и Б?

Рис. Регистрация условных слюнных рефлексов собаки на звук метронома и звук зуммера. Обозначения:1 —капли слюны, 2 – действие условных сигналов, 3 — подкрепление пищей, 4 — отметка времени

 

Задача 3. Рассмотрев представленные на рисунке кимограммы, объясните. 1) Как изменились условия эксперимента в опытах II, III, IV по сравнению с I? 2) Как называется возникшее изменение условного рефлекса?

Рис. Кислотно–оборонительный слюнной условный рефлекс. 1) — отделение слюны в каплях, 2) — отметка действия условного раздражителя, 3) — отметка действия безусловного раздражителя. 4) — отметка времени в сек.

 

Задача 4. 1) Назовите и дайте частотные параметры ритмов ЭЭГ, представленных на схеме. 2) При каких функциональных состояниях головного мозга наблюдаются приведенные на рисунке ритмы ЭЭГ?

Рис. Основные ритмы электроэнцефалограммы (даны схематично).

 

Задача 5. 1) Найдите на ЭЭГ момент, когда испытуемый открыл глаза. 2) Опишите, как при этом изменились ритм и амплитуда волн ЭЭГ. 3) Назовите ритм ЭЭГ у человека с закрытыми глазами. 4) Как называют изменение на ЭЭГ, возникшее, когда испытуемый открыл глаза?

Рис. Изменение электроэнцефалограммы затылочной области коры у человека при открывании глаз.

 

Задача 6. Обратите внимание на временные соотношения условного и безусловного раздражителя. Определите, какой условный рефлекс выработан у данного животного?

Рис. Выработка условного рефлекса.

 

Задача 7. Какой вид условного (внутреннего) торможения выработан у данного животного?

Рис. Выработка пищевого слюноотделительного условного рефлекса. 1 — отметка слюны в каплях. 2, 3 — отметка сигнала. 4 — отметка подкрепления 5 — время в секундах.

 

Задача 8. Какой вид условного (внутреннего) торможения выработан у данного животного?

Рис. Кимограмма электрооборонительного двигательного условного рефлекса. 1– движение лапы. 2 — условный раздражитель. 3 — безусловный раздражитель. 4 — время в секундах.

 

Задача 9. Какой вид условного (внутреннего) торможения выработан у данного животного?

Рис. Кимограмма пищевого слюноотделительного условного рефлекса.I —капли слюны. 2 —условный раздражитель. 3 — безусловный раздражитель. 4 — время в секундах.

 

Задача 10. Какой вид условного (внутреннего) торможения выработан у данного животного?

 

Рис. Кимограмма условных двигательных электрооборонительных рефлексов.I — движение лапы. 2 — отметка условного раздражителя М60 и М120 (метроном 120 ударов и метроном 60 ударов). 3 —отметка безусловного раздражителя. 4—отметка времени в секундах.

 

Задача 11. Укажите, в каком сочетании уже имеется условно–рефлекторный ответ. Каков его латентный период?

 

Рис. Кимограмма опыта по выработке условного двигательного электрооборонительного рефлекса.I —запись движения лапы собаки. 2 — отметка условного раздражения, 3 —отметка безусловного электрокожного раздражения. 4 —время в секундах.

 

Задача 12. На коже бедра и голени собаки укреплено 5 касалок — приборчиков для ритмичного механического раздражения кожи. Раздражение «О» — «тормозная касалка» пищей не подкреплялось и поэтому применение ее не вызывает слюноотделения. Раздражение остальных пунктов конечности—«положительные касалки», всегда сопровождалось пищевым подкреплением, поэтому применение этих касалок вызывало условнорефлекторное слюноотделение. Если применение «положительных касалок» производилось через 15 сек. после применения «тормозной касалки», то пищевой условный рефлекс с касалки 1 и 2 был резко уменьшен, а с касалки 3 и 4 снижен незначительно. О чем свидетельствует этот факт?

Рис. Выработка пищевого слюноотделительного условного рефлекса у собаки на касалку. О — дифференцировочный раздражитель. 1, 2, 3, 4 — положительные условные раздражители.

 

Задача 13. Какие условные рефлексы вырабатываются при временных соотношениях сигнала и безусловного подкрепления, изображенных на схеме А, Б, В, Г?

Рис. Схема отношений действий сигнала и подкрепления во времени. Сплошная линия — время действия сигнала. Прерывистая линия —подкрепление.

 

Задача 14. Укажите, проекционные зоны каких анализаторов изображены на рисунках 1, 2, 3, 4?

Рис. Пунктиром показана топография проекционных зон основных анализаторов в коре головного мозга собаки (по Л. Лючиани и Л. Орбели).

 

Задача 15. У собаки произвели двустороннее удаление затылочной области коры головного мозга.

1) Могут ли у такой собаки вырабатываться условные рефлексы, если в качестве сигнала будет использован световой раздражитель?

2) Если да, то за счет каких структур они могут осуществляться?

3) Чем будут характеризоваться условные рефлексы, выработанные на свет у этой собаки?

4) Возможно ли выработать у такой собаки дифференцировочное торможение с использованием световых сигналов?

5) Если можно, то какой особенностью будет характеризоваться дифференцировочное торможение у такой собаки?

 

Задача 16. У собаки произведено двустороннее удаление височной области коры головного мозга.

1) Могут ли у такой собаки вырабатываться условные рефлексы, если в качестве сигнала будет использован звуковой раздражитель?

2) Если да, то за счет каких структур они могут осуществляться?

3) Чем характеризуются условные рефлексы на звук, выработанные у этой собаки?

4) Возможно ли выработать у такой собаки дифференцировочное торможение?

5) Если да, то чем оно будет характеризоваться?

 

Задача 17. В романе «Накануне» И. С. Тургенева так описывается состояние Елены после смерти Инсарова: «Елена перешла в соседнюю комнату, прислонилась к стене и долго стояла, как окаменелая».1) Какие физиологические основы лежат в подобном состоянии человека? 2) Какой нервный процесс развился в коре мозга у Елены?

 

Задача 18. Рассмотрите рисунки Бидструпа. На основании мимики и жестов людей, шляпы которых пострадали, характеризуйте их темпераменты.

Рисунок датского художника Бидструпа.

 

Задача 19. У двух людей при определении ближайшей точки ясного видения найдены следующие цифры: 12 см и 30 см. Какой из этих людей старше? Можно ли назвать приблизительно их возраст?

Задача 20. Назовите основной симптом поражения поля 17 по Бродману в коре головного мозга.

Задача 21. При исследовании полей зрения у больного обнаружена картина, изображенная на схеме. В каком месте поврежден зрительный тракт?

Задача 22. При исследовании полей зрения у человека обнаружена картина, изображенная на схеме. В каком месте зрительного тракта находится повреждение?

Задача 23. У больного имеется повреждение левого зрительного нерва. Нарисуйте картину изменения полей зрения.

Задача 24. У больного поврежден зрительный тракт справа после перекреста (хиазмы). Нарисуйте картину изменения полей зрения.

Задача 25. Величина изображения человека на сетчатке другого человека равна 1 мм. Рост первого 170 см. На каком расстоянии друг от друга они находятся? Расстояние от сетчатки глаза до узловой точки глаза принять за 15 мм.

Задача 26. Почему под водой лучше видно в маске, чем без нее?

Задача 27. Почему, рассматривая предмет, мы приближаем его к глазам?

Задача 28. Человек смотрит прямо перед собой. В каком случае он сможет раньше заметить движущийся мимо глаза на расстоянии 2 м предмет - когда он перемещается сверху вниз или справа налево?

Задача 29. На основании каких признаков человек судит о направлении и скорости движения предметов, удаляющихся от него?

Задача 30. В чем принципиальное различие механизмов фокусировки изображения глаза и фотоаппарата?

Задача 31. Почему дальнозоркие луди для того, чтобы прочесть текст, отодвигают его от себя?

Задача 32. Два человека страдают дальнозоркостью и носят очки. Какой вопрос (один и тот же) нужно задать им, чтобы убедиться в том. что причина дальнозоркости у них одна и та же?

Задача 33. Может ли человек слышать звуки с частотой 40000гц? А 5 гц?

Задача 34. У больного повреждены полукружные каналы внутреннего уха. Может ли он дать отчет о положении головы в пространстве?

Задача 35. Проверьте, правильно ли расставлены подписи под рисунками.

Задача 36. Где легче определить направление источника звука- в воздухе или в воде?

Задача 37. В каком случае увеличение скорости пульсовой волны может сочетаться со снижением верхнего порога слышимых частот?

Задача 38. Как изменится слух, если овальное окно в костной капсуле улитки закрыть жесткой мембраной?

Задача 39. У человека наблюдаются обонятельные галлюцинации. С нарушениями функций какой области коры головного мозга могут быть связаны такие изменения восприятия?

Задача 40. Почему при сильном волнении вкусовые ощущения человека могут быть ослаблены?

Задача 41. Вкусовые сосочки содержат большое количество холинэстеразы. К какому типу рецепторов они относятся - первично-чувствующих или вторично-чувствующих?

Задача 42. Дайте определение попрога раздражения рецепторов, порога ощущения, порога различения и объясните, в чем состоит различие этих понятий.

Задача 43. а) Возможно ли изменение чувствительности одних рецепторов при воздействии на другие? б) Если возможно такое взаимодействие, то приведите известные Вам примеры.

Задача 44. Что собой представляют и где расположены рецепторы обоняния? Первичными или вторичными они являются?

Задача 45. Что собой представляют вкусовые почки, первичными или вторичными являются вкусовые рецепторы? По каким нервам проводятся афферентные сигналы от вкусовых рецепторов?

Задача 46. О каком значении органов чувств свидетельствует широко известное наблюдение Штрюмпеля за больным, у которого были поражены все органы чувств, за исключением одного глаза и одного уха. Когда закрывали этот глаз больного и затыкали ухо, он быстро засыпал. Этого больного удавалось разбудить только одним приемом: раздражением функционирующего глаза источником света или уха звуком.

Задача 47. 1) Укажите главное различие рецепторов на схеме А и схеме Б? 2) Опишите последовательность развития процессов, приводящих к (возникновению электрических импульсов в афферентных волокнах рецепторов А и Б. 3) Назовите рецепторы А и Б.

На схеме представлены: 1) рецептор, 2) афферентное нервное волокно, 3) сенсорный нейрон.

Задача 48. Дайте определение порога раздражения рецепторов, порога ощущения, порога различения и объясните, в чем состоит различие этих понятий.

Задача 49. Известно, что чувствительность периферической части анализаторов очень велика. Так, например, для возникновения звукового ощущения у человека достаточно смещение барабанной перепонки всего лишь на 43,0000000006 мм, что составляет 0,1 диаметра самого маленького атома. Целесообразным ли было бы еще большее повышение чувствительности нашего слухового анализатора, и какие ощущения это могло бы вызвать?

Задача 50. 1) Определите, какая электрограмма соответствует быстро и какая медленно адаптирующимся рецепторам? 2) Объясните, что называют адаптацией, как она проявляется в записи биоэлектрических потенциалов и как в ощущении? 3) Каково физиологическое значение адаптации? 4) Приведите примеры медленно и быстро адаптирующихся рецепторов.

Схема записи электрических ответов (ПД) на раздражение быстро и медленно адаптирующихся рецепторов.

Задача 51. 1) Возможно ли изменение чувствительности одних рецептаров при воздействии да другие? 2) Если возможно такое взаимодействие, то приведите известные Вам конкретные примеры.

3) Как называют повышение и понижение чувствительности анализатора (рецептора)?

4) Как можно представить себе механизм изменений чувствительности анализатора при воздействии на другой анализатор?

Задача 52. В рецепторах, как известно, осуществляется кодирование поступающей из внешней и из внутренней среды организма информации, т. е. превращение ее в форму, удобную для передачи по каналу связи.

1) Укажите, какие характеристики раздражителей кодируются в рецепторах и как это осуществляется?

2) Каким образом кодируется информация в проводниковом и корковом концах анализатора?

Задача 53. На рисунке дана схема зрительного анализатора. 1) Укажите, какие отделы анализатора обозначены цифрам I, II, III, IV, V? 2) Через сколько и через какие нейроны проходит воз­буждение от рецепторов сетчатки до нейронов коры головного мозга (до коркового конца зрительного анализатора)?

Схема пути распространения возбуждения в зрительном анализаторе.

 

Задача 54. 1) Перечислите и опишите приспособительные механизмы глаза к ясному видению в различных условиях: 1 — при изменении расстояния до объекта, 2 — при изменении величины объекта, 3 — при изменении освещенности (3 механизма), 4 — при рассмотрении движущихся предметов. 2) Почему лягушка видит только движущиеся предметы?

Задача 55. 1) Укажите, какая рефракция изображена на схемах 1, 2, 3. 2) Каким образом можно коррегировать аномалию рефракции?

На рисунке показан ход лучей света в глазах с разной рефракцией.

 

Задача 56. 1) Укажите примерный диапазон величины аккомодации в диоптриях у детей, у юношей (возраст 20 лет). 2) Какие изменения и почему претерпевает разрешающая способность глаз у преобладающего числа пожилых людей? 3) Как называется это изменение и что нужно предпринимать для улучшения разрешающей способности глаз в этом случае?

Задача 57. Искусствоведы, художники и любители изобразительного искусства давно подметили факт, который вначале был непонятен - на картинах, написанных художниками в старческом возрасте, очень редко встречаются чистые фиолетовые цвета. Попытайтесь объяснить происхождение этой особенности человека преклонного возраста.

Задача 58. Человеческий глаз способен различать примерно 13 тысяч оттенков. Однако, как показали современные исследования, это достигается комбинацией всего лишь нескольких видов различных рецепторов. Сколько видов рецепторов сетчатки и какие обеспечивают цветовое зрение человека?

Задача 59. Еще в 1875 году Рикко обнаружил в эксперименте следующий факт: чем больше площадь «светового стимула, тем меньше интенсивность, требующаяся для возникновения порогового ощущения. Эта закономерность была подтверждена электрофизиологически: при увеличении площади светового раздражителя, действующего на сетчатку угря, уменьшается скрытый период реакции и увеличивается частота электрических импульсов в зрительном нерве. Так было открыто свойство сетчатки, аналогичное свойствам нейронов ЦНС. Назовите это свойство.

Задача 60. В результате огромного увеличения чувствительности сетчатки в темноте (сенсибилизации, что не совсем верно называют темновой адаптацией) мы неплохо можем ориентироваться даже ночью. Однако, в звездную безлунную ночь достаточно прямо посмотреть на неяркую звезду, чтобы она исчезла. Очень удачно эту особенность ночного зрения отметил французский астроном Доменик Араго: «Чтобы заметить в сумерках очень слабо освещенный предмет, не надо на него смотреть».1) Какие рецепторы отвечают за ночное зрение?

2) Почему в сумерках в глазу появляются два слепых пятна?

Задача 61. Как будет вести себя животное, если ему закрыть оба глаза? Предварительно у этого животного были выключены проприорецепторы и вестибулярный аппарат.

Задача 62. При наблюдении за старым скрипачом, можно обнаружить необычный прием настройки скрипки — скрипач нередко пробует настройку струн своей скрипки, прислонив нужную струну к зубам. Какое свойство слухового анализатора использует в этом случае скрипач?

Задача 63. Установлено, что для возникновения ощущения одинаковой степени сладости молодым людям требуется в три раза более слабая концентрация сахара, чем пожилым. О чем свидетельствует этот факт?

Задача 64. Укажите, на каком из двух представленных на рисунке графиков зарегистрировано явление адаптации кожных рецепторов?

Изменение частоты импульсов, возникающих в рецепторах кожи при раздражении их острием иглы. По оси ординат — частота импульсов.

 

Задача 65.. Какое физиологическое значение имеет циркуляция вдыхаемого воздуха в области верхних хоан?

Задача 66. На опыты по изучению условных рефлексов привели двух собак. Перед началом опыта одна из них выпила большое количество воды. Затем началось исследование. Вначале у обеих собак условные рефлексы протекали нормально. Но через некоторое время у собаки, пившей воду, условные рефлексы исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было. В чем причина торможения условных рефлексов?

Задача 67. Как известно, условный рефлекс можно выработать практически на действие любого индифферентного раздражителя. Причем рефлекс вырабатывается весьма быстро. У одной собаки в павловских лабораториях никак не удалось выработать УР на определенный раздражитель, а именно: бульканье воды. Попытайтесь объяснить этот необычный результат.

Задача 68. У одной собаки при виде спринцовки начинается усиленное выделение слюны. Другая собака при действии звонка многократно сгибает заднюю лапу. Что общего в этих условных рефлексах?

Задача 69.. Как доказать в эксперименте на животном (физиологическим путем), что данный орган, например, кишечник имеет афферентное представительство в коре?

Задача 70. Один из способов работы с алкоголизмом состоит в выработке условного рвотного рефлекса на алкоголь. Как вырабатывают этот рефлекс?

Задача 71. Как доказать в эксперименте на животном, что данный орган, например, почка может управляться сигналами, поступающими из коры больших полушарий?

Задача 72. Можно ли при помощи метода условных рефлексов установить, что человек стимулирует глухоту?

Задача 73. Как доказать, что выделение слюны у собаки при виде и запахе мяса является условнорефлекторной, а не врожденной реакцией? Почему такие рефлексы называют натуральными (естественными)?

Задача 74. Что будет наблюдаться если метроном с частотой 60 ударов подкреплять безусловным рефлексом, а метроном с частотой 120 ударов — не подкреплять. Как обозначается это явление?

Задача 75. У человека-правши в результате травмы головного мозга нарушилась способность говорить и понимать речь. С какой стороны и в каких зонах больших полушарий произошла травма.

Задача 76. После сдачи экзамена у студента обнаружено появление в моче глюкозы. Каковы механизмы глюкозурии в данном случае.

Задача 77. Исследование КГР (кожно-гальванической реакции). У испытуемого А в экстремальной ситуации резко снизилось сопротивление кожи электрическому току. У испытуемого в аналогичной ситуации параметры КГР изменились незначительно. Как объяснить различную реакцию двух испытуемых?

Задача 78. Электроконвульсивный шок вызывает у животного ретроградную амнезию, то есть «забывание» ранее выработанного навыка. Подобным же действием обладают некоторые препараты. Как, используя какие-либо из этих средств, определить продолжительность краткосрочной памяти?

Задача 79. У двух обследуемых, которых будили ночью в различные периоды, спрашивали о сновидениях. Первый сообщил, что снов не видел, а другой подробно рассказал содержание снов. Оба обследуемых были здоровы, имели один и тот же род занятий и близкие интересы. В какие периоды сна будили каждого из обследуемых?

Задача 80. Во время оказания помощи пострадавшему, медсестра уронила шприц, приготовленный для срочной инъекции. Как отреагировал бы врач в данной ситуации, если бы у него преобладал темперамент холерика?

Задача 81. В литературе описаны случаи, когда у людей, вынужденных скрывать от близких родственников их тяжелое заболевание, возникало нервное расстройство. Какой преимущественно тип нервной системы можно предположить у этих людей?

Задача 82. В каком состоянии может находиться здоровый человек, если в ЭЭГ теменных и затылочных отведений зарегистрированы бета-волны? В каком состоянии может находиться здоровый человек, если в ЭЭГ теменных и затылочных отведении зарегистрированы дельта-волны?

Задача 83. Как в свете учения И.П. Павлова об условных рефлексах трактовать смысл пословиц:- «Старого воробья на мякине не проведешь», «пуганая ворона куста боится», «обжегшись на молоке, на воду дует».

Задача 84. Общеизвестно, что с возрастом люди все меньше и меньше склонны к изменение распорядка и привычек, сложившихся на протяжении многих лет. С какими физиологическими механизмами это связано?

Задача 85. Всем известно двигательное возбуждение школьников, наступающее на переменах после 45-минутного сидения в классе. Каков физиологический механизм такого поведения?

Задача 86. Мать, засыпая у постели ребенка, иногда не реагирует даже на очень громкие звуки, однако, слабый звук, исходящий от ребенка, мгновенно будит ее. Мельник, крепко спящий на своей мельнице и не реагирующий на действие различных внешних раздражителей, тотчас же просыпается, если прекратится звук, идущий от работающего механизма. Каков физиологический механизм по-добных состояний?

Задача 87. Выпускнице одинаково нравится труд оператора, станочницы и чертежника-копировальщика. Какую из этих профессий ей порекомендовать, учитывая, что у девушки слабый тип высшей нервной деятельности?

Задача 88. Обследуемым предложили для запоминания два ряда глаголов. После запоминания первого ряда одному обследуемому предложили запомнить сразу же второй ряд. Другому обследуемому предложили запомнить второй ряд спустя несколько часов. Каков будет ответ обследуемых, если через сутки после запоминания второго ряда слов, проверить запоминание слов обоих рядов?

Задача 89. Пациентка больницы в ответ на сообщение что ее дом сгорел, никак не отреагировала. Когда же соседка по палате нечаянно разбила ее чашку, она расплакалась. Как объяснить подобные реакции больной?

Задача 90. Человек получил несправедливый упрек в резкой форме. Он не показал вида, что задет этим. Какие изменения деятельности физиологических систем его организма при этом произойдут?

Задача 91. Известно, что химик Кеккуле формулу бензола «увидел» во сне, Менделеев увидел во сне таблицу периодического закона. Математики Декарт, Пуанкаре, — Гаусс создавали новые системы и теоремы во сне, план пьесы «Горе от ума» и несколько сцен из 1 акта Грибоедову приснились, Тартини во сне «услышал» мотив сонаты, названной им «дьявольской», Рафаэль «увидел» во сне образ своей знаменитой мадонны и т. д. Как с точки зрения физиологии объяснить эти факты?

Задача 92. Многие домашние хозяйки, сетуя на «воровские» замашки кошек, удивляются их хитрости и усматривают в ней элементы сознательной деятельности. И, хотя, действительно, при хозяйке кошки ведут себя «благонамеренно», а в отсутствии ее, забираются на стол и похищают излюбленные продукты. Каков физиологический меха-низм поведения животного в обоих случаях?

Задача 93. Имеются наблюдения врачей, что у детей, больных коклюшем, когда они увлечены какой-либо игрой, приступы судорожного кашля становятся более редкими и менее сильными. Каков физиологический механизм этого явления?

Задача 94. К начальнику полярной станции (экспедиции) обратились три человека с просьбой принять их на работу. При прочих равных качествах претенденты отличались типологическими особенностями высшей нервной деятельности: у первого из них наблюдается сильный уравновешанный инертный тип, у второго — сильный неуравновешенный тип, у третьего — сильный уравновешенный подвижный тип. Кто из них и почему больше всего подходит к условиям полярной экспедиции?

 

Зав. кафедрой физиологии проф. А.А. Савченко __________

Декан факультета клинической психологии

доц. И.О. Логинова __________

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...