Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Найти кто выиграл, а кто проиграл при Отмене крепостного права?

Планы семинарских занятий по истории

 

Тема 1. НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ И ДИСКУССИИ ВОКРУГДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

План

1. «Повесть временных лет» о славянах, варягах и происхождении Руси: для ответа взять Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России. Если нет в абонементе, то в читальном зале и: прочитать и выписать, что писали про славян иностранные авторы (кто такие славяне, как выглядели, как одевались, вооружение, образ жизни, похоронные обряды и т.д.). Далее в этой же хрестоматии найти Повесть временных лет и из нее выписать все, что касается истории славян до 862 года (откуда, куда пришли, по каким рекам расселились и какие названия племен, легенду о городе Киеве).

2. Константин Багрянородный, «Повесть временных лет» и другие источники о становлении государственности у восточных славян, характер Древнерусского государства: конспект статьи Горского А.А. из не обязательно знать про 4 источника: Трактат Константина Багрянородного, Книгу путей и странствии, Договор с Византией и Кембриджский документ

3. Норманнская теория: pro et contra. (Кто автор? Когда возникла? в чем суть теории?)

 

Источники и литература

1. Горский А.А. Государство или конгломерат конунгов. Русь в первой половине Х века // Вопросы истории. – 1999. - №8.

2. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России. Уч. пособие. М., 2004. – 1.8; 2.1.

3. http://www.hronos.km.ru/dokum/povest.html - полный текст ПВЛ.

4. http://clarino2.narod.ru/rubakov.htm - Б.А. Рыбаков «Откуда есть пошла Русская земля».

Методические рекомендации

При подготовке к семинару особое внимание уделите изучению опубликованных в «Хрестоматии» фрагментов ПВЛ, иностранных известий о славянах и Руси. Именно на их чтении и комментарии будет строиться разбор 1-2 вопросов. При работе с ПВЛ, другими источниками постарайтесь представить себе не только то, о чем они рассказывают, но и о то, почему и как они это делают. Подумайте, насколько и в чем именно историк может им доверять. Знание литературы также необходимо, прежде всего, для того, чтобы представлять себе разные версии, концепции ранней истории славянства, Руси и их аргументацию. Прежде всего, речь идет о норманнской теории.

 

Тема 2. РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ И ОПРИЧНИНА – ДВА ПУТИ К ОДНОЙ ЦЕЛИ?

2 часа

План

1. Положение Руси к середине XVI в. Государство единое и централизованное. (дать характеристику личности Ивана Грозного и положению государства)

2. Основные общественные силы и их политические интересы (бывшие удельные князья, боярство, дворянство, церковь).

3. Реформы Избранной Рады.

4. Опричнина, ее причины и социально-политический смысл.

Источники и литература

1. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России. Уч. пособие. М., 2004. - 6.4 - 6.7; 6.10-6.11..

 

Методические рекомендации

Начните с выяснения определений «единое» и «централизованное» государство, характеристики основных сил политического процесса: короны, церкви, боярства, дворянства, их интересов. Насколько местничество и кормления содействовали (препятствовали) централизации, какие причины вызвали реформы Избранной Рады и переход к опричнине. Чьим интересам соответствовала политика Рады, опричнины? Против кого был направлен опричный террор? Каковы ее основные результаты? Каковы общие итоги царствования Ивана Грозного?

 

Тема 3. ЛИЧНОСТЬ И РЕФОРМЫ ПЕТРА I В ОСВЕЩЕНИИ РУССКОЙ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОЙ КЛАССИКИ

План

1. Причины петровских реформ, личность Петра в трактовке С.М. Соловьева и В.О. Ключевского. Сделать таблицу:

 

Соловьем С.М. о реформах Петра I Ключевский В.О о реформах Петра I
1.   1.

 

2. Планы, характер петровских преобразований в освещении классиков русской историографии.

3. Общественно-политические и научные оценки значения петровских реформ в истории страны.

Источники и литература

1. Ключевский В.О. Сочинения. – Т.IV. - М., 1989. - Курс русской истории. – Лекция XL. – C.27-44; Лекция LXVIII. – С.183-204.

2. Соловьев С.М. Сочинения. – Кн.VII. – М., 1991. – История России с древнейших времен. – Т.13. – Гл.1. – Нравы и обычаи. – Поворот на новый путь. - С.122-130; Т.14. – Гл.2. – Значение Петра и совершенного им переворота. - С.425-430.

Методические рекомендации

Первый вопрос носит по существу теоретический характер. Признаем ли мы объективность исторического процесса или допускаем, что история может твориться по произволу. «Внутри» вопроса «спрятана» еще одна важная проблема – проблема причин петровских преобразований. Изучение работ Соловьева и Ключевского позволит представить два принципиально разных подхода к ней. Исключительно на сравнении мнений и оценок Соловьева, Ключевского, Милюкова должно строить ответ на третий вопрос. Если ставить его предельно резко, то звучать он будет так: является ли Петр революционером в русской истории или нет. Подумайте и над вопросом о том, был ли он «европейцем» на русском троне или являлся деятелем глубоко русским по существу. Работа Б.Н. Миронова - в известной мере новация в прочтении петровской эпохи – позволит войти в курс проблемы, обозначенной в четвертом вопросе.

 

Тема 4. ДЕКАБРИСТЫ: ОБЩЕСТВА И ПРОГРАММЫ, ВЫСТУПЛЕНИЕ 14 ДЕКАБРЯ 1825 Г. И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

План

1. Причины возникновения идеологии декабризма. Эволюция тайных обществ (Союз Спасения, Союз Благоденствия, Северное и Южное общества).

2. «Русская Правда» П. Пестеля и «Конституция» Н. Муравьева.

3. Причины поражения и историческое значение выступления декабристов.

 

Найти 5 казненных декабристов и информацию о ссылке декабристов в Сибирь.

Методические рекомендации

Подумайте о социокультурных и политических причинах возникновения идеологии декабризма. Чем поколение декабристов отличалось от поколения своих отцов? Каково было отношение декабристов к Великой Французской революции, революции в Испании? Как Вы понимаете самооценку декабристов: «мы – дети 12-го года»? Проследите и объясните изменения характера тайных декабристских организаций. Постарайтесь дать развернутый анализ основных программных документов движения (отношение к проблеме суверенитета, формы государственного строя и национально-государственного устройства, политического режима переходного периода, решения аграрного вопроса). Начало работы Гордина позволит «войти в проблему» «оживления истории» декабристов, представить их выступление глазами их друзей и противников.

 

Тема 5. РЕФОРМА 1861 Г. И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

План

1. Причины отмены крепостного права.

2. Содержание реформы 1861 г.

3. Историческое значение реформы.

 

Источники и литература

1. Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917 гг. – М., 1990. – Гл.I. – Док. №№1, 3, 6-9; гл.II. – Док. №№1-8; гл. III. – Док. №№1-5.

2. Захарова Л.Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х годов XIX в. в России // Вопросы истории. – 1989. - №10.

3. Литвак Б.Г. Реформы и революции в России // История СССР. – 1991. – №2. – С.85-96.

4. Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. – М., 1989. – Ч.II. – Эпилог 1 или http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NYE/REV/REV_2.HTM

 

Найти кто выиграл, а кто проиграл при Отмене крепостного права?

 

Методические рекомендации

Причины отмены крепостного права многообразны, обратите внимание на соотношение объективных и субъективных факторов (статья Захаровой посвящена последним). Можно ли говорить о том, что причины реформы воспринимались по-разному современниками, с одной стороны, и современной историографией, с другой? Материалы лекции помогут вам в решении задач на условия реформы – определение сумы оброка, выкупную операцию. Историческое значение реформы в современной литературе противоположным образом определяют Эйдельман и Литвак. Чья точка зрения вам представляется более убедительной?

 

 

Тема 6. «ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ» И НЭП – ДВЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗМА

План

1. «Военный коммунизм»: характерные черты, «доктринальные» и «ситуативные» причины, предпосылки введения военно-коммунистической политики.

2. Советское управление экономикой в годы гражданской войны: достижения и издержки.

3. НЭП: его характерные черты и причины введения новой экономической политики.

4. НЭП в отражении советской и постсоветской историографии.

Методические рекомендации

Соотношение доктринального и ситуативного в политике «военного коммунизма» освещено в учебном пособии Соколова. Здесь же найдем обобщающие оценки «военного коммунизма» и НЭПа, характеристику исторических условий, породивших два эти курса. Хрестоматия содержит документы, отразившие переход к НЭПу. Воспоминания Валентинова и «Перевернул проблему» Лациса ярко рисуют суть НЭПа в области промышленности. Один из важнейших политических аспектов НЭПа показан в книге «Советское общество». Статья Орлова знакомит с современными историографическими оценками НЭПа. Разбирая последний вопрос, подумайте, в чем различия в трактовке НЭПа в литературе 80-х и 90-х гг. Какие подходы кажутся Вам более предпочтительными?

 

Тема 7. СССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Письменно в тетради:

1. Назревание второй мировой войны. Мюнхенский сговор. Политика СССР.

2. Советско-англо-французские переговоры весной и летом 1939 г.

3. Советско-германский договор о ненападении 1939 г. и договор о дружбе и границах с Германией.

4. Война между СССР и Финляндией.

5. Проблемы отношений СССР с Польшей и странами Прибалтики.

6. Советско-японские отношения в 1937-1941 гг.

7. Начало второй мировой войны. Подготовка гитлеровской Германией нападения на СССР.

8. Периодизация Великой Отечественной войны.

9. Начало Великой Отечественной войны советского народа. Причины поражений первого периода войны.

10. Битва за Москву и ее историческое значение.

11. Основные события военной кампании весны-лета 1942 г.

12. Сталинградская битва.

13. Курская битва.

14. Советский тыл в годы войны.

15. Второй фронт и проблема помощи СССР со стороны союзников Англии и США.

16. Историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...