Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И.А. Дрынов и проблема русского национального характера.

Привычное дело.

 

Иван Африканович — простой крестьянин, рядовой колхозник, обремененный большой семьей. Автор не наделяет своего героя какими-то особенными качествами и талантами. И выпить-то он не дурак, и до работы «злой», и характер имеет покладистый. Иван Африканович и на фронте побывал, имеет боевые награды.

Но характер Ивана Африкановича раскрывается перед читателем постепенно, герой Белова более многоплановый и глубокий, чем кажется в начале повести. Описывая житейские будни деревни, автор показывает то несправедливое и даже преступное отношение общества к труженику села. У героя и «документации» никакой нет, кроме «молочной книги», где записывается, сколько он сдал молока от своей коровы.

Герой для русской литературы послевоенных лет несколько необычен. Но особенность его характера в том, что его нельзя назвать положительным героем, хотя он, безусловно, яркая личность. Ему хорошо знаком любой крестьянский труд, он и рыболов, и охотник, и лодку может вытесать из подходящей осины. Но он не слишком удачлив, с ним всегда что-то происходит, особенно если выпьет. То заснул, выпивший, в чужой бане, а лошадь везла в сельпо товары, пришла сама в конюшню, но повредились два самовара из привезённых товаров – надо выплачивать их стоимость. То его оштрафуют за самовольно накошенное сено. То в поезде он оказывается без билета, без вещей и без денег. Катерина считает его ещё одним своим ребёнком.

Но главное в жизни Ивана Африкановича – его жена, Катерина, их огромная, всепоглощающая любовь друг к другу. И самое страшное в его жизни – её смерть. Эту потерю он переживает глубоко трагически. Но что-то словно надломилось в нём. Он никогда не был верующим, но, услышав молитвы старухи-тёщи, приходит на могилу жены и разговаривает с нею, размышляет о жизни и смерти, о бессмертии души.

 

В произведениях В. Белова мы наблюдаем примерно те же типы характеров, что и у Ив. Бунина. В. Белова, как и Ив. Бунина, интересуют противоположные свойства русского народа: кротость, смирение, доброта и жесткость, бунтарство, склонность к насилию.

Простой, бесхитростный, прошедший рядовым солдатом через Великую Отечественную войну, он в жизненно важные моменты может быть упрям, крут с окружающими, может отстоять свое мнение. Как и бунинский Захар Воробьев, Иван Африканович не может найти приложение своей силе, не может реализовать себя, находясь в постоянном поиске, пытаясь осознать жизнь.

В сценах, следующих за возвращением Ивана Африкановича в деревню, В.Белов выступает как философ. Автор заставляет главного героя проанализировать свою жизнь, поразмышлять о значении жизни и смерти. Иван Дрынов задумывается о том, что остается после человека, и его поражает простая мысль: " Выходит жизнь-то все равно не остановится и пойдет как раньше, пусть без него, без Ивана Африкановича. Выходит все-таки, что надо было родиться, чем не родиться..."

Образ Ивана Африкановича наполняется философским смыслом. В.Белов показывает духовный мир героя, процесс осознания им красоты жизни, рождение в результате душевных переживаний жизнеутверждающей философии.

 

Герой, воплощающий в творчестве Белова народный характер всегда воспринимает себя в качестве элемента некой упорядоченной структуры. Он хорошо знает собственное место в жизни и стремится пройти свою дорогу до конца, не взирая на тяготы и трудности. Практически все авторы статей и рецензий, появившихся после публикации «Привычного дела», высоко оценили художественные достоинства повести. Однако образ центрального персонажа стал камнем преткновения. Ю. Селезнев справедливо отметил, что " ни об одном из героев литературы последнего десятилетия не высказывалось столько разноречивых мнений, как об Иване Африкановиче Дрынове " этого персонажа, действительно, как бы ускользал от завершающих определений. Иван Африканович — человек скромный и самоотверженный, способный на большое чувство. Он геройски воевал и награжден боевыми орденами, умелый и добросовестный труженик. В главке «Утро Ивана Африкановича» Белов раскрывает основы миросозерцания своего героя; становится ясно, что превыше всего Дрынов ставит гармонию. Ритмичность и взаимообусловленность, царящие в природе, бесконечно радуют его: «И все добро, все ладно. Ладно, что и родился, ладно, что детей народил». Поступки Дрынова нередко бестолковы и бессмысленны; не случайно его жизнь откровенно соотнесена в повести с абсурдным существованием пошехонцев, героев вставной притчи, которые прыгают в портки с полатей, пихают кобылу в хомут, поливают крапиву постным маслом и т. д. В повести показано, как от элементарного естественно-природного согласия с миром Иван Африканович в конце концов приходит к подлинной гармонии и зрелому миропониманию. Путь к обретению истины оказывается для героя мучительным и сложным.   1. Исследователь Е.Старикова пишет: «Перечитывая сегодня после всех толков и мнений «Привычное дело», диву даешься, как могла возникнуть потребность и представиться возможность попытаться сделать из героя повести Ивана Африканыча идеал русского характера, эталон высоких национальных добродетелей, пригодный и сегодня для подражания и воспроизведения». 2. И.Дедков в статье «Страницы деревенской жизни» предъявляет герою следующие моральные требования: не пить без меры, помогать жене, думать о завтрашнем дне трезво и здраво. Он справедливо противопоставляет Ивану Африкановичу его любимую жену Катерину и ее судьбу, куда более горькую и несправедливую, чем судьба ее мужа. 3. По мнению исследователя Г.Белой, Иван Африканыч – человек, «отмеченный высоко развитым чувством личности и столь же органической причастностью к общей жизни. Глубоко выстраданное собственное жизнеощущение сплавлено в этом человеке с тысячелетним опытом народа, он его как бы единичный высокоорганизованный представитель.   2)Философия «пошехонства» и смысл названия повести.   Критикой не раз подчеркивалась смысловая соотнесенность характера Дрынова и его судьбы с содержанием сказки о пошехонцах и главы о корове Рогуле. Обращает на себя внимание, что эти вставные притчеобразные истории расположены в композиционной структуре повести абсолютно симметрично относительно ее условного геометрического центра. Пошехонство — анархическое существование без традиций, смысла и пользы. Жизнь Рогули — инстинктивная реализация своего предназначения. Эти символические образы воплощают противоположные начала, но есть у них и общий момент — бессознательность и стихийность. Пошехонство присутствует в жизни героя повести в той же мере, как и свойственное Рогуле инстинктивное стремление выполнить цель своего существования. Эти полюса создают нечто вроде силового поля, замыкая Ивана Африкановича в круг, из которого он до известного момента не может вырваться. В. Камянов точно отметил, что персонажи повести как бы выведены «на круговую орбиту. Итог, к которому приходит Дрынов после душевного кризиса в финале — «надо, видно, жить, деваться некуда», — тоже может быть воспринят как возвращение к отправной точке. Круг размыкается, превращаясь в виток спирали. Поднявшись до подлинного миропонимания, Дрынов ничего не меняет в своей судьбе, но жизнь его продолжается уже в ином качестве.

 

Другой путь связан со сказками бабки Евстольи, рассказывающей о пошехонцах. Сказки бабки о пошехонцах представляют собой вставную новеллу в повести. Пошехонцы — это народ, который нерадив, глуп, неумел и делает всё в разрез с законами жизни, природы. Это невеселые мужики, всё у них неладно. Первый их поход за табаком ничего не дает, они делают круг и возвращаются в свою деревню без табака и побитые. Второй поход за смыслом жизни также остается без ответа, их попросту обманывают, вымогают у них деньги; в то же время за походами они не сеят, не пашут, растят хлеб, это совершенно бессмысленное существование в дали от природных законов. Поэтому существование пошехонцев прослеживается и в современной жизни, где процветает пьянство, разгул, бессмысленное поведение мужиков. Это люди, во многом, уже потеряли звание крестьянина, труженника. Мишка Петров уподобляется пошехонцу, он предпочитает хитрить, меньше работать, обманывать, Дашка Путанка может бросить телет непоенными и некормленными, Митька, брат Катерины отличается легким нравом, в погоне за легким рублем. Иван Африк однажды испытавший этот путь оказывается наказан смертью самого близкого человека.

О «пошехонстве», как одной из сторон жизни героев «Привычного дела», первым сказал В.А.Сурганов. Он заметил, что пошехонцы, «непутевые эти ге­рои, порождение горьковатого народного юмора... совсем не случайно появились

в повести. За лежащей на поверхности сказки иронической и наивной дидактикой

есть еще и глубинный подтекст — невеселая усмешка над собственной нескла­дицей и, пожалуй, едва ли не над философией «привычного дела».

В «пошехонском свете» представлены у Белова и характерные для колхозной деревни методы управления и хозяйствования. Не слу­чайно рассказ конюха Федора о том, как перед областным на­чальством показывали механизированную подачу воды из колод­ца, куда Федор заранее навозил на своей кляче воду, или раз­мышления старого Пятака о запретах косить в лесу, где трава все равно «под снег уходит», приобретают черты сказки про поше­хонцев.

 

Привычное дело – метафора крестьянской жизни. Привычное дело – это работать до седьмого пота и жить в нищете, спать по два часа в сутки и косить ночью тайком траву в лесу, чтобы было что есть корове-кормилице; привычное дело – когда потом это сено конфисковывают и, чтобы как-то свести концы с концами, хозяин вынужден ехать на заработки, а его тяжело больная жена идет сама косить и умирает от удара. И остаются сиротами девятеро детей. Привычное дело – когда троюродная сестра Ивана Африкановича из сострадания и милосердия берет на себя заботу о его детях.

Название повести В. Белова «Привычное дело» повторяется произведении не один раз, становясь, таким образом, своеобразным лейтмотивом, задерживающим наше внимание на какой-то важной мысли. Съездить в другое село за товаром – «дело привычное». Родить ребёнка и вырастить девятерых детишек – тоже «дело привычное». Всё, что ни есть в деревенской жизни (нравы и обычаи, работа, личная и семейная жизнь), – всё привычное дело: и грести, и радости. С одной стороны, в названии заключена горькая мысль автора о состоянии деревни того времени (да и сегодняшней – тоже, во многом). Все привыкли к тому, что деревня кормит и питает город. Он растёт и развивается, а деревня – умирает. И это тоже в каком-то смысле «дело привычное». Вся жизнь деревенского труженика, например, Ивана Дрынова или его жены Катерины, тяжела, наполнена каждодневными заботами о своих детях, работой, домашним хозяйством – «привычное дело». С другой стороны, в этих словах слышится народная мудрость. Неслучайно в повести слова «дело привычное» произносит её главный герой – Иван Африканович Дрынов, воплощающий в себе лучшие качества, чувства русского народа. Он по-житейски мудр и нравственно чист.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...