Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие и саморазвитие




Когда речь заходит о развитии конструктивной пассионарности субъектов образовательного процесса, надо понимать, что данный процесс будет с необходимостью охватывать всех его участников. Поэтому можно смело говорить как о развитии, так и о саморазвитии конструктивной пассионарности. Преподаватель, развивающий это качество у обучающихся, конечно, должен в определённой степени обладать им, однако надо иметь в виду, что развитие конструктивной пассионарности не является пассионарным индуцированием, это целенаправленный и технологически организуемый процесс. Преподавателю не обязательно быть пассионарием высшей степени, чтобы «зарядить» своей активностью обучающихся; однако в силах преподавателя так организовать педагогический процесс, чтобы он учитывал ряд факторов и реализовывал ряд условий, влияющих на развитие конструктивной пассионарности – как его собственной, так и обучающихся.

В развитии конструктивной пассионарности мы выделяем две группы факторов – внешние и внутренние.

К внешним факторам развития пассионарности относятся:

1. Пассионарное индуцирование личности другим пассионарием (имеет кратковременный, нестабильный эффект). О пассионарной индукции как таковой уже было сказано выше. Если преподаватель пассионарен, его педагогическая деятельность ведёт к реализации его субъективно значимых идей и смыслов. Реализуя её, он будет пассионарно индуцировать окружающих, в том числе обучающихся.

2. Развитие личности в среде высокого пассионарного напряжения. Этот фактор тесно связан с предыдущим. Чем выше пассионарная индукция, чем больше вокруг «заряженных», вдохновлённых субъектов, тем сильнее окажется пассионарное напряжение среды и тем самым внешнее воздействие на субъекта будет ещё сильнее.

К внутренним факторам развития пассионарности относятся:

1. Идейность личности как умение ориентироваться среди разнообразия идей и наличие собственных субъективно значимых идей, направляющих её профессиональную и другие виды деятельности. Посредством анализа чужих идей и выделение своих собственных, субъективно значимых, у субъекта педагогического процесса формируется выраженная идейность, которая и является одним из компонентов пассионарности. Личность учится видеть глубинные идеи, стоящие за конкретными действиями, учится собирать общую идеологическую мозаику, определяющую как направление изучаемой им дисциплины, научной школы, так и управляющую другими сферами жизни. А наличие собственных субъективно важных идей выполняет направляющую и смыслообразующую функцию его жизни. Любопытно в связи с этим отметить, что относительно недавнее исследование Роя Баумайстера и его коллег показало, что люди, обладающие собственными идеями и смыслами и ведущие деятельность в соответствии с ними, оказываются гораздо счастливее, чем люди, просто получающие удовольствие от жизни [15].

2. Активное сопряжённое взаимодействие веры и воли в психической структуре личности. Здесь под верой мы понимаем особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком, его разумом и душой, фактов внутреннего и внешнего существования, живого, истинного откровения. Фиксируясь в идеях и образах, эти факторы могут стимулировать и направлять последующие деяния человека. Под волей понимаем способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия; за волевым усилием скрывается особая активность во внутреннем плане сознания, направленная на мобилизацию возможностей человека. Таким образом, веря в субъективно значимые идеи и смыслы и направляя волю на их реализацию, человек развивает собственную пассионарность. Стоит отметить, что и формирование веры, и направление воли не есть спонтанные или мистически-религиозные процессы, это совершенно осознанные, рефлексивные усилия разума человека, которые он в состоянии контролируемо осуществлять.

3. Рефлексивная культура, обусловливающая гармонизацию субличностей (как элемент личностного психосинтеза). Субличности нельзя отождествить ни с социальными ролями, ни с качествами характера, ни с состояниями сознания – они стоят отдельной, интегральной категорией психики, служа естественным посредником между личностным ядром и окружающей средой. Согласно мнению Р. Ассаджоли, создателю концепции психосинтеза, субличность можно определить как совокупность черт и качеств, сгруппировавшихся вокруг некой роли [2]. Г. И. Гурджиев, российский философ, бывший вдохновителем Р. Ассаджиоли, так описывает субличностный подход к строению психики: «Существуют сотни, тысячи маленьких «я» в каждом из нас. Мы разделены в самих себе, но мы можем узнать множественность своего существа только посредством наблюдения и изучения. В данный момент – это одно «я», в следующий момент – это другое «я». Многие «я» в нас являются противоречивыми, вот почему мы не функционируем гармонично. Мы обычно живем только с ничтожной частью наших функций и нашей силы, потому что не отдаем себе отчета в том, что являемся машинами и что не знаем природы и функционирования нашего механизма». Осознавание действия своих субличностей и сознательное их использование ведёт личность не только ко внутренней гармонии, но и освобождает от многих внутренних противоречий, мешающих активным волевым проявлениям.

Помимо задействования перечисленных факторов, преподавателю в ходе педагогического процесса следует реализовывать и психолого-педагогические условия, способствующие развитию конструктивной пассионарности.

К таким условиям относится следующая совокупность.

Ориентация преподавателя на оптимально высокий уровень пассионарности. Реализуя данное условие, преподаватель ориентируется на развитие оптимального уровня конструктивной пассионарности, проявляющейся в высокой социальной активности и волеизъявления в направлении реализации собственных идей, зачастую сопряжённой с формированием группы единомышленников и вдохновением последователей в педагогической деятельности. Следует помнить о том, что пассионарность может отражаться как в слабых, так и в самых крайних, жертвенных или агрессивных проявлениях. Конечно, развивая конструктивную пассионарность в себе и других, педагог не должен ориентироваться на крайние проявления, равно как и не должен снижать планку, нивелируя пассионарность до «вдохновлённости» или простого упорства.

Для реализации данного условия в ходе развития данного качества исключаются чрезмерно эмоциональные лозунги и требования от сторонников моментальных высоких результатов, а также исключается необходимость развития максимально высокого, жертвенного уровня пассионарности.

Также необходимо помнить, что низкопассионарная среда может реагировать на высокопассионарную личность с сомнением и в крайних случаях даже с агрессией. С поправкой на интеллектуальную и гуманистическую природу образовательной среды было бы нецелесообразно развивать излишне высокий уровень пассионарности участников непосредственно перед их погружением в низкопассионарную среду образовательного учреждения.

Осознание собственной позиции в сфере педагогических идей современного образования. Независимо от уровня развитости идейности каждый человек имеет ряд идей, которые он осознанно или неосознанно воплощает. Данное условие выводит уже воплощаемые идеи на уровень осознанности, а также способствует интериоризации новых идей и оформлению устойчивой позиции в сфере современных идей.

Достижению данного условия способствует, с одной стороны, просвещение в вопросах уже существующих современных педагогических идей и классических педагогических идей прошлых лет, а с другой – актуализация собственных, субъективно значимых.

Отечественные учёные-педагоги современности сходятся во мнении о том, что актуальная ситуация в высшем образовании не способствует развитию идейного аспекта профессионально-педагогической деятельности, развиваясь в более дифференцированных, бюрократических, экономических аспектах, в то время как окончательная утрата педагогического идеала была бы неоценимой потерей и привела к значительному снижению эффективности профессионального образования в высшей школе, а также к ухудшению профессионального «самочувствия» преподавателя.

Для формирования собственных идей, воплощаемых в педагогической деятельности, обучающимся необходимо владеть информацией относительно сложившейся ситуации в образовательной среде страны, области и вуза. Настоящее условие реализуется в ходе обсуждений, дебатов, а также в процессе практической педагогической деятельности участников.

В это же условие включена актуализация у участников потребности в активном воздействии на социальную среду. Для успешного развития пассионарности необходимо собственное сильное желание участников, сопровождающееся устойчивой внутренней мотивацией, воздействовать на окружающую образовательную среду. Для этого преподавателем поднимаются актуальные педагогические и научные темы, в ходе обсуждения которых особо подчёркивается необходимость в активных мерах по трансформации проблемной ситуации. Происходит совместный поиск возможных путей приложения идей участников к практической действительности, а также возможных стратегий по воплощению этих идей. Педагогом особо подчёркивается значимость волевых действий каждого участника в выбранной им сфере и ответственность за успешную реализацию продвигаемых идей.

Немаловажным аспектом данного условия является помощь преподавателя в поиске субъективных смыслов и формирование субъективных ценностей участников программы развития конструктивной пассионарности в ситуации оценивания со стороны других членов группы.

Актуализация механизмов развития конструктивной пассионарности преподавателя. Данное условие подразумевает целенаправленную актуализацию механизмов идейной доминанты, взаимодействия веры, воли и идентификации-дисидентификации у участников программы.

Актуализация механизма идейной доминанты начинается с выделения основной идеи, движущей профессиональной деятельностью участника и развития качества идейности.

Актуализации механизма взаимодействия веры и воли способствует, в первую очередь, установление связи между данными категориями. Добиться этого можно посредством проблемных и эвристических методов, используемых в системе. Эвристические методы (этическая беседа, имитационное моделирование и др. ) задействуют главным образом сферу веры участников, актуализируют их убеждения, приоритеты, идеалы, в то время как проблемные методы (дискуссии, деловые игры, диспуты) направлены главным образом на умение проявить вовне данные убеждения, отстоять свою позицию, проявить волю конструктивным образом.

Рассмотрим далее возможность актуализации механизма идентификации-дисидентификации в образовательной среде. Актуализация данного механизма осуществляется преимущественно осознания теории и участия в практике психосинтеза.

Методы психосинтеза воздействуют на личность в нескольких направлениях, каждое из которых приводит общее состояние личности к гармонии с собой и осуществлению беспрепятственной работы в выбранном направлении. Актуализация произвольной идентификации и дисидентификации происходит через выполнение ряда соответствующих упражнений в рамках применения проблемных и эвристических методов, а также при помощи развития рефлексивных способностей участников, стимулирования их стремления к самонаблюдению и внимательному аналитическому наблюдению за профессиональной деятельностью преподавателей и коллег-участников.

В педагогике концепция психосинтеза также находит своё применение в технологии позиционного обучения. В рамках позиционного обучения может быть ярко инсценирована и тщательно проанализирована ситуация по взаимодействию педагогической субличности (или группы таковых) с другими в ходе учебного занятия. Рефлексивный этап позиционного обучения предоставляет широкие возможности для осознания эмоций, сопровождающих проявление той или иной субличности, идей, на воплощение которых эти субличности направлены, реакцию среды (в виде других участников занятия, в т. ч. их поведения согласно их роли) на проявление субличностей и др.

Формирование атмосферы доверия в группе. Необходимым психолого-педагогическим условием актуализации субъективной идейной позиции, активного волеизъявления и демонстрации своих идей является формирование атмосферы доверия в коллективе, обеспечивающей гармоничное протекание процессов идентификации и дисидентификации.

В данном случае мы рассматриваем доверие как «отношение к учащимся (воспитанникам), основанное на уважении и убеждении, что каждый из них обладает широкими возможностями умственного и нравственного развития» [1, с. 77].

Реализация данного условия необходима для обеспечения эффективности развития любых качеств участников, в особенности основанных на актуализации механизма взаимодействия веры и воли.

Ощущая поддержку преподавателя и коллег, участник становится более склонен к открытому обсуждению своих идей и намерений, более раскован в тренинговых ситуациях и упражнениях, основанных на процессах идентификации и дисидентификации. Соблюдение данного условия сопряжено с сознательными усилиями преподавателя по воссозданию такой атмосферы при помощи доверительного общения, стимулирования всех участников к открытому представлению собственных идей и позиций при отсутствии давления и принуждения. Очень важно сохранять и поддерживать субъективную значимость каждой сознательной идеи участников и поощрять их уверенность и убеждённость. Тем не менее дискуссии и обсуждения идей участников поощряются лишь в том случае, если они не носят осуждающего характера.

Таким образом, учитывая факторы развития конструктивной пассионарности и по отношению к себе, и по отношению к обучающимся, а также реализуя представленную совокупность псизолого-педагогических условий в ходе образовательного процесса, преподаватель будет способствовать развитию конструктивной пассионарности у самого себя и своих воспитанников. Это, в свою очередь, повлечёт за собой повышение общей пассионарности образовательной среды российского вуза и укрепление педагогических идеалов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...