Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способ фиксации информации

Характеристика информационных ресурсов

 

Параметры оценки информационных ресурсов

В настоящее время нет как единого подхода к набору параметров для оценки информационных ресурсов, так и спо­собов количественной или качественной характеристики этих пара­метров. Наи­более широко для оценки информационных ресурсов используются сле­дующие основные параметры:

1) содержание;

2) охват;

3) время;

4) источник;

5) качество;

6) соответствие потребностям;

7) способ фиксации;

8) язык;

9) стоимость.

Для каждого параметра используется свой набор мер, выражающих связь качественных и количественных характеристик (различий и измерений) информационных ресурсов, позволяющих с той или иной точностью определить границу, за которой изменение количества влечет за собой изменение качества, или границу, за которой изменение качества ведет к изменению количества.

Актуальность разработки системы мер, отражающих свойства ин­формационных ресурсов, используемых при принятии решений, воз­растает по мере увеличения объемов информации; включения в ин­формационные каналы информации об одних и тех же объектах, но представленных в различных схемах (моделях) описания с различной точностью, полнотой описания и представления данных; отсутствия временных индикаторов, позволяющих определить истинное состояние объектов описания на данный момент времени; включения в информа­ционные потоки заведомо ложной информации и т.п. Для измерения перечисленных параметров информационных ресурсов используются различные измерительные шкалы: шкалы наименований и классификаций;

■ порядковые шкалы;

■ порядковые шкалы с интервалом;

■ количественные шкалы (шкалы пропорциональные).

Например, охват (как часть содержания) может оцениваться:

■ объемом фондов документальных ресурсов, доступных пользо­вателю либо находящихся в стране (регионе), библиотеках и (или) в конкретной библиотеке;

■ числом машиночитаемых баз данных (в целом по стране и (или) по конкретной тематике) и (или) суммарным числом записей в этих базах и т.п.;

■ числом химических соединений (или других объектов учета: промышленных образцов, рецептур, технологий, программных продуктов), которые включены в базу данных и (или) могут быть представлены для решения задач, стоящих перед пользователем;

■ соотношениями между открытыми и закрытыми информаци­онными ресурсами;

■ числом патентов, используемых при решении задач по данной проблеме, или накопленных в фондах организационных еди­ниц и т.п.

Выбор меры при оценке параметров является сложной методологиче­ской задачей. Это обусловлено тем, что при решении различных задач существенно меняются предметы или явления, между которыми опре­деляются границы, и соответственно изменяются качественные и коли­чественные характеристики, на основании которых выявляются связи, различия и отношения между предметами.

В настоящее время в основном наиболее разработаны подходы к изме­рению локальных параметров информационных ресурсов. Например:

■ параметры измерения полноты и релевантности поиска инфор­мации в конкретных базах данных;

■ меры оценки полноты информационных фондов;

■ параметры оценки временных характеристик информационных ресурсов (запаздывание поступления информации, старение ин­формации, необходимая полнота охвата информационных из­даний и др.). Отсутствие системы мер, отражающих степень соответствия информа­ционных ресурсов конкретным задачам, ведет к возрастанию затрат на процессы обработки, связанных с предотвращением снижения качест­ва информации в процессе ее получения, сбора, хранения, обработки и циркуляции в каналах обмена и распространения.

время — это:

■ форма существования бесконечно развивающейся материи. Форма последовательной смены явлений и состояний материи, выражающаяся в закономерной последовательной смене одних объектов, явлений другими объектами, явлениями; смене од­них фаз (ступеней) развития предметов, процессов другими фазами (ступенями) развития предметов, процессов;

■ продолжительность, длительность явления или процесса;

■ промежуток той или иной длительности, в который осуществ­ляется какое-либо действие;

■ определенный момент, в который происходит какое-либо со­бытие;

■ период, эпоха.

Время как характеристика информационных ресурсов (информации) выступает в нескольких аспектах:

■ фиксирует момент или период, представленный данными (ка­лендарный, налоговый, финансовый год, конец соответству­ющего года и т.п.);

■ задает точку отсчета ввода конкретных информационных ресурсов в обращение (в коммуникационные каналы);

■ является характеристикой, определяющей связь между инфор­мацией об объекте и его реальным состоянием на текущий момент времени.

Содержание

Содержание определяет проблемную область, охватываемую инфор­мационными ресурсами: тему, идею, теорию, методику. Границы проб­лемной области зависят от задач, поставленных перед пользователем. Причем группы пользователей, решающие аналогичные задачи и реа­лизующие одинаковые цели, могут определять границы проблемной области (свои потребности в информационных ресурсах) различным образом, что приводит, как правило, к различию в результатах. Правильный выбор границ проблемной области расширяет возможности проектных, управленческих, организационных решений и создает ус­ловия для успешной деятельности. Вместе с тем необходимо отметить, что границы проблемной области динамичны во времени и существен­ным образом зависят от развития науки, техники и производства.

Следовательно, информационные ресурсы, включаемые в конкретную проблемную область, не могут быть ограничены текущими, сиюминут­ными интересами. Сужение проблемной области ведет к потере дина­мизма в решении задач и чревато отставанием либо провалом.

Для определения соответствия содержания информационных ресурсов решаемым проблемам в настоящее время, как правило, используются различные классификационные шкалы и шкалы наименований: класси­фикаторы, классификации, разнообразные виды языков дескрипторно-го типа, указатели различных типов (именные, предметные, географи­ческие, номенклатурные и т.п.). С помощью этих средств пользователь может определить с той или иной степенью вероятности наличие тре­буемой информации в исследуемых информационных ресурсах или более точно выделить подмножество ресурсов, в котором она находится.

 

3. Охват

Охват определяет, ограничивает и описывает содержание, уточняет или лимитирует его. Охват можно рассматривать как часть параметра со­держания. Он как бы суживает и задает определенные рамки содержа­ния, являясь лимитирующим фактором.

Ограничения на охват определяются противоречивыми требованиями: с одной стороны, стремлением иметь всю доступную информацию, не­обходимую для достижения целей конкретной деятельности, а с дру­гой — финансовыми, временными, трудовыми и техническими ресур­сами, выделенными для получения и обработки информации. Охват информационных ресурсов, доступных конкретной группе пользователей (организации, региону, стране, группе стран), ограничен и изменяется в широких пределах.

Охват обычно характеризуют объемом, полнотой и достаточностью информационных ресурсов.

Объем — это общее количество информации по проблеме, доступное пользователю.

Полнота — это соотношение между всей имеющейся информацией по проблеме и информацией, доступной пользователю (т.е. той частью, которую он может получить).

Достаточность определяется возможностью достижения пользовате­лем поставленной цели при наличии доступной информации. В действительности всегда возможна ситуация, при которой пользо­вателю доступны значительные объемы информации, но ее полнота недостаточна для достижения поставленных целей. Это побуждает пользователя к проведению дополнительных исследо­ваний, результатом которых может стать либо получение новой инфор­мации, способствующей решению проблемы, либо сведений, что такая информация существует, но оказалась вне доступных ему источников. Мировой информационный ресурс, являясь объективной реальностью, выступает в качестве предельной и постоянно возрастающей границы полноты комплектования национальных информационных ресурсов, достижение которой невозможно усилиями какой-либо одной страны. Для этого требуются значительные финансовые, людские и материаль­ные ресурсы, выделить которые не может ни одно из государств мира или группа стран.

Создание информационных ресурсов, обеспечивающих решение задач по широкому комплексу проблем и охватывающих большую часть ми­рового ресурса, может осуществляться только высокоразвитыми стра­нами либо при объединении усилий нескольких стран или организаци­онных единиц (транснациональных компаний, объединений; научных, инженерных, учебных, исследовательских учреждений и т.п.) на регио­нальном или международном уровне в рамках крупномасштабных про­грамм. Решение этой задачи осложняется и тем, что информационные ресурсы не могут быть просто импортированы и (или) заимствованы и эф­фективно использованы,— они должны быть адаптированы к новому окружению: различным экономическим условиям, иной правительствен­ной или общественной политике, а также другим общественным и куль­турным факторам.

Цели реальной национальной политики по формированию информаци­онных ресурсов можно свести к принципу обеспечения их достаточ­ности для решения стоящих перед обществом приоритетных задач в дан­ный период времени на уровне не ниже мирового при одновременном сохранении и пополнении всех ранее накопленных информационных ресурсов.

Основными возражениями против такой формулировки могут быть вполне закономерные вопросы:

■ насколько полно известен перечень приоритетных задач и ка­ков уровень корректности их постановки?

■ что принять за мировой уровень и как его оценить с учетом перспективы развития?

■ насколько доступны для нашего отечественного пользователя соответствующие информационные ресурсы других стран?

■ все ли национальные информационные ресурсы доступны и мо­гут быть эффективно использованы потенциальными потреби­телями?

■ кто может решить за конкретного потребителя, какие ему тре­буются информационные ресурсы для решения той или иной проблемы? Ведь человек свободен в выборе средств достиже­ния цели, а следовательно, всегда возможно несоответствие между структурой национальных информационных ресурсов и действительными потребностями в них.

Формирование национальных ресурсов — это длительный и сложный процесс, отражающий все особенности исторического, социально-экономического и культурного развития страны, и поэтому приведение име­ющегося информационного ресурса в соответствие с потребностями общества является непрерывным процессом, зависящим от уровня раз­вития государства. Ни одна из стран не может самостоятельно концент­рировать у себя все информационные ресурсы, относящиеся к области национального интереса, и, более того, не всегда может воспользовать­ся внешними информационными ресурсами. Это обусловлено тем, что в каждой стране:

■ различен уровень подготовки кадров;

■ имеются различные цели и задачи, а также возможности досту­па к информационным ресурсам;

■ присутствуют разные подходы к созданию информационных ресурсов и организационные и правовые основы их промыш­ленной эксплуатации.

Одновременно необходимо учитывать, что в любой стране существуют обособленные, независимые совокупности информационных ресурсов, находящиеся вне общей коммуникационной сети. Например, в нашей стране происходит принципиальное изменение ус­ловий обмена информацией и резкое снижение качества информацион­ных ресурсов, циркулирующих в ГСНТИ; формируются коммерческие информационные ресурсы за счет перекачки значительной части общест­венных информационных ресурсов с последующим резким ужесточе­нием условий доступа к ним.

При этом уместно напомнить одну из старых, общеизвестных истин, что в странах с рыночной экономикой коммерческая секретность рас­пространена значительно шире, чем государственная. В локальных пользовательских информационных системах полнота сбо­ра данных находится на уровне минимальной достаточности, опреде­ляемой возможностями пользователя (группы пользователей). Высокий уровень охвата во всех странах мира обеспечивается только на уровне целевых государственных программ. Полнота сбора информационных ресурсов в рамках крупных исследовательских, конструкторских и про­изводственных организаций редко достигает полноты, характеризующей уровень полноты информационного комплектования страны пребыва­ния или уровня комплектования группы взаимодействующих стран, на территории которых данная организация имеет свои филиалы (фир­мы-посредники). В более выгодном положении, как правило, находятся транснациональные объединения и пользователи, имеющие доступ к фондам крупнейших информационных систем.

В практической деятельности при запросах на описание процессов, пред­метов или явлений потребитель, как правило, запрашивает любой до­кумент, где дано подобное описание, а не все имеющиеся по данному вопросу документы. Точнее, потребитель обычно прекращает поиск, как только найдена информация, обеспечивающая достаточно эффектив­ное решение той задачи, которая решается им в данный момент време­ни и в данных условиях. Решение о прекращении поиска зависит:

■ от степени понимания (индивидуального или группового);

■ возможности применения результатов в данных условиях;

■ ограничений по времени;

■ требований к качеству (уровню проектных или информацион­ных решений);

■ наличия реальных материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов;

■ других факторов.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что большинство пользователей при решении рутинных практических задач останавли­ваются на уровне достаточности информации, хотя по-настоящему эффективные решения достигаются при максимально возможной пол­ноте информации и использовании новой, неизвестной (недоступной) конкуренту (противнику, противоборствующей стороне) информации.

При оценке охвата (объема, полноты и достаточности) обычно приме­няются следующие критерии:

■ абсолютная величина фондов конкретных информационных ресурсов (количество документов заданной проблемной направ­ленности; именной перечень специалистов и организаций, свя­занных с разработками в данной проблемной области; полнота каталогизации объектов учета по заданной тематике и т.д.);

■ относительная полнота комплектования информационными ресурсами по отношению к эталонным информационным ресурсам крупнейших держателей классов информационных ресурсов;

временные, географические, тематические, языковые, режим­ные и другие ограничения предоставляемых информационных ресурсов.

 

Время

Такому обиходному, но многоплановому понятию, как время, можно дать несколько определений. Итак, время — это:

■ форма существования бесконечно развивающейся материи. Форма последовательной смены явлений и состояний материи, выражающаяся в закономерной последовательной смене одних объектов, явлений другими объектами, явлениями; смене од­них фаз (ступеней) развития предметов, процессов другими фазами (ступенями) развития предметов, процессов;

■ продолжительность, длительность явления или процесса;

■ промежуток той или иной длительности, в который осуществ­ляется какое-либо действие;

■ определенный момент, в который происходит какое-либо со­бытие;

■ период, эпоха.

Время как характеристика информационных ресурсов (информации) выступает в нескольких аспектах:

■ фиксирует момент или период, представленный данными (ка­лендарный, налоговый, финансовый год, конец соответству­ющего года и т.п.);

■ задает точку отсчета ввода конкретных информационных ресурсов в обращение (в коммуникационные каналы);

■ является характеристикой, определяющей связь между инфор­мацией об объекте и его реальным состоянием на текущий момент времени.

Важно иметь в виду, что для синтеза знаний об объекте должно при­влекаться не только абстрактное понятие времени, но и время данной системы, поскольку за одно и то же время разные системы могут прой­ти разные пути развития.

Это свойство объекта и информации об объекте обычно характеризует­ся понятием жизненного цикла, который позволяет рассматривать объект и информацию о нем в системе времени, связанной с особенностями развития конкретного объекта.

На различных этапах жизненного цикла (времени своего существова­ния) одна и та же информация при принятии на ее основе информаци­онных решений обладает различной эффективностью. При этом особо следует обратить внимание на то, что разрыв между реальным процессом и его информационным отражением создает опасный безынформационный период, в течение которого решения прини­маются интуитивно или исходя из устаревших показателей.

В безынформационном периоде можно выделить несколько составля­ющих. Одной из них может являться запаздывание поступления инфор­мации, определяемое прохождением информационных сообщений по процессам издательского цикла.

Так, запаздывание (время между принятием работы к публикации и моментом выхода в свет) научных потоков, идущих через отечествен­ные журналы, составляло (до 1991 г.) от 6 до 54 месяцев.

Сюда не входит время между появлением информации и ее фиксацией в виде отчетного документа, а также время между появлением конкрет­ной информации в коммуникативном потоке и временем ее поступле­ния к конкретному пользователю или временем ее реального использо­вания для решения конкретных задач.

В жизненном цикле информационных ресурсов необходимо выделить этап, когда требуемая информация об объекте отсутствует.

Нехватка информации происходит в двух случаях:

1) информация отсутствует в полном смысле этого слова (хотя уже существует объективная необходимость в ней);

2) информация существует, но по различным причинам недоступна для данного пользователя в данный момент времени.

В безынформационный период пользователь вынужден принимать ин­формационные решения в условиях возрастающей неопределенности, что снижает их результативность, либо принимать решение о выделе­нии дополнительного времени на восполнение отсутствующей инфор­мации.

С другой стороны, увеличение промежутка времени между моментом поступления информации и моментом ее использования в ряде случаев ведет к снижению ее эффективности. Так, большинство информацион­ных документов по своему значению преходящи и быстро теряют свое значение по мере того, как идет время и изменяется обстановка. Напри­мер, считается, что документы по социально-политическим вопросам, прогнозам и предпосылкам развития науки теряют ценность по норме 20% в год.

Ценность информации убывает в соответствии с широко применяемым в экономических исследованиях правилом постоянного процента.

Более объективные критерии оценки процесса старения информации разработаны в рамках исследования процессов старения научно-техни­ческой информации.

Наиболее распространенным является критерий, именуемый периодом полустарения, в основу которого положены исследования по цитиро­ванию документальных источников информации.

Под периодом полустарения понимается время, в течение которого была опубликована половина цитируемых работ по данной проблематике, т.е. считается, что информация, выбывающая из обращения, на которую перестают делать ссылки, потеряла свою актуальность. Данное допу­щение далеко не бесспорно. Ибо ссылки на информацию из этих документов часто можно связать с возрастающей недоступностью дав­но изданных документов и тем, что она повторена в более современных документах. Более правильно старение информации оценивается по се­тям цитирования, на основании которых можно сделать вывод, что действительное старение информации происходит более медленными темпами, чем это следует на основании полученных данных о периодах полустарения. Но периоды полустарения могут рассматриваться в ка­честве второго приближения в оценке старения информации, в котором учитывается не только временной фактор, но и особенности проблем­ных областей.

Например, периоды полустарения публикаций по разным отраслям нау­ки (в годах) таковы:

■ металлургия — 3,9;

■ техническая химия — 4,8;

■ инженерная механика — 5,2;

■ физиология — 7,2;

■ химия — 8,1;

■ ботаника — 10;

■ математика—10,5;

■ геология — 11,8.

Кроме этого необходимо отметить большую «живучесть» некоторых видов документов:

■ обзоры — 10 лет;

■ методики — 10 лет.

Проектные решения (принципы, идеи и пр.), зафиксированные в про­мышленных образцах, сохраняют свою актуальность 20—30 лет. Иногда в качестве предельного критерия старения информации исполь­зуют максимальное время использования тех или иных информацион­ных ресурсов.

Более точными являются оценки старения информационных ресурсов, получаемые при использовании следующих методов:

■ выявления времени появления конкретной информации (про­ектных решений, теорий, гипотез, законов и т.д.), использу­емой в конкретных научно-технических разработках совре­менной техники и технологий. Например, на основании исследований по проекту «Хинсайд» следует, что при реали­зации современных технических разработок используются информационные ресурсы с глубиной ретроспективы до 20 лет и более;

■ изучения времени засекречивания результатов научных иссле­дований и технических разработок. Анализ времени, через ко­торое рассекречивается и становится известной научно-техни­ческая информация по важнейшим разработкам, показывает, что актуальность многих информационных материалов по совре­менным технологиям сохраняется при ретроспективе от 10 до 30 лет, а информация по некоторым проблемам, например криптографии, в принципе никогда не рассекречивается;

■ исследования жизненных и инновационных циклов для различ­ных объектов учета, а также патентной практики. Предвари­тельные данные, полученные на основании этих исследований, также свидетельствуют о том, что для принятия многих реше­ний информационные ресурсы должны охватывать период вре­мени в десятки лет.

Источник

Источник идентифицирует происхождение информации и в определен­ном смысле выступает как часть параметра охвата, лимитирующая со­держание информации.

В этом смысле источник выступает как некоторая условная единица объема информации по проблеме (ее части, или некоторое подмножество проблем).

Источник можно рассматривать как единичный элемент подмножества того или иного класса информационных ресурсов, доступного пользо­вателю и обладающего, как правило, некоторой проблемной (содержа­тельной) определенностью.

В качестве источника информации может выступать:

■ единичная публикация (текущая документация фирмы, эн­циклопедия, официальные и научные отчеты, технологическая
документация, статья, книга, журнальная статья, личное дело и др.);

■ собрание документов (архив, библиотека, информационный центр, база данных и др.);

■ конкретная персона или организационная единица, обладающая информацией (информационными ресурсами) в конкретных проблемных областях или научным инструментарием, позво­ляющим получать необходимую информацию (создавать инфор­мационные ресурсы по конкретным проблемам).

Более широкое определение источника дано в описании справочной системы об источниках информации по окружающей среде.

Международная справочная система об источниках информации по окружающей среде (МСС, другое наименование — INFOTERA) пред­ставляет собой механизм для связи потребителей информации по окру­жающей среде с источниками, располагающими такой информацией. Потребитель, после направления справочного запроса в МСС, получа­ет перечень информационных источников, которые с большой степенью вероятности могут удовлетворить его информационные потребности и помочь в решении интересующих проблем окружающей среды.

Источник информации в МСС является функциональным элементом, который имеет информацию или знания по отдельному вопросу или темам, касающимся окружающей среды, и который может и желает предоставить соответствующую информацию через МСС, когда его об этом запрашивают.

В качестве источников МСС зарегистрированы: информационные сис­темы, библиотеки, информационные центры, архивы, эксперты, орга­низации по решению справочно-информационных задач, группы по внедрению научных разработок в промышленность, консультатив­ные фирмы, отдельные эксперты и пр.

Для каждого источника характерна определенная проблемная ориента­ция. Чем выше специфичность источника, тем выше полезность содер­жащейся в нем информации. Однако слишком большая специфичность сужает вариативность решений. В свою очередь, малая специфичность источника порождает неопределенность и трудность в интерпретации информации. Каждый источник по-своему уникален. Это приводит к тому, что поте­ря (уничтожение, ликвидация, слияние с другими источниками) источ­ника информации может привести к необратимым потерям информа­ции. Оценка источника всегда ведется с двух сторон: оценивается собственно источник информации и качество получаемой из него инфор­мации.

Каким бы ни был источник информации, в каких бы формах ни выра­жалась и для каких бы целей информация ни использовалась, она всег­да есть результат отражения субъектом объективного мира. Особенно это относится ко всем видам социальной информации. Отражение же идеально по своему характеру.

Одним из основных проявлений субъективности в информационном процессе является наличие в нем прагматического, целевого аспекта. Ибо любая информация собирается, анализируется, обобщается для достижения определенных целей, что ведет к возникновению в любом источнике двух видов информации — об объекте и субъекте. Возник­новение в информационном процессе сведений о субъекте, его цели, принципах и методах получения им информации открывает путь к ус­тановлению степени ее объективности. Следовательно, при анализе в описании информации необходимо указывать, кто, с какой целью и как ее обрабатывал. Это позволит выявить искажения, вносимые с «благи­ми намерениями», «дезинформацию установки» исследователя.

Особо следует обращать внимание на давно установленный источни-коведами факт большой субъективности данных, которые являются результатом всякого рода извлечений, сводок, переработок, обзоров, аналитических (критических) обзоров первоначальных сведений.

Все извлечения и сводки не только ведут к той или иной потере первич­ной информации, но и являются дважды субъективизированным отра­жением действительности. К субъективному фиксированию первоначаль­ной информации здесь еще прибавляется субъективность извлечения, сводки или иной переработки исходной информации. В принципе можно говорить о «многократной субъективизации». Даже в тех случаях, когда последовательный отбор и обобщение исходных сведений проводились одним лицом, каждый уровень сводки представляет собой очередную субъективизацию, ибо каждый раз ставилась новая цель и применялись соответствующие методы отбора и обработки данных.

Многократно субъективизированное отражение действительности в ис­точниках увеличивает сферу проявления субъективных воздействий

на информацию, поскольку усложняется выявление этой субъективно­сти, т.е. усложняется критический анализ источников. Этот анализ бу­дет включать, кроме этапа, связанного с установлением степени адек­ватности отражения действительности в момент фиксации информации, еще и этапы выявления потерь информации и объективности после­дующих ее сводок и переработок. Отсюда особая роль выявления пер­воисточников.

Важны одновременно внешняя и внутренняя критика источника. Толь­ко при анализе содержания источника могут быть вскрыты как внешняя сторона возникновения источника (цель, место, время возникновения, автор и его приемы отражения действительности и т.д.), так и досто­верность и ценность содержащейся в нем информации.

Любой источник характеризует действительность (в том числе и накап­ливаемые информационные ресурсы) селективно и избирательно. Это ведет к тому, что уменьшение количества источников по проблеме ве­дет к снижению полноты и объема информации об объекте и увеличе­нию риска принятия неэффективных решений. Важнейшим средством минимизации риска является анализ возможных пропусков информа­ции (информационных ресурсов), существенной для реализации постав­ленной цели.

Без анализа пробелов в источниках (и соответственно информации) нельзя выработать принципы и методы их восполнения и вести целе­направленную работу в этом направлении. Актуальность этой работы повышается и тем, что реальный пользователь, как правило, имеет огра­ниченный доступ к значительному количеству источников. Рассматривая проблему использования источников, особо следует об­ратить внимание на следующую ситуацию: обычно даже при равной доступности источников из них формируется некоторое подмножество, которое чаще других привлекается для решения аналогичных (тождест­венных) задач. Это ведет к тому, что некоторые источники выбывают из обращения, а вместе с ними выбывают и содержащиеся в них инфор­мационные ресурсы (информация, методы, подходы, проектные реше­ния, технологии и т.п.). Выбывающие источники условно можно разделить на две группы:

1) источники с информацией о методах, подходах, разработках и технологиях, отличающихся от традиционно используемых при решении такого рода проблем. Это, как правило, новейшие достижения, не освоенные основной массой исполнителей по причине своей недостаточной профессиональной подготов­ки и (или) из-за нежелания менять сложившиеся стереотипы (методы) деятельности, и (или) вследствие труднодоступное™ источников. Сюда относится и информация, отвергаемая по раз­личным конъюнктурным причинам: непризнание новых направ­лений, групповые интересы, различного рода психологические барьеры и др.;

2) источники, содержащие устаревшую, недостоверную и ложную информацию.

Следует обратить внимание на то, что ни одна из перечисленных групп источников не может быть отброшена без серьезного анализа.

Даже источники, содержащие устаревшую, недостоверную и ложную информацию, могут оказаться полезны для принятия решений, т.к. по­зволяют выявить тупиковые разработки, причины ошибочности ранее принятых решений, а также отфильтровать неверную информацию.

Всякий источник содержит ту или иную объективную информацию, и поэтому в семантическом отношении нет источников, непригодных для использования. Неправомерно деление источников на «хорошие» и «плохие» в зависимости от позиции их творцов. В рамках, очерчен­ных позицией создателя источника, даже в самом консервативном ис­точнике содержится определенная объективная информация. Но ее вы­явление возможно только в том случае, если изучающий стремится оценить, проанализировать явление, а не использовать метод цитатно­го (фактологического обоснования).

Использование источников без их глубокого анализа является основным путем проникновения «дезы» в результаты исследований (под обычны­ми предлогами: «как известно», «все согласны», «общепринято» и т.п.).

Многообразие и безграничность взаимосвязей, присущих явлениям объективного мира, обусловливают то, что в источниках, несмотря на из­бирательность отражения ими действительности, содержится в сущ­ности безграничный объем скрытой информации, характеризующей вза­имосвязи реальных явлений. Анализ этих взаимосвязей на основе информации непосредственно выраженной позволяет выявить инфор­мацию скрытую. Это создает возможность для неограниченного повы­шения информационной отдачи источников и преодоления избиратель­ности непосредственного отражения ими действительности.

Следовательно, при использовании источников необходимо исходить из принципа их информационной неисчерпаемости.

Наибольший объем скрытой информации содержат массовые источни­ки, т.е. источники, которые характеризуют массовые явления и процес­сы или различного рода системы с присущими им структурами, строе­нием и взаимосвязью составных компонентов, их функционированием и развитием. Как правило, такие источники не только содержат сведе­ния о больших или меньших совокупностях объектов, но и характери­зуют их в целом по ряду признаков, что расширяет возможности для изучения взаимосвязей, т.е. извлечения скрытой, структурной инфор­мации.

Важнейшее свойство скрытой информации состоит в том, что эта ин­формация в наименьшей степени подвержена субъективным искажени­ям в момент отражения творцом источника объективной реальности.

Скрытая информация меньше контролируется создателем, а в тех слу­чаях, когда идет целенаправленная дезинформация, именно здесь наи­более удобно исказить представление об объекте, «подсунуть» необхо­димое видение объекта.

Процесс взаимодействия источника информации и исследователя вклю­чает в себя:

■ выявление степени адекватности информации;

■ анализ достоверности;

■ принципы, пути и методы извлечения и использования скры­той информации;

■ проблему классификации источников (в настоящее время от­сутствуют общепринятые подходы, исходя из которых может проводиться классификация: принципы разделения на группы, классы, виды и т.п.);

■ выявление новых форм фиксации и передачи информации. Об­щепринятых мер, определяющих надежность информационных источников и их информационных ресурсов, не существует.

Качество

Понятие «качество» применительно к информационным ресурсам (ин­формации) определяет совокупность свойств, отражающих степень при­годности конкретной информации об объектах и их взаимосвязях для достижения целей, стоящих перед пользователем, при реализации тех или иных видов деятельности.

Однако всегда необходимо иметь в виду, что качество одной и той же информации при реализации различных целей и (или) видов деятельности различно, а следовательно, отличаются в различных предметных облас­тях (метрологии, эконометрии, экономической статистике, источнико­ведении, библиометрии и др.) наборы параметров (показателей) и ме­тодики определения качества информации.

В состав наиболее общих параметров, задающих качество информации, входят:

■ достоверность;

■ своевременность;

■ новизна;

■ ценность;

■ полезность;

■ доступность.

Под достоверностью (адекватностью, истинностью, верностью) будем понимать степень соответствия явления или объекта его образу, задан­ному информацией, которая включена в модельное описание явления или объекта.

Любая информация об объекте или явлении отражает действительность с определенной степенью огрубления. Допустимая степень огрубления, как правило, определяется целевой установкой при реализации конк­ретной деятельности и зависит от уровня изученности объекта на дан­ный момент времени. Информация об объекте отражает его структуру, свойства, внутренние и внешние связи, реальные процессы, в кот

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...