Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Суть и основные элементы дебатов

ФГБОУ ВО «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. БЕРБЕКОВА»

ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ КБГУ

МОЛОДЕЖНАЯ ПАЛАТА ПРИ ПАРЛАМЕНТЕ КБР

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О РЕСПУБЛИКАНСКОМ ТУРНИРЕ

ПО ДЕБАТАМ
«PRO ET CONTRA»

Г. Нальчик, 2017г.

Дебаты – технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально она создавалась как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии.

Задача участника дебатов не в том, чтобы поддерживать слабую тему или неправильные идеи. Задача – понять, что оба мнения в споре заслуживают внимательного рассмотрения и тщательной проработки аргументов в их поддержку.

Отрицание того, что против позиции, которую участник защищает, можно выдвинуть хорошие аргументы сводит на нет весь смысл дебатов. Зачем спорить, если участник полностью уверены в своей правоте?

 

СУТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДЕБАТОВ

Суть дебатов в том, что бы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Хотя суть проста, стратегии и техника, с помощью которой достигается желаемый результат, могут быть сложными.

1. Тема. В дебатах тема формулируется в виде утверждения (например, “Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным”).

2. Утверждающая сторона. В дебатах спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своих позиций (утверждение формулировки темы, например, “Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным”).

3. Отрицающая сторона. Спикеры отрицающей стороны хотят доказать судье, что позиция утверждающей стороны неверна (например, “Обучение мальчиков и девочек НЕ должно быть раздельным”, значит, “Обучение мальчиков и девочек должно быть совместным”), или что интерпретация темы и аргументация своей позиции (кейс, аспекты, поддержка и доказательства) спикерами утверждающей стороны имеет недостатки.

4. Аргументы. С помощью аргументации вы сможете убедить судью, что ваша позиция по поводу темы – наилучшая. То есть, вы даете судье повод поверить, что ваша позиция правильная. Аргументы могут быть либо слабыми, либо сильными. Вы захотите представить наиболее сильные, наиболее убедительные аргументы, и убедить судью, что они – лучшие. Судьи, многие из которых – бывшие участники дебатов, настроены весьма скептично. Они захотят увидеть, что вы продумывали аргументы, принимая во внимание обе точки зрения на конкретную тему, и что ваши аргументы могут выдержать атаку оппонентов.

5. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства (цитаты, факты, статистические данные), поддерживающие их позицию. Например, вы говорите своей маме, что опоздали в школу, потому что остановились помочь мотоциклисту поменять проколотую шину. Это хороший аргумент, оправдывающий опоздание. Для того, чтобы доказать маме (судье в данном случае), что этим аргументам можно верить, вы показываете ей разорванные джинсы и грязные руки как следствие проделанной работы. Физическое свидетельство сопровождает аргумент. В дебатах свидетельства добываются путем исследования. В основном это – мнения экспертов.

6. Перекрестные вопросы. Большинство видов дебатов предоставляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера - оппонента. Раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой называется “перекрестными вопросами”. Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных ошибок у противника. Полученная в ходе перекрестных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.

7. Решение судей. После того, как судьи выслушивают аргументы обеих сторон по поводу темы, они заполняют судейские протоколы, в которых фиксируют решения о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов (аргументы и способ доказательства которой были более убедительными).

ПОДГОТОВКА ДЕБАТОВ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ:

· Определение исходного тезиса дебатов;

· Подбор, изучение и анализ основной литературы;

· Распределение ролей;

· Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов

Непосредственно в игре участвуют председатель (обычно это ведущий), секретарь и две команды – "Утверждения" ("У") и "Отрицания" ("О") – по пять человек, которых традиционно называют спикерами. Это основные участники игры. Три эксперта, оценивающие деятельность спикеров в процессе дебатов. Остальные - играют роль зрителей.

Кейс – это система понятий, аспектов, аргументов, поддержек и контраргументов, которые используются командой для доказательства правильности и наилучшей обоснованности своей позиции.

Аспект – категория, ограничивающая рассмотрение проблемы рамками определенной науки, теории, отдельной стороны проблемы. Как правило, аспекты формулируются 1–2 прилагательными. Например, "педагогический", "методический", "социальный", "психологический", "экономический", "кадровый" и другие аспекты. Кейс должен включать в себя несколько различных аспектов (от 3 до 6).

Аспекты характеризуются посредством аргументов, которые формулируются 1–3 предложениями и должны быть подтверждены поддержками. В каждом аспекте может быть несколько аргументов (от 1 до 3).

Поддержки – цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта. Поддержка должна быть объективной, т. е. содержать высказывания специалистов в той сфере, области, которая рассматривается в данный момент, иметь ссылку на конкретный источник (монографию, статью, исследование), отражать известные и реальные факты. Следует обратить внимание педагогов на целесообразность подготовки схем, графиков, диаграмм, подбор афоризмов, цитат, пословиц, которые иллюстрируют доказательность тезиса или антитезиса.

В кейс входят также контраргументы, которые выдвигаются исходя из предполагаемых аргументов противоположной команды. Они, так же как и аргументы, формулируются несколькими предложениями и обосновываются поддержками.

В качестве завершающего элемента кейса выступает заключение, которое формулируется на основании всех предыдущих элементов.

 

ПРОВЕДЕНИЕ ДЕБАТОВ

Дебаты организует и проводит председатель (ведущий). Он не имеет права участвовать в самой дискуссии и высказывать свою точку зрения. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:

· в начале аудитории по центру – председатель и секретарь;

· справа от председателя – 5 человек команды "Утверждения" – "У" (защитники тезиса);

· слева от председателя – 5 человек команды "Отрицания" – "О" (противники тезиса);

· напротив председателя – эксперты;

· в конце аудитории посередине – участники, не имеющие определенной точки зрения, – "зрители".

Оратор (спикер, зритель или секретарь) должен начинать свое выступление обращением к ведущему дискуссию "Уважаемый председатель...". Участники дебатов обращаются один к другому, употребляя форму "Уважаемый (Уважаемая)…" или любую другую подобную форму.

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Вначале участники команд представляют (презентуют) друг друга, называя лучшие черты личности каждого.

 

 

Наиболее приемлемы три формы презентации:

· первый участник знакомит со всеми остальными;

· каждый участник, начиная с первого, представляет своего соседа;

· последний участник может представить всех.

 

Начинает выступление первый спикер команды "Утверждения", который формулирует тезис, называет ключевые понятия и аспекты. После него выступает главный оратор от оппозиции "Отрицания", который формулирует антитезис, а также понятия и аспекты.

Дальше действия распределяются следующим образом:

· Спикеры №1 обеих сторон по очереди приводят аргументы и поддержки в пользу своего тезиса (антитезиса);

· Спикеры №2 раскрывают тезисы, выдвинутые спикерами №1;

· Спикеры №3 выступает последним, подытоживают то, что было сказано обоими спикерами во время дебатов;

· Эксперты (аналитики) № 4 и 5 не выступают. Их задача –формулировка аргументов и контраргументов, поиск слабых сторон и брешей в выступлении команды-соперника, а также подготовка вопросов для раунда «Перекрестные вопросы»;

Спикер должен придерживаться времени, выделенного на выступление: для Спикеров №1 – до 3 мин, вторых–третьих – 5-7 мин, участники перекрестных вопросов – по 2 мин.

Время, которое остается до конца выступления, показывает секретарь. Председатель имеет право прервать выступление в случае нарушения процедуры.

Зрители по ходу выступлений спикеров письменно фиксируют заявленные понятия, аспекты, аргументы обеих сторон. При этом они могут воспользоваться своими записями, сделанными процессе подготовки к дебатам. Участники на протяжении всего времени дебатов имеют право задавать вопросы и давать информацию. Для этого необходимо встать с места, поднять вверх руку и сказать: "Вопрос" или "Информация". Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить желание участника словами "Пожалуйста" или "Нет, спасибо". Желательно, чтобы вопросы и информация со стороны участников не превышали 2–3 предложений. Выступающий и председательствующий могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию. Если выступающий не дал согласия на вопрос или информацию с места, то желающий выступить должен молча сесть.

Раунд «Перекрестные вопросы» проводится после выступления вторых и третьих спикеров. Каждый спикер работает с вопросами индивидуально, т. е. не имеет возможности обратиться за помощью к другим участникам команды. Умение отвечать на вопросы быстро, четко, по существу – еще одно умение, которое формируется в игре. Отвечая на вопросы зрителей, спикер должен помнить, что это тоже оценивается экспертами в общем протоколе игры. Ответ на вопрос должен быть точным, конкретным, достаточно обоснованным.

Спикер имеет право обратиться к задавшему вопрос с просьбой повторить его, если вопрос прозвучал невнятно или слишком витиевато, или взять тайм-аут, если не знает точного ответа на вопрос. Каждая команда имеет право получить не более 6 мин для консультаций друг с другом. Один тайм-аут не может превышать 2 мин.

После выступлений экспертов проводится заключительный этап дебатов – их обсуждение, на котором подводятся итоги, анализируется, насколько успешно осуществили свою деятельность председатель, секретарь, эксперты и зрители. Кроме того, спикеры могут поделиться впечатлениями относительно того, как они сами справились с порученной им ролью.

 

ТЕМЫ ДЕБАТОВ

Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям:

· четкость и конкретность формулировки;

· однозначность понимания;

· перспективность для обсуждения;

· значимость для участников.

Кроме того, следует обратить внимание на недопустимость очень широкой формулировки темы из-за невозможности ее раскрытия и обсуждения в коротких временных рамках.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЕБАТОВ

· Медицинское обслуживание должно быть платным;

· Принудительное лечение алкоголизма;

· Нужна ли смертная казнь России?!

· Брачный договор – ЗА/ПРОТИВ;

· Трансплантация органов - панацея для общества и надежда (утверждение) или еще один закоулок для криминала и спекуляции (отрицание)?

· Введение обязательных сдач донорской крови;

· Введение обязательных сдач крови для диагностики/исключения ВИЧ/СПИД перед свадьбой;

· Преступление биологически предопределено (или генетически заложено).

· Эвтаназия в России – аргументы ЗА/ПРОТИВ.

· Хосписы в КБР – нужны или нет?!

· ЭКО – аргументы ЗА/ПРОТИВ - медицинская и этическая стороны.

· Аборт, современная религиозная мораль и медицинское сообщество.

· Евгеника – ЗА/Против

· мораль зависит от культуры

· мужчины и женщины равны для выполнения любой работы

· современные методы наказания несовершенны

· использование наркотиков в спорте подрывает суть честного соревнования

· использование животных в научных исследованиях неоправданно

· скрывать правду от смертельно больного пациента неэтично

· телевидение имеет вредное влияние на наше общество

· реклама – неэтична…

 

 

РАЗРАБОТКА АРГУМЕНТОВ

Мозговой штурм

Несколько простых правил мозгового штурма:

1. Никакой критики идей в тот момент, когда их высказывают.

Идея, которая на первый взгляд выглядит наименее полезной, может быть трамплином для других великих идей.

2. Никакая идея не может быть чересчур вызывающей или экстравагантной

Хорошо, конечно, когда она хоть как-то связана с темой. Однако для того чтобы произвести одну хорошую идею, необходимо пройти через поток плохих..

3. Не останавливайтесь на трех или четырех идеях.

Чем больше идей, тем лучше – и чем больше, тем законченнее будет анализ. Стремитесь к 25 идеям и больше, когда вы занимаетесь мозговым штурмом в группе.

4. Для хорошего мозгового штурма необходимо обмениваться идеями, комбинировать и перестраивать идеи.

Во время ваших групповых мозговых штурмов старайтесь особенно придерживаться правила "никакой критики". Один из вас может записывать все идеи, которые рождаются у студентов и высказываются в аудитории. Хорошие занятия мозговым штурмом могут быть очень шумными, и предложения могут исходить ото всех совершенно бессистемно. Сделайте так, чтобы высказался каждый, кто хочет.

В результате мозгового штурма обязательно родятся хорошие идей. И тогда из этих идей нужно сделать четкие и хорошо структурированные аргументы. Это тоже нетрудно. Вы делаете это все время.

 

Как создать аргумент

За обеденным столом:

1. "Мама, можно я выйду из-за стола?"

2. "Мне нужно пойти в библиотеку сегодня вечером."

3. "Мы начинаем изучать квантовую физику и я хочу сама изучить основы".

4. "Это очень важный раздел и оценка за последнее задание по нему будет основной в конце семестра".

5. "Вот почему мне надо пойти сегодня вечером в библиотеку".

В этом примере утверждение содержится во фразе номер 1. В ней девушка утверждает, что она должна пойти вечером в библиотеку. Она предлагает объяснение во фразе номер 2, где детализирует свою просьбу. Во фразе 3 она представляет понятное и оправданное объяснение, почему ей нужно идти в библиотеку; и, наконец, во фразе 4 она повторяет первоначальное утверждение.

 

Для создания аргумента:

1. Требование ВЫДВИГАЕТСЯ.

2. Требование ОБЪЯСНЯЕТСЯ.

3. Требование ДОКАЗЫВАЕТСЯ. Обоснование осуществляется с помощью доказательств и рассуждений.

4. Делается ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Структура аргумента должна помочь начинающим организовать их речи. Для структуры очень важны ясность и обоснование при представлении идей, что заставляет участников дебатов объяснять и обосновывать свое утверждение.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...