Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-культурная политика в период октябрьской революции




План лекции:

Текст лекции №1

Первое десятилетие, начиная с 1917 года отмечено революционно-преобразовательной активностью населения в области культуры, в т.ч. КДД. Повсеместно в городе и деревне создавались клубы, избы-читальни, народные дома и библиотеки, коллективные органы управления этими учреждениями - советы, правления - избирались на общих собраниях их посетителей.

Созданный в 1918 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР, а при нем Внешкольный отдел во главе с Н.К Крупской, преобразованный в 1920 г. в Главный политико-просветительный комитет республики, стремились к централизации работы учреждений культуры. Главполитпросвет был создан на правах отдела ЦК партии, а учреждения культуры должны были выполнять идеологические функции.

Слабая материальная база: нехватка бумаги, печатных станков, музыкальных инструментов; около 75% населения - неграмотны (среди чувашей - 93%, таджиков - 97%, якутов-99%...). 48 национальностей не имели своей письменности. Отток научной, технической, художественной интеллигенции за pyбеж, среди них крупнейшие ученые И. Бердяев, П. Сорокин, В. Леонтьев-Разрушались старые памятники, архитектурные сооружения дворянских усадеб и церквей. Разворовывались фонды библиотек, музеев, иконы. К 1920 г. было ликвидировано около 700 монастырей. Ломка культурных традиций, отрицание религии разрушало личность.

На первый план в сфере свободного времени выходила «массовая» работ: митинги, общественные движения и объединения, культбригады, «синеблузники», дискуссии (политические, атеистические): агитпоезда, агитпароходы; художественная самодеятельность, новая, социалистическая обрядность, революционные праздники. На «отрицание» культуры прошлого были нацелены средства наглядной агитации: лозунги, плакаты. Окна Роста.

Вместе с тем решались задачи создания государственной системы народного образования, самообразования, сети культурно-досуговых учреждений. В Программе РКП (б) - 1919 г. - специальный раздел в области развития просвещения, науки, культуры. Были национализированы многие театры, кино, народные дома, музеи. Третьяковская и другие художественные галереи в Москве, Эрмитаж в Петрограде, было введено их бесплатное посещение.

Декреты СНК «О мобилизации грамотных на борьбу с неграмотностью» - 1918, «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» - 1919, - предусматривали широкую динамичную программу, сориентированную на обязательную учебу граждан от 8 до 50 лет за счет средств государства; рабочий день обучающихся сокращался на 2 часа с сохранением заработной платы. В июле 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Напечатано около 5 млн. «Букварей» для взрослых, улучшено продовольственное снабжение работников ликбеза. При учреждениях культуры открыты пункты ликбеза, школы, курсы, кружки для малограмотных рабочих, крестьян, бойцов Красной Армии. Эффективной формой, при всех его организационных недостатках, стал Культпоход в деревню по инициативе молодежи, комсомольцев в 1928 г. Суть его была не только в обучении грамоте, окультуривании быта, традиций, обычаев, в развитии художественного творчества нового содержания, приобщения к литературе, потребности в чтении. Но и дифференцированно велась работа с женщинами, детьми, моло­дежью. Возникло огромное количество музыкальных, хоровых, театральных коллективов. В результате значительно повысился общий культурный уровень населения, открылись новые клубы, избы-читальни, ставшие центрами культурно-политической жизни; вместо грязных пивных лавок - чайные, столовые; общежития, где велась воспитательная, культурно-массовая работа.

В 20-е годы проводилось много съездов, конференций, совеща­ний по внешкольному образованию, культурно-досуговой деятельности. На них были сформулированы ее основные направления, по­литическое просвещение, антирелигиозная, производственная, агро­техническая пропаганда, пропаганда здорового образа жизни, лите­ратуры и искусства, организация отдыха и развлечений, художественная самодеятельность

Развитию теории клуба посвящены работы Н. Крупской: «Что такое клуб», «О клубе», «Детский клуб при избе-читальне», «О чкружковой работе», 1918-1930; Е. Медынского «Энциклопедия внешкольного образования», 1923; М. Петровского «Принципы и методы клубной работы», 1925.

В 30-40 гг. - интенсивное строительство стадионов, библиотек, клубов. Дворцов культуры. Главной формой досуга становятся кружки: политические, технические, естественнонаучные, санитарные, домоводства, охраны материнства, агрозоотехнические, селькоровские, рабкоровские и др. Коллективные чтения, устные газеты, политбои, политигры, политаукционы, тематические вечера, любительские объединения.

В 1930 году открылись Московский и Харьковский библиотечные институты, во многих регионах - культпросветшколы, они заменили краткосрочную курсовую систему подготовки специалистов сферы культурных услуг. Усложняются формы досуга: вечера и слеты ударников и стахановцев, встречи с учеными, литераторами, вечера занимательной физики, химии, вопросов и ответов, конкурсы по профессии. С 1928 году осуществлялась радиофикация. В 1931 году вышел на экраны первый звуковой фильм «Путевка в жизнь». Кино стало любимым и массовым видом искусства. В самодеятельных драмкружках и студиях игрались пьесы Шиллера, Р. Роллана, Н. Гоголя, А. Островского, А. Чехова, М. Горького, инсценировки по произведениям Ф. Гладкова, Н. Островского, В. Маяковского. Важную роль в приобщении к искусству играли культурно-просветительные движения: Пролеткульт (Пролетарская культура), РАПП, (Российская ассоциация пролетарских писателей), ТРАМ (театры рабочей молодежи). "Возникло и прочно закрепилось шефство профессиональных коллективов над художественной самодеятельностью: театр им Е. Вахтангова, МХАТ и др. В 1930 г. был создан Центральный дом самодеятельного искусства, с 1939 года ставший Всесоюзным домом народного творчества им. Н.К. Крупской: развернул инструкторско-методическую работу, проводил семинары для руководителей творческих коллективов, рассылал репертуарные сборники. Дома самодеятельного искусства и народного творчества создавались в регионах. С 1932 в стране регулярно проводятся олимпиады, смотры творчества. Таким образом, в период 1917-1941гг. создается государственная система культурно-досуговых учреждений, система руководства ими в центре и на местах, система подготовки кадров.

 

Список для самостоятельной работы:

1. Реорганизация управления социальной сферой, народным просвещением, внешкольным образованием после Октябрьской революции.

2. Достижения и негативные процессы в области социально-культурного развития государства в советской России 1917-1941 годы.

3. Цели, содержание внешкольного образования, политико-просветительной работы в условиях победы советской власти.

4. Позитивный опыт и негативные явления в практике социально-культурной работы в период 1917-1941 гг.

5. Возрождение и развитие сети организаций и учреждений социального обеспечения.

 

Контрольные вопросы:

1. Проблемы социально-культурного развития общества в советской России 1917-1941 годы.

2. Организация работы по ликвидации неграмотности.

3. Гражданская война и расширение идеологических запретов.

4. Развертывание клубного строительства в 30-е годы.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Вахтеров В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование. – М.: Т-во И.Д. Сытина, 1917. – 208 с.

2. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века: Историко-педагогический очерк. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.

3. Зеленецкий М.Н. Основы культурного строительства: Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации / ЛГИК им. Н.К. Крупской – Л., 1964. – 106 с.

4. Киселева Т.Г. Народное образование и просвещение в России: Реальность и мифы. – М.: МГУКИ, 2002. – 145с.

5. Культурное строительство в РСФСР, 1917-1977 / Редкол.: Федюкин С.А. - гл. ред. и др.; Гл. арх. упр. при Совете Министров РСФСР. Центр. гос. арх. РСФСР. - М.: Сов. Россия, 1985. - Т.2. -Ч.1. Документы и материалы, 1928-1941 /Сост. Давыдова Л.И.(отв. сост.) и др.; Ред. Есаков В.Д. - 398 с. - Серия: История культ. стр-ва в СССР. Документы и материалы, 1917-1977.

6. Культурно-просветительная работа в РСФСР за годы Советской власти (1917-1932 гг.): Библиографический указатель литературы. Выпуск 1. В 4-х частях. – М.: МГИК, 1989. – Ч. 1, 109 с.; Ч. 2., 131 с.; Ч. 3, 142 с.; Ч. 4, 158 с.

7. Культурно-просветительная работа в СССР: Учеб. пособие /Под. ред. Т.А. Ремизовой. – М., 1974. – 272 с.

8. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 гг. – М., 1981. – 285 с.

9. Медынский Е.Н. Методы внешкольной просветительной работы. – 3-е изд. – М.: Наука, 1918. – 166 с.

10. Народное образование в России. Исторический альманах. М.: изд-во «Народное образование», 2000.

11. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1998. – 65 с.

 

Тема №1 КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1955 ГГ.)

Лекция №1

План лекции:

Текст лекции №1

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени – фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства.

 

1. Культура и наука СССР в годы Великой Отечественной войны

 

С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова (1915–1979) («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин – герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского (1910–1971), простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова). В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»). На передовую выезжали театрально-концертные бригады. Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики («Секретарь райкома» реж. И. А. Пырьев, «Нашествие» реж. А. М. Роом, «Два бойца» реж. Л. Д. Луков и др.). Историческое кино было представлено первой серией фильма «Иван Грозный» (реж. С. М. Эйзенштейн), вышедшей на экраны в 1945 г. Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Много работали в жанре плаката Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Возрождаются традиции «Окон РОСТА», которые теперь именуются «Окна ТАСС». Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942 г.), А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942 г.), С. В. Герасимова «Мать партизана» (1943 г.). В симфонической музыке событием стала премьера героической Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде.

Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. Потери были огромны: разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи и т. Д. Из бюджета на образование выделялись большие средства (больше, чем до войны: 2,3 млрд. руб. в 1940 г. И 3,8 млрд. руб. в 1946 г.) К делу восстановления школьного образования подключилась вся страна. Большое количество новых школьных зданий было построено методом народной стройки. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся. Страна перешла к системе всеобщего семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет снижения качества, т. К. нехватку преподавателей в стране пришлось ликвидировать путем создания краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной программе в учительских институтах. И все же система образования динамично развивалась. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР. Соответствующее подразделение – Отдел науки и высших учебных заведений был создан в ЦК ВКП (б).

Дополнительные инвестиции шли и в науку. В короткий срок была восстановлена материальная база научных учреждений. Открывались новые научно-исследовательские институты, были созданы даже новые Академии наук в Казахстане, Латвии и Эстонии. Однако по-прежнему в отношении власти к науке продолжал господствовать грубый диктат чиновников-непрофессионалов.

Великая Отечественная война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила в людях лучшие качества. Окончание войны сопровождали оптимистические настроения. Народ, победивший фашизм и освободивший от него мир, чувствовал в себе силы и право на свободу и на достойную жизнь. Ослабление режима, однако, не входило в планы партийно-государственной верхушки. Отсюда новый виток репрессий и глубокий кризис, охвативший русскую культуру на излете сталинской эпохи.

По-прежнему закрывались возможности для развития многих перспективных направлений исследований. В 1938 г. Место президента ВАСХНИЛ занял Т. Д. Лысенко. Он был ярым противником генетики, и его позиция по этому вопросу стала в агробиологии решающей. Собственные теоретические построения Лысенко, обещавшего быстрое увеличение урожайности сельхозкультур в короткие сроки, не подтверждались экспериментами, но руководство страны было на его стороне. В результате на сессии ВАСХНИЛ, прошедшей в августе 1948 г., генетика была объявлена «буржуазной лженаукой». Это означало полное прекращение исследований в этой области. Государство цинично эксплуатировало труд ученых, осужденных за якобы антисоветскую деятельность. Их содержали в специальных зонах, «шарашках», где они отбывали свои сроки и бесплатно работали над на научными проблемами, решение которых имело важное оборонное значение.

Еще более губительным оказалось давление партийно-государственного пресса для гуманитарной науки. За послевоенное десятилетие достижения в этой сфере очень невелики. Научную общественность сотрясали разворачивавшиеся одна за другой кампании: кампанию по борьбе с формализмом сменила кампания по борьбе с «космополитизмом и низкопоклонством перед Западом». Неприятие достижений западной культуры стало официальной позицией. Главная цель этой кампании заключалась в том, чтобы воздвигнуть идеологическую стену между СССР и Западом. Многие деятели искусств и культуры, творчеству которых был чужд узко-патриотический обскурантизм, подвергались гонениям. Неосторожное высказывание, противоречащее насаждаемым догмам, могло стоить человеку не только работы и свободы, но и жизни. Кроме того, в кампании борьбы с космополитизмом был силен антисемитский компонент.

Немалую роль в повышении сознательности, организованности и активности народных масс в борьбе с врагом сыграла культурно-воспитательная деятельность государственных органов. Важнейшие мероприятия нашего государства, осуществляв­шиеся до войны в области социально-культурного строительства и воспитания совет­ских граждан, сохраняли свое значение и в военное время. Вместе с тем необходимо было организовать работу культурно-просветительных учреждений страны с учетом трудностей военного времени. Так, были созданы вечерние и заочные школы рабочей и сельской молодежи, дававшие необходимое образование подросткам без отрыва от производства. Война потребовала изменить количественное соотношение между обучающимися в общеобразовательных школах и в школах фабрично-заводского обу­чения, ремесленных училищах. Набор молодежи в училища и школы трудовых резер­вов в военное время во много раз превышал довоенный уровень.

Большое внимание уделяло Советское государство научным учреждениям и под­готовке научно-технических кадров. Увеличился выпуск специалистов в области тех­нических, прикладных наук и особенно в тех отраслях знаний, которые имели непо­средственное военное значение. Широко были развернуты военно-технические иссле­дования, способствующие всемерному усилению боевой мощи войск. Права и интересы деятелей науки и техники, культуры и искусства оставались в период войны неприкосновенными. Для этой категории лиц сохранялись все основные льготы и преимущества мирного времени.

Большую роль в составлении и выполнении плана перестройки на­родного хозяйства на военный лад сыграли ученые страны. С первых дней войны научные кадры Новосибирска совместно с Академией наук СССР подчинили свою работу требованиям военного времени. В сен­тябре 1941 г. Начала работу комиссия Академии наук СССР под руко­водством академика В. Л. Комарова по мобилизации ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана на нужды обороны страны. При Но­восибирском облисполкоме 19 июля 1941 г. Был создан Научный совет по мобилизации ресурсов области во главе с председателем облиспол­кома И. Г. Гришиным. Эвакуированные предприятия было необходи­мо разместить, установить новые кооперированные связи их с другими, снабдить их сырьем, электроэнергией, теплом и т. Д. Ученые работали над проблемами организации промышленного производства, улучшения работы железнодорожного и водного транспорта.

В годы войны в шести новосибирских вузах разместились коллек­тивы институтов Москвы, Ленинграда, Днепропетровска. Работу уче­ных координировал Комитет ученых, созданный в январе 1942 г. Под председательством известного ученого-аэрогидродинамика академика С. А. Чаплыгина. Три члена-корреспондента АН СССР, 64 доктора наук, 19 профессоров и около 400 доцентов и кандидатов наук работа­ли в городе.

С 1942 г. Комиссией Академии наук в Западной Сибири руково­дили академики А. А. Скочинский и И. П. Бардин. В 1943 г. Комиссия направила по Сибири 28 комплексных отрядов в составе более чем 600 ученых для исследования и разрешения различных проблем для нужд обороны. Выводы комиссии докладывались в ГКО ЦК ВКП(б), в Гос­план СССР, в Новосибирский обком партии.

Комиссия поставила вопрос об организации постоянного академи­ческого учреждения в Сибири—Западно-Сибирского филиала АН СССР. В марте 1943 г. Академики Л. Д. Шевяков и А. А. Скочинский совещались с председателем Новосибирского облисполкома И. Г. Гриношиным об организации центра науки. В октябре 1943 г. СНК разрешил Академии наук организовать Западно-Сибирский филиал в составе че­тырех институтов: горно-геологического, химико-металлургического, транспортно-энергетического и медико-биологического. В мае 1944 г. Состоялась первая научная сессия Западно-Сибирского филиала АН СССР, на которой ученые Новосибирска отчитались за прошедший год работы нового научного центра Сибири.

Героическим трудом в тылу новосибирцы вместе со всем советским народом приближали радостный День Победы. Несмотря на огромные трудности и лишения, город шел к победе, полный оптимизма и планов на мирное будущее. Крепла его индустрия, наука получила значительную базу, развивалась культура города.

С первых дней войны недостроенное здание театра оперы и бале­та приняло в свои стены ценности Третьяковской галереи, ленинград­ских Военно-Артиллерийского и Этнографического музеев, музеев-двор­цов городов Пушкина и Павловска, Эрмитажа и Государственного му­зея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, музеев Новгорода, Калинина, Севастополя (панорама «Оборона Севастополя» худ. Ф. А. Рубо, которую восстанавливали в Новосибирске реставраторы Третьяковской галереи). Все было бережно сохранено, и в 1944 г., культурные ценности стали возвращаться в свои города.

Еще в самые тяжелые дни войны с фашизмом, осенью 1942 г., во время боев на Волге и на Кавказе, правительство решает завершить сооружение театра оперы и балета в Новосибирске и Совнарком вклю­чает это строительство в число первоочередных.

К началу войны не была окончена постройкой сценическая часть театра, левое крыло было выложено только в кирпиче. Предстояло установить опоры для пола сцены, площадь которого достигала 2 тыс. м2, изготовить и смонтировать все энергетическое оборудование здания и механическое оборудование сцены. Не хватало строительных материалов, рабочих рук, специалистов, средств, но новосибирцы пре­одолели все трудности. В 1943 г. Были завершены основные строитель­ные, монтажные и отделочные работы, и 5 февраля 1944 г. Правитель­ственная комиссия приняла главные помещения театра, признав их годными к эксплуатации, и передала здание дирекции Новосибирского государственного театра оперы и балета. Осталось неоконченным левое крыло театра, не была завершена отделка некоторых помещений, од­нако это не влияло на деятельность театрального коллектива (все стро­ительные работы были закончены в середине 50-х гг.).

Перед новосибирцами предстал нарядный театр со зрительным за­лом-ротондой, имеющим диаметр 55,5 м (превосходящий размером зна­менитую римскую античную ротонду—Пантеон, диаметр которой рав­нялся 43 м), высотой до подвесного потолка в 21 м, с числом кресел в зале 2200. Игровая сцена театра достигала ширины 32 м и высоты до колосников 28 м. Живопись плафона, большая люстра, сверкавшая бесконечными огнями, темное дерево ограждений ярусов, красный бар­хат обивки кресел и драпировок, на фоне которых красиво рисовались белые античные скульптуры, производили большое впечатление и соз­давали праздничное, приподнятое настроение. Здание не имело дорогой отделки, сверкающей бронзы и зеркал, густой лепнины, мраморов и другой богатой облицовки, какие можно найти в столичных и европей­ских театрах, но профессиональный вкус, строгость и простота архи­тектурных форм, присущих его интерьеру, просторы многих фойе, лест­ниц, вестибюлей придают ему своеобразие и яркую индивидуальность. Театр стал любимым зданием новосибирцев, их гордостью. 14 мая 1944 г. Комитет по делам искусств решил открыть в Ново­сибирске хоровую и балетную студии и организовать большой симфо­нический оркестр филармонии. 12 мая 1945 г., через три дня после Победы, театр открылся оперой М. И. Глинки «Иван Сусанин» в офор­млении народного художника РСФСР К. Юона. Так сбылась в дни Победы двадцатилетняя мечта горожан о «Большом театре Сибири» в Новосибирске. Газета «Правда» 13 мая 1945 г. Писала:.«Открытие театра превратилось в радостный праздник трудящихся всей Сибири».

 

2. Просветительская работа в годы войны

Условия работы школы в период войны были очень тяжелыми. Миллионы советских детей на вре­менно оккупированных территориях вообще не учились. В тылу число уча­щихся увеличилось за счет эва­куированных детей. Большинство школ работало в две-три смены, не хватало учебников, тетрадей, учеб­ных пособий. В стране численность учащихся 5-10-х классов сократилась в 2-2,5 раза. Было закрыто свыше 6 тысяч средних школ. Цен­тральной задачей было обеспечение всеобуча. Несмотря на громадные расходы на нужды фронта, за 1941-1945 годы в стране было построено и введено в действие больше 8 тысяч школ и восстановлено, отремонтировано и приспособлено для занятий свыше 9 тысяч школ. Во время войны более 1 млн. детей или потеряли или временно лишились своих родителей. Широко развернулось движение за усыновление осиротевших детей. К 1945 году в стране работало 6 тысяч детских домов. В 1943 году были учреждены Суворовские военные учи­лища, Нахимовские военно-морские училища.

Основной контингент учащихся составляли ученики младших классов. Большинство детей стар­шего школьного возраста вместе с взрослыми трудились на фабриках и заводах или учились в ремесленных училищах и школах ФЗО, которые готовили кадры для народ­ного хозяйства.

Забота государства об охвате обучением всех детей и подростков, которые по разным причинам прекратили посещение школы, выразилась в организации новых видов учебно-воспитательных заведений. С 1 сентября 1943 года стали функционировать школы рабочей молодежи (ШРМ). Осенью следующего года были образованы подобные школы для сель­ской молодежи (ШСМ).

Впервые такие школы были созданы в Ленинграде зимой 1941-1942 годов. В годы блокады у ленин­градских учащихся не было чернил, не хватало бумаги, помещение не ота­пливалось, а полуголодные под­ростки продолжали заниматься после работы.

По решению Ленгорсовета в декабре 1942 года в городе открылись 52 школы рабо­чей молодежи. Некоторые школы находились у самой линии фронта. Решением Ленгорисполкома с 1 сентября 11943 года учащиеся вечерних школ в дни занятий стали получать дополнительно 50, а потом 100 г хлеба, 7 г. Жира и 300 г. Овощей.

Школы рабочей молодежи, возникнув по всей стране в годы войны, сыграли важную роль в повышении образовательного уровня и подготовке кадров квалифицированных рабочих.

В условиях войны были пересмотрены учебные программы, скорректированы учеб­ные планы. Некоторые предметы (рисование, пение) могли временно исключаться из учебных планов, в которых увели­чивалось число часов на русский язык литературу и математику. По постановлению ГКО о Всеобщем обу­чении с сентября 1941 года в школах была начата военно-допрызывная подготовка учащихся старших, а в 1942-43 учебном году введен новый предмет – военное дело.

С 1943-1944 учебного года в городских школах было введено раздельное обучение, охватившее около 20 % школ страны. Особое внимание уделялось укреплению дисциплины организованности школь­ников. Этому способствовало введение в 1944 году «Правил для учащихся». В 1944-45 учебном году был осуществлен переход к обучению детей в общеоб­разовательных школах с 7-летнего возраста, а также были введены экзамены на аттестат зрелости, выпускные экзамены за курс 7-летней школы и переводные экза­мены в 4-6-х и 8-9-х классах. Стала применяться цифровая пяти-бальная система оценки знаний. Были уч­реждены золотые и серебряные медали для выпускников средней школы.

В условиях войны произошли изменения в составе педагогических кадров, среди ко­торых состав­ляли более 70%. Свыше 180 тысяч учителей ушли на фронт, часть осталась на захваченной территории.

В 1942 году число вузов, готовивших педагогические кадры, сократилось вдвое по сравнению с до­военным периодом. Нехватка учителей приводила к тому, что отдельные предметы в ряде школ не препо­давались. По решению правительства учителя, работавшие не по специальности или мобилизованные на производство, стали возвращаться в школы. При всех педагогических учебных заведениях и средних шко­лах стали действовать уско­ренные курсы (3-8 месяцев), готовившие преподавателей 1-7 классов. В 1943 году была по­вышена заработная плата учителям и другим работникам начальной и средней школы и был учрежден почетный знак «Отличник народного образования». Стали восстанавливаться пе­дагогические вузы и училища, возросла численность студентов заочных отделений педаго­гических вузов.

Признанием значения народного образования и педагогической науки было решение о создании Академии педагогических наук РСФСР, принятое правительством осенью 1934 года.

Большую роль в улучшении совершенствовании учебного процесса сыграли меры по увеличению выпуска и улучшению качества учебников и детской литературы. В тяжелей­шие для нее времена страна издавала для детей произведения Пушкина, Лермонтова, Горь­кого, Шекспира, Гете, книги, без которых не­возможно приобщение к основам мировой культуры. Вместе с тем страна вынуждена была издавать книги, которые учили детей де­лать убежища и распознавать самолеты врага, бороться с зажигательными бомбами и ока­зывать первую помощь при ранениях и ожогах. В октябре 1944 года состоялся первый праздник, по­ложивший начало традиционной неделе детской книги.

Учебный процесс был тесно связан с трудовым. Школьники принимали активное участие в сельскохозяй­ственных работах. В 1942 году 77 тысяч учащихся старших классов заменили ушедших на фронт механиза­торов. За 4 года войны в сельскохозяйственных работах при­няло участие более 14,5 млн. учащихся.

Учащиеся всех возрастов участвовали в сборе металлолома, вещевых и продуктовых посылок вои­нам, помогали ухаживать за ранеными в госпиталях, собирали средства в Фонд обороны страны. В приф­ронтовой полосе школьники трудились на строительстве оборони­тельных сооружений, создавали санитар­ные дружины и отряды связи. 36 тысяч школьников в годы войны были награждены орденами и медалями.

В чрезвычайно сложных условиях работали коллективы ленинградских школ. При каждой школе было от 1 до 6 групп учеников младших классов, которые занимались в бом­боубежищах. В декабре 1941 года положение в школах крайне осложнилось. Не было элек­тричества, дров, керосина. От голода умирали учителя и ученики. К январю 1942 года в младших классах осталось 36 тысяч учеников, а в последующие два месяца их число резко сократилось.

В конце 1941- начале 1942 годов большинство школ вынуждены были прекратить за­нятия. В зим­ние месяцы 1941/42 учебного года они продолжались в 39 школах. Чтобы не срывать уроки из-за артилле­рийских обстрелов, занятия проводились в бомбоубежищах. Учителя и ученики, не прекращавшие занятий, получали в школе тарелку супа без вырезки талонов из продовольственных карточек.

С 1 по 10 января 1942 года для ленинградских школьников были устроены новогод­ние елки. На них побывало около 50 тысяч детей.

С мая 1942 года возобновились занятия в 148 школах, в которых насчитывалось бо­лее 65 тысяч учеников – практически все школьники, находившиеся в Ленинграде. Многие дети сначала не имели сил, чтобы учиться, и, благодаря регулярному 3-кратному питанию, организованному в школах, они постепенно втягивались в учебу. В 1942 году 10 класс в осажденном городе окончили 542 ученика. Для них 30 июня был устроен общегородской праздник во Дворце пионеров.

Во время 1942/43 учебного года в Ленинграде работали 84 школы, в 863 классах ко­торых учились 26584 ученика. В 1943/44 учебном году число школ достигло 124, и в них занимались 36 тысяч учеников. В 1944/45 учебном году работало уже 200 школ, а число учащихся превысило 100 тысяч.

Свыше 5 тысяч школьников города за активное участие в его обороне было награж­дено медалью «За оборону Ленинграда».

В самые трудные для страны моменты школа стремилась не только уберечь от опас­ности, обогреть их, накормить, но и не переставала думать о человеке, который будет жить после войны.

Список для самостоятельной работы:

1. Культурно-просветительная работа в Вооруженных Силах СССР как составная часть политической работы.

2. Особенности содержания и организации политико-просветительной работы в условиях фронта и тыла.

3. Шефские концертные бригады в годы войны.

4. Реституция культурных ценностей. Проблемы, дискуссии, взгляды.

5..Социально-культурная ситуация в СССР после Великой Отечественной войны.

6.. Нравственные, социально-культурные последствия войны.

 

Контрольные вопросы:

1. Перестройка деятельности культурно-просветительных, социальных учреждений в соответствии с требованиями военного времени.

2. Фронтовые бригады самодеятельных артистов, их концертная деятельность.

3. Основные направления культурно-просветительной работы в тылу.

4. Деятельность культурно-просветительных учреждений по мобилизации народа на восстановление, дальнейшее развитие народного хозяйства и преодоление последствий войны.

5. Возникновение общественной научно-просветительной организации - «Общества по распространению политических и научных знаний»,

6. Клубы как центры массовой агитационно-пропагандистской деятельности.

Список рекомендуемой литературы:

1. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: МГУКИ, 2007. -161 с.

2. Культурное строительство в РСФСР, 1917-1977 / Редкол.: Федюкин С.А. - гл. ред. и др.; Гл. арх. упр. при Совете Министров РСФСР. Центр. гос. арх. РСФСР. - М.: Сов. Россия, 1985. - Т.2. -Ч.1. Документы и материалы, 1928-1941 /Сост. Давыдова Л.И.(отв. сост.) и др.; Ред. Есаков В.Д. - 398 с. - Серия: История культ. стр-ва в СССР. Документы и материалы, 1917-1977.

3. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1998. – 65 с.

 

Тема №1 ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В 1956-1980 ГГ.

Лекция №1

План лекции:

Текст лекции №1

Решения XX съезда КПСС и постановление ЦК партии «О преодолении культа личности и его последствий» - 30 июня 1956 года оживили демократические самодеятельные начала в учреждениях культуры. Стали проводиться конференции и совещания. Сотни тысяч рабочих, колхозников и представителей интеллигенции вовлекались в художественное творчество и любительскую деятельность. Общественные клубы («Прометей», «Глобус», «Кругозор», «Красная гвоздика», «Следопыт»*..), клубы ветеранов, старшеклассников, знатоков, веселых и находчивых; семейные, студенческие, интернациональной дружбы, бардовские, турклубы, спортклубы; искусствоведческие: любителей кино, поэзии, музыки театра и многие другие объединения по интересам. Разнообразятся учреждения и формы социального досуга: Дворцы профсоюзов, Дома науки и культуры, Дома творческой интеллигенции, Центральный Дом Кино, Централь­ный Дом искусств, Дома офицеров; молодежные кафе, устные журналы, тематические вечера, встречи с интересными л

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...