Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сознание как логический механизм




отличие от экспериментатора, произвольно менять закономерность (хотя бы статистическую) предъявления знаков.

• Р. Шиффрин и У Шнайдер просили испытуемых искать заданные зрительные цели в ряду помех. В качестве цели были выбраны согласные буквы первой половины английского алфавита, а в ка­честве помех — согласные буквы второй половины алфавита. В течение 1500 проб происходило постепенное (а в итоге весьма существенное) улучшение продуктивности решения задачи зри­тельного поиска и по времени, и по точности поиска. Затем в те­чение ещё 600 проб эта продуктивность удерживалась на достиг­нутом высоком уровне. После этого экспериментатор, предупре­див испытуемых, менял местами цели и помехи: теперь им надо было искать согласные второй половины алфавита. В результате такого нарушения уже ставшей привычной схемы решения за­дачи продуктивность резко снизилась — испытуемые обнаружи­вали цели намного хуже и медленнее, чем в начале эксперимента, им понадобилось огромное число проб (около 900!), чтобы выйти на стартовый уровень продуктивности 1.

Обобщённый закон Хика. Чем более неожиданны

Стимулы или реакции, тем дольше над ними

Работает сознание

Как уже говорилось, ключ к решению познавательных головоло­мок в детерминированной среде — в объяснении причин появления ред­ких и неожиданных стимулов. Отсюда вытекает гипотеза, подлежа­щая экспериментальной проверке: все психические реакции на редкие и неожиданные знаки однонаправленно отличаются от реакций на частые и более ожидаемые знаки — сознание, чтобы объяснить их появление, тратит на работу с ними больше времени. Если принять, что работа сознания влияет на поведение, то в опыте должно наблюдаться возрас­тание времени реакции на редкие сигналы.

О влиянии внезапных, неожиданных изменений в окружающей сре­ де на состояние и поведение животных и человека известно давно. Уже в 1910 г. И. П. Павлов назвал это явление врожденным ориентиро­вочным рефлексом. К рефлекторным реакциям организма относят: [окончание cтраницы 343]

________________________

1См. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. М., 1995, с. 100-101.


Раздел четвертый

расширение зрачка и снижение порога чувствительности глаза к свету; сокращение и расслабление мышц глаза, уха; поворот головы и тулови­ща в сторону источника раздражения; расширение кровеносных сосу­дов головы и сужение сосудов конечностей; изменение частоты дыха­ния и пульса и т. д. Все эти реакции так или иначе характеризуют тормозное влияние (в терминологии школы Павлова) на текущую дея­тельность. Появление неожиданных сигналов оказывает на субъектов своеобразное воздействие — в той или иной мере они приходят в состо­яние замешательства, возникают затруднения в выполнении текущей деятельности, замедляются реакции. Говорят, что приближающегося к человеку льва можно прогнать, внезапно раскрыв перед его мордой зон­тик...1 Зачастую животные и люди демонстрируют совершенно неожи­данную для наблюдателей неспособность выполнить действия, обычно не вызывающие никаких затруднений, или решить весьма незамысло­ватые задачи. При повторных предъявлениях неожиданного раздражи­теля (когда он перестает быть неожиданным) наступает привыкание, ориентировочные реакции пропадают (что можно зарегистрировать даже на уровне отдельного нейрона коры головного мозга), прерванная дея­тельность восстанавливается 2.

И, П. Павлов, а вслед за ним и его ученики, разумеется, не свя­зывали существование ориентировочного рефлекса с решением позна­вательных головоломок в детерминированной среде. Они считали, что реакция организма на не ожидаемый мозгом сигнал имеет чрезвычайно важное биологическое значение. Мозг как бы получает сигнал тревоги: «Внимание! Что-то не в порядке! Предшествующую деятельность временно прекратить!». Без такого рефлекса, говаривал Павлов, жизнь «висела бы на волоске». Ориентировочный рефлекс был также на­зван рефлексом «что такое?» Считается, что биологический смысл этого рефлекса — создание условий для лучшего восприятия раз­дражителя.

Не буду здесь обсуждать проблему биологического смысла — она, на мой взгляд, темна и запутанна3. Во всяком случае, не так про­сто понять, в чем заключается приспособительное значение внезапной приостановки текущей деятельности, вызванной неожиданным сигналом. [окончание cтраницы 344]

___________________

1 Kumaeв-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983, с. 41. Я, правда, не представ­ляю, проверяемо ли это утверждение в эксперименте.

2 Впрочем, если после привыкания к определенному звуку этот звук изменить (например, как в экспериментах Е. Н. Соколова, уменьшить его интенсивность), то у испытуемого снова наблюдаются ориентировочные реакции.

3См. об этом подробнее в: Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии, с. 251-267.



 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...