Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила выработки условного рефлекса

1)необходимо сочетание условного (являющегося сигнальным) и безусловного (например пища, вызывает безусловную реакцию слюноотделение) раздражителей.

2)усл и безусл раздражители должны сочетаться;

3)Безусл раздражитель должен быть значим для животного, условный- незначим.

4)усл раздражитель должен всегда предшествовать безусловному.

5)возбуждение, вызываемое действием безусл раздражителя, должно быть сильнее, чем от действия условного.

Рефлекс условный классический (павловский) - рефлекс, возникающий при совмещении какого-либо нейтрального, не имеющего значения для живого существа, т. н. условного раздражителя, с жизненно важным, т.н. безусловным, раздражителем (например, пищей или опасностью). Такое сочетание раздражителей называется подкреплением, что является обязательным условием возникновения классического рефлекса.

При классическом условном рефлексе неэффективный раздражитель, называемый условным, повторно сочетается с высокоэффективным раздражителем, называемым безусловным. Вначале условный раздражитель вызывает лишь слабый ответ или вообще никакого; безусловный раздражитель провоцирует бурную реакцию без какого бы то ни было предварительного обучения. В результате выработки условного рефлекса условный раздражитель приобретает способность вызывать либо сильный, либо новый ответ. Для того, чтобы образовалась условная связь, то есть произошло обучение, условный раздражитель должен коррелировать с безусловным, предшествуя ему на некоторый критический промежуток времени.

Каждый раздражитель вызывает в коре мозга очаг возбуждения. Между двумя очагами прослеживается связь. Образование временных (условных) нервных связей - важнейший принцип деятельности коры больших полушарий мозга.

Отсюда следует, что условный рефлекс возникает на основе безусловного, схема которого такова:

Sбез - безусловный стимул, т.е. такой раздражитель, который организм может воспринимать без какого-либо предшествующего опыта, организм на такой раздражитель настроен сам по себе, от рождения. Rбез - врождённая реакция на безусловный стимул.

 

Рефлекс инструментальный (оперантный), - рефлекс, формирующийся при условии награждения за правильное действие.Такие рефлексы формируются по методу проб и ошибок.В нервной системе животного (или человека) существует очаг возбуждения, который воспринимается как неприятное напряжение, ощущение нехватки чего-либо. В ответ на неприятные ощущения животное начинает пробовать различные действия. После того, как будет выполнено правильное, подходящее действие, произойдёт резкая разрядка, уничтожение беспокоящего очага возбуждения, чтовоспринимается животным как нечто приятное и радостное.

А именно, некоторый внутренний, безусловный стимул Sбез порождает поисковую активность. Организм, побуждаемый этим стимулом, пробует самые разные реакции: R'без, R''без, R'''без.... Наконец, организм обнаруживает полезную реакцию, - Rбез, которая отличается от всех других тем, что за ней следует награда. Через 6 - 8 подобных повторений поисковая активность становится излишней, события развиваются в соответствии со схемой:

Sбез → R усл.

3) Память – свойство, обеспечивающее запечатлевание связей событий окружающего мира, что позволяет накапливать и использовать жизненный опыт.

 

По проявлениям различают:

· образную (воспроизводит образ жизненно важного объекта)

· эмоциональную (аналогичная ситуация вызывает эмоции)

· словесно-логическую (свойственна только человеку)

 

По времени сохранения:

· мгновенную (сенсорную, иконическую)

· кратковременная

· долговременная

В основе мгновенной памяти лежат следовые процессы, происходящие на уровне постсинаптических мембран нервных клеток и длящихся не более 500мс. Основу этих следовых процессов составляют стойкие де- и гипер- поляризованные изменения хеморецептивных участков мембран отдельных нервных клеток. Эти процессы отражают осознание отпечатков внешнего мира и включают этап первичной переработки информации о нем. Мгновенная память лежит в основе запечатления эмоционально воспринимаемых событий в экстремальных ситуациях, а также в критические периоды постнатального онтогенеза у детей.Считается, что с помощью сенсорной памяти удерживаются лишь физические признаки происшедших событий, но не их смысловое содержание.

 

С помощью кратковременной памяти удерживается и воспроизводится ограниченная информация о внешенм мире, которая позволяет строить программы действия для удовлетворения текущих потребностей.

Кратковременная (оперативная) обеспечивает выполнение текущих операций мышления (например умножая 26 на 4, пишем 4, а 2 держим в уме, чтобы через несколько секунд прибавить к 8).Механизмом кратковременной памяти может быть циркуляция импульсных потоков по замкнутым кругам нейронных цепей. Этому способствует то обстоятельство, что кратковременная память легко нарушается под действием сильных посторонних раздражений, наркозом, электрической стимуляцией мозга, его гипоксией, различными нейротропными ядами, которые при той же интенсивности действия не затрагивают долговременную память.

В основе долговременной памяти лежат сложные процессы, связанные с активностью синтеза белковых молекул в клетках большого мозга.

Память является общебиологиче­ским явлением, отражающим уни­кальную способность живых систем запоминать, сохранять, воспроизво­дить и забывать информацию о ранее произошедших изменениях во внеш­ней и внутренней среде.

По отношению к высокоразвитым существам память определяют как свойство их нервной системы хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти со­бытия, а также использовать эту ин­формацию для построения текущего поведения.

Память всегда есть продукт обуче­ния. В результате этого процесса в ор­ганизме возникают изменения, обес­печивающие его адаптацию к теку­щим событиям. Обучение имеет вре­менную организацию, поскольку не только базируется на информации о прошлом, но и формирует физиоло­гические механизмы прогнозирования предстоящих форм поведения и его потребных результатов.

Различают общие, универсальные ме­ханизмы — стадии преобразования ин­формации в организме:

• восприятие и фиксацию;

• хранение;

• воспроизведение;

• забывание.

 

Существует несколько классифика­ций типов памяти:

1) филогеническая, хранящая опыт эволюционного развития и бази­рующаяся на безусловных врожден­ных рефлексах;

2) онтогеническая, фиксирующаяин­дивидуальныйопытособинаосно­веусловныхрефлексов.

 

Выделяют виды памяти, различаю­щиеся по происхождению:

— образную, формирующуюся при од­нократном запечатлении объекта или события;

— эмоциональную, фиксирующую и воспроизводящую однажды пережи­тое эмоциональное состояние;

— условно-рефлекторную, хранящую опыт фиксации отношений между со­бытиями и объектами, приведшими к подкреплению или эмоционально значимому событию;

— аффективную; реализация «следов» этой памяти связана с повторением действия на организм раздражителей, однажды вызвавших неадекватную двигательную реакцию;

— словесно-логическую (у человека).

 

Различают также модально-специфи­ческие виды памяти (зрительная, обо­нятельная, слуховая, тактильная и др.), а также процедурную (как дей­ствовать?) и декларативную (почему действовать?) память.

 

Классификации типов и видов па­мяти всегда создают с учетом временных характеристик механизмов удер­жания памятного следа («энграммы») в организме. Самостоятельными по механизмам считают:

• мгновенную (сенсорную, иконическую) память;

• кратковременную память;

• долговременную память.

 

В основе мгновенной памяти лежат следовые процессы, происходящие на уровне постсинаптических мембран нервных клеток и длящихся не более 500 мс. Основу этих следовых процес­сов составляют стойкие де- и гипер­поляризационные изменения хеморе-цептивных участков мембран отдель­ных нервных клеток. Эти процессы отражают осознание отпечатков внешнего мира и включают этап пер­вичной переработки информации о нем. Мгновенная (сенсор­ная) память лежит в основе запечат-ления эмоционально воспринимае­мых событий в экстремальных ситуа­циях, а также в критические периоды постаатального онтогенеза у детей. Считают, однако, что с помощью сен­сорной памяти удерживаются лишь физические признаки происшедших событий, но не их смысловое содер­жание. С помощью кратковременной памя­ти удерживается и воспроизводится ограниченная информация о внешнем мире, которая позволяет строить про­граммы действия для удовлетворения текущих потребностей. Время удержи­вания и воспроизведения энграмм кратковременной памяти — от не­скольких секунд до минут. Кратковре­менная память неустойчива; ее меха­низмы чрезвычайно чувствительны к действию химических факторов (нар­котические вещества, алкоголь, эпи-лептогенные и др.) и к механическим травмам (ушибы, сотрясения мозга и др.). В результате подобных воздей­ствий теряется память о событиях, предшествовавших химическому или физическому воздействию на мозг — развивается ретроградная амнезия.

 

В основе кратковременной памяти лежат следующие механизмы и фак­торы:

• циркуляция возбуждений между от­дельными нервными клетками и даже отдельными структурами целого мозга;

• особенности синаптической передачи возбуждений между отдельными нервными клетками;

• постсинаптическаяпотенциация воз­буждений.

 

Кратковременным нервным суб­стратом, обеспечивающим циркуля­цию возбуждений в ЦНС, являются так называемые «нейронные ловуш­ки», обнаруженные Лоренте де Но. Механизм их действия заключается в многократном возврате возбуждений от последующих к предыдущим ней­ронам в цепи клеток через многочис­ленные аксонные коллатерали — ре­верберации. Такая циркуляция возбу­ждения в «нейронных ловушках» спо­собна поддерживаться относительно долго (от нескольких секунд до ми­нут). Прерывание циркуляции возбу­ждений наблюдается при вытормаживании одной или нескольких клеток, включенных в состав «нейронной ло­вушки».

 

Реверберация обеспечивает меж­структурные отношения в границах так называемого круга Пейпса (гип-покамп — сосцевидные тела гипотала­муса — передние ядра таламуса — по­ясная извилина — гиппокамп). Такая функциональная динамическая «кон­сервация» возбуждения в этих струк­турах обеспечивает относительно длительный характер эмоциональных ощущений и переживаний, сопутст­вующих у человека осуществлению действий и прогнозированию их ре­зультатов. Самокоррекция целена­правленной деятельности осуществ­ляется и за счет циркуляции возбуж­дения между пирамидными корковы­ми клетками, нейронами таламуса, префронтальной и ассоциативной об­ластями коры. В этом случае ком­плекс реверберирующйх возбужде­ний содержит в себе «копию* мотор­ных команд, направляемых от иира-мидных клеток к скелетным мыш­цам, который необходим для текуще­го контроля реально выполняемыхдействий.

 

Особенности синоптической переда­чи возбуждения между отдельными нервными клетками также составляют физиологическую основу феномена кратковременной памяти. По мере прохождения через синапс повторных нервных импульсов в них развивают­ся явления облегчения и проторения, т. е. своеобразное прокладывание «на­езженного пути». Обнаружено, что важную роль в этих процессах играют ионы Са2+ и механизмы K+/Na+-нacoса, активация которого обеспечивает формирование ранних этапов станов­ления кратковременной памяти.

 

Важную роль в механизмах кратко­временной памяти играет посттетаническая потенциация амплитуды электрических потенциалов на постсинаптических мембранах нервных клеток, которая наблюдается при по­вышении частоты приходящих к си­напсу возбуждений. В этих случаях увеличение количества медиатора, вы­деленного при ритмическом воздейст­вии на синапс, обеспечивает повы­шенный ответ постсинаптической мембраны уже на одиночный импульс. Явление постсинаптической потенциации связывают с избыточным на­коплением Са2+ в пре- и постсинаптических мембранах, обеспечивающих их сенситизацию и ускоренные про­цессы эндоцитоза и интернализации медиатора и белково-пептидных ком­плексов, лежащих в основе фиксации информации.

Посттетаническаяпотенциация длится от нескольких минут до не­скольких часов в различных структу­рах мозга, поэтому ее считают элек­трическим проявлением процессов кратковременной памяти на уровне отдельных нервных элементов.

 

Долговременная память формирует­ся благодаря процессам консолида­ции и преобразования следов (эн-граммы) кратковременной памяти в очень устойчивую форму. Эта форма памяти не нарушается при действии на мозг экстремальных факторов внешней среды (электрошок, наркоз, травма) и, наоборот, может парадок­сальным образом «оживляться». Энграммы долговременной памяти со­храняются длительное время, соизме­римое с продолжительностью жизни субъекта. В основе этого фундамен­тального нейробиологического явле­ния лежат глубокие метаболические перестройки в нервных клетках при обучении и во время консолидации «памятного следа».

 

Считают, что в этих процессах уча­ствуют все уровни структурно-функ­циональной организации мозга — от молекулярного до клеточного.В частности, обнаружено увеличе­ние содержания ядерных ДНК и РНК в нервных клетках животных при обучении, а также выработка специ­фических белковых молекул, функ­ции которых связывают с хранением памяти. Некоторые из этих специфи­ческих белков (5—100 в гиппокампе, 14—3—2 — в коре мозга) в настоящее время выделены из мозга, а нейро-пептиды (фрагменты АКТГ, вазопрессин, окситоцин и др.), участвующие в реализации функции памяти, синте­зированы и изучены в биохимических и физиологических лабораториях.

 

Установлено участие классических нейромедиаторов (ацетилхолин, серо-тонин, дофамин, ГАМК и др.) в ме­ханизмах памяти: например, сниже­ние уровня норадреналина в мозге с помощью фармакологических препа­ратов подавляет процессы обучения. В свою очередь серотонин способен в отдельных случаях облегчать эти про­цессы.

 

Долговременная память связана также и с увеличением числа и укруп­нением синапсов на телах нервных клеток ЦНС, изменениями цитоплазматических особенностей строения нервных клеток (увеличение числа микротрубочек, утолщение постси-наптических мембран, уплотнение ап­парата Гольджи и др.). Усиливаются функции глиальных клеток, увеличивается содержание РНК и нейропептидов.

 

Обнаружено, что в процессах ста­новления долговременной памяти важную роль играют и иммунные меха­низмы. Например, формирующиеся при действии на организм внешних раздражителей белково-пептидные комплексы выполняют роль антиге­нов и стимулируют выработку специ­фических антител. Последние сенситизируютпостсинаптические мембра­ны нервных клеток, что способствует их функциональному объединению и фиксации в них информации о свой­ствах однажды подействовавших раз­дражителей.

 

Воспроизведение следов памяти за­ключается в восстановлении и рекон­струкции информации, зафиксиро­ванной в отдельных нервных элемен­тах мозга и генетическом аппарате клеток организма.

Решающая роль в процессах «счи­тывания» зафиксированной информа­ции принадлежит доминирующей моти­вации, которая мобилизует все ресурсы организма (включая индивидуальную приобретенную и генетическую па­мять) для удовлетворения биологиче­ских или социальных потребностей. Такое извлечение опыта происходит в той же последовательности, как собст­венно он и накапливался. При форми­ровании объективной потребности в информации мотивационное возбуж­дение адресуется к геному нейронов и активизирует образование информаци­онных молекул, которые и оживляют «следы памяти», содержащие сущ­ность воспоминания.

 

Память представляет собой функ­цию большого количества объединен­ных в ансамбли клеток коры и под­корковых образований. Вместе с тем процессы воспоминания в большей степени связаны с деятельностью гип-покампа, миндалевидного комплекса и височной коры, поэтому их искус­ственная электростимуляция у чело­века вызывает яркие воспоминания о событиях, имевших место в прошлом.Известно, что экстремальные ситуа­ции (испуг, угроза смерти и др.) как бы «вскрывает» однажды зафиксиро­ванную и хранящуюся на уровне под­сознания до поры информацию о бы­лом.

 

Забывание (амнезия) представляетсобой процесс «стирания» накоплен­ной информации, связанной с дея­тельностью мозга в целом, но прежде всего с функциями гиппокампа и ви­сочной коры. Их разрушение (хирур­гическое вмешательство, травма) при­водит к потере выработанных навы­ков. Ряд химических веществ (алко­голь, психотропные препараты и др.), действующих на синаптическую пере­дачу возбуждения в головном мозге, способны ускорить процесс забыва­ния или подавить механизмы воспо­минания на уровне блокады консоли­дации или «считывания» информации в геноме клеток доминирующей моти­вацией. В процессах забывания участ­вуют мозгоспецифические белки и не­которые олигопептиды.

 

Амнезия - изменение памяти, которое характеризуется невозможностью вспоминать происшедшее ранее, а также откладывать в памяти недавние события.

 

Если потеря памяти охватывает только произошедшее до недуга или сотрясения мозга, она называется ретроградной.

 

Если же человек не может вспомнить то, что с ним произошло после заболевания или несчастного случая, приведшего к потере памяти, такая форма называется антероградно й.

 

Потеря памяти, вызванная ушибом головы - ретроградная форма может затрагивать как достаточно длительный срок – месяц или больше, так и несколько часов. То, что произошло намного раньше, чаще всего остается в памяти. В процессе выздоровления в памяти постепенно всплывают более отдаленные события, потом постепенно все более приближенные. Правда обычно в памяти так и остаются провалы, которые охватывают короткий промежуток перед ушибом. Подобное явление указывает на изменения в кратковременной памяти, что препятствует перемещению сведений в долговременную память. Длительность антероградной формы заболевания обычно пропорциональна длительности изменений сознания, вызванных травмой. Но в некоторых случаях антероградная форма охватывает и те временные промежутки, когда кратковременная память действует. Тогда пациент может вспомнить некоторые главные события. Длительность антероградной потери памяти указывает на то, насколько пострадал головной мозг вследствие сотрясения. На самых поздних этапах лечения к больному возвращается возможность запоминать новые сведения. Преходящая полная форма амнезии проявляется в появлении полной фиксационной потере памяти, то есть невозможностью больным запоминать новые сведения. Чаще всего подобное заболевание развивается у людей после пятидесяти лет, на фоне психического или физического перенапряжения. В период приступа пациент ведет себя как обычно. Но он периодически переспрашивает о событиях, которые совершились несколько минут назад. Часто пациент не может понять, кто он такой и что с ним происходит. Еще одной разновидностью заболевания является истерическая или психогенная амнезия. В некоторых случаях причину подобной потери памяти обнаружить не удается. А в других подобная потеря памяти связана с насилием или тяжелым происшествием. Такая форма заболевания наблюдается на фоне медикаментозного либо алкогольного отравления или шизофрении.

 

" Фиксационной амнезией " называют отсутствие памяти на текущие события. Фиксационная амнезия, по одной из версий, является основным признаком синдрома Корсаковского.

 

" Прогрессирующая амнезия " проявляется в утрате способности запоминания и постепенном опустошении запасов памяти, которое происходит с последовательной закономерностью.

 

Часто, протекание прогрессирующей амнезии описывают на примере сенильной деменции (старческого слабоумия).

Одним из ранних проявлений прогрессирующей амнезии при сенильной деменции является т.н. агнозия пальцев рук. Т.е. утрата больными способности назвать пальцы рук при сохранении возможности правильно показать пальцы, называемые исследователем. В ходе нарушений памяти больной переживает дезориентировку во времени. Конфабулируя он переносит события прошлого в настоящее, не узнает своих близких.

Последний этап опустошения запасов памяти заканчивается так называемым симптомом зеркала. Больной при этом перестает узнавать себя в зеркале.

 

" Криптомнезии ". Искажения памяти, выражающиеся в ослаблении различия (вплоть до полного ее исчезновения) между действительно происходящими событиями и событиями, увиденными во сне, прочитанными или услышанными.

В одних случаях услышанное, прочитанное или увиденное во сне вспоминается больным как событие происходившие с ним самим (ассоциативные воспоминания). К этому расстройству относится присвоение чужих идей, нередко сначала отвергаемых. В других случаях напротив, действительное событие вспоминается в качестве услышанного, прочитанного или увиденного во сне (отчужденные воспоминания).

 

" Парамнезии ". Ложные воспоминания, возникающие в результате слияния актуального восприятия с мнимым, бывшим якобы в прошлом. Больной абсолютно уверен, что он однажды видел, слышал или переживал происходящее с ним сейчас - в прошлом. В другом случае наоборот, действительно происходившее в прошлом событие воспринимается больным как новое, ни разу до этого не возникавшее.

К таким расстройствам можно отнести:

Dega - vu (ранее виденное),

Dega - entendu (ране слышанное),

Jamais - vu (никогда не виденное). (1)

 

" Амнезия инфантильная ". Эта форма амнезии "скрывает" от нас факты первых лет жизни. Фрейд видел в ней ни что иное как просто функциональную неспособность ребенка запоминать свои впечатления. Инфантильная амнезия возникает в следствие вытеснения детской сексуальности и распространяется почти на все события детства.

 

" Амнезия истерическая ". Своеобразная форма амнезии у невротиков, источник которой - амнезия инфантильная.

 

" Амнезия защитная " проявляется в форме забывания (вытеснения) неприятного, травмирующего прошлого опыта. З. Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов забывания, которые случаются в повседневной жизни. Он писал о том, что один из таких весьма распространенных механизмов состоит в "нарушении хода мысли силой внутреннего протеста, состоящего из чего - то вытесненного"

 

"Постгипн отическая амнезия ". Нарушения памяти, проявляемые как забывание событий, происходивших в ходе гипнотического сеанса.

 

" Амнезия опьянения " проявляется в том, что больному на следующий день не удается воспроизвести то, что происходило во время опьянения - сперва на его высоте, а позже на протяжении всего периода или большей его части.

4) Потребность можно определить, как нужду в объектах, необходимых для существования и развития организма, но, одновременно с этим, потребность является и главным источником активности: если удовлетворяется одна потребность, действия переключаются на другую цель, потом - на третью и т.д., а завершается этот процесс лишь с прекращением жизни

 

В 1984 году П. В. Симонов и П. М. Ершов выделили три группы потребностей:

1) витальные или биологические (направлены на удовлетворение биологических потребностей индивидуумов)потребность в кислороде, пище, воде, температурном комфорте, сне, безопасности,потребность в экономии сил

2) социальные (строятся на основе общения индивидуумов между собой, средой обитания, формируются в процессе воспитания, например желание освоить профессиональный навык) стремление принадлежать к той или иной социальной группе, например, стать актёром или врачом

3) идеальные (когнитивные) стремление познать окружающий мир и своё место в нём, приобщиться к существующим культурным ценностям и самому попытаться создать что-то новое.

 

Потребности можно подразделить на две разновидности в зависимости от того, как оценивать их удовлетворение: 1) потребности сохранения (или нужды) связаны с выживанием, поддержанием простого равновесия со средой.а в идеальной сфере - достижением каких-то хорошо известных знаний.

2) потребности роста (или развития) связаны с улучшением условий обитания, в социальной сфере - с совершенствованием существующих норм, а в идеальной - с добыванием новых, не известных прежде знаний или созданием новых культурных ценностей.

 

Любое нарушение в балансе кислорода, питательных веществ, воды и солей, температуры тела вызывает потребность восстановить равновесие и заставляет человека действовать так, чтобы важнейшие гомеостатические параметры возвратились к обычному значению.

 

Мотивация - эмоционально окрашенные состояния животных и человека, формирующие поведение, направленное на удовлетворение лежащих в их основе биологических и социальных потребностей Если потребность является движущей силой поведения, то мотивация представляет собой непосредственное побуждение к действию, т.е. внутреннее состояние, стимулирующее и объясняющее различные поведенческие реакции.

 

Можно выделить три важных функции мотивации.

1) мотивация направляет поведение к определённой цели - удовлетворению потребности.

2)она повышает общий уровень бодрствования, стимулирует человека или животное к активным действиям.

3) согласует между собой отдельные компоненты поведения и определяет их необходимую последовательность.

 

Все мотивации возникают на основе появляющихся потребностей, хотя некоторые из существующих объективно потребностей могут не сопровождаться мотивацией. Так, например, дефицит некоторых микроэлементов или витаминов обычно не ведёт к действиям, специально направленным на удовлетворение существующей потребности. С другой стороны, некоторые из вызывающих мотивацию потребностей могут не осознаваться. Это, например, достаточно характерно для совершения привычных поступков в рамках хорошо усвоенных норм поведения, когда человек попросту не задумывается над тем, какая именно потребность побудила его поступить именно так, а не иначе.Мотивации формируются на основе врождённых физиологических механизмов и приобретённого жизненного опыта.Уже новорождённый способен криком или плачем показывать, что он хочет есть, и успокаивается, после того, как его накормят.Мотивированное поведение нельзя объяснить на основе только рефлекторных механизмов ответа на лишение, например, пищи или воды, на действие чрезмерного тепла или холода, поскольку проявление любого рефлекса определяется только действием конкретного стимула, а мотивация представляет собой комплексную форму поведения, которая одновременно зависит как от внутренних или эндогенных причин, так и от внешних обстоятельств. Кроме того, надо учитывать, что в формировании мотиваций участвуют, наряду с нервными, и эндокринные механизмы управления поведением. И, наконец, формирование мотиваций неразрывно связано с переживанием эмоций.

 

Гипоталамус является управляющим устройством, к которому поступает вся необходимая информация о сохранении гомеостатических параметров или их отклонении от заданного значения.На языке физиологических терминов это означает получение афферентных сенсорных сигналов от периферических рецепторов, а также способность центральных рецепторов самих гипоталамических нейронов непосредственно воспринимать изменения состава крови и ликвора. Эти два источника поступающей в гипоталамус информации стали основой двух физиологических теорий мотиваций: периферической и центральной.

В основу периферической теории легли исследования, показывавшие закономерную связь между мотивированным поведением и характером импульсации от определённых периферических рецепторов: сухость во рту, например, связывалась с формированием жажды, а периодические сокращения пустого желудка - с возникновением голода.В гипоталамусе имеется обильная сеть кровеносных капилляров, ни одна другая область мозга так густо ими не насыщена. Через стенки этих капилляров способны проходить такие растворённые в крови вещества, которые в других областях мозга никогда не попадут в его ткань из крови (или наоборот) в связи с особенностями строения стенок сосудов и расположением клеток глии, формирующими гематоэнцефалический барьер: в области гипоталамуса этот барьер снижен. Нейроны гипоталамуса имеют специфические рецепторы для связывания некоторых компонентов крови. Так, например, у одних клеток гипоталамуса существуют глюкорецепторы, взаимодействующие с молекулами глюкозы, а у других - рецепторы, связывающие тот или иной гормон. Различные группы гипоталамических нейронов используют для своих обменных процессов только определённые гуморальные факторы, т.е. обладают химической избирательностью. Если их внутренняя потребность в таком веществе не удовлетворяется, они приходят в состоянии возбуждения. Различные группы однородных в своей химической избирательности нейронов образуют разные мотивационные центры гипоталамуса. Специализация нейронов может состоять и в том, что одни из них активируются снижением уровня глюкозы в крови, а другие - повышением, есть нейроны, чувствительные к величине осмотического давления, уровня норадреналина в крови и т.д.Возбуждение нейронов мотивационных центров происходит постепенно: по мере нарастания метаболической потребности достигается критический уровень их деполяризации и вследствие этого нейроны начинают ритмически генерировать потенциалы действия до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена

Мотивационные центры гипоталамуса взаимодействуют с ретикулярной формацией, активность которой повышает общий уровень бодрствования и этим способствует эффективности действий, направленных на удовлетворение потребности. Гипоталамус имеет двусторонние связи со структурами лимбической системы мозга - именно этим определяется эмоциональная окраска мотивированного поведения. Наконец, у гипоталамуса существуют двусторонние связи с корой больших полушарий, в особенности с лобными долями, необходимыми как для создания двигательных программ, так и для определения эмоциональных аспектов поведения. Если возникает метаболическая потребность, то больше других структур чувствительный к этому гипоталамус активирует все связанные с ним области мозга, выполняя тем самым функцию пейсмекера - водителя ритма их активности

В свою очередь, связанные с гипоталамусом структуры мозга способны тормозить или усиливать его активность. Особая роль в этом отношении принадлежит коре, тормозящие влияния которой могут подавить или отсрочить удовлетворение той или иной потребности: например, многие верующие люди сознательно ограничивают себя в еде во время поста.

Изучение влияния нейротрансмиттеров на нейроны гипоталамуса показало, что разные вещества по-своему изменяют характер поведения.

Если гипоталамус является важнейшей мотивирующей структурой мозга, активирующейся при изменении постоянства внутренней среды, то на внешние стимулы, вызывающие мотивацию или же изменяющие уже мотивированное поведение, раньше гипоталамуса откликаются нейроны миндалевидных ядер или миндалин мозга, которые относятся к лимбической системе и находятся в височных долях больших полушарий.

 

Эмоция - субъективная реакция, проявляющаяся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды, грусти и т. п. Пример: неудовольствие, раздражение при голоде.

 

Как и другие психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу, возникая в ответ на внешние или внутренние (исходящие из внутренней среды организма) раздражения. Эмоции представляют собой центральную часть рефлекса.Все эмоциональные переживания в очень большой степени обусловлены физиологическими процессами, протекающими в подкорке и в вегетативной нервной системе, которые являются нервными механизмами сложных безусловных рефлексов, называемых инстинктами.Особую роль в эмоциональных реакциях организма играет зрительный бугор и расположенные рядом с ним в промежуточном мозге corpusstriatum(тело полосатое) и центры вегетативной нервной системы.нервные возбуждения, вызванные в коре головного мозга теми или другими внешними и внутренними раздражителями (а также остаточные возбуждения, лежащие в основе воспоминании), широко захватывают при этом область подкорковых центров и вегетативной нервной системы. Это приводит к соответствующим изменениям вегетативных процессов, вызывая сосудо-двигательные реакции, побледнение или покраснение лица, отлив крови от внутренних органов, выделение продуктов внутренней секреции и т. д. Вегетативные изменения, со своей стороны, через афферентные проводники снова передаются в кору головного мозга, наслаиваются на имеющиеся там возбуждения и создают сложную картину нервных процессов, которые и составляют основу того или иного эмоционального состояния.

 

П.В.Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу:

Э= F (П, (И н - И с , …)), где Э - эмоция, ее сила и качество;

П - величина и специфика актуальной потребности; (И н - И с ) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного прижизненно приобретаемого опыта;

И н - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности;

И с- информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Согласно теории эмоций Симонова, возникновение эмоции обусловлено дефицитом прагматической информации (когда И н больше чем И с ), именно это вызывает эмоции отрицательного характера: отвращение, страх, гнев и т.д. Положительные эмоции, такие, как радость и интерес, появляются в ситуации, когда полученная информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с уже существующим прогнозом, другими словами - когда И с больше чем И н.

По мнению П. В. Симонова можно выделить четыре ведущих функции эмоций:

1) отражательно-оценочную:заключается в сопоставлении прогностически необходимой информации с наличной на основе гедонистической направленности действий, т.е. естественном стремлении получать от жизни удовольствие. В результате сопоставления необходимой информации с наличной определяется гедонистический знак эмоции: она оценивается как положительная или отрицательная.

2) подкрепляющая: эмоциональные события запоминаются легче, чем нейтральные. И образование условных рефлексов, и формирование новых навыков, и осуществление самых сложных форм научения происходит быстрее при наличии эмоционального подкрепления. Эмоции, выступая в качестве универсальной меры ценности или значимости происходящих событий, одновременно способствуют и формированию памяти, и образованию новых форм поведения.

3) переключающая: связана с необходимостью определять очерёдность удовлетворения потребностей, если они возникают одновременно. Самая сильная потребность не всегда удовлетворяется в первую очередь и выбор зависит от многих конкретных

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...