Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вот и возвратились мы снова к мысли о Высшем Духовном Начале и подвига, и жизни в целом, даже  в те времена, когда вслух об этом запрещено было говорить.




Вот и возвратились мы снова к мысли о Высшем Духовном Начале и подвига, и жизни в целом, даже                               в те времена, когда вслух об этом запрещено было говорить.

  А потому от образа женщины – защитницы Отечества мы снова переходим к духовным традициям русского воинства, что в контексте  и данной статьи, и предыдущих, самое главное. И играет огромную роль в творчестве Ю. В. Друниной.


 «Как волков обложили нас половцев рати.

Несть числа им, лишь кони дружину спасут.

Ну, а пешие смерды?.. Тяжело умирати,

Но неужто мы бросим, предадим черный люд? »

Голос Игоря ровен, нет в нем срыва и дрожи.

Молча спешились витязи — предавать им негоже.

Был в неравном бою схвачен раненый Игорь,

И порубаны те, что уйти бы могли…

Но зато через ночь половецкого ига,

Через бездны веков, из нездешней дали

Долетел княжий глас: «Нелегко умирати,

Только легче ли жить во предателях, братья? »


В предыдущей статье мы уже встречались с обращением                    к образу Князя Игоря - вернее, к знаменитому «Слову                                     о полку Игореве» в тяжёлую годину испытаний                                      в произведении А. А. Тарковского. (См. часть третью). Подобное «обращение» происходит и в стихотворении Ю. В. Друниной «Голос Игоря». Однако, А. А. Тарковский вообще нигде, кроме эпиграфа, не говорит ни о князе,                          ни дружине;  а Ю. В. Друнина, описывает неравный бой,                                       в котором был «схвачен раненый Игорь,   и порубаны те, что уйти бы могли».  Конечно же, поэт обращается  в большей степени   не к исторической реалии,  а к «реалии» духовно-нравственной, говоря о мужестве  и самопожертвовании ратников княжеской дружины, для которых «предавать негоже»!

Образы ратников, которые предпочли смерть предательству, становятся духовно-нравственным примером мужества, отваги и жертвенности для тех, кто сражается на фронтах Великой Отечественной войны – и это главное! Ко всем к ним через века доносится «голос» сражавшегося с ворогом Князя Игоря: «Нелегко умирати, только легче ли жить                                     во предателях, братья? »

Это не вопрос. Это – призыв не посрамить воинской чести!

И вот постепенно приближаясь к финалу не только статьи                                   о творчестве Ю. В. Друниной, но и всего цикла, обратимся ещё  к одному довольно известному стихотворению без названия, посвящённому доблести русского воинства:


В моей крови - Кровинки первых русских: Коль упаду, Так снова поднимусь. В моих глазах, По-азиатски узких, Непокорённая дымится Русь. Звенят мечи. Посвистывают стрелы. Протяжный стон Преследует меня. И, смутно мне знакомый, Белый-белый, Какой-то ратник Падает с коня. Упал мой прадед В ковыли густые, А чуть очнулся - Снова сел в седло... Ещё, должно быть,                                               со времён Батыя Уменье подниматься нам дано.


Нельзя не увидеть, удивительную схожесть мыслей и образов со знаменитой «Друней». Та же причастность русской дружине, сражающейся                                  с супостатом на поле брани. И снова перед нами образ всадника, соединяющего русскую былину и воинскую повесть с образами тех всадников, которых видел Евангелист Иоанн Богослов и отразил в Последней Книге Священного Писания, о чём говорилось во всех предыдущих статьях. И потому произведение «В моей крови…» можно назвать неким духовно – нравственным «обобщением». Этот «всадник», наверное, - и тот мальчик - танкист, который «облекался в латы, за мать в воображенье ратуя»                              в «Ожившей фреске» Б. Л. Пастернака. Он и один из тех, чью душу «белоснежные кони ринут                                    в ослепительную высоту» к «Начальнику в ярком доспехе» в стихотворении «Смерть» Н. С. Гумилёва. Итот, кто                         «в грядущих временах, как мальчик привстаёт                             на стременах» и «судьбу свою к седлу приторочил»                                                в произведениях А. А. Тарковского!

   И, вот, дойдя до финала, обратимся к этим словам ветерана Великой Отечественной войны Ю. В. Друниной:


И откудаВдруг берутся силыВ час, когдаВ душе черным-черно?.. Если б яБыла не дочь России, Опустила руки бы давно, Опустила рукиВ сорок первом. Помнишь? Заградительные рвы, Словно обнажившиеся нервы, Зазмеились около Москвы. Похоронки, Раны, Пепелища... Память, Душу мнеВойной не рви, Только времениНе знаю чищеИ острееК Родине любви. Лишь любовьДавала людям силыПосреди ревущего огняЕсли б яНе верила в Россию, То онаНе верила б в меня.
Не только тогда «в сорок первом» на подступах к Столице Нашего Отечества, но и всегда во все времена – и до Конца Времён! И до Конца Времён будет стоять Вечная, Великая Россия – Святая Русь, Удел Пресвятой Богородицы! Россия,                      в которой, как писал Святой Иоанн Кронштадтский, навеки связаны, нераздельны Подвиг Молитвенный и Подвиг Ратный!

Только вдумайся, вслушайся
В имя «Россия! »
В нём и росы, и синь,
И сиянье, и сила.
Я бы только одно у судьбы
попросила -
Чтобы снова враги не пошли на
Россию…


И в этом духовная сила Благословенного Русского Воинства!


                                                 

                  Литература. 1. Сборник поэзии Ю. В. Друниной – стихи разных лет.

2. Материалы журнала «Русский дом» за 2003год, за 2005 год, за 2011год и за 2014год

3. Житие Святого Благоверного Князя Александра Невского.

4. Житие Святого Благоверного Князя Дмитрия Донского.

5. Житие Святого Иоанна Кронштадтского.

6. Сборник духовной поэзии «Слово и дух».

7. Собственная сертифицированная методическая разработка творческих занятий «Бранная слава Святой Руси и Великой России».

 

 

 

 

 

       Эссе «Утро Вечной Жизни». (Победа жизни над смертью, отражённая                                 в произведениях Н. А. Заболоцкого). Небольшое дополнение к циклу статей  «Благословенное русское воинство»
Образ воинской славы всегда был и останется до конца времён одним из главных в высокодуховной русской литературе.                        И, конечно, особенно важны для нас произведения, созданные самим участниками судьбоносных событий, сражавшимися              на поле брани. Возможно, даже – скорее всего, после этого           по-иному осмысляли они суть земного бытия. Вряд ли в наше время для кого-то станет откровением то, что во многих произведениях звучит тема Бессмертия, - по сути Образ Всеобщего Воскресения. (См. предыдущий цикл статей).  Однако, речь пойдёт о поэте, творчество которого                                     у большинства менее всего ассоциируются войной.                          Это – автор «Не позволяй душе лениться» и «Портрета» - Николай Алексеевич Заболоцкий. Конечно, данная тема для него не главная – а потому посвящено поэту и его творчеству только эссе - и только в качестве дополнения. Итак, перед нами одно из самых прекрасных и загадочных произведений.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...