Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменение представлений о происхождении и природе души в эпоху средневековья.

Вопросы к экзамену

 

1. Предмет, задачи, методы истории психологии.

2. Обосновать и раскрыть динамику формирования первых концепций о душе в эпоху Античности.

3. Средневековая психология: основные заблуждения и достижения средневековых исследователей.

4. Самобытность психологии эпохи Ренессанса.

5. Развитие психологии в Новое время.

6. Роль просветительского движения для развития психологии.

7. Условия, способствующие выделению психологии в самостоятельную научную область во второй половине ХIХ века.

8. Открытий кризис в мировой психологии: причины, характеристики, последствия.

9. Объективная психология И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева.

10. Рефлексология И.П. Павлова.

11. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

12. Роль биогенетической и социогенетической концепций для развития отечественной психологии.

13. Концепция деятельностного подхода в трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева.

14. Исследование индивидуальных отличий в трудах Б.М. Теплова, А.Р. Лурия.

15. Дать сравнительную характеристику развития психологии в нашей стране в советский период и в современной России.

16. Суть теории психоанализа. Основные черты классического психоанализа и неофрейдизма.

17. Бихевиоризм и необихевиоризм: понятие, сущность, сфера практического применения.

18. Динамика позиций гештальт-психологов на предмет изучения в довоенный и военный периоды. Область практического применения.

19. Сущность подходов к природе человека с позиции гуманистической психологии.

20. Диспозиционное направление в психологии.

21. Суть и область практического применения когнитивной психологии.

22. Трансперсональная психология: мнения за и против.

23. Вклад психологических школ и направлений в развитие практической психологии.

 

Введение в курс истории психологии.

Этапы зарождения психологических воззрений от античности до современности. Изменение взглядов на предмет психологии в различные исторические эпохи. Факторы и принципы, определяющие развитие психологии. Место истории психологии в системе психологических дисциплин, взаимосвязь с другими гуманитарными науками.

 

Зарождение психологических взглядов в эпоху античности.

Общая характеристика и периодизация развития взглядов на предмет психологии в античный период. Натурфилософские представления о сущности мира представленные эфесской, милетской и элейской школами (Гераклитом, Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром, Парменидом и др.). Основные заслуги и заблуждения Пифагора и его последователей. Суть и значение теорий древнегреческих атомистов – Левкиппа и Демокрита. Представления о душе Сократа, его критика софистов. Развитие идеалистических тезисов в теории Платона, общие и отличающие черты от положений Сократа. Систематизация философских воззрений в теории Аристотеля: главные достижения и ошибки античного энциклопедиста. Представления о нравственности в учении Эпикура. Главные положения школы стоиков в трудах Зенона, Хризиппа, Сенеки, Марка Аврелия, закладывание этических положений христианства. Зарождение неоплатонизма в трудах Плотина. Значение работ Филона Александрийского для формирования религиозного мировосприятия. Основные достижения александрийских врачей.

 

Изменение представлений о происхождении и природе души в эпоху средневековья.

Главныечерты и этапы Средневековья. Формирование религиозных положений в период апологетики в работах Тертуллиана, Григория Нисского, Климента Александрийского. Божественное обоснование происхождения мира «отцами церкви» в эпоху патристики (Августин Аврелия, Псевдо-Дионисий, Северин Боэция и др.). Значение теории Платона для развития положений реалистов (Иоанна Скота Эриугены, Ансельма Кентерберийского, Гильома). Возрождение естественнонаучных взглядов на генезис природы и человека в странах Ближнего Востока (трактаты Альгазена, Авиценны, Аввероэса). Основные положения и значение учения о двух истинах (деизма) предложенного Ибн Синой. Зарождение светской власти и открытие первых университетов в период схоластики. Модернизирование и развитие идей Аристотеля в работах Альберта Великого и Фомы Аквинского. Значение томизма для средневекового времени и его использование в наши дни. Зарождение номинализма и концептуализма со ссылкой на положения Аристотеля (Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, Адам Вудхем, Иоанн Росцеллин). Вызов схоластическому методу и взглядам в работах Роджера Бэкона. Зарождение нового мышления в трактатах Иоганна Экхарта.

 

Развитие психологических теорий в эпоху ренессанса.

Возрождение и развитие натурфилософских концепций в период ренессанса. Зарождение гуманистических традиций в Италии (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Марсилий). Критика библейских трактатов в работах Лоренцо Валла. Обращение к неоплатонизму в период зарождения и расцвета ренессанса (Георгиос Гемистос, Марсилио Фичино и др.). Место человека в мире с позиций Николая Кузанского. Значение работ Леонардо да Винчи для развития естественнонаучных воззрений. «Очищение» работ Аристотеля от средневекового томизма, популяризация его идей в трудах Пьетро Помпанацци, Лучилио Вамини, Филиппа Меланхтона, Родольфа Гоклениуса. Мартин Лютер как основатель реформаторского движения в Германии. Возможность познания с точки зрения Бернардино Телезио. Философия природы Джордано Бруно. Обоснование деятельности души с позиций медицинского знания (Хуан Уарте, Гомес Перейра, Андреас Везалий, Парацельс). Развитие принципов эмпиризма и сенсуализма в работах Хуана Луиса Вивеса. Теория природосообразного воспитания с позиций Эразма Роттердамского.

 

Психология нового времени.

Общая характеристика Нового времени. Рассмотрения сознания и поведения в качестве главных предметов научного исследования. Расхождения во взглядах на процесс познания в направлениях рационализма и сенсуализма (Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк). Обоснование и использование индуктивного (сторонники эмпирического изучения) и дедуктивного методов познания (представители сенсуализма). Утверждение принципа механического детерминизма в концепции Р. Декарта. Проявление дуализма в теориях картезианства. Разрешение психофизической проблемы в учении Б. Спинозы и Г. В. Лейбница. Основные положения теории познания Ф. Бэкона. Закладывание основ эмпирической психологии в работах Т. Гоббса. Основные виды опыта в учение Д. Локка. Создание методологических предпосылок для формирования ассоциативной психологии. Вклад Уильяма Гарвея в исследовании сердечной деятельности под влиянием эмоций. Изучение влияния психологических факторов на развитие истерии Томасом Синедхемом. Описание подсознательных конфликтов личности в произведениях Уильяма Шекспира и Мигеля де Сервантеса. Исследование источников и причин генезиса меланхолии в работах Роберта Бартона.

Развитие психологических воззрений в эпоху просвещения.

Краткая характеристика эпохи и исторических условий, способствующих распространению психологии. Зарождение и развитие ассоциативной психологии в Англии. Развитие линии деизма в учении Джона Толанда. Вибрационная теория ассоциаций Дэвида Гартли. Возможность познания в концепции Дэвида Юма. Философия здравого смысла Томаса Рида. Материалистическая концепция Дени Дидро. Возможности познания в теории Клода Адриана Гельвеция. Сподвижники эмпирического направления во Франции (Ж. Ламетри, Д. Дидро, Ж. – Ж. Руссо, Ф. Вольтер). Основные положения теории воспитания Жан-Жака Руссо. Теория познания Иммануила Канта. Натурфилософия Фридриха Вильгельма Шеллинга. Развитие психологических идей в России (Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Николаевич Радищев, Григорий Саввич Сковорода, Василий Никитич Татищев и др.)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...