Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Старые и новые типы пути и полотна на мостах 8 глава




Для уменьшения изгиба поясов в пределах между смежными узлами можно поставить дополнительные элементы, показанные на рис. 81, в пунктиром. Здесь нижний пояс подвешен к верхним узлам подвесками, а верхний подперт с нижних узлов стой­ками. В низу подвесок (или в верху стоек), а также в основных уз­лах удобно прикрепить поперечные балки проезжей части (см. рис. 80, б). Именно по этому типу выполнены распространенные фермы (рис. 82).

Рис. 82. Схема фермы в пролетном строении 66 м

 

Характер и изменение усилий в элементах балочных разрезных ферм частично уже пояснены (стр. 68): элементы верхнего пояса всегда сжаты, а нижнего — растянуты; восходящие вверх к сере­дине пролета раскосы сжаты, а обратные им, нисходящие вниз к середине — растянуты. Лишь в некоторых раскосах средней части пролета при несимметричном расположении на нем временной на­грузки растяжение может смениться сжатием и, наоборот, по мере перемещения поезда по пролету. Дополнительные элементы, такие, как стойки и подвески, не примыкающие хотя бы одним концом к раскосам, т. е. поддерживающие пояса ферм между основными узлами, соответственно сжаты или растянуты.

Фермы с параллельными поясами и решеткой по такой простой схеме приняты для современных пролетных строений пролетами от 33 до 110 м.

Для ферм характерно преимущественно осевое (продольное) действие сил в элементах под нагрузкой, когда она передается по­перечными балками в узлы ферм. Все элементы ферм сжаты или растянуты. Из-за жесткости соединений в узлах элементы испы­тывают еще изгиб, но в обычных конструкциях он невелик.

Известно несколько видов ферм. Помимо расположения езды и типа соединений, фермы различаются по очертанию поясов, сис­теме решетки, сечению элементов.

Схемы ферм

По очертанию поясов фермы бывают с параллельными поя­сами (см: рис. 82) и с одним прямым поясом в уровне расположе­ния езды, а с другим — полигональным, изогнутым в узлах. Полигональность поясов ферм различная: от криволинейной (в частности, по параболе или гиперболе, рис. 83, а), к чему нередко прибегали раньше даже для небольших пролетов (33—44 м), до переломов лишь в отдельных узлах (рис. 83,б), как это делают для больших пролетов (более 80—100 м).

Уменьшение высоты к опоре при больших пролетах несколько снижает расход металла. Известно, что усилия в параллельных поясах фермы, как и балки, уменьшаются от середины пролета к опоре (см. рис. 73). Усилия в раскосах, как и в стенке сплошных балок, наоборот, к опоре увеличиваются.

Это изменение сил условно изображено на рис. 84, а в виде различной ширины полос для соответствующих элементов. Заметим, что при уменьшении высоты фермы усилия в поясах возрастают. Поэтому, снижая к опоре высоту ферм (рис. 84, б), можно уменьшить разницу усилий во всех элементах каждого пояса. Очертание поясов по параболе позволяет выравнивать по всему пролету усилия в поясах, а по гиперболе — усилия в раскосах.

Высота фермы с параллельными поясами, принятая одинаковой для всего пролета исходя из наибольшей величины усилия поясов в середине фермы, является излишней для остальных ее частей. Избыточная высота ферм особенно нежелательна для наиболее сжатых опорных раскосов, поскольку увеличивает вероятность их выпучивания при продольном изгибе и, следовательно, требует увеличения их мощности. По условиям габарита высота пролетного строения при езде понизу 7—8 м вполне достаточна, в то время как фермы пролетом 88—110 м по условиям оптимального расхода металла имеют высоту в средней части про­лета 15 м.

Таким образом, снижение высоты фермы к опорам, без утяжеления поясов, сокращает длину (и мощность) элементов решетки. Однако облегчение таким путем ферм получается незначительным (до 3% общего веса), а при небольших пролетах — и того меньше, что не оправдывает более сложного их изготовления.

Между тем при параллельных поясах ферм по совре­менным проектам, как и прежде во многих фермах с треугольной решеткой, используется возможность облегчения конструкции сов­мещением неездового пояса с опорным раскосом. Благодаря этому в таких фермах с «острым» опорным узлом исключаются опорные стойки и элементы пояса по одному с каждого конца, а в пролетном строении, кроме того, и связи в плоскостях исключен­ных элементов. Фермы с острыми опорными узлами применимы при езде понизу и реже поверху, так как в последнем случае надо наращивать опоры.

По системе решеток мостовые фермы, включая старые конст­рукции, более разнообразны.

В начальный период внедрения металлических ферм они во многом напоминали более ранние деревянные фермы Гау-Журавского. Такова, в частности, крестовая решетка фермы с криво-

Рис. 83. Схемы ферм: а — с криволинейным очертанием пояса; б — с полигональным

 

 

линейным поясом по рис. 83, а. Таковы и многорешетчатые фермы (рис.85), повторяющие дощатые (см. рис. 54, в).

Среди старых систем решеток ферм были распространены так­же раскосные и многораскосные (рис. 86). Многорас­косные состоят из нескольких простых раскосных решеток (на рис. 86, б показаны порознь пунктиром).

В раскосной решетке раскосы и стойки являются основными элементами. В отличие от треугольной решетки, где стойки (под­вески) могут и не быть, здесь, в раскосной, они обязательны. Без стоек ферма становится легкоизменяемой. При нисходящих ра­стянутых раскосах (рис. 86, а —верхняя ферма) стойки сжаты в случае полного загружения пролета. При восходящих сжатых ра­скосах (рис. 86, а —нижняя ферма) стойки (подвески) растянуты.

Разновидностью раскосной решетки является полураскос­ная (рис. 86, в); в ней при том же наклоне раскосов вдвое уко­рочены панель и продольные балки, а также свободная длина раскосов, зато намного больше элементов и узлов.

В ромбической решетке (.рис. 86, г) крайние полураскосы примыкают, как и в полураскосной решетке, к серединам опор­ных стоек, но в отличие от нее — все остальные раскосы полной длины и без стоек. Исключение составляет один вертикальный или вместо него, как показано,— горизонтальный элемент, без которого конструкция является геометрически изменяемой. В не­которых мостах ромбическая ре­шетка снабжена полуподвесками (полустойками) от узла пересе­чения раскосов до ездового поя­са, так как вертикальные элемен­ты удобнее для прикрепления к ним поперечных балок.

Все эти решетки—крес­товая, многорешетчатая, полу­раскосная, ромбическая — не оп­равдали себя в эксплуатации, сложны в изготовлении. Они со­хранились лишь в старых мос­тах.

Теперь применяют более со­вершенную треугольную решетку обычно с подвесками и стойками.

В узлах ферм к подвескам или стойкам прикрепляют попе­речные балки проезжей части. Таким образом, расстояние меж­ду смежными узлами (панель)

определяет длину и мощность продольных балок. Поэтому в фер­мах больших пролетов, имеющих треугольную решетку с подвес­ками и стойками, у концов раскосов ставят еще другие дополни» тельные элементы для уменьшения панели (и длины продольных балок).

На рис. 87, а пунктиром показаны дополнительные под­вески— стойки, которые пересекают раскосы. Воспринимая на­грузку от поперечной балки, подвеска-стойка передает эту нагруз­ку раскосу и поясам, изгибая их книзу, а для того, чтобы воспре­пятствовать этому изгибу, пересечение раскоса с подвеской укрепляют полураскосом-шпренгелем (рис. 87, б). При наличии шпренгеля верхняя часть подвески-стойки поддерживает от изгиба верхний пояс и, следовательно, сжата, а нижняя часть, воспринимая нагрузку от поперечной балки, растянута. На рис. 87, в, помимо подвесок-стоек и шпренгелей, показаны еще гори­зонтальные распорки - стяжки, они укрепляют от про­дольного изгиба длинные сжатые стойки.

В послевоенные годы нашли применение пролетные строения, разработанные Проектстальконструкцией. В них фермы пролетом 77—110 м имеют параллельные пояса и двухрешетчатую систему раскосов с дополнительными стойками-подвесками (рис. 88). Благодаря большой стандартизации размеров и элементов для различных пролетов они проще в изготовлении, но зато более трудоемки при монтаже, тяжелее и менее удачны в эксплуата­ции из-за конструктивных упрощений.

С 1955 г. пролетные строения изготовляют по типовым проек­там МПС (рис. 89). Они в достаточной мере учитывают все основ­ные требования — унификацию элементов, невысокую трудоем­кость изготовления и монтажа, наибольшую жесткость и проч­ность при оптимальном рас­ходе металла, простоту содержания.

Рис. 88. Ферма Проектстальконструкции

Использование низколегированной стали в проектах 1969 г. по­зволило уменьшить массу металла пролетных строений примерно на 10%, а при замене клепаных элементов сварными — еще на 10% по сравнению с указанным на рис. 89.

Элементы ферм и их узловые соединения

Величина усилий в элементах поясов и решетки ферм зависят от величины пролета, нагрузки, очертания поясов, месторасполо­жения элементов в ферме (см. рис. 84).

Соответственно разной величине усилий различны и поперечные сечения элементов. Элемент состоит, как правило, из набора угол­ков и листов необходимых размеров и в определенном количестве, объединенных в неизменяемый стержень. Форма поперечного сече­ния обусловливается характерам усилий (сжатый или растянутый элемент), конструкцией соединения элементов, а также удобства­ми изготовления, монтажа и эксплуатации.

Многообразие сечений составных элементов ферм можно све­сти к трем основным формам: тавровое, коробчатое, двутавровое.

Тавровое сечение (рис. 90, а) для верхних и нижних поясов присуще старым типам ферм. Изменение мощности сечения здесь достигалось изменением числа горизонтальных листов. На верти­кальный лист таврового одностенчатого сечения поясов на-

клепывали плоские раскосы многораскос­ных и многорешетча­тых ферм. Более мощ­ные элементы получа­лись при двустен­чатых сечениях (рис. 90, б). Здесь вместо одной вертикальной стенки —две. Но боль­шая часть металла в горизонтальных паке­тах. Двустенчатым поя­сам соответствовали и двухветвевые элементы решетки из листов (иногда с уголками), объединенных в одно сечение.

Сечения поясов, раскосов и стоек старых ферм (рис 91-I) об­ладают серьезными недостатками. Сильное загрязнение нижних поясов и скопление в них воды ускоряет ржавление ме­талла. Сосредоточение металла в горизонтальных листах ослож­няет выклеику толстых пакетов листов. Неудачна и передача уси­лии с элементов решетки на пояса через тонкие вертикальные стенки и легкие поясные уголки.

Дальнейшим улучшением сечений поясов явилось перенесение основной части металла с горизонтальных пакетов в вертикальные (рис. 91—11, а и б). В таком коробчатом сечении поясов современ­ных ферм металл в большей части расположен в стенках которые непосредственно воспринимают усилия с решетки. Обе объединен­ные ветви в этом сечении — швеллерного (реже 2-образного) вида. В верхнем поясе их объединяет вверху сплошной лист, а внизу —легкая решетка (показанная пунктиром) из уголков полос или планок. '

В нижнем поясе такая соединительная решетка, обыч­но из планок, имеется в верху и внизу сечения.

Сплошной горизонтальный лист в верхнем поясе предохраняет от загрязнения, но, главное, как и уголки, поставленные горизон­тальными полками наружу, увеличивает сопротивление стержня выпучиванию при продольном изгибе, что важно для сжатых эле­ментов. В растянутом нижнем поясе этого не требуется, уголки об­ращены внутрь сечения и в таком положении не мешают прекреплению поперечных балок (при езде понизу).

Сечение раскосов современных ферм состоит из двух состав­ных (редко прокатных) швеллеров, объединенных соединительной решеткой из уголков или планками (рис. 91—II, в, г).

Для сжатых опорных раскосов в фермах с «острыми» опорны­ми узлами обычно применяют такие же сечения, как для верхних

Рис. 91. Сечения элементов ферм:

I—старых; II — современных клепаных; III — Проектстальконструкции; IV —современных

сварных; а — верхние пояса; б — нижние пояса; в — растянутые раскосы; г — сжатые раскосы; д —

стойки; е— подвески; 1 — уголки жесткости; 2 — соединительная решетка

поясов; другие раскосы по своему сечению в большинстве однотип­ны с нижними поясами.

Сечения подвесок и стоек обычно в виде двутавра из четырех уголков с планками или листами (рис. 91—II, д, е).

Двутавровое сечение использовано в фермах Проектсталькон­струкции для всех основных элементов — обоих поясов и решетки (рис. 91—III). Его называют еще Н-образным. Для изменения его мощности ставят различные по размерам уголки, а в крайнем случае наклепывают листы. Простота такого сечения (без верти­кальных листов) облегчает изготовление. Но Н-образные сечения не лишены недостатков. Горизонтальный сплошной лист в поясах служит местом загрязнения и ускоренного ржавления. Этот дефект не устраняется полностью и при водоотводных отверстиях в листе. Незакрепленные по краям ветви элементов Н-образного сечения имеют также пониженную местную (в пределах между уз­лами ферм) устойчивость, а следовательно, и повышенную гиб­кость, что исключает возможность их применения для больших длин.

 

Таковы характерные сечения клепаных элементов ферм экс­плуатируемых мостов.

Сварные элементы широко применяемых в последнее время клепано- и болтосварных пролетных строений выполняют двух ти­пов сечений (рис. 91—IV): Н-образного (главным образом для решетки ферм) и коробча­того для поясов — верхнего, б —нижнего), иногда и для раскосов.

Ветви в двустенчатых (в том числе и коробчатых) эле­ментах объединяют решеткой (рис. 92) из узких полос, уголков или планками, а также перфорирован­ными листами (с отвер­стиями для возможности вы-клепки элемента и окраски внутри). Перфорированные листы более современны и прогрессивны. Объединяя вет­ви, они вместе с тем входят в рабочее сечение элемента (ис­ключая ослабление отверстия­ми), что экономно, менее тру­доемко в изготовлении и про­ще в эксплуатации.

Для сварных элементов (рис. 92, г) перфорированные листы сверх того позволяют избавиться от менее жела­тельных прерывистых швов, неизбежных при планках. На заводах теперь освоены авто­маты для угловых швов, как

 

снаружи, так и внутри коробчатых элементов, имеющих размеры не менее 44X46 см.

Соединительные решетки, листы, объединяя ветви, создают жесткость элемента против изгиба, но не препятствуют перекосу сечения (рис. 93, а). Возможность перекоса устраняют диафраг­мами — поперечными листами (рис. 93, б).

Элементы ферм пролетных строений соединяют с помощью плоских и уголковых накладок, фасонок. На рис. 94 изобра­жено соединение элементов нижнего пояса, раскосов и стойки в узле клепаной фермы с Н-образными элементами. Прикрепление продольных балок к поперечным было приведено на рис. 79, а, по­перечных к фермам — на рис. 80.

Связи в пролетных строениях с фермами

Обе фермы, как и оплошные балки, объединяются в неизменяе­мую пространственную конструкцию пролетного строения продоль­ными и поперечными связями (рис. 95). Продольные связи ставят по верхним и нижним поясам на всю длину пролетного строения. Среди различных типов продольных связей (рис. 96) чаще других применяют крестовые, как более практичные.

Поперечные связи зависят от расположения езды (см. рис, 76). При езде понизу габарит подвижного состава не позволяет разме­стить наиболее простые крестовые связи по всей высоте пролетного строения. Но вместо крестовых возможны и другие связи.

Изменению формы стержневого прямоугольника (рис. 97, а) препятствуют одна или две диагонали связей (рис. 97, б).

Неизменяемость можно придать и наклонными элементами в уг­лах (рис. 97, в). Получившиеся здесь треугольники не позволяют

изменить прямые углы, а если и ос­новные стержни достаточно мощные, то не изменится и вся форма прямо­угольника, как это могло бы произой­ти при слабых стержнях под действи­ем горизонтальной силы (рис. 97, г).

Подобно угловым элементам пере­косу можно воспрепятствовать одной или двумя мощными распорками (рис. 97, д). Распорки, оплошные или ре­шетчатые, угловые стержни или листы исчерпывают все разнообразие попе­речных связей при езде понизу (рис. 98).

Все эти виды поперечных связей вместе с элементами главных ферм, к которым они прикреплены, образуют надежные рамы. Удерживая фермы в вертикальной плоскости, рамы не до­пускают перекоса, но, кроме того, по концам ферм передают боковую на­грузку от ветра с верхних продольных связей на опорные части и опоры.

При езде понизу поперечная балка проезжей части служит нижней рас­поркой поперечных рам и одновремен­но распоркой нижних продольных свя­зей. Так же и верхняя распорка (или ригель рамы) используется, как рас­порка верхних связей (см. рис. 95).

Концевые поперечные рамы, назы­ваемые порталами (рис. 99), более мощные, чем в пролете, поскольку они дополнительно передают ветровую на­грузку с верхних связей.

При больших пролетах требуются еще тормозные связи. Силы торможе­ния поезда воспринимаются рельсовым путем и через мостовое полотно передаются балкам. Под действием торможения продоль-

 

ные балки вызывают горизон­тальный изгиб поперечных ба­лок. Чтобы уменьшить этот изгиб, продольные балки в одном-двух местах пролета сое­диняют с диагоналями про­дольных связей (на рис. 100 обозначено кружком). В сое­динении с продольными бал­ками связи укрепляют от изги­ба распоркой. Таким путем торможение через связи пере­дается с проезжей части непо­средственно в узлы главных ферм.

Если по однопутному мосту осуществляется двустороннее 'движение поездов, то устраи­вают такую же тормозную ра­му и в противоположном на­правлении у той же попереч­ной балки (на рис. 100 пока­зано пунктиром). Тормозные рамы ставят при пролетах бо­лее 50 м, размещая их обыч­но в середине или третях про­лета.

Вторая особенность про­летных строений больших про­летов — устройство деформа­ционного разрыва продольных балок. Пояса ферм, испыты­вая под поездами сжатие, укорачиваются, а при растя­жении удлиняются, как всякое упругое тело, и тем больше, чем они длиннее. При боль­ших пролетах эта деформация достигает нескольких сантиметров. Но к поясам прикреплены поперечные балки. Перемещаясь вместе с поясами при деформации, они в тоже время удерживаются в своей средней части продольными балка­ми и изгибаются (рис. 101). Этот изгиб поперечных балок и вы­зываемые им продольные усилия в продольных балках снижают, устраивая подвижной стык, т. е. деформационный разрыв продоль­ных балок (рис. 102). В разрыве концы балок могут продольно перемещаться относительно поперечной, скользя по опорным кон-

солям. Разрывы устраивают при пролете более 80 м, размещая их в середине, а тормозные рамы в этом случае — в четвертях пролета. Соударение под поездом опорных консолей устраняют, стягивая листовым шарниром их поперечные связи, изменив в них решетку.

8. Опорные части

Нагрузка на опоры от пролетных строений и поезда при пролете 66 м составляет около 500 тс, а при пролете ПО м — уже около 900 тс на каждом конце пролетного строения. Опираясь на опору, пролетное строение под поездом перемещается продольно (до 3 см при пролете ПО м). В то время как верхние пояса ферм укорачива­ются, нижние пояса, которыми опирается пролетное строение, удли­няются под поездом, но после его прохода принимают благодаря уп­ругости стали первоначальные размеры.

Под той же нагрузкой пролетное строение, кроме того, упруго прогибается, несколько поворачиваясь над опорами (см. рис. 27), Длина ферм изменяется и вследствие колебаний температуры. Так, при повышении температуры на 20° С удлинение фермы пролетом 110 м составит около 2,5 см.

Опорные части, размещаясь под концами ферм на опорах, и вы­полняют эту сложную роль: передают давление на опору, обеспечи­вают поворот и перемещение конца пролетного строения.

Под одним концом его помещают неподвижные опорные части по одной на ферму. Они не допускают смещения в плане конца про­летного строения и обеспечивают лишь его поворот при прогибе. Не­подвижные опорные части больших пролетов (рис. 103, а) состоят

 

из верхнего и нижнего балансиров и цилиндрического шарнира между ними. Верхним балансиром опорная часть закреплена болтами к поясу ферм и нижним — анкерами к подферменнику опоры.

Под другим концом пролетного строения ставят подвижные опорные части (рис. 103, б). В них, помимо балансиров и шарнира, имеются еще нижняя плита и катки, которые и дают возмож­ность фермам продольно перемещаться вдоль пролета. Поперечному смещению ферм по шарниру препятствуют реборды или гайки на шарнире, а по каткам — гребни в нижней плите и нижнем балансире с кольцевыми пазами в катках. Чтобы катки не могли выкатиться, они снабжены зубьями, помещенными в вырезах нижнего балансира и плиты.

Наряду с цилиндрическими находят применение срезные катки (рис. 103, в). Поскольку перемещения ферм невелики и кат­ки поворачиваются на малый угол, их можно обрезать с боков и тем сократить длину опорных частей, особенно при больших пролетах. От раздвижки катки соединены по торцам планками.

Помимо шарнирно-катковых опорных частей, для средней ве­личины пролетов применяют так­же опорные части секторного ти­па (рис. 103, г). Шарнир и кат­ки в них заменены секторной от­ливкой. Сверху и снизу сектор обработан по цилиндрической поверхности. Смещение сектора вдоль моста ограничено вверху прямоугольной цапфой верхнего балансира, внизу — планкой с зубьями, а поперек моста — ребордами и пазами.

Для пролетов до 25 м, т. е. при малых перемещениях концов ферм, устанавливают более простые опорные части — тангенциаль­ного типа (рис. 103, д). Это две плиты, из которых одна имеет ци­линдрическую поверхность. Перемещение здесь сопровождается скольжением. При пролетах до 10 м ограничиваются про­стейшими опорными частями в виде двух плоских листов. В опыт­ном порядке применены резиновые опорные части (рис. 104) и для большей длины — фторопластовые, характеризующиеся малым трением.

Поверхности катания и катки в подвижных опорных частях пре­дохраняют от засорения стальными футлярами — крышками на петлях с каждой стороны опорной части (рис. 103, е).

 

9. Особенности устройства мостового полотна и пути на металлических мостах

В металлических мостах основанием рельсов в пути служат пре­имущественно брусья (рис. 105, а). На некоторых больших мостах применены металлические поперечины корытообразного профиля или склепанные из швеллеров (рис. 105, б). Теперь все чаще устраивают железобетонное корыто под путь на бал­ласте (рис. 105, в). Взамен мостовых брусьев расширяется также применение железобетонных плит с прикреплением рельсов скреплениями непосредственно к плитам (см. рис. 29, г), притяну-

 

тым к балкам высокопрочны­ми шпильками (т. е. с гайка­ми на обоих концах).

Мостовое полотно на брусь­ях укладывают по определен­ному стандарту (см. рис. 29, а и б). Расстояние в свету меж­ду брусьями (нормальное 10— 15 см) приходится увеличи­вать у поясов поперечных ба­лок. Когда оно превышает 30 см, против провала колес­ной пары на случай схода ее с рельсов укладывают корот­кий брус (коротыш), а лучше металлический столик на по­перечную балку с зазором под рельсом (рис. 106) или «мос­тик» из стали под рельсы, опертый на мостовые брусья. Сечение распространенных мостовых брусьев 20X24 см.При широкой (более 2 м) расстановке балок требуются брусья увеличенного сечения. Железобетонное полотно с балластным слоем или без не­го (при плитах) по сравнению с деревянными брусьями и долговечнее и предохраняет основную конструкцию пролетного строения от загрязнения сверху и ржав­ления.

Металлические поперечины по долговечности не уступают желе­зобетонным, находясь в эксплуатации в течение 50—60 лет. В отли­чие от брусьев расстояние между осями металлических поперечин около 50 см благодаря боль­шей прочности стали. Для за­щиты от провала колес между поперечинами помещают ко­ротыши уголков, подвешивая их на заклепках или болтах к охранному уголку и контр­уголку.

Для нормального профиля пути (ввиду упругого прогиба ферм под поездом) пролетные строения, кроме небольших, изготовляют со строительным подъемом: горизонтальным

поясам ферм ипроезжей час-

 

ти придают криволинейное очертание вверх. По величине этот подъем (после установки пролетного строения на опоры) должен быть равен половине упругого" прогиба ферм от поезда (рис. 107, а). В этом случае под поездом пролетное строение, прогнув­шись на полный упругий прогиб, получит провес, равный полови­не того же прогиба (рис. 107, б). Такая величина строительного подъема вызывает наименьший перелом в профиле пути над опо­рами как в момент наезда поезда на пролетное строение (см. рис. 107, б), так и при движении поезда по смежным пролетам (рис. 107, в). Для сравнения на рис. 107, г показано положение под поездом ферм, не имеющих строительного подъема.

В пути на больших металлических мостах при значительных температурных и других изменениях длины необходимы уравни­тельные приборы, своего рода компенсаторы, которые обеспечива­ют непрерывность рельсовой колеи при перемещении ферм.

Когда подвижные концы ферм вместе с проезжей частью перемещаются, на­пример, укорачиваясь внутрь пролета при похолодании, путь, закрепленный на пролетном строении, стремится разорваться в стыках над подвижным концом пролетного строения. С повышением температуры, а также удлинением под поездом путь, наоборот, будет уплотняться в стыках и испытывать большие сжимающие усилия. Этого не происходит при наличии уравнительных приборов (рис. 108) в пути над подвижными концами ферм.

В уравнительном приборе путевой рельс состоит из двух частей: рамного и острякового рельсов, прилегающих сбоку друг к другу по косой линии (в плане) и имеющих возможность взаимно перемещаться по длине без чрезмерного изменения шири­ны колеи. Они смонтированы в направляющих боковых ограничите­лях на листах-лафетах.

При уравнительных приборах рельсы в стыках на мосту обычно сваривают или соединяют накладками без зазоров с использовани­ем вкладышей в стыковых отверстиях рельсов, исключающих воз­можность перемещения в стыках.

Уравнительные приборы укладывают только при «температур­ном пролете» более 100 м. За температурный пролет в мо­стах с балочными пролетными строениями принимают расстояние от неподвижных опорных частей одного пролетного строения до не­подвижных опорных частей смежного пролетного строения (или до устоя).

В мостовом полотне также предусматривают возможность перемещения над подвижными концами ферм. Так, в контр­рельсах и контруголках оставляют зазор в стыке, равный наиболь­шему изменению длины. Этот стык перекрывают двусторонними на­кладками, но болты ставят лишь в одном конце контррельса. Пе­рила в тех же местах чаще всего перекрывают гибкими (из цепей) или подвижными элементами; настил и охранные брусья преры­вают.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...