Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональные деформации менеджеров




Подтвердим выдвинутые выше положения о раз­витии профессиональных деформаций на примере профессии менеджера.

 

С.242

В трудах отечественных ученых убедительно пока­заны роль и значение профессионально важных ка­честв в осуществлении продуктивной деятельности и достижении вершин профессионального мастерства. Всесторонне исследовались механизмы, закономерно­сти и динамика развития профессиональных способ­ностей, профессионально значимых констелляций, их переструктурирование в процессе профессионали­зации2.

Анализ многочисленных публикаций по проблемам деятельности и личности специалиста показывает, что основное внимание исследователи уделяли профессио­нально важным качествам, в меньшей степени изуча­лись функционально-нейтральные и профессионально нежелательные качества. По мнению исследователей, профессиональные деформации неизбежно возникают в процессе возрастных, профессиональных и личнос­тных изменений, а также под влиянием содержания и особенностей деятельности.

Изучение работ зарубежных ученых (Г.Беккера, К.Зейферта, И.Ландшира, К.Роджерса, Д.Сьюпера и др.) также показывает, что при исследовании про­фессионального становления личности в основном обращалось внимание на профессионально важные качества, на продуктивные психологические ново­образования. Профессионально значимые способнос­ти изучались при профессиональном отборе, опреде­лении профпригодности и аттестации специалистов. Психологические особенности профессионализации исследовались в контексте становления «Я-концепции» специалиста.

Деструктивные же изменения личности не явля­лись специальным предметом исследования. В 1974 г. американский психолог Х.Дж.Фрейденберг ввел тер­мин «синдром эмоционального сгорания», характери­зующий состояние истощения и усталости специалис­тов, находящихся в тесном общении с клиентами. В про­фессиональную группу людей, подверженных этому синдрому, были включены врачи, учителя, менеджеры. Проявление синдрома «эмоционального сгорания»

1 См.: Шадриков В.Д. Указ. соч.

2 См.: Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Указ. соч.


с. 243

приводит к возникновению дегуманизации, агрессив­ности, пессимизма, тревожности и иных разрушающих личность состояний и качеств.

Рассмотрим деформации менеджеров. Основани­ем для выделения деформаций стали диагностирующие семинары-тренинги актуализации профессионального развития. На тренинговых занятиях менеджерам пред­лагалось погрузиться в профессию, попытаться по­чувствовать, что хорошего и что настораживающего привнесла управленческая деятельность в индивиду­альную жизнь каждого. Слушатели получали домаш­нее задание написать по предложенному сценарию психобиографию своего профессионального станов­ления, подробно рассмотрев возможные профессио­нальные деформации. Применялся также ретроспек­тивный анализ критических событий профессиональ­ной жизни.

Всестороннее обсуждение педагогических дефор­маций позволило определить их состав. Часть из них мы диагностировали, результаты диагностики коллеги­ально обсуждались. Таким образом было выделено 11 деформаций, которые в дальнейшем диагностирова­лись по уже известным опросникам, а для отдельных деформаций были сконструированы новые. Средние показатели по группам почти не отличались. Индиви­дуальные же показатели существенно различались и были статистически значимы.

Анализ результатов диагностики показал, что сте­пень выраженности деформации определяется стажем работы, полом, содержанием профессиональной дея­тельности и индивидуально-психологическими особен­ностями личности менеджера.

Кратко охарактеризуем основные профессиональ­ные деформации менеджеров.

1. Авторитарность проявляется в жесткой цент­рализации управленческого процесса, единоличном осуществлении руководства, использовании преимуще­ственно распоряжений, рекомендаций, указаний. Ав­торитарные менеджеры тяготеют к различным наказа­ниям, нетерпимы к критике. Авторитарность обнару­живается в снижении рефлексии — самоанализа и самоконтроля менеджера, проявлении высокомерия и черт деспотизма.

2. Демонстративность — качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведе­нии, желании нравиться, стремлении быть на виду,проявить себя. Эта тенденция реализуется в ориги­нальном поведении, демонстрации своего превосход­ства, нарочитых преувеличениях, расцвечивании сво­их переживаний, в позах, поступках, рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в про­явлениях, но неустойчивы и неглубоки. Известная де­монстративность менеджеру профессионально необ­
ходима. Однако когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество управленческой дея­тельности, становясь средством самоутверждения ме­неджера.

3. Профессиональный догматизм возникает вслед­ствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типо­вых профессиональных задач. У менеджера исподвольформируется склонность к упрощению проблем, при­менению уже известных приемов без учета всей слож­ности управленческой ситуации. Профессиональный догматизм проявляется также в игнорировании управ­ленческих теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке. Догматизм развивается с ростом стажа работы в одной и той же должности, снижением уров­ня общего интеллекта, а также обусловливается осо­бенностями характера.

4. Доминантность обусловлена выполнением ме­неджером властных функций. Ему даны большие пра­ва: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Развитие этой деформации определяется также инди­видуально-типологическими особенностями личности. В большей мере доминантность проявляется у холери­ков и флегматиков. Она может развиться на основе
акцентуации характера. Но в любом случае работа менеджера создает благоприятные условия для удов­летворения потребности во власти, в подавлении дру­гих и самоутверждении за счет своих подчиненных.

5. Профессиональная индифферентность харак­теризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей работников. Професси­ональное взаимодействие с ними строится без учета их личностных особенностей. Профессиональное рав-

 

С. 245

развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта менеджера. Эта деформация характерна для черствых, закрытых людей со слабо выраженной эмпатией, испытывающих трудности в общении. Индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с подчиненны­ми и коллегами.

6. Консерватизм проявляется в предубеждении против нововведений, приверженности устоявшимся технологиям, настороженном отношении к творческим работникам. Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что менеджер регулярно репродуциру­ет одни И те же хорошо зарекомендовавшие себя фор­мы и методы управления. Стереотипные приемы воз­
действия постепенно превращаются в штампы, эконо­мят интеллектуальные силы менеджера, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. По мере профессионализации эти штампы в управленчес­кой работе становятся тормозом развития организации,
предприятия или учреждения.

Обращенность в прошлое при недостаточно кри­тичном к нему отношении формирует у менеджеров предубеждение против инноваций. Сказываются так­же возрастные изменения личности. С годами растет потребность в стабильности, приверженность устояв­шимся и отработанным формам и методам управления.

7. Профессиональная агрессия проявляется в отсутствии стремления учитывать чувства, права и инте­ресы подчиненных, приверженности к «карательным» воздействиям, в требовании безоговорочного подчине­ния. Конечно, в деятельности менеджера неизбежно принуждение. Агрессивность проявляется также в иронии, насмешках и навешивании ярлыков: «тупица»,
«бездельник», «хам», «кретин» и т.п. Агрессивность как профессиональная деформация обнаруживается у менеджеров с ростом стажа работы, когда усиливают­ся стереотипы мышления, уменьшаются самокритич­ность и способность конструктивно решать конфликт­ные ситуации.

8. Ролевой экспансионизм проявляется в тоталь­ной погруженности в профессию, фиксации на собственных проблемах и трудностях, в неспособности и

С. 246

нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, беза­пелляционных суждений. Эта деформация обнаружи­вается в жестком ролевом поведении за пределами организации, предприятия, в преувеличении собствен­ной роли и значения. Ролевой экспансионизм характе­рен почти для всех менеджеров, проработавших руко­водителями более 10 лет.

9. Социальное лицемерие менеджера обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания подчиненных и коллег, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений. Эта деформация с годами становится нормой социаль­ного поведения большинства менеджеров, и дистанция между декларируемыми и реальными жизненными ценностями увеличивается.

10. Поведенческий трансфер (проявление синд­рома ролевого трансфера) характеризует формирова­ние черт ролевого поведения и качеств, присущих подчиненным и вышестоящим руководителям. Пого­ворка «С кем поведешься — от того и наберешься» < справедлива в отношении менеджеров правоохрани­тельных органов: в их поведении, эмоциональных ре­акциях, речи, интонациях отчетливо проявляются пси­хологические особенности правонарушителей.

Менеджеры вынуждены много внимания уделять нарушителям норм профессионального поведения. Не­радивые работники нередко оказывают сопротивление управленческим воздействиям, порождают трудности, провоцируют негативные эмоциональные реакции. Ненормативное поведение «трудных» работников — агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость — переносится, проецируется на про­фессиональное поведение менеджера, и он присваи­вает отдельные проявления отклоняющегося поведения. 1 1. Сверхконтроль проявляется в чрезмерном сдер­живании своих чувств, ориентации на инструкции, уход от ответственности, подозрительной осмотрительности, скрупулезном контроле деятельности подчиненных.

Обобщенные характеристики профессиональных деформаций приведены в табл.22.

 

Таблица 22 Профессиональные деформации менеджера

Профессио­нальная де­формация Психологические де­терминанты профес­сиональной деформации Проявление деформации в профессиональной деятельности
Авторитар­ность   Психологическая защи­та — рационализация. Завышенная самооцен­ка своих профессио­нальных способностей. Властность, агрессив­ность, схематизация мотивов подчиненных Жесткая централизация процесса управления. Преиму­щественное использование распоряжений, указаний, на­казаний. Нетерпимость к критике, переоценка собст­венных возможностей, по­требность командовать дру­гими, черты деспотизма
Демонстративность Психологическая защи­та — идентификация. Завышенная самооцен­ка «Я-образа». Акцен­туация характера — эгоцентризм   Чрезмерная эмоциональ­ность, самопрезентация. Управленческая деятель­ность — средство самоут­верждения на фоне профес­сионального коллектива. Де­монстрация своего превосходства
Профессиональный догматизм Стереотипы мышле­ния. Возрастная интел­лектуальная инерт­ность   Стремление к упрощению профессиональных задач и ситуаций, игнорирование социально-психологических знаний. Склонность к мыс­лительным и речевым штам­пам. Преувеличенная ориен­тация на свой опыт
Доминантность Неконгруэнтность эмпатии. Индивидуально-типологические особенности. Акцентуа­ции характера   Превышение властных функ­ций, склонность к распоря­жениям, приказам. Требова­тельность и безапелляцион­ность. Нетерпимость к кри­тике коллег  
Профессиональная индифферентность Психологическая защи­та — отчуждение. Син­дром «эмоционального сгорания». Генерализа­ция личностного отри­цательного профессионального опыта   Проявление равнодушия эмоциональной сухости и жесткости. Игнорирование индивидуальных особенностей коллег. Негативное восприятие этических норм и правил поведения  
Консерватизм Психологическая защи­та — рационализация. тереотипные способы выполнения деятельно­сти. Социальные барье­ры. Хроническая пере­грузка профессиональ­ной деятельностью   Предубеждение против ин­новаций. Приверженность устоявшимся профессио­нальным технологиям. На­стороженное отношение к представителям других, на­циональностей  
Профессиональная агрессия Психологическая защи­та — проекция. Инди­видуально-типологиче­ские особенности. Фрусграционная нетолерантность   Пристрастное отношение к инициативным, творческим и независимым работникам. Выраженная склонность к оскорбительным замечани­ям, занижению оценок, на­смешкам и иронии
Ролевой экспансионизм Стереотипы поведения. Тотальная погружен­ность в профессио­нальную деятельность. Самоотверженный «про фесе иональньш кретинизм». Ригид­ность   Фиксация на собственных личностных и профессио­нальных проблемах и труд­ностях. Преобладание обви­нительных и назидательных суждений. Преувеличение значения своей роли. Роле­вое поведение за пределами учреждения, организации
Социальное лицемерие Психологическая защи­та — проекция. Стереотипизация мораль­ного поведения. Воз­растная идеализация личного опыта. Соци­альные экспектации   Склонность к морализирова­нию. Вера в свою нравствен­ную непогрешимость. Вер­бальная нетерпимость к не­нормативным формам пове­дения. Неискренность чувств и отношений
Поведенческий трансфер Психологическая защи­та — проекция. Эмпатическая тенденция присоединения. Иден­тификация Эмоциональные реакции и поведение, свойственные вышестоящим руководите­лям и подчиненным. Асоци­альные формы поведения
Сверхконтроль Психологическая защи­та — рационализация. Заниженная самооцен­ка, социальные экспек­тации, возрастная инертность   Подавление спонтанности, сдерживание самореализа­ции, контроль за агрессивно­стью, ориентация на прави­ла, инструкции, избегание серьезной ответственности. Стиль мышления инертный и несколько догматичный. Скупость эмоциональных проявлений, осмотритель­ность. В межличностных от­ношениях — высокая нрав­ственная требовательность  

 

с.249

Выводы

1. Любая профессия инициирует образование профессиональных деформаций личности. Наиболее уязвимы социономические профессии типа «чело­век— человек». Характер, степень выраженности профессиональных деформаций зависят от характе­ра, содержания деятельности, престижа профессии, стажа работы и индивидуально-психологических осо­бенностей личности.

2. Среди работников социальной сферы, правоох­ранительных органов, врачей, учителей, менеджеров часто встречаются следующие деформации: авторитар­ность, агрессивность, консерватизм, социальное лице­мерие, поведенческий трансфер, эмоциональная ин­дифферентность.

С. 250

3. С увеличением стажа работы начинает сказы­ваться синдром «эмоционального сгорания», что при­водит к появлению эмоционального истощения, устало­сти и тревожности. Происходит деформация эмоцио­нальной сферы личности. Психологический дискомфорт
провоцирует болезни и снижает удовлетворенность профессиональной деятельностью.

4. Профессиональные деформации — это разно­видность профзаболеваний, они неизбежны. Пробле­ма заключается в их профилактике и технологиях пре­одоления.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...