Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III.Последствия для России




Экономические последствия:

1. В экономической области распад СССР привел к развалу большей части традиционных связей между хозяйственными субъектами в бывших республиках и резкому сокращению производства. Разрушение этих связей было также предопределено различиями в сроках, глубине и масштабности рыночных преобразований, изменении структуры цен и т.п. в постсоветских государствах. Резко возросла экономическая и социальная цена реформ в экономике для всех государств.

Отделение среднеазиатских республик устранило один из традиционных рисков ускоренной модернизации: аграрное перенаселение на фоне постиндустриальной невозможности использования избыточных трудовых ресурсов.

2. Распад СССР значительно уменьшил как в России, так и в других государствах СНГ возможности для экономического маневра финансовыми, производственными, природными и другими ресурсами вследствие обособления экономик и повсеместного экономического кризиса.

В этой ситуации Россия проиграла меньше других в силу сравнительной мощи и диверсифицированности своей экономики, а главное – относительной самодостаточности ее экономического потенциала. «Освобождение» России от, как правило, менее подготовленных к введению рыночных отношений республик, возможно, несколько облегчило ее переход к этим отношениям (мы не даем оценок стратегии этого перехода).

3. Россия в ряде отношений выиграла как от того, что постепенно отпала необходимость субсидировать бывшие советские республики, так и от изменения структуры цен.

Вместе с тем накопление крупного – и имеющего тенденцию к безвозмездности – долга за российские энергоресурсы и иную продукцию со стороны Украины и некоторых других республик показывает, что Россия в ряде отношений продолжает играть роль донора на бывшем советском пространстве без особых экономических или политических выгод для себя.

4. Менее гарантированным стал доступ России к внешним рынкам потребителей ее энергоресурсов. Осложнилась ситуация с доступом к морским портам

5. Государственная территория сократилась на четверть, население – на половину. Обострилась проблема неразвитости инфраструктуры, в особенности в новых приграничных областях страны. Увеличилась разность ресурсного и воспроизводственного потенциалов. Первый оценивается в 27 трлн. долларов, в несколько раз превосходя потенциал США. Второй – на 87% ниже американского (по объему ВВП 1995 г.).

6. На несколько лет стал затрудненным доступ на рынки сопредельных государств (часть из них утрачена безвозвратно), что стоило России значительных потерь в виде недополученных доходов, а также имело серьезную социальную цену из-за временной утраты возможности снабжать внутренний российский рынок относительно более дешевыми потребительскими товарами из стран бывшего СССР (например, некоторыми продовольственными товарами, в особенности сезонными овощами, фруктами и т.п.).

Политические последствия:

1. В политической сфере распад СССР положил начало долговременному процессу изменения мирового и региональных балансов сил: экономических, политических, военных. Вся система международных отношений стала менее стабильной и менее предсказуемой. Отодвинулась угроза возникновения мировой, в том числе ядерной войны, однако повысилась вероятность локальных войн и вооруженных конфликтов.

2. Резко уменьшились политический потенциал и влияние России по сравнению с СССР, ее способность отстаивать свои интересы. Сохранив 4/5 территории СССР, она имеет немногим более половины населения бывшего Союза, контролирует не более половины союзного валового национального продукта 1990 г. и сохранила около 60% его оборонной промышленности.

3. Возникла проблема меньшинств, живущих вне своих национальных отечеств. Их численность в результате процессов миграции последних десяти лет составляет около 50–55 млн. человек, в т. ч. 20–25 млн. русских. Защита их интересов методами традиционной дипломатии в долгосрочном плане практически невозможна и требует иных, комплексных стратегий.

4. Разорваны миллионы человеческих связей. У многих россиян и граждан стран СНГ сформировался комплекс «разделенной нации». Если начнутся процессы ужесточения режима границ между государствами, ныне официально отвергаемого Содружеством, то это может качественно усугубить чувство разделенности людей, довести его до кризисного уровня.

5. Распад СССР не стал законченным актом, а лишь инициировал длительный – на несколько десятилетий – процесс строительства новых независимых государств. Этот процесс неизбежно будет характеризоваться значительной нестабильностью. Некоторые государства могут оказаться нежизнеспособными и распадутся, создадут новые формирования. Нестабильность придется регулировать – желательно политическими методами.

6. Возникла проблема новых границ, способная вызывать обострения в отношениях между государствами, создавшимися на территории бывшего Советского Союза, где такой проблемы не существовало.

7. В международном плане распад СССР сопровождался и некоторыми позитивными переменами. Внешний мир стал меньше опасаться России по сравнению с СССР. Потенциальная возможность создания враждебного по о тношению к ней окружения относительно уменьшилась.[8]


Заключение

СССР прекратил существование накануне собственной 69-й годовщины с момента образования. Его распад стал результатом действия целой череды событий. К субъективным факторам относятся просчеты либо, напротив, целенаправленные деяния тех либо других политических фаворитов в процессе, приведшем к исчезновению Русского Союза с политической карты мира.
Но, непременно, основными стали конкретные предпосылки распада СССР. К ним исследователи относят недочеты национально-территориального устройства Союза. Страны, подобные СССР, рано либо поздно разрушаются. Народы, имеющие в рамках таковых "империй" свою государственность, стремятся обрести полную независимость. В разных источниках обращается внимание на то, что в 1917-1921 гг. Независящими пожелало стать большая часть национально-территориальных окраин Русской империи. Образовать единое правительство удалось лишь силой. В стране было сотворено централизованное авторитарно-тоталитарное правительство, которое не могло существовать в критериях политического плюрализма. Цементирующим элементом СССР было единовластие КПСС. Утрата компартией монополии на власть в итоге политических конфигураций, произошедших в стране, содействовала тому, что распад Союза стал быстрым.
Одним из основных причин развала СССР стал экономический кризис. Недовольство своим постоянно ухудшающимся социально-экономическим положением люди переносили на не справлявшихся со своими многофункциональными обязанностями правительство и аппарат управления, которые не смогли предложить новейшие действенные формы экономического и политического развития. Крайняя попытка решить делему при помощи военной силы в августе 1991 года совсем подорвала авторитет союзного управления. Инициатива оказалась в руках республиканских властей, которые вначале стремились к независимости собственных республик.
Пытаясь смягчить последствия распада, большая часть республик объединилось в рамках СНГ. Но, не имея общей стратегии в отношении Содружества, новейшие независящие страны не смогли скоро сделать действенное сотрудничество. В то же время, осознание исторической и культурной близости, также практические суждения диктуют странам Содружества необходимость активизации их усилий в направлении предстоящего развития интеграционных действий в СНГ.


 

Список используемой литературы

1. Абдуллоев И.Р. Из истории распада СССР // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова Серия: Гуманитарные науки, 2013. - №3

2. Кожевина М.А. Причины распада СССР как проблема современной историко-правовой науки. /. // Вестник Барнаульского юридического института МВД России, 2013. - №1

3. Космач В.А. Распад СССР: причины и геополитические последствия. Актуальные вопросы образования и науки, 2012. - №5-6

4. Коршунов М.М., Кочеткова М.В.Значение изучения распада СССР в современном российском обществе. /. // Гуманитарные научные исследования, 2014.

5. Кудинов О.А. История отечественного государства и права. - М.: МЭСИ, 2010

6. Из истории распада СССР. / Федотов А.А. // На пути к гражданскому обществу, 2014. - №2 (14).

7. Цурганов Ю.С. К двадцатилетию распада СССР. // Посев, 2011. - №12

8. Из заявления Президента СССР М. С. Горбачева 22 января 1991 г. Россия сегодня: Политический портрет в документах: 1985—1991.

 


[1] Значение изучения распада СССР в современном российском обществе. / Коршунов М.М., Кочеткова М.В. // Гуманитарные научные исследования, 2014. - №6 (34). - С. 10.

[2] Из истории распада СССР. / Федотов А.А. // На пути к гражданскому обществу, 2014. - №2 (14). - С. 84-86.

[3] История отечественного государства и права. Кудинов О.А. - М.: МЭСИ, 2010. - 273 с.

[4] Из заявления Президента СССР М. С. Горбачева 22 января 1991 г. // Россия сегодня: Политический портрет в документах: 1985—1991. С. 494—495.

[5] Из истории распада СССР. / Абдуллоев И.Р. // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова Серия: Гуманитарные науки, 2013. - №3 (36). - С. 103-115.

[6] Причины распада СССР как проблема современной историко-правовой науки. / Кожевина М.А. // Вестник Барнаульского юридического института МВД России, 2013. - №1 (24). - С. 24-25.

[7] Распад СССР: причины и геополитические последствия. / Космач В.А. // Актуальные вопросы образования и науки, 2012. - №5-6 (33-34). - С. 84-94.

[8] К двадцатилетию распада СССР. / Цурганов Ю.С. // Посев, 2011. - №12. - С. 26-28.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...