Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция №8. Принципы обучения риторике.

1. Общедидактические принципы обучения.

2. Специфические принципы обучения риторике.

-1-

Принципы обучения – это наиболее общие идеи, лежащие в основе любой методической системы. Ими руководствуются при выборе конкретных методов и форм обучения, разработке системы упражнений. Принципы вытекают из законов познания и логики предмета. Различают общедидактические, то есть свойственные любой учебной дисциплине, и специфические принципы обучения.

Применительно к обучению риторике в школе действует ряд общедидактических принципов: научности; систематичности; наглядности; доступности; единства обучения и воспитания; индивидуального подхода; историзма; связи теории с практикой; развивающего обучения.

Рассмотрим указанные принципы.

В соответствии с принципом научности учащиеся получают представление о риторике не как о своде советов, помогающих вести речевое взаимодействие, а как о целостной научной системе, которой свойствен ряд закономерностей. Один из основоположников русской риторической школы
М.В. Ломоносов, говоря о способах овладения ораторским мастерством, подчеркивал значимость изучения научных основ, понимая под “наукой” познание “нужных правил, которые показывают подлинный путь к красноречию” [205, c.71-72]. Согласно принципу научности знания по риторике должны излагаться в полном соответствии с данными классической и современной науки. Учащиеся знакомятся с теоретическими разработками античных авторов, в частности, Цицерона, Аристотеля, русских дореволюционных мыслителей, современных ученых. Необходимо подчеркивать, что современная риторика опирается на данные других речеведческих наук, использует знания психологии, логики, этики. В совокупности с этими науками риторика является частью системы знаний, способом познания сложных явлений действительности.

Отражая мир как систему взаимосвязанных предметов и явлений, наука опирается на принцип систематичности. Такой подход свойствен и риторике. Классический риторический канон как путь от мысли к слову состоит из пяти этапов: 1) инвенция, или порождение идей и содержания речи;
2) диспозиция, или расположение мыслей по порядку; 3) элокуция, или подбор подходящей словесной формы; 4) меморио: укрепление подготовленной речи в памяти; 5) акцио, или произнесение.

Каждому из указанных этапов речемыслительного цикла присущи свои правила и законы, которые тесно взаимосвязаны. Эти законы отражает риторика как наука, поэтому еще со времен античности ее принято делить на пять частей, соответствующих этапам превращения мысли в слово. Сегодня к исторически сложившемуся пятичастному делению алгоритма мыслеречевой деятельности можно добавить еще один немаловажный этап – этап анализа произнесенной речи. Обучение риторике невозможно без полного и последовательного освоения всех указанных частей. Пропуск хотя бы одного звена ведет к разрыву всей логической цепочки, что делает обучение не только неэффективным, но и попросту бессмысленным.

С другой стороны, принцип систематичности предполагает и строгий отбор и систематизацию форм, методов и приемов обучения, что делает обучение четким, полным и эффективным.

Принцип наглядности требует от педагога привлечения к обучению зрительного анализатора учащихся, что значительно укрепляет качество усвоения и запоминания материала. Так, интересна подача материала в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков. Значительно усиливает интерес к обучению применение видеотехники. Видеофрагменты с выступлениями опытных ораторов (как и посещение лекций) помогут учащимся построить образ оратора, достойного подражания, а записи пробных выступлений провести качественный анализ и самоанализ произнесенной речи. Для ритора важно уметь использовать способность слушателя к ассоциативному мышлению, поэтому речь учителя риторики как образец для учащихся должна быть красивой и образной, вызывающей различные ассоциации в воображении школьников. Кроме того, будущие ораторы сами учатся использовать наглядность, в том числе и словесную, во время учебных выступлений на уроках риторики.

Принцип доступности определяет такой подход к отбору и подаче учебного материала по риторике, организации обучения, при котором учитываются возрастные особенности, уровень развития и обученности школьников. Согласно этому принципу, например, такая традиционно применяемая в вузах форма обучения, как лекция, может быть использована и в школе, но в адаптированном виде. Дидактический материал должен быть отобран таким образом, чтобы с одной стороны он позволял дать полную картину о предмете, а с другой – исключал перегрузку учащихся.

Неразрывность обучения и воспитания вытекает из особенностей предмета риторики – живого слова, способного влиять на слушателей. Не только уважение к слову, не только культура речи являются воспитательной целью уроков риторики. Еще античные риторы подчеркивали необходимость безусловного почитания оратором истины. По мнению Аристотеля, прежде чем стать хорошим оратором, надо стать хорошим человеком. Этический аспект риторики затрагивали и русские ученые; Н.Ф. Кошанский писал: “Истинно красноречивым может называться тот, кто соединит красноречие ума и сердца с красноречием добродетели” (…). Важно то, в чьи руки попадет риторическое знание. Поэтому на уроках риторики должны воспитываться такие качества, как бережное, осторожное отношение к слову (“Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...”); уважение к человеку как носителю слова и творцу; терпимость к чужому мнению, желание познать его; приоритетное отношение к истине; потребность в самосовершенствовании; способность к самостоятельному поиску новых знаний, к глубокому познанию предметов и явлений действительности.

Кроме того, использование на уроках местного материала, в частности, привлечение в качестве образцов отрывков речей знаменитых земляков, является средством воспитания патриотического начала.

В условиях современной школы с ее традиционной системой коллективного обучения действует принцип индивидуальности обучения риторике. У каждого ребенка свой уровень развития, свой жизненный опыт, свои притязания. Чтобы максимально удовлетворить потребности каждого школьника в получении знаний, на уроках риторики применяются индивидуальные методы обучения, например, работа с раздаточным материалом, дифференцированные домашние задания, самоисследования, самоанализ. Практикуется составление индивидуальной программы развития определенных качеств, составление личных памяток, ведение диагностических карт. Для самоконтроля на уроках применяются настольные зеркала, диктофоны; сольные и групповые выступления учащихся записываются на видеопленку. Учащиеся, проявившие особый интерес к предмету, выполняют исследовательские работы под руководством педагога.

Принцип историзма нацеливает на постижение риторики в ее историческом развитии. Многовековая история ораторского мастерства, знавшая эпохи взлета и падения, достойна изучения. Основы науки, ее терминология заложены еще во времена Древней Греции и Рима. В ходе обучения дети знакомятся с идеями античных авторов, риторическими художествами Древней Руси, взглядами русских теоретиков, деятельностью знаменитых академических и судебных ораторов России. Сравнение взглядов древних риторов и современных ученых позволяет более полно усвоить предмет. Такой подход поможет оценить значение риторики в разные исторические периоды. В риторике хорошо видны, с одной стороны, преемственность традиций и взаимовлияние различных культур, а с другой – отпечаток этнической культуры определенного народа. Поэтому познание истории риторики позволит учащимся дополнить картину исторического развития нашей страны, нашей культуры.

Принцип связи теоретического обучения с практикой предполагает проведение работы по повышению культуры речи, развитию умений работы со словарями и справочными пособиями, ознакомление с различными правилами речевого взаимодействия (правила ведения беседы, разговора по телефону, написания писем, участия в споре и т.п.). Изучаемые на уроках правила часто носят инструктивный характер, содержат рекомендации по речевому поведению. Знание теоретических сведений закрепляется во время практических занятий, на них отшлифовываются и соответствующие навыки. На подобных уроках моделируется реальная ситуация, в которой каждому участнику предназначается определенная роль, что развивает способность к импровизации, умение принимать решения, находить правильный выход. Осознание того, что изучаемый материал необходим в практической деятельности, значительно повышает мотивацию к обучению.

Развивающий характер обучения риторике как принцип понимается нами следующим образом. С одной стороны, необходимо подбирать упражнения, давать задания так, чтобы они развивали мышление и речь учащихся. Это могут быть разного рода логические задачи, упражнения аналитического характера, сочинения-рассуждения, упражнения на установление причинно-следственных связей и т.д. А с другой стороны, необходимо давать учащимся толчок к саморазвитию. Самонаблюдение, анализ своих выступлений, вера в то, что систематические занятия позволят развить в себе ораторские качества помогут учащимся добиться успеха. На уроках риторики необходимо развивать: коммуникабельность, произносительные навыки, мыслительные операции, необходимые для порождения и понимания речи, эмоционально-волевую сферу, творческое воображение, память.

-2-

Поскольку методика обучения риторике, безусловно, близка методике обучения русскому языку, то ей свойственны и принципы обучения русскому языку. Эти принципы описаны в работах известных ученых-методистов
М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Г.Н. Приступы, А.В. Текучева, Л.П. Федоренко. Назовем некоторые: взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию связной речи; принцип внимания к материи языка, принцип понимания языковых значений и синхронного развития лексических и грамматических навыков, принцип различения сообщающей и стилистической функций языка и др. Но несмотря на близость с методикой обучения русскому языку, обучение риторике имеет и свои, специфические принципы. Известны попытки описать их. Так, например, в диссертационном исследовании Л.А. Анисаровой [13] названы четыре принципа обучения риторике: опоры на положения классической риторики; опоры на данные современных речеведческих наук; приоритетной работы с текстом; соответствия конечной цели обучения риторике современным социальным условиям. На наш взгляд, особо интересен принцип опоры на данные современных речеведческих наук, так как психолингвистика, социальная лингвистика, лингвосоциопсихология подкрепляют риторику своими знаниями, вооружают новыми подходами к решению различных проблем, создают значительную теоретическую базу для методики обучения риторике.

Т.А. Ладыженская сформулировала следующие принципы обучения риторике:

• перспективных динамических связей;

• учёта сферы повышенной речевой

• деятельности учащихся;

• сквозных методических идей (воспитания внимания и уважения к людям, желания контактировать, овладеть речью для самовыражения и осуществления жизненных задач, формирования речевой самооценки);

• практической направленности.

Указанные принципы обучения риторике можно дополнить следующими:

во-первых, принцип создания на уроках активной речевой среды;

во-вторых, принцип обучения созданию текста, ориентированного на конкретного адресата;

в-третьих, принцип обучения на материале риторики методам научного познания (наблюдению, сравнению, анализу и др.);

в-четвертых, принцип риторизации всего процесса обучения.

Рассмотрим их.

Принцип создания на уроках активной речевой среды вытекает из закономерности усвоения родной речи, которую Л.П. Федоренко сформулировала как “зависимость результата усвоения речи от развивающего потенциала речевой среды” [281, c. 15]. Эта зависимость состоит в том, что чем богаче речь окружающих, чем охотнее и активнее вступает в речевое взаимодействие ребенок, то есть чем больше развивающий потенциал речевой среды, тем эффективнее будет работа по речевому развитию. Поэтому в задачу учителя входит такое построение уроков риторики, при котором как можно больше активизируется мышление, память, речь учащихся, появляется естественная потребность говорить, актуализируются цели обучения риторике. Такой подход к обучению реализуется через создание на уроках различных ситуаций живого общения, которые заставляют учащихся активно применять полученные теоретические сведения на практике, отшлифовывают сформированные навыки. Значительно активизируют коммуникативные устремления учащихся различные виды внеклассных занятий (ученические собрания, конференции, участие в школьных мероприятиях и т.п.). В качестве примера построения урока по принципу создания активной речевой среды можно привести урок “Ошибки начинающего оратора” (VIII класс), разработанный в виде круглого стола. Данный урок может быть проведен после урока-практикума, во время которого учащиеся выступали с сообщениями перед учениками младших классов. Цель круглого стола – проанализировать выступления с точки зрения наличия ошибок, свойственных начинающим ораторам (например, в установлении контакта с аудиторией, использовании интонационных и изобразительно-выразительных средств речи, в выборе темы и композиционном оформлении речи, использовании основных и вспомогательных средств аргументации и т.д.). Выбранная форма (круглый стол) должна поставить ученика в условия, схожие с естественными, высказывания каждого участника близки к тем, которые существуют в жизни, когда удовлетворяется потребность в коммуникации. Активизирует приведенную в качестве примера речевую ситуацию ряд факторов: нетрадиционное оформление учебного пространства, связь теоретического и практического обучения, личное участие каждого в подготовительной работе, использование современных технических средств обучения (в частности, некоторые выступления целесообразно записать на видеопленку для подробного анализа), распределение ролей (можно заранее назначить ведущего круглого стола, аналитическую группу, группу “Резюме” и т.д.).

Увеличивают развивающий потенциал речевой среды и особые типы уроков по риторике: ролевой тренинг, практикум, урок-экскурсия.

Опора на принцип активизации речевой среды на уроках риторики требует от учителя и более четкого отбора дидактического материала. Так, в качестве риторических образцов должны отбираться тексты, в процессе анализа которых не только усваиваются теоретические сведения, осваиваются различные модели построения высказывания, но и обогащается лексический запас учащихся, развивается способность постигать авторский замысел, чувствовать красоту и выразительность живого русского слова.

Принцип обучения созданию текста, ориентированного на конкретного адресата вытекает из современного понимания риторики как “теории и мастерства целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи” [187, c. 32]. Понятия “воздействующая”, “гармонизирующая” предполагают, что в любой речевой ситуации присутствуют по крайней мере два участника: слушатель и оратор (вспомним Аристотелеву триаду “оратор – речь – слушатель”!), причем все действия первого направлены на то, чтобы не только побудить у адресата желание слушать, но и сделать его лицом активным, деятельным. Каждый слушатель – это носитель определенного социального статуса, половозрастных признаков, личных особенностей (характер, образование, мировоззрение, вкусы), выполняющий какую-то роль по отношению к говорящему, что-то от него ожидающий. Учет этих и других признаков, в совокупности составляющий социальный портрет аудитории, необходим при подготовке любой речи. Заранее ориентируясь на потенциального адресата, прогнозируя его реакцию на речь, предполагая наличие оппозиционных точек зрения, готовясь ответить на возможные вопросы, оратор создает даже монологичную речь как “свернутый диалог” (С.Ф. Иванова).

Ориентация на указанный принцип определяет введение в курс риторики таких тем, как “Типы слушателей”, “Как мы слушаем”, “Оценка поведения говорящего”, “Оратор и аудитория” и других, применение специальных методов обучения созданию текста, характеризуемого как “свернутый диалог” (анализ текстов с точки зрения коммуникативного намерения автора и адресности, построение собственных высказываний, составление социального портрета аудитории, прогнозирование итогов выступления, введение в текст средств диалогизации речи).

Принцип обучения на материале риторики методам научного познания состоит в том, что изучение данной дисциплины позволяет выработать у учащихся первичные навыки проведения исследования. Как известно, к методам научного познания относятся наблюдение, сравнение, анализ, обобщение, эксперимент и др. Применение этих методов в процессе обучения риторике не только повышает эффективность усвоения учебного материала, но и создает базу для дальнейшей познавательной деятельности учащихся применительно к любому предмету, то есть развивает так называемые общедидактические навыки.

Принцип риторизации всего процесса обучения – настоятельное требование времени. Он вытекает из логики предмета, ведь еще Аристотель, определяя риторику, говорил, что риторика “способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета...”, таким образом подчеркивая всеобщий характер риторического знания. Эту мысль мы находим и в определении М.В. Ломоносова, который считал риторику искусством
“о всякой данной материи красно говорить”. Знание теории красноречия необходимо при изучении любой дисциплины, ведь в процессе изучения дети составляют тексты, выступают, высказывают свое мнение. Но наблюдение за школьной практикой показывает, что не всегда соблюдается единство требований к речи учащихся (в том числе к таким ее качествам, как чистота, выразительность, правильность), нет единых критериев оценки докладов и сообщений, не всегда уделяется достаточно внимания работе над стилем и композицией ученических письменных и устных текстов (исключения, как правило, составляют работы по русскому языку и литературе). Редко на уроках применяются такие приемы обучения, как учебный спор, обмен мнениями, дискуссия. Отсюда и невостребованность полученных на уроках риторики знаний, и неумение их перенести на материал прочих предметов, а следовательно, и отставание в развитии речи учащихся, засилие речевых ошибок. Такой подход не может удовлетворить социальный заказ на подготовку риторически образованных выпускников школ, поэтому проблема риторизации обучения стала весьма актуальной. Что же можно предложить для решения этой проблемы? По нашему мнению, необходимы следующие направления деятельности:

1) выработка и внедрение в практику школы единых требований к речи учащихся, их творческим работам устного и письменного характера, системы и критериев их оценки;

2) повышение уровня риторического образования педагогов;

3) проведение интегрированных экзаменов, когда на материале любого учебного предмета проходит диагностика уровня развития риторической компетенции учащихся;

4) проведение внеклассной работы по риторике;

5) применение при обучении любому предмету методов и форм, активизирующих речь учащихся, повышающих потребность в коммуникации и создающих условия для реализации данной потребности (дискуссия, учебный спор, защита реферата и проекта и т.д.).

Из сказанного можно сделать выводы: обучение риторике основывается, во-первых, на ряде общедидактических принципов, во-вторых, на принципах, свойственных обучению родной речи, сформулированных А.В. Гвоздевым, Л.П. Федоренко. В-третьих, нами предпринята попытка сформулировать специфические принципы обучения риторике, к которым мы отнесли принцип создания на уроках активной речевой среды; принцип обучения созданию текста, ориентированного на конкретного адресата; принцип обучения на материале риторики методам научного познания (наблюдению, сравнению, анализу и др.); принцип риторизации всего процесса обучения. Эти принципы определяют подбор конкретных форм, методов и приемов обучения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...