Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы разработки содержания




Билет №15. Композиция текста. Структурные элементы текста. Принципы разработки содержания. Типичные недостатки композиции и их исправление.

 

Композиция — это схема организации и структурной упорядоченности целого текста, отражающая его строение, взаимное расположение и соотношение составных частей, образующих целостный и связный в отношении содержания и формы текст. Композиция текста - это способ его построения, связи его частей, фактов, образов, так чтобы текст приобрел смысловую ценность.

Композиция связана напрямую с такими свойствами текста как целостность и членимость. Композиция может присутствовать и в разговорной речи.

 

Рамочные элементы – это элементы и самого текста, и газетной/журнальной полосы в целом. К ним относятся:

Заголовки

Подзаголовки

Вступления

4) Заключения
5) Врезы – выделенные графически абзацы, резюмирующие тему.

 

В рекламе:
1) Слоган – основная ударная фраза текста, содержащая рекламное предложение.
2) Эхо-фраза – ударная фраза текста, поддерживающая, комментирующая слоган.
3) Рубрика – название серии материалов, которую публикуют продолжительное время.
4) Выделитель – название темы одного или нескольких материалов (а не постоянной серии), занимающее место рубрики.

Функции рамочных элементов:
1) обозначение рамок текста – выделение в потоке коммуникации

2) привлечение и удержание внимания адресата

3) информирование о теме и содержании текста

4) в рекламе – формирование положительного отношения к объекту рекламы

5) не должны противоречить друг другу ни по содержанию, ни по стилю.

6) содержат ключевые слова – не ограничены контекстом, понятны, тематически связаны, вне корпуса текста

 

Композиция может быть простой и сложной. Для многих жанров (типов текстов) существуют готовые стандартные формы не только выражения мысли (на уровне предложения, абзаца), но и на уровне построения текста (документы, деловые письма, авторефераты диссертаций и др. – см. жанры ОДС, жанры научной литературы). В связи с этим выделяется "нулевой уровень" композиции с присущим ему линейно-последовательным и объективно-нейтральным изложением (например, N родился в… году в селе… В детстве… В юности… и т.п.). Стремление к большей выразительности требует от автора трансформации нейтрально-линейной последовательности изложения – реальной (т.е. изменение естественного течения факта, явления) либо логической (т.е. изменение отношений элементов в системе, установленной в той или иной научной области). Трансформированные композиционные структуры широко используются не только в художественных произведениях, но во многих нехудожественных жанрах – очерках, фельетонах, научно-популярных текстах, учебниках, в судебной речи и т.д.

Более популярна трехчастная композиция, которая включает в себя такие основные части композиции, как вступление (зачин) — основная часть — заключение (концовка).

Актуализация вступления/заключения:

1) Цитата

2) Кольцо

3) Обобщение суждения в начале или конце

4) Историческая или литературная аналогия

5) Этимологическая справка

6) Интригующее вступление

7) Вступление – конкретная ситуация

8) Дубитация – постановка вопросов для определения проблемы и направления рассуждения

9) Открытая концовка

10) Ироничная концовка

 

Композиционная разработка содержания - концепции Одинцова:

1) экстенсивная разработка содержания: основа - содержательно-логические понятия, ориентирована на рациональную составляющую восприятия – научный, ОДС, фрагментарно публицистический

2) интенсивная разработка содержания: основа - система образов, ориентация на эмоциональную составляющую: публицистический стиль и ЯХЛ

 

Принципы разработки содержания

1) Хронологический – как события развиваются во времени

2) Пространственный – композиция отражает изменение предмета речи в пространстве

3) Логический – композиция передает анализ и систематизацию объекта речи

4) Сопоставительный – сравнение или противопоставление объекта

5) Ступенчатый – движение мысли вперед, без возвращений

6) Кольцевой

7) Концентрический – возвращение к одной мысли (поверхностное, углубленное, обобщенное, детализированное)

 

 

Правка-сокращение -принцип оптимизации композиции и исправления ошибок

Цель – уменьшение объема текста

Составляем план и определяем назначение каждой из частей

1) Более короткие синонимы (лексические и синтаксические)

2) Отказ от уточнений, определений, вводных слов, вставных конструкций, тропов и фигур

Правильно сокращенный текст не потерял смысла, творческий почерк автора сохранен

Просматриваем текст на наличие «хвостов» - упоминаний ранее удаленных фактов

 

Типичные недостатки композиции:

· Отход от темы, бессистемное развитие нескольких тем

· Несоразмерность частей: непроработанность одних аспектов содержания или излишняя детализация других.

· Нарушение последовательности изложения

· Смысловая скважина – такой недостаток информации, который делает неясной логику связи двух соседних предложений/абзацев

· Неудачные композиционные приемы (лирическое отступление)

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

1) Архитектоника, или внешняя композиция текста, — членение его на определённые части (главы, подглавки, абзацы, строфы и пр.), их последовательность и взаимосвязь.

В особенностях архитектоники текста проявляется такой его важнейший признак, как связность. Выделенные в результате членения отрезки (части) текста соотносятся друг с другом, «сцепляются» на основе общих элементов. Различаются два вида связности: когезия и когерентность (термины предложены В. Дресслером).

Когезия (от лат. cohaesi— «быть связанным»), или локальная связность, — связность линейного типа, выражаемая формально, преимущественно языковыми средствами. Она базируется на местоимённой субституции, лексических повторах, наличии союзов, соотнесённости грамматических форм и др. См., например:

Зимой Левицкий проводил все своё свободное время в московской квартире Данилевских, летом стал приезжать к ним на дачу в сосновых лесах по Казанской дороге.

Он перешел на пятый курс, ему было двадцать четыре года, но у Данилевских... все... звали его Жоржем и Жоржиком. (И.А.Бунин)

Когезия определяет непрерывность семантического континуума в тексте.

Когерентность (от лат. cohaerentia— «сцепление»), или глобальная связность, — связность, нелинейного типа, объединяющая элементы разных уровней текста (например, заглавие, эпиграф, «текст в тексте» и основной текст и др.). Важнейшие средства создания когерентностиповторы (прежде всего слов с общими семантическими компонентами) и параллелизм.

2) Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. При этом события не всегда в произведении располагаются в причинно-следственной и временной последовательности.

Сюжет как сложное целое состоит из элементов, каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог. (Классическая схема строения сюжета: экспозиция (фон для начала действия) – завязка (начало основного действия) – развитие действиякульминация (высшее напряжение) – развязка).

Принято выделять (вполне условно) обязательные и необязательные элементы. К обязательным относятся те, без которых классический сюжет вовсе невозможен: завязка – развитие действия – кульминация – развязка. К необязательным – те, которые в ряде произведений (или во многих) не встречаются. Сюда часто относят экспозицию (хотя не все авторы так считают), пролог, эпилог, послесловие и др.

Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. Экспозиция может быть прямой, т.е. следовать до завязки, или задержанной, т.е. идти после развязки.

Завязка – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» завязкой являются несколько событий: получение городничим письмо о приезде ревизора, сон городничего и рассказ городских сплетников Бобчинского и Добчинского об «инкогнито из столицы».

Развитие действия – это выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров.

Момент высшего напряжение действия называется кульминацией. В кульминации особенно ярко проявляются цели и характеры героев. В романе «Евгений Онегин» кульминация действия в эпизоде дуэли Онегина и Ленского. В «Ревизоре» высшая точка напряжения – сватовство Хлестакова и празднование его помолвки с Марьей Антоновной.

Кульминация непосредственно предшествует развязке. Развязка – это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» развязкой служит известие о приезде настоящего ревизора и разоблачение Хлестакова.

В некоторых произведениях в сюжете могут быть пролог и эпилог. Прологом обычно открывается произведение. Пролог – это вступление к основному развитию сюжета, в котором раскрываются первопричины событий, изображённых в произведении. Эпилог – изображение того, что произошло через некоторое время после завершения событий, т.е. следствие, вытекающее из этих событий («Война и мир» Л.Н. Толстой). [ Эпилог - повествование о судьбе героев после развязки основного действия и / или размышления автора по поводу проблематики произведения.]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...