Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды организационного оформления детского движения




 

Организатору детского движения важно знать особенности видов организационного оформления социальной активности детей и подростков.

Виды детских общественных объединений:

Организация – объединение индивидуальных или коллективных участников, имеющих четко обозначенную социальную цель. определенную программу деятельности, механизм финансового обеспечения, конкретно сформулированные права и обязанности ее членов, жесткую структуру, соотношения социальных ролей, координацию действий, специально подготовленных профессиональных работников. Могут быть международными, профильными, национальными и т. д. Количество членов более 7 человек.

Союзы детских организаций – объединение коллективных участников действующих на основании совместно разработанных принятых документов, регулирующих компетенцию и самостоятельность в рамках союза. Могут иметь городской, районный, областной, региональный, межрегиональный, международный статус и охватывать различные территории и социальные группы детей и взрослых. Количество организации более двух.

Федерации детских организаций – объединения коллективных участников действующих по «Федеративному признаку», в рамках заранее оговоренных приоритетов, имеющие обычно выборный или назначенный представительный орган для представления их интересов в государстве и обществе (например «Совет»). Структура деятельности – зонтичная сфера интересов – неограниченная. Статус – городской, районный, областной, региональный, международный. Количество организаций более трех.

Ассоциации детских организаций – объединения близкие по ведущим направлениям деятельности, реализующую совместную программу, аккумулирующие ресурсы для удовлетворения и потребностей своих членов. Принцип формирования – представительство зарегистрированных организаций или деятельность в специально созданных отделениях организации. Могут быть школьные, межшкольные, студенческие, всероссийские, международные (Например: ассоциация игровых клубов, ассоциация «Золотая игла»).

Лиги – широкомасштабные профильные сообщества, основывающие свою деятельность на принципе сотрудничества и развития определенных профессиональных и культурных интересов личности, (например: «Лига малой прессы», «Молодежная морская лига» и т.д.).

Коммуна – организация деятельности и управления основывается на свободных демократических началах при отсутствии стандартных задач поведения ее членов и социального контроля внутри коммуны. Выборного или представительного органа практически отсутствуют, все решается всеми членами.

Дружина – структурное подразделение скаутской, пионерской организации, объединяющее в себе звенья, отряды. Может иметь название или носить имя героя. Высший орган – пионерский, скаутский сбор. Существует специальная система поручений, специальностей, школ актива, проводимые вожатыми или инструкторами. Статус обычно школьный или межшкольный.

Отряд (экипаж, команда и т. д.) – объединение детей в соответствии с их интересами, потребностями. Могут быть сводными, разновозрастными, пионерскими и т. д.

Современные общественные объединения представляют собой группы, отражающие интересы различных слоев общества, отличающихся по уровню благосостояния, здоровья, месту жительства, национальной, профессиональной, образовательной, научной, трудовой принадлежности; существующие как особый некоммерческий сектор государства. Представление о видах организационного оформления детского движения противоречивы и неустойчивы.

Большую роль для организации оформления детского движения сыграло развитие деятельности международных молодежных организаций в России (скауты, «Falken», AIESEC, AIESTI, YMCA, YHA и др.). Так, современное скаутское движение России представлено рядом официально зарегистрированных общероссийских общественных организаций: «Национальная организация скаутского движения России» (представитель Всемирной организации скаутского движения в России), «Организация Российских Юных Разведчиков», «Русский Союз скаутов», «Ассоциация девочек-скаутов». Десятки организаций носят «региональный» статус (Сибирская ассоциация скаутов, Союз «Московский скаут», Московское братство православных скаутов и т.д.). Хотя скаутинг ориентирован, прежде всего, на личность ребенка, разногласия между лидерами скаутских организаций препятствуют развитию этой воспитательной системы. По разным оценкам, в России сегодня от 10 до 100 тысяч скаутов. В России активно действуют детские и молодежные экологические организации («3елёные», «Молодые друзья природы», «Гринпис» и др.), выступающие за сохранение и защиту природных ресурсов и окружающей среды, за мир и взаимопонимание между народами.

В настоящее время наиболее трудная ситуация продолжает оставаться с общественными объединениями детей и подростков школьного возраста. Попытки создания массовых организаций, объединений не увенчались успехом в силу отсутствия стабильной финансовой поддержки государства (кадры, материальная база и т.п.). В современной России наибольшую активность проявляют объединения детей и молодежи, тяготеющие к определённой социальной среде и представляющие интересы отдельных групп.

Для детского движения России приоритетной становится деятельность по представлению прав и интересов детей и молодежи в обществе. Движущими силами сплочения участников объединения выступают механизмы групповой интеграции как позитивные, так и негативные: «заражение», подражание, внушение, убеждение, принуждение, доверие, подкуп, показное дружелюбие, насмешки, розыгрыши и др. Нередко объединению способствуют конформизм, мода, активная пропаганда в средствах массовой информации. Организационная культура позволяет единообразно интерпретировать как старые, так и новые события, происходящие в жизни. Члены группы ощущают себя единым целым, поскольку видят мир одинаково. На структуру группы влияет ее устойчивость, содержание деятельности, межличностные отношения, направленность, авторитет лидера, подготовленность к совместной деятельности, уровень организованности, сплоченности, конфликтности, типы общения, групповые интересы, потребности и нормы.

С позиций группы, эффективность общественной деятельности связана с:

▪ отдельным представителям группы (например, развития чувство собственного достоинства, повышение образовательного уровня, развитие гражданской ответственности, патриотизма и т.п.);

▪ группой инициаторов в целом (например, социальная интеграция, развитие толерантности, взаимопонимания среди членов группы и т.п.);

▪ социальным окружением группы и ее представителей.

В настоящее время процесс перешел из стадии количественного развития в качественное. В 1992 г. был создан Национальный Совет молодежных и детских объединений России. Возникают «зонтичные» структуры – региональные Советы («круглые столы») молодежных и детских общественных объединений. Такие структуры существуют уже примерно в 30 регионах России. Интересно отметить, что процесс создания координационных советов среди детско-молодежных объединений начался раньше и идет более интенсивно, чем среди других общественных объединений (социальных, экологических, культурных, женских и т.п.). Это соответствует международной практике развития общественных объединений детей и молодежи.

Разновозрастность общественно-ориентированных групп имеет психолого-педагогическое обоснование. Д.И.Фельдштейн отмечает, что детство – особое целостно представленное социальное явление, находящееся в сложных связях с миром, развивающийся общественно-значимый мир, главной целью которого является взросление – освоение, присвоение, реализация взрослости.

Результаты анкетирования детей подтверждают, что главная причина, по которой дети объединяются в группы (как социальной, так и асоциальной направленности), – стремление стать взрослыми. Разновозрастность в социально инициативной деятельности – залог успешной социализации подрастающих поколений в нерегламентированных формах деятельности и общения.

Необходимость и естественность педагогического взаимодействия и сотрудничества разных возрастных групп в общественной деятельности было подтверждено результатами исследований классика советской психологии Л.С. Выготского, который дал определение зоны ближайшего развития ребенка: то, что человек сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он будет способен выполнять самостоятельно. Исследуя то, что человек способен сделать самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя то, что человек способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.

Особенностью детского движения является также то, что большинство из них не оформляются официально и не регистрируются. Они подвижны и существуют нередко всего несколько дней или лет, часто в форме сетей или неформальных клубов. Необходимость в официальной регистрации возникает обычно только при взаимоотношениях с властью или для получения грантов. Кроме того, сама регистрация и последующее содержание юридического лица (оплата расчетного счета, сдача отчетности и т.п.) требует расходов, средств на которые обычно у детских объединений нет.

Детские объединения в силу особенностей своего возникновения и структуры ресурсной базы занимают промежуточное положение между государством, гражданским обществом и свободным рынком. Это проявляется в декларируемых ценностях (понимании особого места в сфере детских интересов), организационной структуре и структуре управления, основных направлениях деятельности.

Способы возникновения зарегистрированных детских объединений можно классифицировать следующим образом:

▪ Организации, возникшие на основе структурных подразделений ранее существовавших объединений.

▪ Организации, возникшие как подразделения международных, а в субъектах федерации – межрегиональных и общероссийских объединений и движений.

▪ Новые детские организации, объединяющие своих членов на основании общности интересов. Это инициативные детские объединения, созданные по инициативе детей и ориентирующиеся на поддержание неформальных отношений.

▪ Организации, создаваемые «сверху» более взрослыми людьми либо для работы с детьми и молодежью (из «педагогических соображений», либо для вовлечения в будущем молодежи в качестве статистов или «бойцов» с дальнейшим их использованием для демонстрации успешности охвата организации или массовости сторонников той или иной идеи). Последнее, безусловно, является манипуляцией и использованием молодых людей, поэтому должно преследоваться по закону, который еще предстоит разработать. В сущности, это псевдо-общественные объединения, которые свидетельствуют о наличии вариативности видов организационного оформления общественной деятельности (табл. № 1).

 

Таблица № 1

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...