Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности




План лекции:

 

1. Роль и место государственных и негосударственных социальных институтов в развитии, регулировании и совершенствовании культурно-досуговой сферы.

2. Цели и задачи государственной и муниципальной культурной политики.

3. «Социально-культурная среда», «государственная и региональная социально-культурная политика», «гуманитарная политика в едином культурном пространстве социума», «система социально-культурных институтов – как основа сущности социально-культурной деятельности».

4. Характерные черты современной социокультурной ситуации в России

 

Текст лекции

Прежде чем говорить о сущности и основных задачах социально-культурной политики на современном этапе необходимо рассмотреть трактовку такого понятия как «государственная культурная политика».

Государственная культурная политика – это деятельность государства, цели которой основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры в жизни общества, а содержание предполагает:

а) выявление основных направлений развития культуры, исходя из реального состояния культурной жизни;

б) разработку различных социокультурных программ;

в) поддержку и реализацию программ путем распределения различного вида ресурсов: материальных, финансовых, кадровых и информационных.

С этим понятием тесно взаимодействует термин «региональная культурная политика».

Региональная культурная политика – это определенный уровень реализации государственной культурной политики, а также основные концепции, принципы и методы регулирования культуры на региональном уровне и разработка соответствующих региональных программ поддержки и развития сферы культуры с последующей реализацией на практике.

Генеральная цель государственной культурной политики – стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для саморазвития культуры. Основными задачами являются:

· инициирование и поддержка культурно-досуговых учреждений и институтов;

· сохранение и развитие национальных культур;

· поддержка культурных инноваций;

· развитие территориального своеобразия и многообразия культур региона;

· ориентация на приоритетные социальные группы и категории населения;

· возрождение и развитие культур малых городов и российского села;

· поддержка научных исследований в области культуры.

Следует отметить, что на государственную культурную политику оказывает влияние современная социокультурная ситуация, которая наряду с положительными явлениями несёт на себе такие негативные характерные черты как: недостаточная развитость действующих в сфере досуга общественных структур; кризис культуры; отставание социально-культурной сферы в сравнении с другими странами; неразвитость культурных запросов значительной части населения.

Можно с полным основанием утверждать, что основной акцент в государственной культурной политике сегодня делается на подрастающее поколение, которое призвано быть продолжателем тех идей и решений, которые происходят в нашем обществе.

В связи с этим создан государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике, который призван:

а) заниматься созданием объективных условий для цивилизованного становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики); и

б) созданием благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества (как субъектов политики).

Исходя из особенностей нынешнего этапа развития культурных процессов, характерных для различных регионов России, можно наметить следующие цели и задачи региональной культурной политики:

· отказ от потребительской ориентации и переход к социально-культурной самодеятельности путем расширения широкого спектра социально-культурных инициатив, стимулирования культурно-творческой активности населения, поддержки общественных проектов и новых форм культурно-досуговой деятельности;

· инициирование и поддержка культурно-досуговых учреждений и институтов, способствующих снятию социальной напряженности, налаживанию контактов творческой интеллигенции с другими социальными группами, созданию творческой атмосферы в регионе;

· ориентация культурной политики на приоритетные социальные группы и категории населения с целью обеспечения «равных возможностей» и реального доступа к культурным ценностям, особенно детям, подросткам и молодежи;

· развитие территориального своеобразия и многообразия культуры региона за счет предоставления права свободного культурного самоопределения и самовыражения различным национально-этническим группам;

· создание условий для межрегиональных культурных контактов с территориями, имеющими общие культурно-исторические традиции.

· отказ от практики финансирования учреждений культуры и досуга вне зависимости от содержания их деятельности и переход на финансирование целевых социально-культурных проектов и программ, то есть внедрение договорно-контрактных отношений в систему культурно-досуговых учреждений и организационно-методических структур.

Государственные и муниципальные (местные), региональные организации власти занимают одно из ведущих мест в структуре социально-культурных институтов. Они выступают как полномочные субъекты разработки и проведения в жизнь общегосударственной и региональной социально-культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.

Социально-культурная сфера - одно из важнейших направлений государства. Она имеет целью создание необходимых социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для развития сети и ресурсов различных социально-культурных институтов, реализации на их базе творческого духовного потенциала детей, подростков, взрослых в интересах обновления общества. Это и осуществляемая в рамках возможностей и правомочий государства координация деятельности различных формирований и структур в сфере культуры и досуга: общественных организаций, фондов, движений и других сил, заинтересованных как в скорейшем выходе из нынешнего затяжного кризиса культуры, так и в достижении новых прогрессивных форм досуга со значительно обновленным содержанием.

Политика в социально-культурной среде как важнейшая часть всей культурной политики направлена на законодательную защиту духовной жизни от политического манипулирования, экономических потрясений, национальной замкнутости.

Государственная политика в сфере культуры и досуга направлена в будущее, в этом ее практическая значимость для общества в целом и для каждого члена в отдельности.

В зависимости от задач, специфики содержания, объемов и масштабов различаются такие уровни социально-культурной политики, как международный, федеральный, региональный, локальный (местный). Для социально-культурной политики на любом из ее уровней характерно многосторонность соотношения двух главенствующих понятия этой политики- «объекта» и «субъекта». Диалектика этого соотношения, их взаимодействия и взаимозависимость являются предметом особого изучения и анализа.

Реальными субъектами социально-культурной политики по праву считаются государственные органы, негосударственные (общественные) формирования и деловые (коммерческие) структуры.

Главными инструментами для субъекта социально-культурной политики, которые четко очерчивают ее задачи и специфику, являются исходные документы, которые разрабатываются в следующей последовательности: 1) концепция, 2) проект или программа, 3) бизнес-план, 4) медиа-план (план рекламно-информационного обеспечения), мастер-планы и т.д.

Культурная политика государства и пути ее реализации находят отражение в федеральных государственных программах сохранения и развития культуры. Государство берет на себя обязательства перед гражданами обеспечивать условия для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

Огромный социальный смысл в государственной политике приобретает гуманизация всей образовательной системы, включая всеобщее эстетическое и массовое начальное художественное образование. Приоритетом государственной поддержки пользуются школы искусств, студии, курсы, другие специальные учреждения, бесплатные библиотечные услуги и любительское искусство сохранены для всех слоев населения.

Именно государство вместе с меценатами, спонсорами, благотворительными фондами и организациями способно взять покровительство над юными талантами, творческой молодежью, дебютантами, начинающими коллективами, не посягая на их творческую независимость. Государственный патронаж в области культуры распространяется на наименее экономически и социально защищенные слои и группы населения.

Генеральная цель государственной культурной политики – стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для саморазвития культуры. Задачи: инициирование и поддержка культурно-досуговых учреждений и институтов; сохранение и развитие национальных культур; поддержка культурных инноваций; развитие территориального своеобразия и многообразия культуры региона; ориентация на приоритетные социальные группы и категории населения; возрождение и развитие культур малых городов и российского села; поддержка научных исследований в области культуры.

Цели и задачи муниципальной, культурной политики: взаимодействие трудовой, общественной, политической и культурно-досуговой деятельности; активизация самодеятельного участия населения и трудовых коллективов в развитии культурно-досуговой сферы региона; развитие широкого спектра социально-культурных инициатив, стимулирование культурно-творческой активности населения; создание условий для межрегиональных культурных контактов с территориями, имеющими общие культурно-исторические традиции.

Принципиальным для выяснения сущности социально-культурной деятельности является вопрос о соотношении культурной и социальной политики государства. Как известно, это взаимодействие носит двухсторонний характер. Культурная политика преследует социальные цели, культура призвана практически участвовать в делах общества, решать общественные задачи. В то же время общество в своей социальной политике кровно заинтересованно в росте культурного потенциала, повышении социального статуса учреждений и институтов, задействованных в сфере культуры.

Один из центральных вопросов в характеристике и оценке государственной политики в социально-культурной сфере - вопрос о соотношении прав и обязанностей личности и государства. Как известно, развитие досуговой сферы напрямую связано с высвобождением из-под административно-бюрократического контроля, регламентирования со стороны государственных органов. Но свободное развитие социально-культурной сферы зависит и от того, насколько свободен сам человек в своей социально-культурной деятельности - в своем отдыхе, творчестве, в выборе ценностей, в своем праве объединяться с другими людьми на основе общих интересов, участия в совместных делах и т.д.

Государство объективно обязано всячески поощрять создание и развитие различных параллельных ему и друг другу общественных, неформальных, коммерческих, предпринимательских инициатив и структур в социально-культурной сфере, включая, например, организацию негосударственных центров досуга, театров, учебных заведений и научных заведений и учреждений, издательств и т.д.

Мы часто не задумываемся о социальных последствиях принимаемых государством мер, поскольку социально-культурную деятельность нельзя выделить как обособленное автономное направление, а следует рассматривать как часть единого процесса социальной деятельности.

Эффективность государственной политики непосредственно зависит от мер, принимаемых государственными структурами в отношении сферы культуры и досуга, действующих внутри нее социально-политических и экономических, хозяйственных механизмов.

 

Эл.ссылки:

http://www.twirpx.com/file/445637/

http://www.twirpx.com/file/876679/

http://kultura-socio.ru/lektsii-po-skd/34-struktura-federalnyx-organov-upravleniya-kulturoj.html

http://stud24.ru/culture/kurs-lekcij-po-predmetu-teoriya/275951-822845-page6.html

Список литературы:

1. Киселева, Т. Г. Социально - культурная деятельность: учеб. / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

2. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие для вузов / ред. Е. И. Григорьева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Тамбов: Издательство ООО «Наука-бизнес-общество», 2011. – 512 с.

3. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов. - 2-е изд. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с.

4. Стрельцов, Ю. А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: учеб. пособие/Ю. А. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова; Московский государственный университет культуры и искусств. - М., 2008. - 272 с.

5. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник /Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.

6. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: Монография. - М.: МГУКИ, 2000. - 204 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...