Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет №7. Специфика устных жанров научного стиля.




Билет №6. Специфика письменных жанров научного стиля.

· Аннотация – сжатая краткая характеристика первичного текста (статьи, книги, …), его содержания и назначения, дающая представление о тематике, специфике и адресованности первоисточника.

 

Объем – 300-500 знаков (3-4 предложения) независимо от объема первичного текста. Дается характеристика первоисточника, цель автора, адресат аннотируемого текста. Факультативно – композиция, структура первичного текста, иллюстративный материал первоисточника + речевые клише.

 

Композиция аннотации:

 

1) Вводная часть с выходными данными – название аннотируемого материала, фамилия автора, год издания, место издания, номер, объем (количество страниц)

2) Описательная часть – 2-3 основных положения, отвечающих на вопрос, каков текст и о чем он.

3) Заключительная часть – указание адресата издания.

 

Содержательная часть начинается фразами: исследуются, рассматриваются и т.д.

Типичные ошибки при составлении аннотации:

 

1) Речевая избыточность (в статье рассматривается)

2) Повтор данных и библиографического описания

3) Дублирование заглавия

4) Трюизмы (бог существует)

5) Использование узкоспециальной терминологии

6) Цитирование

7) Сложный синтаксис, нанизывание родительного падежа

 

 

· Конспект - письменная фиксация основных положений первичного текста во время чтения/восприятия на слух. Является личностным жанром.

Виды конспекта:

1) Конспект-план

2) Конспект – схема

3) Текстовый конспект

4) Смешанный конспект

 

Правила работы над конспектом:

1) Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.

2) Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

3) Составить план - основу конспекта.

4) Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.

5) Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

6) Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.

7) Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

8) Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

 

 

· Тезисы - кратко сформулированные и логически связанные основные положения доклада/статьи. Являются оригинальным вторичным текстом.

Требования:

1) Каждый тезис – одна микротема – один абзац

2) Объем – 1-2 страницы формата А4

3) Краткость и логика

4) Прямое цитирование нежелательно

 

Композиция тезисов:

 

1) Введение: обоснование актуальности исследования, цель, методы, материал исследования

2) Основная часть: ключевые положения, иллюстративный материал, интерпретация

3) Выводы

 

 

· Рецензия – оценочный текст, содержащий интерпретацию и критический разбор первичного текста. Имеет двух адресатов: внешнего (издательство) и внутреннего (автор).

Требования – небольшой объем, злободневность.

 

Виды рецензий:

1) Небольшая критическая или публицистическая статья

2) Эссе

3) Развернутая аннотация

4) Авторецензия

5) Экзаменационная рецензия

 

 

· Монография - научный труд в виде книги, посвященный рассмотрению и решению актуальной проблемы, обладающий новизной содержания, единством науч. подхода, смысловой завершенностью.

Монография может быть индивидуальной (один автор) или коллективной (группа авторов, как правило, не более пяти). Анализируется литература, выдвигаются новые гипотезы и решения.

 

Общая структура монографии:

 

- титульный лист – фамилия и инициалы автора, полное название книги, место издания, наименование издательства, год издания.

 

- выходные данные книги – вторая страница: автор(ы), название, место издания, издательство, год издания, количество страниц. На этой же странице располагается аннотация – краткие сведения о содержании книги и указание, на какой круг читателей она рассчитана. Средний объем аннотации должен быть в пределах 500 знаков;

 

- оглавление, которое расположено в начале монографии – этим научное издание отличается от издания художественного[2];

 

- введение или/и предисловие. Предисловие – это краткий документ, в котором описывается цель издания данной работы и краткое содержание труда (обычно дают по главам или разделам).

Введение – по названию термина – это введение читателя в проблему, в котором отмечается актуальность монографического исследования, кратко описывается методика исследования, особенности авторских подходов, перечисляются основные вопросы, раскрываемые в монографии.

 

- первая глава (раздел). - анализ всех имеющихся публикаций по данной проблеме (направлению). Но текст должен быть не просто перечислением. А, во-первых, должен быть структурирован и классифицирован по аспектам, позициям разных ученых, по их подходам и т.д. Во-вторых, в этом анализе должна быть проявлена позиция самого автора. В конце первой главы дается резюме проведенного анализа и раскрыта авторская «модель» решения проблемы;

 

- остальные главы (разделы): на какие логически завершенные последовательные части может быть расчленена изучаемая тема (проблема). Сколько частей – столько и глав (разделов).

 

- в заключении подводятся итоги монографического исследования. Здесь еще раз очень кратко повторяются основные факты, мысли, идеи, вытекающие из работы.

 

- предметный и именной указатели (для монографий объемом свыше 20 печатных листов);

 

- список литературы и других источников;

 

- приложения, в которых размещаются вспомогательные материалы к тексту монографии.

 

 

· Научная статья - это краткий отчет, описывающий промежуточные или конечные результаты оригинального научного исследования.

Структура научной статьи:

 

1) Название (заголовок).

2) Аннотация.

3) Ключевые слова.

4) Введение.

5) Основная часть.

6) Заключение / выводы.

7) Список литературы.

 

Объем – 8-12 страниц.

 

 

Билет №7. Специфика устных жанров научного стиля.

 

· Лекция - систематизированное монологическое изложение учебного материала преимущественно теоретического характера. Цель лекции – распространение знаний.

Требования:

1) Актуальность – передает современное состояние вопроса

2) Информативность

3) Доказательность

4) Наличие достаточного количества убедительных примеров

5) Методическая обработанность – отделение главного от второстепенного, тематические повторы, учет особенностей восприятия аудиторий

6) Активизация мышления адресата (постановка вопросов для обдумывания аудиторией)

7) Композиционная четкость

8) Логичность представления материала

9) Изложение доступным языком с обязательным разъяснением используемой терминологии

10) Неформальность, немонотонность изложения

11) Корректность избранной языковой формы представления

12) Контакт с аудиторией

13) Использование аудиовизуальных дидактических материалов

 

· Научная дискуссия - публичное обсуждение актуальной научной проблемы, целью которой является выяснение и сопоставление разных точек зрения и определение оптимальных путей решения данной проблемы. Буквально с латинского «дискуссия» - исследование, рассмотрение, разбор.

 

Цель – установить истину путем рассмотрения различных мнений. Обсудить актуальный теоретический/методический/практический вопрос(ы) и выявить мнения присутствующих.

 

Проходит в форме полилога.

Организация реплики в научной дискуссии подчинена доказательству/опровержению.

 

Характеристика научной дискуссии:

 

1) Участники имеют равные права

2) Предполагается наличие разных мнений по вопросу

3) Порядок выступлений устанавливается ведущим

4) Проблематика круглого стола заранее известна участникам

5) Участники компетентны в данной области

6) Количество участников ограничено

7) Рекомендуемое время проведения – не более двух часов.

 

 

· Научный доклад - публичное выступление по актуальной научной теме, предполагающее представление оригинальных практических результатов или теоретических изысканий и расчитанное на специалистов в данной области.

 

Всегда учитывает опыт предшественников. Характеризуется аргументированностью и доказательностью. При подготовке всегда учитывается время выступления – 10-20 минут.

 

Композиция научного доклада:

 

1) Краткое введение: определяет место исследования среди аналогичных в диахронии и синхронии – характеризует объект исследования – называет цель – представляет практическое значение работы.

2) Основная часть раскрывает тему через основные научные положения

3) Выводы и, возможно, перспективы предложения

 

Требования к научному докладу:

 

1) Относительно короткие фразы без излишних определений, придаточных предложений и деепричастных оборотов

2) Соотнесенность композиционных частей доклада

3) Представление только информации первостепенной важности

4) Уместность и качество иллюстративного материала (На современных научных конференциях часто доклады строятся как комментарии к демонстрируемым изображениям)

5) Соблюдение регламента

6) Учет качества презентации материала (в том числе экстралингвистическая составляющая)

7) Установление контакта с аудиторией

 

 

· Реферат - вторичный текст, излагающий основные положения первоисточника в соответствии с заявленной темой.

Цель – информативная/научно-информативная. Учебный реферат предполагает систематизацию/анализ и оценку первичного текста.

Виды рефератов:

1) Продуктивные (воспроизведение содержания первичного текста)

2) Репродуктивные (критика, творческое осмысление первоисточника)

Реферат-конспект, реферат-резюме, реферат-обзор, реферат-доклад

 

Композиция реферата:

1. Вступление. Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

2. Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.

3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...