Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность Эсхила и его роль в становлении греческой традиции, ранние трагедии Эсхила.




От трагедии V в. сохранились произведения трех наиболее значительных представителей жанра — Эсхила, Софокла и Еврипида. Каждое из этих имен знаменует исторический этап в развитии аттической трагедии, последовательно отразившей три этапа истории афинской демократии. Эсхил, поэт эпохи становления афинского государства и греко-персидских войн, является основоположником античной трагедии в ее установившихся формах, подлинным «отцом трагедии».

Эсхил – поэт, чьи произведения дошли до нового времени, но и до него существовали поэты, писавшие трагедии (Феспид)

Античная традиция называет Эсхила отцом трагедии. Он получил такое звание, т.к. он первый из кантаты лирического хора сделал трагедию. Аристотель говорил, что Эсхил увеличил количество актеров от одного до двух, уменьшил партии хора и придал первенство диалогу. Считают, что принцип трилогии также придумал Эсхил.

Эсхил родился в г. Элевсине (город, связанный с культом Деметры), принадлежал к знатному аристократическому роду, принимал активное участие в борьбе с тираном, а молодость и зрелость связана с участие в греко-персидской войне (сражаясь при Марафоне, Саламине и Платеях, и исход войны укрепил его убеждение в превосходстве демократической свободы Афин над монархическим принципом, лежащим в основе персидской деспотии (трагедия «Персы»)). Мировоззрение Эсхила было сформировано в результате тех побед, которые греки одержали на персами, он осознал их как торжество справедливости.

Через трагедии поэта всегда проходит 2 основные идеи:

1) Политическая (прославляет афинскую демократию и противопоставляет ее др. видам политического устройства, в частности монархии)

2) Нравственно-религиозная (в мире царит закон справедливости, если человек его нарушает, то его неизбежно ждет возмездие)

Эсхил написал около 100 трагедий, но сохранились тексты только 7 трагедий:

-Умоляющие или просительницы

-Персы

-Семеро против Фив

-Орестея: Агамемнон, Хоэфоры, Евмениды

- Прометей (часть несохранившейся трилогии)

Ранние трагедии Эсхила:

1) Умоляющие или просительницы.

В основе трагедии миф о 50 дочерях Даная, которые противились браку со своими двоюродными братьям, сыновьями Египта. Рассказывается о том, как они бегут в Аргос и просят защиты у Пелара. Он находится в нерешительности и принимает решении, только посоветовавшись с народом, а Данаиды в недоумении. Пелар – носитель демократической идеи.

Трагедия архаична, мало диалогов, в основном состоит из хоровых партий, второй актер уже имеется, но использован очень слабо.

2) Персы – единственная трагедия, основанная не на мифе, а на реальном историческом событии – поражение персидского флота в битве при о. Соломине.

Предводитель персов – царь Серкс, действие происходит в столице, где правит его мать Атосса, которая ждет известий от сына, волнуется. Она приходит на могилу мужа. Сцена дает раскрытие смысла тех же событий в религиозном плане. Вызванная хором из могилы тень царя Дария, отца Ксеркса, предвещает дальнейшие поражения персов и разъясняет их как кару за «чрезмерность» посягательств Ксеркса, который, в своей молодой дерзости и заносчивости, презрел отцовские заветы и вознамерился одолеть самих богов. Ксеркс пошел против закона Зевса вступил в морское сражение (персы должны править на суше, греки – на море). Поэтому войско было разгромлено, справедливость восторжествовала.

3) Семеро против Фив – впервые выведен образ трагического героя, наделенного индивидуальными чертами, делающий сознательный выбор перед лицом родового проклятия.

В основе трагедии – судьба сыновей Эдипа, Этеокла и Полемика. Над братьями положено родовое проклятье из-за преступления. Вражда между братьями. Этеокл правил в Фивах. Полемик собрал воинов из 7 городов и осадил Фивы. Критерий справедливости благо родного рода.

Сюжет: В мифической Греции были два самых сильных царства: Фивы в Средней Греции и Аргос в Южной Греции. В Фивах был когда-то царь по имени Лаий. Он получил пророчество: «Не роди сына — погубишь царство!» Лаий не послушался и родил сына по имени Эдип. Он хотел погубить младенца; но Эдип спасся, вырос на чужой стороне, а потом нечаянно убил Лаия, не зная, что это его отец, и женился на его вдове, не зная, что это его мать. Как это случилось, и как это открылось, и как за это пострадал Эдип, нам расскажет другой драматург — Софокл. Но самое страшное — гибель царства — было еще впереди.

У Эдипа от кровосмесительного брака с собственною матерью родились два сына и две дочери: Этеокл, Полиник, Антигона и Йемена. Когда Эдип отрекся от власти, сыновья отвернулись от него, попрекая его грехом. Эдип проклял их, посулив им делить между собою власть мечом. Так и случилось. Братья договорились править попеременно, каждый по году. Но после первого же года Этеокл отказался уйти и изгнал Полиника из Фив. Полиник бежал в южное царство — в Аргос. Там он собрал себе союзников, и они всемером пошли на семивратные Фивы. В решающем бою два брата сошлись и убили друг друга: Этеокл ранил Полиника копьем, тот упал на колено, Этеокл навис над ним, и тут Полиник ударил его снизу мечом. Враги дрогнули, Фивы были на этот раз спасены. Только поколение спустя на Фивы пришли походом сыновья семерых вождей и надолго стерли Фивы с лица земли: пророчество сбылось.

Эсхил написал об этом трилогию, три трагедии: «Лаий» — о царе-виновнике, «Эдип» — о царе-грешнике и «Семеро против Фив» — об Этеокле, царе-герое, отдавшем жизнь за свой город. Сохранилась только последняя. Она по-старинному статична, на сцене почти ничего не происходит; только величаво стоит царь, приходит и уходит вестник и жалостно стенает хор.

Этеокл объявляет: враг подступает, но боги — защита Фивам; пусть же каждый исполнит свой долг. Вестник подтверждает: да, семь вождей уже поклялись на крови победить или пасть и мечут жребий, кому идти на какие ворота. Хор фиванских женщин мечется в ужасе, чует гибель и молит богов о спасении. Этеокл унимает их: война — мужское дело, а женское дело — сидеть дома и не смущать народ своим страхом.

Вновь является вестник: жребии брошены, семь вождей идут на приступ. Начинается центральная, самая знаменитая сцена: распределение ворот. Вестник пугающе описывает каждого из семерых; Этеокл спокойно отвечает и твердо отдает приказы.

«У первых ворот — герой Тидей: шлем с гривою, щит с колокольцами, на щите звездное небо с месяцем». «Не в гриве сила и не в колокольцах: как бы самого его не настигла черная ночь». И против аргосского начальника Этеокл посылает фиванского. «У вторых ворот — гигант Капаней, на щите его воин с факелом; грозит огнем спалить Фивы, не страшны ему ни люди, ни боги». «Кто богов не боится, того боги и покарают; кто дальше?» И Этеокл высылает второго вождя.

«У третьих ворот — твой тезка, Этеокл аргосский, на щите его воин с лестницей лезет на башню». «Повергнем обоих — и того, кто со щитом, и того, кто на щите». И Этеокл высылает третьего вождя.

«У четвертых ворот — силач Гиппомедонт: щит — как жернов, на щите змей Тифон пышет огнем и дымом», «У него на щите Тифон, у нас Зевс с молниями, победитель Тифона». И Этеокл высылает четвертого вождя.

«У пятых ворот — красавец Парфенопей, на щите его чудо-Сфинкс, загадками терзавшая Фивы». «И на живую Сфинкс нашелся разгадчик, а рисованная нам и подавно нестрашна». И Этеокл высылает пятого вождя.

«У шестых ворот — мудрый Амфиарай: он пророк, он знал, что идет на смерть, но его залучили обманом; чист его щит, и знаков на нем нет». «Горько, когда праведный делит судьбу со злыми: но как предвидел он, так и сбудется». И Этеокл высылает шестого вождя.

«У седьмых ворот — сам твой брат Полиник: или сам умрет, или тебя убьет, или выгонит с бесчестьем, как ты его; а на щите его писана богиня Правды». «Горе нам от Эдипова проклятия! но не с ним святая Правда, а с Фивами. Сам пойду на него, царь на царя, брат на брата». — «Не ходи, царь, — умоляет хор, — братскую кровь грех проливать». — «Лучше смерть, чем позор», — отвечает Этеокл и уходит.

На сцене — только хор: женщины в мрачной песне предчувствуют беду, поминая и пророчество Лаию: «Царству — пасть!» — и проклятие Эдипа: «Власть — мечом делить!»; пришло время расплаты. Так и есть — входит вестник с вестью: шесть побед у шести ворот, а перед седьмыми пали оба брата, убив друг друга, — конец царскому роду фиванскому!

Начинается погребальный плач. Вносят носилки с убитыми Этеоклом и Полиником, выходят навстречу их сестры Антигона и Йемена. Сестры заводят причитания, хор им вторит. Поминают, что имя Этеокла значит «Велеславный», поминают, что имя Полиника значит «Многобранный» — по имени и судьба. «Сразил сраженный!» — «Убит убивший!» — «УМЫСЛИВ зло!» — «Терпя от зла!» Поют, что было у царства два царя, у сестер два брата, а не стало ни одного: так бывает, когда меч делит власть. Протяжным плачем заканчивается трагедия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...