Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическое просвещение и психологическая профилактика как сопряженные направления работы психолога




Психологическое просвещение предполагает формирование потребности у родителей (их законных представителей), педагогов и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания их использовать в интересах развития ребенка и собственного развития, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в психическом и личностном развитии ребенка.

Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в образовательном учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию им помощи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Обоснование для объединения этих направлений при их рассмотрении является то, что просвещение родителей и педагогов носит не только образовательный, но и профилактический характер, то есть предупреждающий характер. Основным средством повышения профессиональной психологической компетентности педагогов и психолого-педагогической культуры родителей, профилактики психологических проблем является информирование воспитывающих взрослых. В круг актуальных вопросов для информирования родителей детей с нарушениями в развитии и педагогов, работающих с такой категорией воспитанников, как правило входят: возрастные особенности детей, специфика их психического и личностного развития, обусловленная имеющимся у ребенка дефекта; психологические условия, необходимые для оптимального развития ребенка с нарушенным развитием; готовность ребенка к школе; возможные проблемы, которые могут возникнуть при различных условиях воспитания и обучения ребенка в образовательных учреждениях, семье; возрастные кризисы развития человека и условия способствующие их благополучному разрешению; влияние семейных взаимоотношений на психическое и личностное развитие; создание условий для эмоционального благополучия ребенка и других членов семьи и др. (См. Психолог в дошкольном учреждении /Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М., 2002).

Эффективность психологического просвещения и психопрофилактической работы психолога определяется тщательным отбором тем для встреч с воспитывающими взрослыми. Они должны быть результатом глубокого и разностороннего анализа ситуации развития ребенка, особенностей условий семейного воспитания, личностных особенностей педагогов, уровня психолого-педагогической культуры родителей и педагогов. Кроме того, темы должны быть актуальными и интересными для воспитывающих взрослых. Актуальность и востребованность материала для их информирования изучается на основе запросов, потребностей и интересов родителей с помощью анкетирования, собеседования, анонимных записок-обращений к психологу (“почтовый ящик психолога”).

Психологическое просвещение и психологическая профилактика реализуются с помощью разнообразых средств информирования и форм взаимодействия с воспитывающими взрослыми: лекции, беседы, тренинги, групповые и индивидуальные консультации, письменные тексты (помещенных в уголке для родителей в группе детского сада и на стенде психолога, на листовках), участие в круглых столах, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы. Психолог для осуществления просвещения и профилактической работы приглашается на родительские собрания, конференции, круглые столы, участвует в педагогических советах дошкольного образовательного учреждения.

В рамках реализации данных направлений психолог должен заботиться о создании психологически благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников педагогического процесса. Реализация этого условия способствует возникновению и поддержанию доверия, открытости, уважения, желания познавать и учиться в психологически безопасной и комфортной атмосфере.

Важно отметить, что семья, имеющая особого ребенка - ребенка с нарушениями развития, тоже особая. Её особенности обусловлены проблемами ребенка, пониманием, что он не такой как большинство детей, огорчением, ограничениями в профессиональной сфере (необходимо больше времени уделять ребенку), возникновением чувства вины и безысходности и т.д. В такой семье в зависимости от родительских установок по отношению к ребенку, себе складывается особый характер взаимоотношений. Психологическое просвещение родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии – база для психологической коррекции негативных, непродуктивных родительских установок и детско-родительских отношений, а также отношений с врачами, педагогами.

Важной профилактической процедурой в работе психолога является разработка программы адаптации поступающего в ДОУ ребенка с нарушениями развития. Такая программа строится на основе сбора психологического анамнеза, информировании родителей об особенностях адаптации ребенка к условиям ДОУ, разработки режима посещения группы детского сада, отслеживания процесса адаптации ребенка, коррекции этого процесса.

Профилактика школьной дезадаптации ребенка с отклонениями в развитии также относиться к разряду важных задачах работы психолога в рамках данных направлений. Решение этой задачи предполагает опору на результаты диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе, создание психолого-педагогических условий, способствующих обеспечению такого уровня её сформированности, который позволит ребенку своевременно и безболезненно адаптироваться к школьному обучению, быть успешным учеником. Работа с родителями в этом аспекте деятельности предполагает раскрытие вопросов о психологической готовности ребенка к школе, её значении, содержании, создании условий для её формирования в условиях ДОУ, создание рекомендаций для родителей по профилактике школьной дезадаптации в условиях семейного воспитания.

Таким образом, психологическое просвещение и психопрофилактика позволяют повысить уровень психолого-педагогической культуры воспитывающих взрослых, раскрыть суть и причины вторичных психологических нарушений у ребенка и своевременно предупредить возможные неблагоприятные варианты его развития, создать основу для коррекции родительских установок и детско-родительских взаимоотношений, а также продуктивных отношений со специалистами, которые оказывают помощь ребенку и его семье.

4. Консультативная деятельность психолога

В условиях детского сада психологическое консультирование является “системой коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера” (Детская практическая психология /Под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2000). Психолог в соответствии со спецификой ДОУ проводит консультацию только по поводу проблем ребенка и особенностей его развития. Консультативное влияние на решение проблем осуществляется косвенно, то есть через родителей и педагогов (Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону, 2003). Процедура консультации психолога корреционного ДОУ является стандартной:

1) приветствие;

2) выяснение повода обращения;

3) выяснение желаемого результата;

4) резюмирование, разработка вариантов решения проблемы;

5) обговаривание решения клиента и его действий для достижения желаемого результата.

В системе образования распространена практика консультативной работы с “немотивированным” клиентом. Такая ситуация складывается, когда педагог-психолог по собственной инициативе приглашает родителей, педагогов на консультацию для решения выявленных им проблем развития ребенка.

При отсутствии опыта решения сложных проблем психолог может рекомендовать родителям обратиться Психологический центр.

Подробнее об этом направлении см. в литературе:

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М, 1993.

Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков /Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. М., 2002.

Семья в психологической консультации /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.,1989.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании / М., 1985.

5. Психологическая поддержка и обеспечение деятельности коррекционного ДОУ. В литературе данное направление раскрывается применительно к деятельности ДОУ (в деятельности коррекционного ДОУ это направление так же может быть реализовано с учетом его специфики). Данное направление получает различное название и содержательное наполнение. Так, Г.А. Широкова определяет его как психологическую поддержку деятельности, Т.Д. Марцинковская - психологическое обеспечение деятельности детского сада.

Психологическая поддержка деятельности ДОУ

Реализация данного направления определяется прежде всего статусом психолога в коррекционном ДОУ и психологической грамотностью администрации. Обращение к психологу с просьбой обеспечить психологическую поддержку предоставляет важную информацию данному специалисту о том, насколько коллеги заинтересованы в его работе, убеждены в её качестве и необходимости.

В рамках данного направления психолог может оказывать помощь в построении системы управления данным коллективом, в разрешении конфликтов, в кадровых перестановках. Изучив личностный и профессиональный потенциал сотрудников, психолог совместно с методистом, заведующей, дефектологом участвует в разработке системы психологического обеспечения внедрения инноваций в практику работы ДОУ, экспериментальной деятельности.

При подготовке к аттестации ДОУ и в процессе обычного функционирования психолог проводит экспертизу деятельности педагогов и специалистов по разделу ГОС ДО “Взаимодействие педагогов с детьми”. Также он проводит анкетирование родителей с целью изучения их запросов на образовательную деятельность, анализирует их с психологической точки зрения (целесообразность, реальные потребности, интересы, психофизиологические возможности детей и т.д.), разрабатывает рекомендации психологического характера по внедрению дополнительных услуг в ДОУ.

Психологическое обеспечение деятельности ДОУ

Обеспечение образовательного процесса осуществляется на основе психологического сопровождения образовательных (развивающих) программ; а обеспечение воспита­тельного процесса осуществляется на основе психилогизации вос­питательных стратегий.

Поскольку администрация и педагогический коллектив до­школьного учреждения в условиях вариативности образования могут определять выбор той или иной обра­зовательной программы, встает вопрос о критериях выбора и тех­нологиях программного обеспечения. Поставленные вопросы могут быть решены посредством системы специального обеспечения программ (методического, педагогического, психологического). Они принципиально различны по целям, задачам, методам, а также позициям специалистов, осуществляющих данную деятельность. Предлагаемая система психологического обеспечения универсальна, а значит, приемлема для всех видов программ. Кроме того, она адаптирована к отечественной системе дошкольного воспитания в современных условиях. Структура дан­ной системы представляет собой три взаимосвязанных раздела на основе последовательно осуществляемой деятельности: “Введе­ние”, “Адаптация", "Текущее обслуживание".

Раздел 1. Введение. Подготовительный этап

Цель: Констатация готовности к введению образовательной про­граммы,

Содержание деятельности.

— выявление уровня психического здоровья детей;

— дифференциация психического развития детей на основе парциальных, индивидуальных, групповых, возрастных различий;

— выявление возможности актуализации тех показателей психи­ческого развития детей, на которые опирается концепция развития определенной программы.

В результате диагностической деятельности определя­ется общая и специальная психологическая готовность детского контингента к введению той или иной образовательной программы.

Параллельно осуществляется диагностическая деятельность по определению психологической готовности педагогического коллек­тива:

— выявление степени мотивации введения программы у педаго­гов и воспитателей:

— выявление индивидуальных (психологических и психофизио­логических) особенностей педагогов и воспитателей как условий результативного освоения и принятия программного содержания. Дифференциация готовности отдельных педагогов и педагогичес­кого коллектива в целом осуществляется в соответствии с про­граммными требованиями.

В итоге констатируется готовность детского и педагогического коллектива к введению той или иной образовательной программы с определением режима ввода. Обоснованием заключения психо­лога являются диагностические материалы подготовительного этапа.

Варианты введения программы:

1. Введение без изменений программного содержания (базовое):

- фронтальное (все возрастные группы дошкольного учрежде­ния),

- возрастное (группы дошкольного учреждения одной возраст­ной параллели),

- групповое (отдельные группы дошкольного учреждения).

2. Введение с модификационными изменениями программного содержания (экспериментальное):

- фронтальное,

- возрастное,

- групповое.

3. Введение с профессиональным обучением педагогического коллектива.

4. Введение с профессиональным консультированием педагогического коллектива.

Первые два режима обосновываются результатами психодиаг­ностики детей, третий и четвертый - педагогов и воспитателей.

Основной этап. Цель: Введение программы как основной педагогической страте­гии и технологий воспитания и обучения детей в дошкольном уч­реждении.

Содержание деятельности: организация системы психолого-педа­гогических мероприятий в соответствии с программными требова­ниями.

Раздел 2. Адаптация

Цель: адаптация образовательной программы к конкретным ус­ловиям функционирования. Содержание деятельности:

- модификация программного содержания;

- констатация результатов адаптации программного содержания.

Раздел 3. Текущее обслуживание

Цель: обеспечение концептуальной целостности программного содержания и психолого-педагогических воздействий в конкретных условиях функционирования образовательной программы.

Содержание деятельности:

- психологизация программного содержания в контексте реаль­ного педагогического процесса;

- констатация показателей динамики развития в соответствии с программными требованиями.

Рассмотренное выше психологическое обслуживание образо­вательных программ определяет содержательный компонент сис­тем психологического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении. Но, как и всякая система специального обеспечения, она включает также и процессуальный компонент, который позволяет оптимизировать педагогические воздейст­вия. Известно, что всякие специально организованные воздейст­вия на детей должны быть психологически обоснованными. По этой причине при организации занятий в дошкольном учрежде­нии как формы специально организованной деятельности психолог помогает педагогу ответить на вопросы: “Что делать?” и “Как де­лать?". Содержание психологической помощи педагогу может быть представлено в виде психологических рекомендаций по блокам “планирование”, подготовка к занятиям”, “Проведение занятия”, “Контроль и диагностика”

Психологическое обеспечение воспитательного процесса осно­вано на психологизации стратегий воспитания. Психологизированная стратегия воспитания представляет собой совокупность психо­логических установок, задающих направление педагогического влияния.

Основными установками являются:

- признание самоценности и уни­кальности каждой личности

- позитивное принятие личности ребенка с опорой на положительные ожидания (аван­сирование).

- учет индивидуальных особенностей ребенка

- личностное преобразова­ние взрослого, т.е. на работу родителей и воспитателей над собой.

В контексте общей профессиональной стратегии психолога дошкольного учреждения психологическое обеспечение педагогического процесса организуется как плановая деятельность и деятельность по запросу администрации и педагоги­ческого коллектива.

Таким образом, в ходе своей профессиональной деятельности психолог реализует все рассмотренные направления. Но в связи со спецификой коррекционного ДОУ приоритетными и наиболее тесно связанными направлениями являются психодиагностика ребенка и психокоррекция его аномального развития в сотрудничестве с педагогами, специалистами и родителями воспитанников.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...