Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восток и Запад: встреча у истоков




Братья Тэзе никогда не собирались создавать какое–то новое движение вокруг своей общины. Наоборот, они не удерживают молодых, они побуждают их быть носителями мира, примирения и доверия в своих городах, университетах, на работе, в приходах. Это бескорыстное гостеприимство совершенно необходимо молодежи. Особенно это важно для православной молодежи, которая приезжает в Тэзе. Надо понимать, что православная Церковь в истории Церковь умерщвляемая, Церковь много страдавшая, в частности, от Запада или от западного христианства в его нехристианских проявлениях силы. Вот почему православие закрылось в себе, и ему так трудно выйти из этой замкнутости.

Очень важно, чтобы православные приезжали в Тэзе. Их принимают, уважают, они чувствуют, что их любят. Тут они встречаются с Западом, который не пытается их завоевать, обратить, как это часто бывало в истории, который не смотрит на них сверху вниз, но внимает их свидетельству. Их свидетельство крайне важно для всех, и в то же время они могут понять, что другие - тоже христиане, что есть глубокая христианская жизнь и на Западе, таинственное общение святых, которые жили до нас.

Тэзе открывает глаза, и можно увидеть Запад, который молится и ищет те же истоки, т. е. Писание и отцов церкви, - по–настоящему удивительные и захватывающие. В начале века Россия нашла свое место в жизни Европы: она стала европейским народом среди других европейских народов, что не мешало ей оставаться русской и православной и притом, оставаясь русской и православной, участвовать в развитии европейской культуры. А потом последовало семьдесят лет давления, притеснений Церкви, ушедшей в себя, живущей в основном только своей литургией, воспринимавшей весь внешний мир как враждебный. И открыть в Тэзе, что другие - это наши христианские братья и что примирение возможно, - это очень важное служение общины для православной молодежи.

Жить светом

Историческое христианство обременено волей к власти, желанием убеждать силой, вступив в союз с государством. Тогда встает вопрос: какую роль призваны играть христиане в секуляризированном обществе?

Церкви надо отказаться от власти, не отказываясь быть закваской, причем закваской во всех областях жизни. Вне всякой власти она может жить светом, иногда незаметным, иногда более явным, в зависимости от времен, стран, возможностей истории.

Надо также отбросить мысль, что мы можем извне влиять на общество: нам остается только внутреннее влияние, через умы и сердца в лучах этого света, через различные наши начинания. Роль христианина - не бороться с секуляризацией, которая фактически уже наступила, но - делать ее позитивной, то есть давать Церкви быть закваской, а не властью, и также ставить последние вопросы бытия, на которые секуляризация не дает никакого ответа. Может быть, Бог ждет от христиан творческой духовности, которая стала бы воздухом эпохи, незаметно меняющим общество.

Это все очень важно, потому что сегодня мы устали от христианства как идеологии группы, нации, государства. Мы устали от инквизиции, от необходимости думать о влиянии или значении: ведь мы можем быть бедными и свободными! Сегодня, может быть, впервые в истории христиане становятся бедными и свободными. Появляется открытость малому, простоте, широта взглядов, возвращение к основам. Эта радость открывать главное, жить им в Церкви в свободе личного выбора - великое преимущество нашего времени. И в этой радости и этой надежде проходят встречи молодых в Тэзе.

От тревоги к доверию

Последнее слово за доверием

"Доверие" - ключевое слово Тэзе. Вдохновляемые общиной встречи в Европе и на других континентах составляют часть "паломничества доверия по земле". Слово "доверие" - может быть, одно из самых скромных, самых обычных, самых простых, - и в то же время одно из самых важных. Вместо того, чтобы говорить о "любви", "агапе", или даже - о "сопричастности", "койнонии", - все это книжные слова, - лучше говорить о "доверии", ибо в доверии присутствует все. В доверии есть тайна любви, тайна сопричастности, и, наконец, тайна Бога как Троицы.

И в той мере, в какой мы несем в себе тревогу смерти, в какой нас влечет к себе небытие, и, значит, - убийство и самоубийство, - на столько же в нас нет доверия. Однако мы все охвачены тайной Воскресения, ибо Христос нас всех объединяет Своей человечностью, одно временно личной и всеобщей. Это часто забывалось, но в великом христианском богословии, богословии греческих отцов, например, совершенно очевидно: то, что Христос принимает человеческое естество, означает, что Он вбирает в Себя все человечество. Нет ни одного человека, который был бы вне Христа. Христос соединен с каждым человеком, и каждый погружен в тайну Воскресения. Но есть те, которые об этом знают (христиане) и благодарят за это, и те, которые об этом еще не знают.

И если мы будем участвовать в этой тайне, живущей в глубине нас, в горниле сердца тревога смерти постепенно сменится уверенностью в Воскресении, радостью о Воскресении. Тогда у нас больше не будет искушения проецировать нашу тревогу на другого, делать из другого козла отпущения или его порабощать. Мы сможем любить, доверять и излучать доверие, потому что мы знаем, что никогда не умрем, и мы можем сказать другому: "Ты никогда не умрешь, ты воскрес во Христе, ты воскрес мощью Духа Святого".

Доверять - вовсе не значит быть наивным. Как говорит Христос, надо быть одновременно мудрыми, как змеи, и простыми, как голуби. Мы доверяем в полной ясности ума, зная, что, может быть, мы переживем опыт креста, опыт смерти, но, так как Христос воскрес, этот опыт смерти не будет последним словом. Да, мы можем доверять, даже в самые сложные моменты, потому что мы знаем, что, вопреки видимости, последнее слово за воскресением - и, значит, последнее слово за доверием.

Человек призван к любви

Притча о добром самаритянине, где самаритянин - это другой в наиболее резком смысле слова, заканчивается удивительным переворотом. Вопрос, заданный Иисусу в начале, был: "Кто мой ближний?" Но в конце Он задает другой вопрос: "Кто же ближний для попавшего в беду?" Он не говорит: "Кто считает раненого своим ближним?" - но: "Кто оказался ближним для раненого?" В нас есть способность подойти к другому, и, может быть, наше доверие пробуждает в другом глубокое желание тоже войти в тайну сопричастности, ибо человек по своей сути - это сопричастность, человек по своей сути - это любовь. Только он об этом не знает, любовь в тени, спрятана, сошла с пути; и та же самая сила любви, но извращенная, потерявшая из виду конечную цель, становится силой разделения.

У нас есть разум, мы хорошо знаем трудности и проблемы, но мы их встречаем с доверием, с верой, что в человеке есть это глубокое желание - войти в сопричастность, войти в любовь, а значит - и в доверие.

Радость бытия

Доверие близко к духу детства, что не следует путать с инфантилизмом. А дух детства это прежде всего ощущение, что мы не сироты. Наши современники себя ощущают брошенными в этом бесконечном мире, среди галактик, черных дыр, где мы начинаемся от обезьяны и устремляемся к небытию! Но Христос нам ясно напоминает: у нас есть Отец, мы можем Ему доверять. Дух детства открывает нас к радости бытия, мы призваны отыскать эту радость бытия в Боге.

Некоторые, конечно, спрашивают себя, как можно радоваться, когда в жизни столько испытаний - война, пытки, голод. Но эта радость бытия выражается в сострадании каждому страданию. Мы часто это переживаем. Представьте, что у вас огромная радость: например, вы узнали, что тот, кого вы любите, спасен. В вас огромная радость, но она не закрывает от вас страдания других. Наоборот, вы становитесь внимательнее, и вы можете одновременно нести в себе великую радость и глубоко войти в невзгоды и страдания ближнего. Тут нет противоречия: радость не противоположна состраданию. Я бы даже сказал, что она его питает: именно потому, что внутри нас живет радость о Христе Воскресшем, мы можем полностью войти в любовь и сострадание. Противопоставлять их неразумно.

Можно чувствовать скорбь и в то же время нести в себе радость. Не "радоваться" (неподходящее выражение, хотя так принято говорить), но "нести в себе радость", зная, что в конце концов последнее слово остается за Воскресением, последнее слово остается за радостью. Еще не все сказано даже во всей земной истории, в здешней реальности жизни: судьбы продолжаются, Царство придет, а значит, можно одновременно нести в себе радость, грусть и скорбь. Крик ужаса человека в застенках судьбы (как в греческой трагедии) может стать воплем Иова, и надо понять, что Бог Сам стал Иовом и открыл всем Иовам в истории пути Воскресения, то есть, в конечном итоге, радости.

Если мы не будем свидетелями радости, человечество утонет - в скорби перед лицом смерти, в лихорадочном стремлении забыться: в эротизме, в наркотиках и прочих видах бегства. Не обходимо, чтобы были люди и общины, такие как Тэзе, свидетельствующие о радости. Это так важно, это может превратить печаль смерти в печаль о Боге, и отсюда растут творческие возможности, уменьшающие зло в мире, хотя борьба против глупости, против ненависти и другого зла никогда не кончится - до конца времен. Борьба неизбежна, и она потому и возможна, что мы несем в себе радость: радость дает силы сражаться.

И не надо винить себя за эту радость. Повторяю: радость не противоположна состраданию, она его питает. Радость приносит жизнь.

Не распад, но любовь

Доверие и радость постоянно обновляются в молитве. Апостол Павел призывал "всегда радоваться" (Флп 4, 4), но добавлял, что нужно предать свои заботы и печали Богу в молитве (Флп 4, 6). В одном из своих посланий он говорит даже: "Непрестанно молитесь" (1 Фее 5, 17). Но что значит "молиться непрестанно"?

Этот вопрос задавали с первых веков христианства. Ориген, один из отцов церкви, ставит его в своем "Трактате о молитве". Он говорит, что "молиться непрестанно" значит непрестанно себя чувствовать не одиноким, не покинутым. У нас есть искушение жить в каком–то коконе или норе со своими проблемами, заботами и тревогами. Нам нужно эту нору разломать, вырваться из нее. Сделать это помогает повторение имени Иисуса, что свойственно православной духовности, молитвенный призыв о помощи или песнопения Тэзе. Никодим Святогорец в начале XIX века советовал повторять: "Иисусе, Иисусе, мой возлюбленный Боже!" Выйти из норы помогают "краткие размышления", о которых говорил Николай Кавасила в XIV веке, уже упомянутый мной: я осознаю, что Бог существует и что Он меня любит.

И когда мы не можем молиться, то мы можем принести саму нашу неспособность: "я не могу молиться и приношу Тебе мою немощь. Ты - моя молитва." Нам надо также понимать, что наша молитва не только в обращении к Иисусу, она - молитва Иисуса, непрестанно обращающегося к Отцу. Если мы действительно не можем молиться, а так бывает, - мы можем Ему отдать эту нашу неспособность, это и будет - молиться непрестанно.

Бог входит в наше удивление, восхищение, беспокойство, тревогу или страдание. И каждый раз мы чувствуем, что мы не потеряны, что в основе всего лежит не ничто, но любовь. Это и есть непрестанная молитва: жить с внутренним убеждением, что в глубине вещей нет небытия, но есть любовь.

Любовь

Дар любви Божией

Тэзе свободно от стереотипного представления о Боге, который пугает, который осуждает или обвиняет. Этот ужасный образ часто удаляет молодых от тайны Бога. После того, что сказал Иоанн: "Бог есть любовь" (1 Ин 4, 8.16), нам некуда идти дальше - все уже сказано.

Одна из самых страшных вещей в истории христианства - концепция ада как некоего вечного концлагеря, созданного Богом для тех, кто не захотел Его признать, с такой установкой: "А, ты меня не знаешь! Хорошо же, тогда и я не хочу больше тебя знать!" Святой Исаак Сирии, великий мистик VII века, написал, быть может, одно из самых глубоких размышлений о смерти и об аде. Он был епископом Ниневии и, почти совсем потеряв зрение, закончил свою жизнь в монашестве, погруженный в молитву. Он говорит: "Как возможно думать, что Бог создал ад, что Бог создал место скорби, муки, покинутости? Бог может дать лишь Свою любовь. Он дает и будет давать ее всем: она будет все во всех".

В его размышлениях несколько шагов. Первый - что Бог может дать только Свою любовь. Второй - что Божия любовь, смиренно принятая человеком, становится для него бесконечной радостью, это и есть Рай. Но человек может ее и отвергнуть, закрывшись, замкнувшись на самом себе, на своих страданиях, потому что человеку дана свобода, и тогда он переживает тайну, называемую "адом". Пламя ада не что иное, как любовь Божия, но любовь отвергнутая, и она воспринимается как опаляющая. Наконец, третий шаг в его размышлениях - что Бог не справедлив с точки зрения человеческой справедливости, и он вспоминает евангельские притчи, начиная с притчи о работниках одиннадцатого часа, где ясно видно, что справедливость Бога не справедливость человеческая, но это - любовь. И тогда мы можем молиться, чтобы все были спасены.

Бог сильнее зла

Не нужно думать, что Бог мало чувствителен ко злу, совершенному человеком. Наоборот, Он как раз больше всех страдает. Но перед Богом зло не имеет последнего слова. Бог сильнее зла! В этом вся мощь христианской веры: нет сильного и слабого, добродетельного или наоборот, но повсюду - Христос, и Он сошел во ад, и не прекращает сходить в наш внутренний ад. И мы не бываем оставлены, даже когда чувствуем это. Да, входя в свет Бога, мы начинаем ясно видеть нашу жизнь, и нет ни одной слезинки, пролитой из–за нас, что не стала бы нашим внутренним адом, но именно тут–то и приходит Христос и встает между нами и нашим адом: "Я взял этот ад на Себя. И то, что Я даю тебе - это любовь Отца, ничего больше."

Святая Тереза из Лизье говорила: "Если бы я и совершила все преступления, какие возможно, я бы все равно чувствовала, что все это множество обид - лишь капля воды в пылающем костре." Есть прекрасные страницы у Исаака Сирина, которые увенчиваются песнью хвалы спасающему Богу, Который нас всех собирает в Свою любовь, обнимает всех Своей любовью.

Надежда

"Бог пришел, чтобы все люди были спасены" (1 Тим 2,4); грех же, - но никогда не окончательный приговор, - есть непонимание всего смысла и всей силы Воскресения. В конечном итоге грех - это отчаяние. Кто–то сказал, что грех Иуды не в том, что он предал Христа, а в том, что он отчаялся в своем спасении. И, быть может, когда мы упоминаем Иуду во время литургии, то это Иуда внутри каждого из нас, которого мы разоблачаем. Что касается личности Иуды, то его можно лишь предать таинственному милосердию Бога, молясь не о том, чтобы Бог помиловал, но чтобы человек открылся милосердию Божию.

И надо молиться за всех, потому что спасение всех не происходит автоматически: в сердце Бога весь мир уже спасен, но надо, чтобы люди открылись для спасения, которое им дарят. Жизнь и любовь движимы молитвой, и она всегда что–то меняет во взаимоотношениях человека и Бога - с Его милосердием, с Его светом. И мы не можем никак это измерить: для Бога нет границ ни пространства, ни времени, и человеческое существование уходит в бесконечность.

Я вспоминаю о встрече с известным мистиком нашего времени отцом Софронием с горы Афон, который на мой вопрос о том, что произойдет, если человек откажется открыть свое сердце и принять этот дар любви, ответил: "Будьте уверены: пока кто–нибудь будет томиться в аду, Христос останется с ним." И все те, кто комментировал Исаака Сирина, продолжая его традицию, говорят, что Бог стоит у дверей каждого сердца, даже когда они плотно закрыты, и, если нужно, Он будет ждать целую вечность, пока они не откроются Ему.

Эту надежду для всех я нашел в Тэзе, в этой общине, где действительно поняли, что Бог дает нам только Свою любовь, и что христиане призваны поступать так же: нести великую радость Воскресения и молиться, чтобы каждый человек принял эту любовь, дарованную всем.

Из истории Тэзе

Все началось в августе 1940 года с великого одиночества, когда двадцатипятилетний брат Роже переехал из родной Швейцарии во Францию, на родину своей матери. Вот уже многие годы он мечтал о создании общины, в которой бы день ото дня претворялась в жизнь идея примирения христиан, "где бы реально существовала доброжелательность сердца и где основой всего была бы любовь". Желая погрузиться в пучину человеческого отчаяния, он в разгар мировой войны поселился в бургундской деревушке Тэзе, в нескольких километрах от демаркационной линии, разделившей Францию надвое. Там он стал прятать у себя беженцев, в частности евреев, знавших, что его дом может послужить им укрытием при побеге из оккупированной зоны.

Понемногу к нему присоединялись другие братья, и на Пасху 1949 года они связали себя обетом безбрачия и жизни в общине в максимальной простоте.

В тишине долгого уединения зимой 1952 1953 года основатель общины написал Устав Тэзе, в котором изложил для братьев "основы жизни в общине."

Чтобы быть рядом со страждущими, некоторые братья начиная с 50–х годов отправляются жить в бедные страны.

С конца 50–х годов количество молодежи, приезжающей в Тэзе, значительно возросло. С 1962 года Тэзе постоянно посылает братьев и молодых друзей общины в Восточную Европу. Они приезжали туда тайком, чтобы не подвести тех, кого они там поддерживали.

А с 1966 года сестры из католической конгрегации Св. Андрея, основанной более семи веков назад, поселились в соседней деревне и стали помогать в приеме молодежи.

Сегодня в общине около сотни братьев, католиков и протестантов, более чем из 25 стран мира. Само ее существование являет собой конкретный знак примирения разобщенных христианских церквей и народов.

Братья не принимают никаких даров и пожертвований, а также отказываются от личного наследства. Собственным трудом зарабатывают они себе на жизнь и делятся с другими.

В наши дни небольшие общины братьев живут в самых бедных кварталах городов Азии, Африки, Южной и Северной Америки. Они приезжают туда, желая разделить условия жизни их обитателей, стать присутствием любви для обездоленных, для детей улицы, для заключенных, умирающих, для тех, кто до самой глубины души ранен людским безразличием, недостатком любви.

Каждую неделю в течение года молодежь со всего мира приезжает в Тэзе на встречи, собирающие от воскресенья до воскресенья до 6 тыс. человек более чем из 70–ти стран. С течением лет сотни тысяч молодых людей прошли через Тэзе, где они размышляли на тему "Внутренняя жизнь и человеческая солидарность". У источника веры они пытаются найти смысл своей жизни и готовятся к тому, чтобы, вернувшись домой, взять на себя то или иное служение.

В Тэзе приезжают и служители Церкви. Община принимала у себя папу Иоанна–Павла II, трех архиепископов Кентерберийских, православных митрополитов, 14 лютеранских епископов из Швеции, многих священников со всего мира.

Чтобы поддержать молодое поколение, Тэзе организует "паломничество доверия по земле". Оно не стремится создать молодежное движение, центром которого была бы община Тэзе, но - помочь молодым людям стать носителями мира, доверия, примирения в своих городах, университетах, на работе, в приходах, - действуя вместе с людьми других поколений. Одним из этапов этого "паломничества доверия по земле" являются Европейские встречи, собирающие на пять дней в конце каждого года десятки тысяч молодых людей в одном из крупных городов Западной или Восточной Европы. Так, в конце 1994 года более сотни тысяч молодых людей из всех европейских стран собрались в Париже.

По случаю Европейской встречи ежегодно брат Роже публикует "Письмо", которое переводят более чем на 50 языков, а затем обсуждают в течение года дома или во время встреч в Тэзе. Многие "Письма" основатель Тэзе писал, находясь в какой–либо из бедствующих стран (Индия, Чили, Гаити, Эфиопия, Филиппины, Южная Африка…).

В наши дни Тэзе повсюду напоминает о мире, примирении, ожидании весны Церкви: "Когда Церковь внимает, исцеляет, примиряет, она начинает сиять, становится ясным отражением любви" (брат Роже).

 

http://profilib.com/chtenie/136742/olive-kleman-teze-zemlya-doveriya-i-nadezhdy.php

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...