Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Любовь к самому себе - это пожизненный роман.




Оскар Уайльд

 

Поэтому, если вы стоите с телефонной трубкой в руке и готовы позвонить своему старшему брату, который изводил вас в детстве, и сказать: «Ты испортил мне жизнь своими пакостями, когда мы были детьми», — постарайтесь понять, что ему было не легче. Помните также о том, что когда вы становитесь взрослым, это предполагает, что вы умеете держать себя в руках и без лишних эмоций осознавать негативные аспекты своей жизни, которые нуждаются в исправлении.

Теория очередности рождения дает вам возможность сделать это. Не забывайте, что формирование вашего психологического типа личности было естественным процессом и представляло собой обычный ряд событий. Если в семье вы были «четвертым», то манера общения, которую вам пришлось вырабатывать по отношению к волевому и энергичному «третьему», не была «хорошей» или «плохой». Вы делали то, что должны были, и черты личности, которые вы приобрели, сформировали из вас особенного и неповторимого человека.

Если подумать о годах вашего детства и ранней юности, некоторые механизмы поведения станут совершенно ясными для вас. Вокруг есть тысячи «первых» — как мужчин, так и женщин, — которые до сих пор ощущают горечь утраты из-за того, что внимание и нежность родителей переключилось с них на новорожденного второго ребенка.

Один двенадцатилетний мальчик ярко помнит, что он чувствовал после рождения своей сестры. «Сначала это было великолепно, но потом, хотя я был еще совсем маленьким, мне стало ужасно плохо, потому что они обращали внимание только на нее, — сказал он. — Однажды я просто вышел из себя и ударил ее по лицу». У мальчика даже теперь слезы наворачиваются на глаза, когда он вспоминает об этом, поскольку, как вы можете догадаться, реакция его сестры была мгновенной, а реакция матери последовала незамедлительно. «Мне до сих пор ужасно стыдно, хотя я знаю, что она не могла это запомнить», — говорит он.

 

Но на этом его испытания не закончились. Мать мальчика вспоминает, сколько раз ей приходилось заверять его в том, что он по-прежнему пользуется любовью родителей. Время от времени он подходил к ней и говорил: «Мама, ты любишь ее больше, чем меня?» или «Я хочу, чтобы ее отправили куда-нибудь, а ты проводила больше времени со мной».

У благоразумной матери всегда был наготове подходящий ответ. «Послушай, дорогой, — говорила она, — и я, и папа любим тебя, как раньше, но мы отдельно любим тебя и отдельно любим твою сестру. Одно не лучше другого».

Когда мать разобралась в чувствах своего сына, она приложила все силы к тому, чтобы он понял, что никто не может заменить его в ее сердце. Кроме того, она позаботилась о том, чтобы сын проводил достаточно времени в обществе родителей.

В какой-то момент мальчик откровенно признался, что он по-прежнему испытывает нехорошие чувства, когда его сестра находится в центре внимания. «Теперь это выглядит глупо, потому что мои родители любят нас обоих, и мы с сестрой очень близки. Но время от времени то старое чувство неприязни по-прежнему возвращается ко мне».

Этот мальчик, принадлежащий к первому типу личности, смог разобраться в своих чувствах и реакциях. Такое понимание будет помогать ему в зрелом возрасте, когда он будет оказывать поддержку своей сестре и родителям. Отношения с сестрой помогли ему развить свой тип личности.

Важно помнить, что хронологический порядок рождения не всегда определяет психологический тип личности ребенка, хотя у большинства мужчин и женщин хронологический порядок рождения совпадает с типом личности. К примеру, единственный ребенок часто имеет тип личности «единственного ребенка», первенец обладает первым типом личности и т. д. Есть и некоторые исключения, обусловленные вторичными характеристиками, однако большинство из нас обладает психологическим типом личности, отражающим хронологический порядок рождения.

 

ИСКЛЮЧЕНИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ВТОРИЧНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ

1. Кроме «единственных детей», психологический тип личности устанавливается к двум годам. После этого он не может быть изменен. Нет способа замаскировать свой тип личности, если по какой-либо странной причине он нам не нравится (помните, что нет «хороших» или «плохих» типов личности). Если вы — «единственный ребенок» или принадлежите к первому, второму, третьему или четвертому типу личности, таким вы и останетесь до конца вашей замечательной жизни. Рассматривайте это как свой особый талант.

2. Если между рождением первого и второго ребенка проходит пять или более лет, то у обоих складывается тип личности «единственного ребенка», однако если при этом рождается третий ребенок, то у второго складывается первый тип личности. Причина этой, на первый взгляд запутанной ситуации заключается в том, что первый ребенок, которому ко времени рождения второго ребенка исполняется пять или больше лет, не считает материнскую любовь утраченной из-за того, что мать заботится о новорожденном. Старший ребенок руководствуется соображениями рассудка, а не эмоциональной реакцией на ситуацию, как это характерно для младенцев.

Возможно, это будет легче понять, если вы подумаете о семье — может быть, даже вашей собственной семье, — где второй ребенок родился спустя несколько лет после первого. Старший, более взрослый ребенок обычно приветствует новорожденного как нового друга.

3. Если при рождении второго ребенка мать пользуется услугами сиделки или кормилицы, что позволяет ей уделять больше внимания своему первенцу, последний обычно сохраняет тип личности «единственного ребенка». Это также происходит в тех случаях, если дед, тетя или близкий друг проводят много времени с первенцем, пока родители заботятся о новорожденном. Если у первого ребенка есть возможность привыкнуть к младенцу и принять его как члена семьи с правами на материнскую любовь, он не будет испытывать чувство ревности и сохранит свой тип личности «единственного ребенка».

4. Третий ребенок будет иметь третий психологический тип личности, даже если разрыв в возрасте между вторым и третьим ребенком достигает четырнадцати лет. Даже при большой разнице в возрасте второй ребенок может безжалостно относиться к третьему, способствуя формированию у него третьего типа личности. Не секрет, что даже пятнадцатилетний подросток может мучить годовалого брата или сестру, особенно если родителей нет поблизости. Понаблюдайте за соседскими ребятами, и вы увидите, что это

5.

происходит довольно часто. Возможно, у вас тоже есть такие воспоминания. Некоторые вещи вы никогда не забудете, но постарайтесь помнить, что прощение — хорошая вещь.

5. Четвертый ребенок будет обладать четвертым типом личности, даже если разница в возрасте между третьим и четвертым ребенком достигает десяти лет. Некоторым из вас это может показаться знакомым. Четвертый ребенок часто чувствует себя незрелым и неполноценным по сравнению с третьим. Так развивается четвертый тип личности.

6. У близнецов вырабатываются последовательные психологические типы личности. Не имеет значения, какой из близнецов родился первым. Один из них может стать «вторым», а другой — «третьим», или один становится «первым», а другой «вторым» или... надеюсь, все ясно? Для тройни и большего количества близнецов применимо то же самое правило.

7. Если у матери третий тип личности, она может определить тип личности старшего ребенка: третий у мальчика или четвертый у девочки. (Это различие по половому признаку будет подробно объяснено в главе 10.) У других братьев и сестер развитие типа личности происходит в обычном порядке.

Матери, обладающие третьим типом личности, обычно стараются контролировать поведение своих детей, делая им подарки или доставляя удовольствие иным способом. Это довольно трудный путь воспитания; он создает слишком большое напряжение в семье и в конечном итоге приводит к формированию у ребенка тала личности, аналогичного матери или следующего по порядку.

 

Это другой особый сценарий, где бывает полезно помнить конкретные примеры такого поведения. Многим из нас приходилось видеть таких матерей и слышать, как они говорят своим детям что-нибудь вроде: «Дорогой, больше не делай этого, лучше возьми пирожное».

8. Хотя детский сад не оказывает явного воздействия на формирование типа личности, некоторые исключения из этого правила могут возникнуть для детей в возрасте двух лет или младше, которые проводят много времени в яслях.

9. Смерть одного ребенка не обязательно влияет на формирование типа личности у других детей в семье. Специалисты должны рассматривать отдельные ситуации и делать выводы на основе наблюдения за членами семьи.

10. В больших семьях набор типов личности циклически повторяется. Когда в семье появляется пятый ребенок, четвертый старательно игнорирует его, надеясь сохранить внимание родителей. Он не играет с ним и старается поменьше быть рядом. Без взаимодействия с четвертым ребенком пятый становится «единственным ребенком». Если в семье рождается шестой ребенок, пятый остро реагирует на это событие, и, таким образом, у него формируется первый тип личности. В больших семьях такая последовательность может циклически повторяться не один раз.

Наличие других братьев и сестер не мешает повторению очередности типов личности в семье. Можно подумать, что старшие дети позаботятся о пятом ребенке, чтобы он не так остро чувствовал утрату родительской любви из-за рождения шестого ребенка, но этого не происходит. Старшие дети больше интересуются младенцем, чем пятым ребенком, поэтому он еще острее чувствует утрату любви.

С возрастом отношения между четвертым и пятым ребенком могут наладиться, но это не влияет на тип личности.

11. В гармоничных семьях характеристики типа личности у детей могут быть выражены довольно слабо. Им не приходится вырабатывать стратегии выживания, необходимые в более неблагоприятной обстановке. «Единственному ребенку» не приходится защищаться от вторжения в свой мир, поскольку ему дают достаточно времени, чтобы играть в одиночестве. «Первый» получает внимание наравне с младшими братьями и сестрами, «второго» хвалят за его достижения, «третий» ощущает себя в безопасности, а «четвертому» позволяют принимать участие в семейных дискуссиях. Характеристики типов личности сохраняются, но не становятся причиной проблем.

Эти правила помогут вам в изучении вашего собственного типа личности и личностных характеристик тех людей, с которыми вы общаетесь.

 

ПОНИМАНИЕ ТИПА ЛИЧНОСТИ

Настоящее понимание не приходит за одну ночь, возможно, вам придется несколько раз перечитать некоторые разделы этой книги, прежде чем вы увидите свет в конце туннеля и подумаете: «Наконец-то все ясно!»

Однажды в разговоре слова собеседника могут внезапно выдать вам его тип личности. Если вы спросите его, каким по счету ребенком он был в семье, то, скорее всего, обнаружите соответствие с вашей догадкой о типе личности. И только тогда вы поймете, что эта книга изменила вашу жизнь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...