Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Традиции и современность в политической науке Великобритании




 

Соотношение традиций и новаторства в английской политической науке отражает ее нынешнее реальное положение в рамках западной (прежде всего англосаксонской) социальной мысли. Исходным пунктом стали помимо идей Т.Гоббса, Дж.Ст. Милля и Й.Бентама, концепции американских исследователей. То, что английские политологи, в отличие от американских гораздо меньше внимания могут уделять чисто исследовательской деятельности в связи с загруженностью преподавательской работой, способствует сохранению в трудах многих из них черт, свойственных политической философии. После Второй мировой войны продолжала сказываться сила традиций английской политической науки, которая не раз доказывала свою способность создавать мощное культурное поле, пронизывающее всю западную политологию. Уместно напомнить, например, что одним из первых исследователей политики, обратившимся к психологии, был англичанин Дж. Уоллес Human nature in politics, который восстановил1 в правах значимость иррационального фактора в политике, не принимавшегося во внимание господствующим в его времена в Англии утилитаризмом. Именно Дж. Уоллесом впервые был поставлен вопрос о значении неосознанных методов в политической деятельности, о роли в политике пропагандистских символов. Искусство политики сводится к созданию общественного мнения путем преднамеренной эксплуатации подсознательных, т.е. нерациональных настроений. В целом, конечно, необходим рациональный контроль над иррациональными факторами. Это возможно, поскольку в принципе человеческая природа не противоречит идеалам и институтам демократии. Гармонизация достижима посредством политического участия граждан, хотя, считал Уоллес, поспешное и чрезмерное расширение демократического участия может «высвободить» энергию иррациональных сил человеческой природы. Исходя из этого, рациональная политика рассматривалась им как постоянное осуществление контроля над демократическим процессом. До 50-х годов XX столетия в английской политологии господствуют идеи Дж. Уоллеса Их продолжал и развивал, в частности, Г. Ласки. Фактом массовой политической культуры Запада и отдельных стран в других районах мира стали идеи К. Поппера. Заметным событием в развитии англосаксонской политологии явились труды М. Оукшота. Для английской политической науки послевоенного времени характерным является преобладание поведенческого подхода, истоками двух направлений которого – «социологического» и «экономического» – · «экономисты» рассматривают политику как сферу рациональной деятельности людей с неизменными целями, сводимыми к стремлению извлечь максимальную выгоду. · «социологи» же видят в политическом поведении результат влияния культурной традиции, системы ценностей которой человек подчиняется в большинстве случаев неосознанно. · элементы продолжают присутствовать в трудах представителей социопсихологического направления, которые не порывают с рационалистическими традициями. После Второй мировой войны резко изменилась политическая окраска «социологического» направления политической науки. Если прежде его виднейшими представителями в Англии были лейбористы и другие реформисты, то теперь оно становится теоретической опорой консерватизма. Конкретные эмпирические данные о политическом поведении (сбор их начат еще в военные годы при содействии Института Гэллапа). Все это происходит на фоне отхода от нормативизма, который наблюдается прежде всего в политической философии. Ввиду серьезности происходящих политических событий в мире и Великобритании абстрактно-созерцательный подход к объяснению этих событий стал казаться неуместным. К нормативным относятся течения, которые оправдывают ценности данного политического режима, предлагают для их укрепления новые виды учреждений, оптимальные варианты политического поведения. Преобладание эмпирического подхода в рамках «социологического» и «экономического» направлений английской политологии обусловлено и потребностями политической практики, и влиянием американского опыта. Центральными в анализе политических отношений и политических процессов являются понятия власти, авторитета и влияния. Осуществление власти связано с применением силы или угрозой ее применения. Политологи-«экономисты» конкретизируют и несколько смягчают категоричность приведенной выше формулы, определяя власть (вслед за Р. Далем) как способность «А» заставить «Б» сделать то, что последний без принуждения не стал бы делать. Б. Бэрри прямо говорит об «экономическом» характере власти, рассматривая его в терминах «выигрыша» и «проигрыша». Рассмотрение вопроса о власти традиционно увязывается с анализом понятия государство. Английские политологи определяют · государство как «политически организованное в соответствии с нравственным идеалом общество» и при этом полагают, что от всех прочих организационных форм, существующих в обществе, государство отличается: а) целью, состоящей в создании и постоянном поддержании системы правопорядка; б) структурой, которая объединяет всех лиц, проживающих на данной территории, как подданных; в) методом действия, позволяющим прибегать к насилию и принуждению. Из послевоенными политологами. Самой значительной из попыток политико-философского осмысления проблемы является разрабатываемая с 1945 г. К. Поппером концепция «открытого» общества. Принцип демократической политики, следовательно, заключается в создании и развитии учреждений, позволяющих осуществлять общественный контроль над правителями и смещать их по воле управляемых, что исключает возможность любого рода тирании. Возглавлявший в 1956-1968 гг. кафедру политической науки лондонской школы экономики М. Оукшот, представитель консервативного направления в политологии, характеризует демократию как «гражданскую» ассоциацию. «Гражданская» ассоциация объединяет своих членов, не связывая их общностью целей. Таким образом, управление становится ограниченной сферой по обеспечению и поддержанию общих норм поведения, которое (управление) не следует рассматривать как предписания, навязывающие основные виды деятельности, а лишь как средства, предоставляющие людям возможность заниматься по своему усмотрению любой деятельностью. Сторонники эмпирического направления, воздерживаясь от обсуждения и оценки демократических идеалов, рассматривают демократию как политическую систему, в которой право принимать политические решения завоевывается в результате свободных выборов. Однако сами по себе выборы еще не обеспечивают подлинно представительного правления. Необходима ответственность тех, кто управляет. Существуют три вида ответственности: · ответственность перед общественным мнением; · проведение ответственной политики, основанной на глубоком и всестороннем анализе проблем; · ответственность перед парламентом Английская традиция и английская политическая культура «делают» главной второй тип ответственности: ради осуществления и проведения того курса, который кажется правительству наиболее целесообразным, оно идет даже на потерю популярности. После Второй мировой войны проблема стабильности демократии стала центральной для «социологов». Особенность английской демократической процедуры проявляется в институте и форме политического лидерства. Реализация личных способностей целиком зависит от традиционных институтов, вне которых «путь наверх» в британской политической системе невозможен. Руководителем страны может стать только тот, кто прошел весь курс политической социализации: от рядового члена парламента до лидера фракции. Это предполагает постоянное подчинение традиционным правилам игры. Подводя итог краткому обзору английской политической науки, следует указать на открывающиеся перед ней перспективы. В последние годы заметно возросло сотрудничество между английскими и западноевропейскими (континентальными) политологами.

27 Политическая наука в ФРГ (на основе текста «Национальные традиции ПН…»)

· В отличии от американской эмпирической ПН уходит корнями в политико-философскую традицию.

· Рождение социологии и политологии из духа философии, юриспруденции и полит. экономии (Немецкая классическая школа, Кельзен, Гердер, Маркс, Шмитт, Ницше и др.)

· М. Вебер:

1) политика – есть средство удержания власти, основанное на столкновении ЦЕННОСТЕЙ, ИДЕЙ и т.д.

2) Политику невозможно изучать строго научно (он разделят науки на эмпирические и нормативные). Научное обсуждение политики имеет место лишь в вопросах техники достижения конкретных целей.

3) Государственный интерес – служит критерием оценки политического

· Нацистский режим разрушил ПН в Германии, поскольку оттуда бежала практически вся университетская профессура и интеллигенция (Манхейм, Фромм, Адорно, Арендт и др.). После падения Третьего Рейха ПН восстанавливается в Зап. Германии.

· Разные политологические течения различаются по их восприятнию ПН:

1. ПН = государствоведение + анализ динамики институтов

2. ПН = комплекс социогуманитарных наук, взятых в полит. аспекте (история, социология, экономика)

3. ПН = направление социологии

4. ПН = историко-герменевтический анализ современности

· ПН в Германии можно условно разделить на две группы:

1) Нормативная или практическая – занимается философской рефлексией по поводу полит. действий и их ориентацией на определенные ценности. Исходит из предпосылки о существовании универсального морального идеала. Включает компоненты: фил. – правовой, морал. – фил., фил. – антропологич.

2) Неопозитивистская или чистая ПН – исходит из предпосылки критического реализма. Представители: Д. Зенгхасс, Э. Криппенфорф и В. Нарр. Исследовательская схема: разграничение фактов и ценностей à анализ фактов.

· Для ПН в Германии характерен интерес к политической антропологии.

· Политика и полит. отношения на макро- и микроуровнях связываются с государствоведением и управлением, поскольку государство трактуется как «действительность нравственной идеи» и «фундаментальное инобытие добра».

· Исследования полит. систем в Германии вызывают интерес, т.к. они: 1) снимают дуализм общества и государства, 2) позволяют рассм. соотношение гос. и негос. институтов в жизни общ-ва, 3) открывают простор для сравнительных исследований.

· А. Гелен:

1) внедряет философско-антропологич. подход в философию государства

2) гос-во понимается как структура рационально-организованная, закрепляющая исторически сложившиеся отношения между людьми на данной территории. Это самодавлеющая сила, уберегающая общество от анархии.

· Политологи в Германии полагают, что права граждан находятся под угрозой не только со стороны тоталитарного гос-ва, но и со стороны ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИХ ОЛИГАХИЧЕСКИХ ГРУПП. И в этом случае гос-во выступает арбитром, конструирует систему сдержек и противовесов.

· ПН в ФРГ занимается не только анализом институтов, но также и изучением динамических социальных процессов.

· Р. Даррендорф:

1) разрабатывает общую теорию соц. действия.

2) Полагает, что в государстве должно быть две главные действующие силы: либеральная и консервативная, а остальные партии должны лишь заполнять собой свободное пространство политики.

3) предсказал тоталитарную утопию общественного планирования в условиях «средневекового рабства экономического изобилия» (корпорации, бюрократия). Призвание политики – в контроле и корректировке этого процесса.

4) Институты понимаются как организации, кот. «сдерживают инициативу», позв. сохр. стабильность, порядок и статус-кво полит. системы.

 

Короче:

- На ПН в Германии оказывают влияние: философия (нормативизм) и социология (неопозитивизм)

- Она проявляет интерес к изучению институтов, главным из кот. является государство, кот. зачастую понимается в позитивном ключе.

- Самобытность ПН, которая объясняется сильным национальным чувством (концепции «немецкого духа», интерес к антропологии)

- Понимание политики и ПС как нечто, призванного сохранять законы, порядок и стабильность

- Приемственность (в том числе и из америк. ПН! Для Корюшкина это важно упоминать)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...