Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История таможенного дела в России

До XV

История таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси и напрямую

На Руси взимали торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, за аренду торговых площадей либо за покровительство, оказываемое купцам и иным торговым людям.

Период конца VIII-XI веков можно считать первым историческим этапом возникновения общих контуров правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела.

Следующим этапом в становлении и развитии таможенного режима являются XII-XIII века. В это время произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества и последовало появление границ между ними, где стали возникать таможенные заставы, а правители новых княжеств в целях личного обогащения вводили собственные правила взимания таможенных пошлин при перемещении товаров.

В Древней Руси таможенные пошлины делились на проезжие и торговые. За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт («сухой» - за провоз по суше, «водяной» - по воде). За право торговли взимался «замыт», за наем амбара – «амбарное», за представление товара на заставу – «явка», за найм торгового места на гостином дворе – «гостиное», а также другие сборы. Существовали «роговая» и «привязная» пошлины – за привязывание скота в месте торговли; «узольцовое» - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки. Сборщика мытных пошлин и сборов называли «мытник», а места взимания мыта – «мытницей», которые находились либо при монастырях, либо в непосредственной близости от них.

В период феодальной раздробленности на Руси в ХII – начале ХIII веков, из-за роста числа княжений и внутренних границ, мыто становится одной из самых доходных внутренних торговых пошлин наряду с предыдущими пошлинами.

Основными нормативными правовыми актами, закреплявшими правила перемещения товаров через таможенную границу, порядок таможенного обложения и устанавливавшими санкции за уклонение от таможенного обложения, в то время являлись уставные грамоты. В этот период начинают проявляться первичные признаки такой составной части административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как правовой режим таможенной границы.

В период завоевания Руси Золотой Ордой в русском языке появилось тюркское слово «тамга», означающее клеймо, печать. Выдача ханских ярлыков с печатью сопровождалась взиманием пошлины, которая также называлась тамгой. Место на ярмарке, рынке, где взимали тамгу, то есть «тамжили» товар, стало называться таможней, а лицо, взимавшее тамгу, - таможенником.

В княжествах не существовало единой системы пошлин. Ставки устанавливались князем единолично и зависели от ряда обстоятельств.

Примерно с середины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.

В период царствования Алексея Романова завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа.

Предшественницей таможенной реформы явилось положение главы IX Соборного уложения, а в ней 20 статей о мытах, перевозах и мостах. Указанное положение сыграли важную роль таможенного законодательства и таможенного дела, и положили начало его правовому обоснованию.

В статьях Соборного Уложения впервые изложены права и обязанности таможенников по осуществлению контроля за перевозом товаров, грузов и перемещением людей, а также нормы соблюдения правил установленных указанным документом.

В 1667 году был подготовлен и издан «Новоторговый устав», который явился завершением первой таможенной реформы в РФ и который считается первым таможенным тарифом на Руси.

Новоторговым уставом вводился порядок, согласно которому Западно-Европейским купцам запрещалась розничная торговля.

Устав отменял целый ряд мелких пошлин, они вошли в рублевую пошлину. Для облегчения торговых отношений с Европой был впервые установлен заграничный денежный курс для России.

В Новоторговом уставе подробно изложены правила и порядок досмотра товаров. В соответствии с Новоторговым уставом товары, предназначенные для внутреннего пользования, не подвергались оплате пошлины.

С конца XV века до середины XVII века отмечается тенденция к учащению взимания тамги с местных жителей.

В конце XVII века взимание таможенных пошлин и сборов осуществляли Приказ Большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Номерная изба, таможенные избы в уездах.

Еще более существенную роль таможенные платежи начинают приобретать в годы правления Петра I в результате содействия развитию национальной экономики через поощрение отечественного производителя. В целях изыскания дополнительных средств для пополнения казны Петр I учредил специальную должность прибыльщика. В его компетенцию входило изобретение новых источников доходов.

Новый этап развития таможенного законодательства пришелся на периоды царствования Елизаветы Петровны и Петра III. Важнейшим мероприятием в области таможенной политики в царствование Елизаветы Петровны явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны.

Вторая половина XVIII века знаменовало собой завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на основе опыта Европейских государств и особенностей Российской экономики.

Первый Российский таможенный устав 1755 года положил начало цивилизованному подходу к решению задач таможенного дела и формированию таможенной политики. Принятые в нем постановления открыли возможности перемещения товаров по территории Российской империи, способствовали укреплению Российского рынка и развитию внутренней внешней торговли.

В период царствования Екатерины II проводится либерализация таможенной политики. В таможенном тарифе 1766 года ставки таможенных пошлин были снижены, таможенное обложение осуществлялось по ставкам от 12 до 30%.

Подытоживая сказанное, следует отметить, что уже в VIII веке появились первые контуры правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела.

Следующим этапом в становлении и развитии элементов таможенного режима являются XII-XIII века, когда произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества и последовало появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу.

Однако такие меры еще не являлись последовательной таможенной политикой Древнерусского государства.

Единая таможенная политика начала складываться позже, после образования централизованного Московского государства в XVI веке, в частности, она нашла отражение в Новоторговом уставе.

Еще более существенную роль таможенные платежи начинают приобретать в годы правления Петра I в результате содействия развитию национальной экономики через поощрение отечественного производителя.

А вторая половина XVIII века ознаменовала собой завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на основе опыта Европейских государств и особенностей Российской экономики.

XVI - XVII

Иностранная торговля в конце XV века значительно сократилась, так как великий князь литовский определил лишь пограничные пункты (Полоцк, Киев и др.) как центры торговли с иностранцами.

Заключенное в 1526 году соглашение между Москвой и Великим Княжеством Литовским и Русским о свободной торговле оживило экономику края.

С конца XV века появились первые законодательные акты, устанавливающие нормы дифференциального таможенного обложения в отдельных городах и уездах. Во второй половине XVI века уставные таможенные грамоты становятся всеобщим явлением.

Ужесточение режима ввоза иностранных товаров способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер. Жестоко избивались и всенародно срамились контрабандисты табака. За контрабандный ввоз спиртных напитков не только били кнутом, но и отсекали руки и ноги.

Можно говорить о создании к концу ХVII века в России довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Новоторговый устав содержал постановления относительно устройства таможен и исполнения таможенных обрядностей.

Система таможенных учреждений была представлена несколькими звеньями. Центральные органы - Приказ большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба - находились в Москве. В уездах существовали таможенные избы, на торговых путях имелись таможенные заставы.

В конце 17 - начале 18 века в России сложилось два способа укомплектования таможен и, соответственно, сбора пошлин.

Первый, так называемый, «верный», когда к выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян. Они, по сути дела, отбывали повинность. Служба эта была безвозмездной, «на веру», поэтому должностные лица таможен принимали присягу.

Второй способ управления таможнями и сбора пошлин - сдача таможен на откуп. Суть этого способа состояла в том, что заинтересованное лицо вносило в государственную казну определённую сумму денег, но не меньшую, чем средний сбор таможенной пошлины за прошедший год, и собирало пошлины в свою пользу.

Во второй половине XVII века, контрольные функции за деятельностью таможен постепенно переходят к таможенным головам, избранным посадским миром.

В целом, подводя краткий итог в истории становления таможенного дела России 16-17 вв., надо отметить, что в законодательных актах этого времени начали проявляться стремление к защите национальных интересов через таможенный механизм при осуществлении торговых отношений. В частности, это нашло выражение в установлении высоких таможенных пошлин для иностранцев, введение запретительных тарифов на некоторые виды товаров, была законодательно закреплена единая тарифная система пошлин, что способствовало более успешному сбору таможенных доходов. Что же касается борьбы с контрабандой, то она во многом сводилась только к конфискации товаров и физическому наказанию виновных лиц, отсутствовало систематизированное законодательство о контрабанде.

XVIII - XIX

Таможенные сборы шли на развитие экономики, оборону, здравоохранение, образование, на финансирование государственных реформ. Борьба с контрабандой осуществлялась таможенными органами во все периоды российской истории. Она касалась не только вывоза и ввоза запрещенных товаров, но и перемещения через границы государства запрещенных церковных предметов, еретических книг, карт.

31 января 1724 г был утвержден протекционистский таможенный тариф, в котором впервые перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности, а товарные позиции соответствовали коммерческим названиям товаров.

1754 г - внутренние таможни были ликвидированы на большей части территории страны, прекратился сбор 17 мелочных сборов, обременявших внутреннюю торговлю. Заменившую их "новоположенную прибавочную" пошлину в размере 13% планировалось взимать в портовых и пограничных таможнях со всех ввозимых и отпускных товаров. Решено упразднить таможенную черту между Россией и Украиной.

Указ 1782 г "Об учреждении особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза товаров": знаки устанавливались в местах пересечения границы при въезде на таможенные заставы на постаментах и были в виде обелиска или усеченной пирамиды. Знаки были двухсторонними и отливались из чугуна.

Вводилась система вознаграждения для сотрудников, задержавших контрабанду. В соответствии с Высочайшим указом Александра I 1811 г 80% сумм штрафов за контрабанду и реализованной стоимости конфискатов предназначалось в награду, 20% из которых отводилось в пенсионный фонд таможенных чиновников и их семей.

23 августа 1827 г зеленый цвет окончательно утвердился в качестве признака обмундирования таможенных чиновников и служащих.

Принятый в 1819 г царем Александром I новый Таможенный устав уточнил понятие контрабанды. С этого времени под контрабандой понимали не только сам факт тайного перемещения товаров через границу, но и попытку их сокрытия при декларировании на таможне.

Первый таможенный флаг был утвержден в 1827 г.

XX

События первой мировой войны и 1917 года практически разрушили таможенную систему России.

Организация управления таможенным делом возлагалась на Департамент таможенных сборов Наркомата финансов (НКФ).

Декретом Совета народных комиссаров 1918 года внешняя торговля была национализирована.

Декретом от 29 июня 1918 года Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в непосредственное подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП), последний в 1920 году был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ).

Закреплялось новое содержание деятельности советской таможни. Ввиду реализации идеи о государственной монополии внешней торговли таможенный контроль ставился ее вспомогательным инструментом. Товары не продавались а распределялись. Внешнеторговый оборот оставался нерегулярным и незначительным.

Из-за товарного дефицита и голода в 30-х гг в стране тарифы были довольно либеральными, будучи призванными в кратчайшие сроки наполнить внутренний рынок импортной продукцией. Их недостатком можно считать сложность и запутанность, что затрудняло калькулирование при расчетах. Сколько-нибудь устойчивых цен не существовало ни внутри страны, ни за границей.

Согласно этим решениям в данный период были запрещены к вывозу многие продукты питания «первой необходимости». В годы гражданской войны был значительно ослаблен правовой статус таможенных органов.

На фоне монополизации внешней торговли происходит и смена законодательства. Таможенное законодательство подвергается сильному изменению в сторону усиления контроля за перевозкой товаров и выполнением решений о монополии государства на внешнюю торговлю.

2 марта 1924 года было учреждено Главное таможенное управление (ГТУ) при НКВТ. Вопросами таможенно-тарифной политики занимался специально созданный в системе ГТУ тарифный отдел.

В целом Таможенный устав предусматривал четырехзвенную структуру таможенных органов:

- Наркомат внешней торговли (НКВТ), Главное таможенное управление (ГТУ);

- уполномоченные НКВТ при Совнаркомах союзных республиках;

- районные таможенные инспекторские управления;

- таможни и таможенные посты.

Таможенными учреждениями осуществляли управляющие. При них действовали рабочие органы – технические совещания, в состав которых входили помощники управляющих и инспекторы. Техническое совещание являлось консультативным органом, тогда как всю ответственность за деятельность таможни (отделения ГТУ, инспекторского управления таможенного поста) нес управляющий.

В декабре 1928 года постановлением ЦИК и СНК СССР был утвержден Таможенный кодекс СССР.

Вторая мировая война не могла не наложить отпечаток на деятельность таможенных органов. Таможни, захваченные фашистами, были разрушены, многие их сотрудники погибли на фронте. Однако и в таких условиях таможенники продолжали свою деятельность, сконцентрировавшись на пресечении незаконного провоза товаров.

В период 30-60-х годов XX века СССР практически был изолирован от внешнего мира, что, естественно, сказывалось на торговых и таможенных отношениях. Послевоенные десятилетия не были отмечены серьезными изменениями в организации таможенного дела.

В новом Таможенном тарифе СССР 1961 года учитывались изменения, сложившиеся в практике мировой торговли в послевоенный период, а также новые взаимоотношения между странами – членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

К товарам, происходящим или ввозимым из стран, в торговле с СССР которые применяют режим наибольшего благоприятствования (РНБ), применялись минимальные ставки таможенных пошлин, а к товарам, происходящим или ввозимым из стран, которые во взаимной торговле с СССР не применяют этого режима, - максимальные ставки пошлин.

Новый Таможенный кодекс СССР был принят 5 мая 1964 года. Впервые в Кодексе вводилось понятие таможенного режима. Таможенный кодекс предусматривал три таможенных режима: режим экспорта, режим импорта и режим транзита.

На протяжении 70-х – начала 80-х годов таможенное законодательство пополнялось отдельными правовыми актами, направленными на предотвращение контрабанды валюты и культурных ценностей, рационализацию процедуры таможенного оформления, уточнение таможенного тарифа.

В период с 1986 по 1991 годы происходило организационно-правовое развитие таможенной системы. Был закреплен отход от принципа государственной монополии внешней торговли. Вместе с тем, новый механизм регулирования внешнеэкономических связей не начал действовать. Отсутствовала законодательная база для радикального реформирования организации таможенного дела. Функции таможенных органов практически не изменились.
В 1961 году был принят новый Таможенный тариф, а в 1964 – новый Таможенный кодекс.

Следующее реформирование начало осуществляться в 80-х годах ХХ века, и фактически закончилось только в начале нового века, уже в России.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...