Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение темы, направленности и названия выступления




Уяснение темы выступления — первый этап его разработки. Тему мо­жет определить сам оратор или те, кто его приглашает для выступле­ния. Основные требования к выбору темы:

• она должна быть четко сформулирована;

• должна быть актуальной, доступной пониманию аудитории, интересной, полезной.

Направленность речи — это прежде всего поставленные перед ней задачи.

Основные цели выступления:

• информировать слушателя (дать определенные сведения, на­учить чему-либо);

• затронуть чувства слушателей (в этом случае оратор постарает­ся взволновать их);

• побудить к действиям (путем формирования убеждений, кото­рые являются мотивами поведения слушателей).

Краткие парламентские и митинговые речи, социально-бытовые выступления могут не иметь названия. И напротив, индивидуальные названия присущи академической и некоторым видам судебной речи.

Оценка аудитории и обстановки

Второй важный этап в подготов­ке речи — оценка состава аудитории и обстановки, в которой будет произноситься выступление.

Сведения об аудитории должны включать в себя:

• социальный состав (интеллигенция, рабочие, крестьяне);

• образовательный уровень (начальное, высшее или среднее об­разование);

• направление образования (гуманитарное или негуманитарное);

• возраст, поле и национальные особенности аудитории.

Также необходимо учитывать однородность аудитории по соста­ву, ее многочисленность, настроение, отношение к оратору и т.д.

Другая важная сторона — запросы аудитории. Нужно четко знать, че­го она хочет: провести время, удовлетворить духовные или информа­ционные запросы, повысить квалификацию.

При подготовке к выступлению важно знать, где оно будет прохо­дить: на улице, в зале или в небольшом помещении, есть ли там три­буна, микрофон, экран или доска для наглядного демонстрирования.

 

Планирование, работа над фактами и материалом

Необходи­мость составления предварительного плана речи не означает, что нуж­но строго придерживаться его. План может уточняться и изменяться по ходу подготовки речи. Предварительный план называют рабочим планом выступления. Рабочий план в основном применяется на ста­щи подбора материала. Без него, действительно, сложно разобраться и большом количестве теоретического и практического материала.

Вид, тема и состав слушателей предопределяют подбор материала, насыщенность речи теорией и фактами. Большое количество фактов необходимо проводить в докладе, лекции, судебной речи. Митинговая речь, в основном воздействующая на чувства аудитории, использует факты в минимальном количестве.

При умелом подборе факты и цифры придают выступлению убе­дительность, конкретность, доходчивость, предметность, обогащают речь оратора.

Критерии отбора фактов

1- Факты должны быть точными и достоверными.

2. Они должны быть подчинены общей теме и идее выступления.

3. Должно учитываться личное отношение оратора к факту, а также возможная реакция на него слушателей.

 

Работа с источниками фактов

Факты, которые используются в ре­чи оратора, могут быть взяты из различных источников. Основу их составляют факты из справочников, научной и научно-популярной литературы, документов, газет, журналов, энциклопедии и других письменных источников.

Работа с литературой. Здесь рекомендуются следующие этапы:

• чтение-отбор;

• чтение-ознакомление;

• чтение-изучение.

(1) Чтение-отбор ставит своей целью подготовку списка ли­тературы, так как досконально проработать всю имеющуюся по теме литературу невозможно. На этом этапе следует познако­миться с аннотациями книг, которые размещаются на обороте титульного листа или в конце книги. В них кратко излагается содержание, указывается классификационная характеристика книг (учебник, учебное пособие, справочник, методические ре­комендации и т.п.), даются сведения об авторах. При наличии предисловия и послесловия — прочитать их. В предисловии обычно представлена история написания книги, дано ее краткое содержание, перечисляются основные проблемы. В послесловии содержатся итоги изложенного, кратко повторяются главные положения работы (резюме). Далее следует просмотреть оглавление, дающее представление об основных вопросах книги, обратить внимание на таблицы, схемы, рисунки. Важен год издания кни­ги — желательно использовать источники, изданные в последние годы, так как сведения, опубликованные в них, еще не устарели.

Чтение-отбор позволяет определить, какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы и какие из них следует изучить детально.

(2) Чтение-ознакомление — это внимательное чтение выбран­ных книг с целью выяснения того, в каком источнике, на каких страницах можно найти нужный материал. С помощью закладок проводится разметка материала. Предварительный план выступ­ления на данном этапе работы уточняется, конкретизируется.

(3) Чтение-изучение — это полная проработка основопола­гающих источников по теме выступления, итогом которой яв­ляются выписки из книг по вопросам предварительного плана. Выписывается то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут оказаться нужными впоследствии. Вы­писки рекомендуется делать на карточках (стандартного размера, как библиографические карточки в каталогах). Их можно распо­ложить в любом порядке, перегруппировать, классифицировать. Этот вид фиксированной информации предполагает соблюдение некоторых правил:

• используются карточки одинакового размера;

• записи ведутся только на одной стороне листа;

• на каждой карточке делается не более одной записи;

• в верхней части карточки указывается тема (вопрос пла­на), к которой относится выписка, в нижней — выходные данные источника: фамилия и инициалы автора, название книги, статьи, название издательства, год издания, стра­ница, откуда берется цитируемый материал;

· если фиксируется телерадиоинформация, указываются све­дения о выступавшем, название сообщения, организация, заказавшая программу, дата, время передачи, радио или те­левизионный канал.

 

 

Цитаты необходимы в ораторской речи. Благодаря им можно по­вторить другим образом мысль оратора, избежать однообразия речи, предотвратить или снять утомление, придать убедительность выступ­лению. Недопустимо неумеренное цитирование, оно может загромоз­дить речь, снизить ее эффективность. Достоинства цитирования — не в использовании большого количества цитат, а в умении применять их правильно и к месту.

 

Полный текст речи

У ораторов существует несколько мнений отно­сительно того, нужно или не нужно писать полный текст речи. Первое мнение — полный текст писать необязательно, можно ограничиться конспектом речи. Многие ораторы поступают именно так.

Второе мнение — необязательно писать даже конспект, достаточно составить план и при выступлении придерживаться его. Но это могут позволить себе лишь очень опытные и уверенные ораторы.

Наконец, третье мне­ние: нужно всегда писать полный текст речи.

Выбор «писать или не писать» зависит от многих факторов: от опыт­ности и знаний оратора, а также от рода, вида и длительности речи. Даже опытные ораторы говорят, что отсутствие хотя бы плана речи вызывает ненужное волнение перед выступлением.

Репетиция речи

Когда будут готовы полный текст речи или ее кон­спект, тезисы и план выступления, возникает вопрос о репетиции.

Репетиция речи — это предварительное произнесение теста вслух (внешний монолог) или мысленно (внутренний монолог).

Репетиция нужна для того, чтобы уточнить время выступления, учитывая наиболее оптимальный темп произнесения речи (100— 120 слов в минуту). При этом лучше всего произносить текст вслух.

Во время репетиции необходимо обращать внимание на:

1) технику произношения, соответствие произносительным и ли­тературным нормам, правильное ударение в словах;

2) дикцию, темп речи, громкость голоса;

3) паузы, фразовые и логические ударения.

Во время репетиции можно проследить за тем, как выражаются голосом различные чувства и переживания.

Мимика, жесты, поза могут очень помочь оратору, и их тоже можно и нужно отрепетировать. Ораторы для этого часто используют зеркало. Благодаря такому «самолюбованию» можно избежать рез­ких, некрасивых жестов, искажающей лицо мимики.

Необходимо изучать свое лицо, на нем не должно быть застывше­го выражения. Также необходимо добиваться естественности позы, ее соответствия ситуации и тематике выступления.

Жесты тоже заслуживают особого внимания. С помощью жестов речи придается определенная доля выразитель­ности, но тем не менее при их использовании нужно помнить о чув­стве меры. Далеко не каждой фразе необходимо подчеркивание жеста­ми. Злоупотребление ими может вызвать невосприятие информации.

 

Чтение или говорение

После того как выступление подготовлено и отрепетировано, наступает момент встречи со слушателями. Перед оратором встает вопрос «как произносить речь?»

Три способа выступления

1. Чтение текста речи «по бумажке».

2. Воспроизведение текста речи по памяти с чтением отдельных фраг­ментов.

3. Свободная импровизация.

 

Способ произнесения зависит от рода и вида речи.

Читают речи в том случае, если нельзя отступать от текста: дипло­матические, торжественные, юбилейные, приветственные речи, офи­циальные доклады. В политической, официальной речи важно ка­ждое слово, поэтому нужно строго придерживаться текста.

Читая, оратор может потерять контакт с аудиторией, и воздей­ствие на нее в результате окажется минимальным. Как правило, бо­лее эффективными оказываются речи произнесенные, нежели про­читанные.

Но можно с успехом подать и прочитанную речь. Выступающий должен владеть своим голосом, читать незаметно и выразительно. Ошибка ораторов, читающих текст речи «по бумажке», заключается в том, что произнесение становится быстрым и монотонным, а в ре­зультате утомляет аудиторию. В итоге выступление часто носит фор­мальный характер.

 

Композиция речи

Композиция выступления — это закономерное, мотивированное со­держанием и замыслом расположение всех частей выступления.

Все части выступления любого рода и вида речи взаимосвязаны между собой, составляя неразрывное целое.

Перевод следующих друг за другом предложений или смысловых частей на собственный мыслительный язык называется элементар­ным пониманием речи, т.е., слушая, мы делаем в уме мысленную запись речи (стенограмму), делая попутно ее комментарий. Это выгля­дит примерно так: «Начал говорить. Сообщает, о чем будет идти речь. Приступил к основной теме. Рассказывает. Кажется, интересно. А вот это надо обязательно записать» и т.д. Подобный комментарий возни­кает как результат опоры на смысловые части, он устанавливает связь и последовательность частей выступления. Если выступление бессистемно, запутанно, непоследовательно, то слушающий не сможет сделать мысленного комментария, и речь в итоге воспримется с трудом.

 

Вступление

Талантливый оратор может с первых слов захватить аудиторию, сделать речь интересной и убедительной. Такой эффект — эторезультат правильного, обдуманного построения начала речи, вступления. Обычно выступающие начинают свою речь с этикетных формул: обращения, приветствия, представления, изъявления радости: Дамы и господа! Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! Здравствуйте! Разрешите вас поприветствовать! Разрешите представиться! Я рад возможно­сти выступить перед вами.

Для того чтобы выступление было успешным, нужно с самого на­чала завладеть вниманием аудитории и держать его до конца. Органи­зовать внимание необходимо с самого начала. Это можно сделать раз­личными способами: привести яркий пример, пошутить, рассказать что-нибудь неожиданное, допустить какую-нибудь преднамеренную странность, задать интересный вопрос, т.е. заинтриговать слушателей.

За интригующим началом идет вступление. Вступление обяза­тельно не в каждом виде и роде речи. В академической речи вступле­ние используется для того, чтобы ввести слушателей в сущность со­держания и подготовить их к восприятию изложения. В нем обычно сообщается тема лекции или доклада, перечисляются вопросы и про­блемы, которые будут рассмотрены в выступлении.

Вступление широко используется в судебных речах. Иногда в peчах адвоката вступление занимает значительную часть всего выступления. Это делается с той целью, чтобы заинтересовать судей, распо­ложить их к подзащитному.

Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глуб­же осмыслить высказанное положение. Так, один из лекто­ров, выступающий по проблемам молодежи, удачно использо­вал прием парадоксального цитирования для создания опреде­ленного эмоционального настроя слушателей, для подготовки аудитории к восприятию своих идей. Обратившись к аудито­рии, он прочитал такие цитаты:

1. Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков.

2. Я утратил всякие надежды относительно будущего на­шей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь
невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

3. Наш мир достиг критической стадии. Дети уже больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек.

4. Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколе­ние сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу куль­туру.

Когда часть слушателей аплодисментами поддержала вы­сказанные мнения, так как они совпали с их собственными оценками современной молодежи, лектор назвал имена ав­торов цитат. Первая заимствована у Сократа (470—399 гг. до н. э.), вторая — у Гесиода (720 г. до н. э.), третье изре­чение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. э., четвертая обнаружена на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона, возраст горшка — свы­ше 3000 лет.

 

Главная часть

В главной части содержания речи излагается ее основ­ной материал. Основная мысль речи также формулируется в главной части. Если оратор знает, что его аудитория нейтральна или не заин­тересована, то он может привести основную мысль речи в начале главной части. В том случае, если слушатель заинтересован, неравно душен к содержанию речи, основная мысль может быть приведена в конце главной части. Подобное размещение главной мысли обусло­влено психологическим законом памяти. Он называется «законом первого и последнего места», или «фактором края». Суть этого зако­на заключается в следующем: то, что находится в конце или в начале последовательности, запоминается лучше. Следует отметить, что че­ловек способен внимательно слушать оратора в течение 25 мин, по­том внимание снижается. Чтобы этого не произошло, следует в про­межутке между 20-й и 25-й мин выступления ненадолго переключить внимание аудитории.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...