Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Клубные формы социальной организации свободных граждан европейского Средневековья




История европейского Средневековья отражает период, славившийся рыцарскими подвигами, неустрашимыми воинами, защитниками слабых, галантными кавалерами. Реальная сила рыцарства формировала историю. Рыцарь-профессионал должен был прекрасно владеть оружием и для этого тренировался с самого детства.

В XI-XII веках «рыцарь» принадлежал к военному сословию и имел благородное происхождение. За клятву верности сеньору рыцарь получал землю с работающими на него крестьянами, право на суд над ними, право сбора и присвоения налогов. Являясь индивидуальным бойцом, рыцарь имел болезненно - острое чувство собственного достоинства.

В XI - XIII вв. католическая церковь выступала организатором крестовых походов, поэтому в армиях крестоносцев создавались монашеско-рыцарские организации, воин которых приносил обычный обет монашества и подчинялся главе ордена гроссмейстеру, или великому магистру. Постепенно ордена превращались в богатейшие корпорации от захвата территорий и ценностей награбленного.

В Древней Греции под тем, что современники именуют культурой, понимали совокупность навыков и умений, воспитанность, следование греческой традиции. В Древнем Риме и в средние века понимание культуры приближалось к современному значению слова "цивилизация", точнее, городскому укладу жизни; в эпоху Возрождения - как совершенствование универсальной индивидуальности, в XVIII в. - процесс просвещения умов, в XIX в. некоторые представители немецкой классической философии считали культуру формой духовного самовыражения человека и общества. В Древней Греции акцентируются в качестве главенствующих духовных доминант: мифология - искусство - философия, а в Древнем Риме: политика - право - риторика. Но в обоих случаях человек является неотъемлемой частью объективно существующего природного космоса. Античные боги влияют на судьбу человека, он же не прячется от нее, а совершает героические поступки.

Перерабатываемые мифы и легенды Древней Греции слиты воедино в выразительные средства, которые представляют собой литературу, живопись, скульптуру, музыку и театр. Греческая цивилизация является самой древней в мире, а прошлое насыщено событиями и делами, взращенными на легендах и подвигах греческих героев.

В Европе и России христианство стало доминирующей формой верований, от которой во многом зависели содержательно-смысловые и формально-выразительные стороны культуры. Особенности этнонациональных культур тоже отличаются консервативностью и устойчивостью, несмотря на движение по исторической лестнице эпох и периодов. История знает и другие примеры, в частности Римской и Византийской империй. Оба государства сначала приращивали свои территории, а затем их теряли в силу различных обстоятельств, что не замедлило сказаться на особенностях их культур.[7]

В реальности формы бытия культуры иногда могут столь разниться, что оказываются в отношении друг к другу в противоположной ценностной ориентации. Полифоничность культуры проявляется и в осмыслении ее элитарных и массовых форм бытования. Теоретическое осмысление этих культурных форм принадлежит Шопенгауэру, Ницше, Ортега-и-Гасету, Адорно, Э. Неизвестному.

Определение культуры через элитарное или массовое качество тесным образом связано с нормами эстетического вкуса. Народная культура - культура того или иного этноса, отличающаяся традиционностью, коллективностью, консервативностью. В ней предельно концентрировано отражается психология нации. Народная культура имеет всегда глубокие исторические корни и мало подвергается изменениям. Она являет собой кладезь народной мудрости, близка фольклорным традициям.

В различные исторические периоды культуры элитарность была связана с особыми признаками: новизны, оригинальности, нонконформизма, антитезы традиционному, опережающего развития, локальности. Для истории культуры проблема взаимоотношения элиты и масс является одной из сквозных, сопровождающих человечество со времен Древнего Востока и Античности. Элита, как правило, представляет собой передовую, наиболее одаренную часть общества. Подлинная элита же является непривилегированной группой или кастой. В современном обществе идеи, которые продуцирует элита, могут идти вразрез с официальными идеологическими доктринами. Вспомним коммунистическую идеологию, которая в нашей стране активно сдерживала художественное творчество, не соответствующее официально высоко оцениваемому соцреализму. Забвение Платонова, непризнание Мейерхольда, бульдозерные выставки, снятие спектаклей, закрытие фильмов и т.д. Понятие культурной элиты в структурном отношении отличается многосоставностью. Существует концепция множественности элит: художественной, научной, политической, экономической, военной, религиозной. Так или иначе, элита - явление естественное, необходимое и закономерное в любом обществе. Ее истоки уходят в седую древность.

Массовыми, по сути, были ритуалы, обряды, производственные процессы. Праздничные ритуалы и обряды язычников были первыми историческими формами массовой культуры. В античности эти формы приобрели статус общенародных праздников - Дионисий, Элевсиний, Сатурналий, различных спортивно-зрелищных состязаний (олимпийских игр, гладиаторских боев), апофеозов, триумфов. Из этих древнейших корней в Средневековье выросла карнавальная культура, которая, несколько трансформировав свои формы, существует и сегодня (Венецианский карнавал, Карнавал в Рио-де-Жанейро).

Массовая культура выполняла и выполняет функции развлечения, украшения жизни, снятия нервно-психологического напряжения. Важной сущностной характеристикой массовой культуры является ее демократичность, доступность, открытость, понятность, популярность. Современная массовая культура принимает новые формы под активным воздействием средств массовых коммуникаций. Ее признаками является акцентированность на чувственно-эмоциональном восприятии и реакции, упрощенность вербально-интеллектуальной интерпретации, зрелищность, стереотипизация, серийность, узнаваемость. Психология воздействия массовой культуры строится на том, что уже в самом себе содержит ответную реакцию зрителя. Здесь важен фактор предельной простоты и узнаваемости.

Таким образом, элитарная и массовая культура взаимообусловлены, взаимосвязаны и нерасторжимы в едином поле культуры. Праздник как неотъемлемая часть культуры, человеческого бытия, объединял народности, предоставлял возможность провести хорошо досуг, представить свои таланты и творчество. М. Бахтин[1;2] раскрывая феномен праздника говорил, что он ассоциируется у человека как свобода, равенство и изобилие. Афинские дионисии, римские триумфальные зрелища - образцы организации массового действа, многие из которых носили состязательный ха­рактер.

В философском словаре [8] мы можем найти сведения о том, что в древней Греции термин «школа» означал «досуг» - время, свободное от труда и заполненное беседами мыслителей со своими учениками о философии, науках, нравственности, искусстве. Позже школы стали учебными заведениями, а досуг - самостоятельной сферой деятельности людей, связанной со стремлением к совершенству Античный идеал - гармония физической силы, красоты и духовного богатства. Таким образом, проблема свободного времени нашла широкое отражение в трудах интеллектуальных лидеров античности: Демокрита (460-370), Сократа (469-399), Платона (428-347), Аристотеля (384-370). Платон связывал досуг с искусством, празднествами, играми, хороводами как средством совершенствования, добродетели, «Верно направленное удовольствие составляет воспитание» (Законы). Концепция Аристотеля заключалась в том, что свободное время - это «высокий досуг», позволяющий раскрыть потенции человека, его самоценность, интеллект, разум. «Государство, которое не знает, как определить и чем наполнить досуг - умирает» («Метафизика»). Социально-культурными комплексами того времени были гимназии, музейоны, агоры, термы, капелеи, библиотеки. Ценились красноречие, красота. Стремление к рукотворчеству выразилось в мифах, драматургии, живописи, скульптуре, актуальных и сегодня трагедиях Эсхила (525-456), Софокла (496-406), Еврипида (485-406), Плавта (254-184), Сенеки (4-65), в 7 чудесах света: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды, статуя Зевса Олимпийского, статуя Апполона /колосс Родосский/, Александрийский маяк, мавзолей царя Мавсола.

 

Список для самостоятельной работы:

1. Атмосфера клубной жизни в Древнем Риме и Греции.

2. Рассмотрите древнейшие формы народных праздников.

3. Многообразие типологии праздников и древнейшие формы народных праздников

4. Рассмотреть специфику организации массового действа Афинских дионисий (римских триумфальных зрелищ).

5. Рассмотреть проблемы свободного времени в отражении трудов интеллектуальных лидеров античности:

Контрольные вопросы:

1. Достижения греческой цивилизации в первобытную эпоху коллективизма.

2. Социальное положение женщин в афинском обществе.

3. Возникновение клубных формирований в Риме.

4. Клубные формы организаций свободных граждан Греции.

5. Заимствование культурных греческих традиций римлянами.

6. Коллегии римской эпохи и их роль в греко-римской мифологии.

Список рекомендуемой литературы:

1. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М" 1972.

2. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

3. Бернштам Т.А. Будни и праздники: Поведение взрослых в русской крестьянской среде (ХIХ – н. ХХв.) / Под ред. А.К.Байбурина.М., 1985.

4. Жигульский, К. Праздник и культура (Праздники старые и новые): Размышление социолога. М., 1985.

5. Мифы и легенды народов мира. Древняя Греция /К.Салливан /Пер. с англ. А.Е. Мосайченко. – М: ТД ООО «Издательство Мир книги», 2007.

6. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1998.

7. Ортега-и-Гасетх. Восстание масс //Вопросы философии. 1989. № 3.

8. Философский энциклопедический словарь. 2-издание. М.: «Советская энциклопедия», 1989.

 

Тема №1 КЛУБНЫЕ ФОРМЫ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ КОНЦА XVII - НАЧАЛА XX ВЕКА

Лекция №1

План лекции:

Текст лекции №1

Культура - центральное теоретическое понятие культурологии. Его отличительной особенностью является чрезвычайная многозначность интерпретаций и трактовок, другими словами - полисемантичность (от лат. poly - много, греч. semanticos - обозначающий). В современной теории культуры насчитывается огромное количество определений, акцентирующих различные качественные характеристики и нюансы человеческой жизнедеятельности.

Многозначность понимания термина культуры обусловлена многообразием реальных форм ее существования, которая в различные времена и у разных народов облекалась в самобытные языковые конструкции. В современном звучании и написании слово "культура" берет свое начало от латинских слов colore и cultura. Культура - слово древнелатинского происхождения в переводе имеет несколько значений:

1) возделывание, обработка, уход, разведение, улучшение...

2) земледелие, сельское хозяйство...

3) воспитание, образование, развитие...

4) почитание, культ...

Предложенные варианты перевода определяют феномен культуры различным образом, акцентируя в нем как материальное, так и духовное начало.

В Древнем Риме слово "культура" еще не употреблялось самостоятельно, его использовали в связках с другими:

" agricultura - возделывание земли;

" cultura literaturum - совершенствование письменности;

" cultura juris - выработка правил или законов поведения.

Исторически в содержание культуры вкладывался различный смысл. [8]

Так, в содержание быта и досуга населения в XVIII веке сыграла большую роль европеизация, нашедшая воплощение в культурных преобразованиях Петровского времени.

Допетровская Россия не знала светских официальных торжеств. Начало им положил Петр I, отпраздновав свою победу над татаро-монгольским игом в Азове в 1696 году. В Москве была устроена триумфальная встреча победителей и шествие длилось с девяти утра до наступления ночи, а сам Петр возглавлял моряков в черном немецком платье, с алебардой в руке, шествовавшего вдоль пленных турок. Фейерверочными гуляниями эти празднества были продолжены во время масленицы на ледовом поле в Москве, где на большом пруду были воздвигнуты сооружение-имитация Азовской крепости. [2]

Ко времени прихода к власти Петра I социокультурная ситуация характеризовалась полным отсутствием традиций и форм общения, которые уже утвердились в просвещенной Европе: царили жестокие забавы простонародья, дикий кураж представителей знати, мрачный домострой в семье, сословная замкнутость, духовная разобщенность. Но уже сложилась самобытная и своеобразная культура, и прежде всего, в гуманитарной сфере: живописи, архитектуре, народном творчестве. «Странный монарх» пытался сделать досуг деловым, соединить его с «работой»: меняя моду, заставлял дворян брить бороды и носить короткополую одежду, отменил послеобеденный сон на службе, ввел ассамблеи - формы досугового общения, собрания людей разного общественного положения: от министров до корабельных мастеров. Здесь развлекались, но и обсуждали деловые вопросы, сам Петр часто занимался государственными делами на отдыхе. Этика ассамблей была демократичной, без ханжеских церемоний. Являться должны были все с женами, спиртное употреблять умеренно, принимать участие в танцах (впоследствии ассамблеи стали светски­ми балами - популярнейшей ритуализированной формой элитарного досуга, сценарий которого осуществлялся церемонимейстерами, распорядителями бала.

Была создана образовательная система государственных учреждений: школы - цифирные, математические, ремесленные, медицинские, гарнизонные; училища - горные, инженерные, навигационные: общеобразовательные гуманитарные гимназии*. Морская академия -1715г., Академия наук - 1725г. Церковно-славянский шрифт заменен гражданским, печатаются светские книги, учебники, буквари, словари, календари. С 1702г. выходит первое периодическое издание - газета «Ведомости» - от 100 до 2500 экземпляров. Развивается культурно-просветительная сфера: 1714г. - первая публичная библиотека, 1719 - первый государственный музей - Кунсткамера, Ботанический сад (Петербург), первый публичный театр - «театральные хоромины» -в Москве на Красной площади. Петр I не жалел средств (при том, что после себя не оставил ни копейки государственного долга) на развитие праздничной культуры: годовщина Полтавской битвы, Новый год, Святки. С косностью и консерватизмом Петр I боролся и языком сатиры, создав «Всешутейский, всесумасброднейший и всесильнейший Собор» - шуточное предпри­ятие с элементами народной смеховой культуры.

Использование зрелищной культуры, новой петровской идеологии как средства пропаганды нового мировоззрения и образа жизни, начинает приближать быт россиян к европейскому образцу, сохраняя при этом русскую обрядовую традиционность. При всех преобразованиях, недостатках и деформациях эпохи реформ Петра, Россия продвигается по пути развития государства. В.Я. Уланов, исследуя историю данной эпохи, отмечал: «Новым в постановке культурного вопроса при Петре великом было то, что теперь культура была признана созидательной силой не только в области социальной техники, но и в ее широких культурно-бытовых проявлениях, и не только в приложении к избранному обществу… но и по отношению к широким массам народа». [11]

Система светского образования начинается с открытия в 1701 году школ – математических и навигационных наук, артиллерийской, художественной и других. Следует отметить, что организация в сфере народного образования была слабой, т е. имелось несколько школ для подготовки офицеров, а среднее светское образование некому было давать – не было учеников и учителей.

Реформы Петра I, направленные на модернизацию коснулись и культуры, где результатом преобразования явилась ломка традиций российского общества – европейские одежды, брадобритие, присутствие женщин на деловых встречах и ассамблеях, введенных в 1718 году, владение иностранными словами и другое. В тоже время русская культура сохраняет и преемственность лучших национальных традиций. Культура нового времени проявляется в петровские времена новым обликом городов, появлением социокультурных институтов, развития литературы и искусства, музыки.

В XVIII веке имеют место попытки создания системы народного просвещения; рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей». Во многом этому способствуют идеи Ж.Ж. Руссо, который выступал против социально-политического и имущественного неравенства в 50х – 60х годах XVIII века и, отвергая элитарные представления, отмечал, что «все появившиеся на свет дети свободны от порочных задатков и черт. Их лучшие задатки подавляются обществом, где царят неравенство, порабощение человека человеком, деспотичная власть, которая желает отнять ум и совесть у подчиненных. Эти констатации сопровождались у Ж.Руссо определенными рекомендациями: если общество мешает правильному воспитанию детей, их нужно воспитывать на лоне природы, воспитатель должен возможно учитывать способности, наклонности и интересы воспитанника, с уважением относиться к личности подростка, находить дифференцированный подход к ученикам, научить их самостоятельно мыслить и т.п.». [11]

Так, идеи воспитать «новую породу людей» существовали не только у философов-гуманистов эпохи Возрождения, но и у царственных особ - Екатерины II, которая создала из благих порывов Институт благородных девиц (Смольный институт), организованный И.И. Бецким (1704-1795), который попытался воплотить в своей деятельности некоторые идеи Руссо. Филантроп И.И. Бецкий [5] имел непосредственное отношение к становлению в Москве Воспитательного дома в 1763 году. Заложенная государственная система общественного призрения поддерживала население, которое нуждалось в помощи и поддержке. Данная система впоследствии переходит под юрисдикцию Министерства внутренних дел – осуществляется переход в организационные формы (ведение хозяйственных и имущественных операций) для стимулирования финансирования и увеличения доходов за счет доходов губерний, частных пожертвований и т.п. Отмечается, что институты социальной помощи не имели четкой структуры и принципов организации, но их вклад внес свою лепту в универсальную систему благотворительности в 1775 году в период правления Екатерины II. В тоже время, в период с 1828 по 1881 годы возникает сеть институтов и учреждений – для благородных девиц, сирот. Были случаи, когда родители из бедных семей приносили детей в Дома. Наряду с общеобразовательными дисциплинами сироты обучаются и профессиям, ремеслам. [7]

Немаловажное значение вносят в эпоху Возрождения многие европейские просветители. Среди них можно назвать М.В. Ломоносова, который продвигал идеи образования, просвещения и ремесел. Его труды были посвящены темам – Вселенная, природа, человек. «Крупнейший русский поэт-просветитель XVIII века, один из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания, автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка», М.В. Ломоносов был инициатором открытия университета, из стен которого вышли лучшие писатели того времени, лучшие дворяне, при помощи которых осуществилось множество преобразований.[3(16, см: 1 д.)]

Ломоносов развивал идеи российской науки и способствовал созданию Московского университета в 1755 году, который на первом этапе столкнулся с теми же проблемами в обучении. Одной из причин недобора учащихся было наличие частных пансионатов обучающих детей дворян и богатых купцов, где им давалось «разномастное» образование.[11]

Необходимо сказать, что до первой половины XVIII века уровень образования высшего дворянства был неважным. Только со второй половины XVIII века состоятельные дворяне начинают выписывать из-за границы гувернанток и гувернеров, которые обучали их семейство. В этот период (1755 год) начинает свою деятельность Московский университет. В провинциальных городах начинают открываться множество учебных заведений: духовные и светские, средние и низшие, городские школы и училища. Истоки профессиональной дворянской культуры находились в городах. Любительство же зарождалось в провинциальной среде (городской и деревенской), в дворянских усадьбах. Оно берет свое начало от профессионального и самодеятельного творчества. От профессионализма в любительство пришло высокое исполнительское искусство, влияние самодеятельного творчества проявилось в благотворном воздействии любительских упражнений, в результате которых проявляются скрытые способности в дополнительной художественной деятельности. Увлеченные, творческие личности «вовлекали» и «выискивали» в деятельность «для себя» наиболее талантливых из народных масс. «Созданный наиболее талантливым представителем, народным мастером образец, будь то прикладное изделие, песня, танец, поэтическое произведение, получившее или не получившее фиксацию, становится предметом коллективного творчества, приобретает яркие черты вариативности. В свою очередь каждый подлинный мастер, исполнитель, отражающий космос народной жизни, предстает как носитель коллективного мировоззрения и общепринятых, утилитарных, нравственных, эстетических ценностей».[3(101, с.177)] Его пытливая душа стремится к источнику, дающему жизненный заряд, энергию для этнического и эстетического существования. В человеке зарождается дух любителя.

Позднее, в XIX веке крестьянский досуг подвергается трансформации и связано это с распадом общины, имущественном расслоении крестьянства - отмены крепостного права.Усиливаются связи деревенских жителей с городом. Крестьянские дети имеют право на обучение в государственных школах. В эти годы возрастает количество культурно-просветительных учреждений, появляются первые самодеятельные крестьянские театры.

Досуг крестьян от молодежных хороводов переходит к посиделкам, где проходят беседы информационного характера, политические идеи и суждения. Популярными становятся библиотеки, читальни, народные дома.Тем не менее, в эти годы отмечается слабое развитие сельской экономики, низкий образовательный и культурный уровень крестьянства. Во многом еще сохранялись в крестьянской среде патриархальные традиции. Развиваются досуговые формы общения и организации типа клубных и в среде русского дворянства; проявляется специфика досуга городского «работного люда», общественных досуговых форм у детей, подростков, семей. [6]

Петр I поощрял сферы культуры, которые имели пользу государству. Развиваются школьные театры, возникающие при учебных заведениях России – Киевской, Московской академиях. В городах для детей дворян были открыты школы грамоты, но в тоже время сохранялось и домашнее обучение, а вот крепостные дети не принимались для обучения. Так, «школьный театр» по указу Петра I создает представления, отражающие политические события. «Театр разных чинов людей» - продолжение традиций народных праздничных игрищ, с элементами языческих обрядов, перерастающих в драматические представления.

Особое место занимали театры. Так, в конце XVIII и первой четверти XIX века кроме профессиональных театров существовали и любительские – придворные, школьные, университетские. Это было место свиданий, общения. Самыми известными были крепостные театры графа Шереметьева и князя Юсупова, где играли талантливые исполнители.

В петровские времена правления усиливается роль придворной аристократии и дворянства, которые способствуют организации празднеств, шествий, маскарадов и потех. Театрализованные действия – «потехи» включают в себя традиционно пляски, игрища, гимнастические забавы и т.п., но Петр I развивает воинские потехи – становление регулярных войск в государстве.

Петровские реформы значительно изменяют досуг населения. Праздничная культура петровского времени – ассамблеи, маскарады, балы, торжественные шествия, катания на лодках, гулянья в Летнем саду, заложенные в памяти с детства. Так, маскарад имел антирелигиозный характер, который состоял из двух процессий – сухопутных и водных. Популярными были шутейские обряды, игрища, интермедии, кукольный театр, но распространение получают театрализованные представления на героические темы.[12] Так, при введении ассамблей – забав и увеселений, основой являлись деловые встречи, поэтому сюда включался симбиоз биржи, клуба, танцевального вечера и «приятельского журфикса».

Досуг знати тесно переплетался с самообразованием и просвещением, а дворянские дети отправлялись в Европу обучаться механике, инженерному делу, медицине, искусству и живописи. С 1702 года начинается выпуск периодического издания газеты «Ведомости». В 70-е годы – начало развития клубной деятельности с различными интересами и занятиями – чтение, игра в карты, беседы. Посетителями данных клубов были А.С. Пушкин, И.А. Крылов, Л.Н. Толстой и другие. Действующие Клубы этого времени: Русское собрание, Литературно-художественные общества, Английское собрание, Железнодорожный клуб, Собрание педагогов, Клуб музыкально-драматического кружка и другие.

При Петре великом зародилось книжное дело. Петровские реформы способствовали развитию художественного любительского творчества. В эти годы были созданы все предпосылки для развития музыкального искусства. Массовым жанром стал кант (кант-виват и лирический), где в поэтической форме раскрывалась народная песня и профессиональное музыкальное творчество. Петр Первый сам имел прекрасный голос и пел в духовной капелле. Особо популярными были торжественные поздравительные песни. Авторами одного из русских гимнов «Гром победы, раздавайся» были Г.Р. Державин и О. Козловский.

В России возникало множество кружков, образовывались общества: «Дружеское общество любителей изящного», «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», «Беседы любителей русского слова» и многие другие, сыгравшие большую роль в деле образования населения. Активную просветительную работу пропагандировало дворянское общество интеллигентов, студенческие массы.

Реформы Петра I коснулись и области социального призрения: Петр I создавал благотворительные учреждения для инвалидов, детей, бездомных, ввел запрет на профессиональное нищенство. Он фактически лишил церковь монополии на филантропию и социальное призрение; создал новые административно-государственные органы для государственного регулирования социальных процессов. Петровские реформы повлияли на рост образованности высшего сословия, но одновременно уменьшилось число грамотных в низшем сословии: «Образованность, возвысившись качественно, понизилась количественно».[9]

Повсеместно в России развивается система образования, самообразования, науки, искусства. Екатерина способствует созданию Эрмитажа, профессиональных и любительских театров. При ее поддержке создаются аристократические клубы (1770 - в Петербурге, с 1772 - в Москве). С половины XVIII в. равновесие прав и обязанностей, на котором держался политический строй в России, нарушается: одно сословие продолжает пользоваться всеми прежними преимуществами и получает некоторые новые, в то время как с него спадали одна за другой его прежние обязанности. С половины XVIII века в низших слоях нашего общества заметно пробивается смутная мысль о политическом порядке в России, который покоится на несправедливости. В связи с этим частыми были случаи бунта и мятежей.

Тем не менее, конец XVIII в. - время развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальной, научной, литературной, спортивной. Екатерина перестраивает жилища во избежание и предупреждение пожаров - «Екатерина II, распространив полезные учреждения, обеспечила городским и сельским жителям еще большую безопасность. Стали везде строить дома из кирпича. Правительственные меры приводились в исполнение повсюду, даже в отдаленных деревнях. Большая часть городов стала отличаться правильностью постройки домов, планировкой улиц и чистотой. Жизнь сделалась повсюду если не блестящей, то расточительной, - все стремились подражать столичному вкусу. Картины, обои, красивая мебель и фортепьяно, почти повсеместно утвердились в помещичьем быту». [10]

Таким образом, социально-культурный уклад цивилизации средневековья («Играющий век» - по выражению историков) был связан с всеобъемлющим характером преобразований конца XVII – начала XX веков, где складывались предпосылки просвещения и образования, организованного досуга народных масс. Этому способствовали российские и европейские просветители, развитие досуговых форм общения и организаций типа клубных организаций, реформы Петра I и Клубы Екатерины Великой. Эта эпоха – начало Возрождения и Просвещения на Руси, способствующая перемещению земледельческих традиционных празднеств в новые, городские условия. Массовое гулянье становится открытой социально-культурной системой. При земствах и Попечительских советах организуются праздничные комиссии и начинает действовать Общество разумных развлечений (Центр по координации досуговых интересов и занятий).

 

Список для самостоятельной работы:

1. Изучите реформы Петра I и обоснуйте их влияние на модернизацию культуры.

2. Исследуйте влияние модернизации культуры XVII - начала XX века в провинциальных городах.

3. Исследуйте формы досуга в России XVII - начала XX века.

4. Какие философы-гуманисты XVII века способствовали развитию науки в России.

5. Особенности досуговых форм общения русского крестьянства, клубных общностей городского «работного лица», дворянства (на Тамбовщине).

6. Рассмотрите деятельность клубов XVII - начала XX веков.

7. Рассмотрите различный смысл содержания понятия «культура».

 

Контрольные вопросы:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...