Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Десять Заповедей




Отношение к нравственности в большинстве религий в главном сходное. Так, Декалог, или Десять Заповедей, основа иудейских и христианских нравственных ценностей, в том или ином виде может быть обнаружен в священных писаниях многих религий. В Коране имеется ряд фрагментов, запечатлевших правила надлежащего поведения, которые можно назвать " мусульманским декалогом". В буддизме, индуизме и джайнизме мы нахо­дим перечни десяти предписаний или десяти правил для монахов и мирян, которые позднее были сконцентрированы в пяти всеобщих дхармах, назы­ваемых " саманья дхарма". Другой сходный перечень содержится в буддийс­ком " Восьмеричном пути".
Декалог обычно содержит, во-первых, позитивные предписания, кото­рые должен соблюдать правоверный человек для установления надлежащей вертикальной связи с Богом. Во-вторых, в нем встречаются негативные предписания, осуждающие порочное поведение с целью укрепления благо­приятных горизонтальных отношений в обществе. Эти два этических изме­рения — вертикальное к Богу и горизонтальное к своему ближнему — свой­ственны перечню основных заповедей любой религии. Обратим особое внимание на предписания отказа от деяний в буддийском Восьмеричном пути и в индуистском, буддийском и джайнском перечнях дхарм, что отражает нетеистический характер вертикального измерения этих учений. Однако на уровне горизонтальных связей остается то же общее осуждение социальных преступлений, например убийства и прелюбодеяния.

И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в море ниже земли.
Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказа­ния того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай [в них] всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [... ] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, [... ] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его, ] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [... ] ничего, что у ближнего твоего.
Иудаизм и христианство. Исход 20: 1—17

Скажи: " Приходите, я прочитаю то, что запретил вам ваш Господь: чтобы вы не придавали Ему ничего в сотоварищи; к родителям — добродеяние; не убивайте ваших детей от бедности — Мы прокормим их и вас; не приближайтесь к мерзостям, к явным из них и тайным; не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе как по праву. Это завещал Он вам, — может быть, вы уразумеете!
И не приближайтесь к имуществу сироты, иначе как с тем, что лучше, пока он не достигнет крепости; выполняйте меру и вес по справедливости. Мы не возлагаем на душу ничего, кроме возможного для нее. А когда вы говорите, то будьте справедливы, хотя бы и к родственникам, и завет Аллаха выполняйте. Это завещал Он вам, — может быть, вы вспомните!
И это — Моя дорога прямая; и следуйте же по ней и не следуйте другими путями, чтобы они не отдалили вас от Его дороги. Это Он завещал вам, — может быть, вы будете богобоязненны! "
Ислам. Коран 6: 152(151) — 154(153)

Предписание заставляет уничтожить пристрастие к жизни. Предписание заставляет уничтожить пристрастие к тому, что не дают. Предписание заставляет уничтожить невоздержанность. Предписание заставляет уничтожить ложь.
Предписание заставляет уничтожить брожение хмельного напитка, очищенный хмельной напиток, опьянение, вызывающее возрастание лени.
Предписание заставляет уничтожить безвременные муки.
Предписание заставляет уничтожить танцы, песни, музыку и зрелища.
Предписание заставляет уничтожить пользование цветами, духами и мазями, носить узоры и украшения.
Предписание заставляет уничтожить пользование высокими кроватями и широкими крова­тями.
Предписание заставляет уничтожить стяжание золота и серебра. Буддизм. Кхуддака Патха
Прощение, смирение, открытость, чистота, правдивость, самоограничение, простота, от­каз, непривязанность и целомудрие [между супругами] — таковы десять обязанностей [мирян].
Джайнизм. Таттхвартхасутра 9. 6

Не убивать, не воровать, отказаться от чужих жен, воздерживаться от всякой лжи, разделения, грубых и бессмысленных речей, отказаться от зависти, вредных стремлений и сомнительных взглядов — вот десять белых практических путей, которые противоположны черным путям.
Буддизм. Нагарджуна, Драгоценное Ожерелье 8—9

Первый великий обет, господин, заключается в следующем:
я отказываюсь от убийства живых существ, тонких и толстых, подвижных и неподвижных. Я и сам отказываюсь от убийства живых существ [и других не буду заставлять, и не подчинюсь, если меня будут заставлять другие]. Пока я жив, я исповедуюсь и обвиняю себя, раскаиваюсь и освобождаюсь от этих грехов с помощью трижды троичного пути [т. е. действия, приказа или подчинения в прошлом, настоящем и будущем] в уме, речи и теле. Таковы пять положений. [... ]
Второй великий обет, господин, заключается в следующем:
я отказываюсь от всех пороков ложных речей, происходящих от гнева, жадности, страха или веселья. Я и сам никогда не стану говорить ложь, и других не буду заставлять, и не подчинюсь, если меня будут заставлять другие. Я исповедуюсь... Таковы пять предписаний...
Третий великий обет, господин, заключается в следующем:
я отказываюсь брать все, что мне не дают, будь это в деревне, городе или в лесу, будь это мелким или крупным, малым или великим, живым или неживым. Я и сам никогда не возьму того, что мне не дают, и других не буду заставлять, и не подчинюсь, если меня будут заставлять другие. Пока я жив, я исповедуюсь... Таковы пять положений. [... ]
Четвертый великий обет, господин, заключается в следующем:
я отказываюсь от любых половых удовольствий — с богами, людьми или " животными. Я и сам не пойду по пути чувственности, и других не буду заставлять, и не подчинюсь, если меня будут заставлять другие. Пока я жив, я исповедуюсь... Таковы пять положений. [... ]
Пятый великий обет, господин, заключается в следующем:
я отказываюсь от всех привязанностей, к мелкому или крупному, малому или великому, живому или неживому; я и сам не буду ни к чему привязан, и других не буду заставлять, и не подчинюсь, если меня будут заставлять другие. Пока я жив, я исповедуюсь... Таковы пять положений. [... ]
Тот, кто полностью принял на себя эти великие обеты и эти двадцать пять положений, — действительно бездомен, если он, согласно священному учению, правильно действует, следует, подвергается наказанию, объясняет, утверждает и, согласно предписаниям, достигает с их помощью цели.
Джайнизм. Акарангасутра 24

Ненанесение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, чистота и обуздание органов — основную дхарму для четырех варн объявил Ману.
Индуизм. Законы Ману 10. 63

Благородная Истина Пути, приводящая к прекращению страданий, есть Благородный Восьмеричный путь, а именно: правильные взгляды, правильное желание, правильная речь, правильное деяние, правильный образ жизни, правильное старание, правильные мысли, пра­вильная сосредоточенность.
Что такое правильные взгляды? Знание о страдании, знание об освобождении от страда­ний, знание о прекращении страдания, знание о пути, ведущем к прекращению страдания — это называют правильными взглядами.
Что такое правильное желание? Желание отказа, желание отсутствия блага, желание неповрежденное™ — это называют правильным желанием.
Что такое правильная речь? Воздержание от лжи, воздержание от клеветы, воздержание от грубости, воздержание от сплетен — это называют правильной речью.
Что такое правильное деяние? Воздержание от насилия над живыми существами, воздер­жание от присвоения того, что тебе не дают, воздержание от дурных чувственных удовольст­вий — это называют правильным деянием.
Что такое правильный образ жизни? Ученик Благородного Единства, избавляясь от дурного образа жизни, согласует свою жизнь с правильным образом жизни. Это и называют правильным образом жизни.
Что такое правильное старание? Монах создает желание, старание, возбуждает свою энергию, напрягает свой ум и старается, чтобы и на низших ступенях невозникновение не возникло, [... ] чтобы достигнуть освобождения и на низших ступенях, [... ] чтобы и на высших ступенях возникновение не возникло, [... ] чтобы полнота и законченность не возникли и на высших ступенях. Это и называют правильным старанием.
Что такое правильные мысли? Монах расстается с созерцанием тела в теле, [... ] чувств в чувствах, [... ] ума в уме, [... ] состояния ума в состояниях ума. [... ] Ревностный, он понимает их правильно, мысля о них так, чтобы не допускать в мир зависть и уныние. Это и называют правильными мыслями.
И что такое правильная сосредоточенность? Монах, далекий от чувственных удовольствий, далекий от непросвещенных состояний ума, достигает и пребывает в первом состоянии медитации, сопровождающемся начальным мышлением и дискурсивным мышлением, которое порождено отдаленностью, которое восхитительно и радостно. Утоляя жажду этим начальным мышлением и дискурсивным мышлением, когда ум сам успокаивается и сосредоточивается на одной точке, он достигает и пребывает во втором состоянии медитации, которое лишено начального мышления и дискурсивного мышления, порождено сосредоточенностью и которое восхитительно и радостно. С угасанием восхищения [... ] он достигает и пребывает в третьем состоянии медитации [... ] в четвертом состоянии медитации. Это и называют правильной сосредоточенностью.
Буддизм. Мадждхима Никайа 3. 251—252


Золотое правило

Золотое правило, или этику взаимности, можно обнаружить в священ­ных писаниях почти всех религий. В большинстве случаев это самый краткий и самый главный этический принцип. Это концентрация в одном принципе всех длинных перечней установлений, подобных Декалогу.
Люби ближнего твоего, как самого себя. Иудаизм и христианство. Левит 19: 18
И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Христианство. Евангелие от Матфея 7: 12
Никто из вас не верующий, покуда он не полюбит своего брата как самого себя. Ислам. Сорок хадисов ан-Навави 13
Человек должен стремиться обращаться со всеми созданиями, как с самим собой. Джайнизм. Сутракританга 1. 11. 33

Старайся относиться к другим так же хорошо, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе, и ты обнаружишь, что это кратчайший путь к благосклонности.
Конфуцианство. Мэн-цзы VII. A. 4

Не следует обращаться с другими так, чтобы вызвать неудовольствие кого-либо. Такова сущность нравственности. Все другие действия — эгоистичны.
Индуизм. Махабхарата, Анунасана Парва 113. 8

Цзы-гун спросил: " Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом? " Учитель ответил: " Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 15. 23
Когда кто-либо обращается с другим, думая так: " Как и я, так и они, как они, так и я", он никогда не убьет и не подвигнет других к убийству.
Буддизм. Сутта Нипата 705

Если кто-то собрался взять заостренную палку, чтобы ударить птенца, пусть почувствует сначала на себе, какую боль она причиняет.
Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия)

Тот, кого ты собираешься ударить, — не кто иной, как ты сам.
Тот, с кем ты собираешься управиться, — не кто иной, как ты сам.
Тот, кого ты собираешься мучить, — не кто иной, как ты сам.
Тот, кого ты собираешься обратить в рабство, — не кто иной, как ты сам.
Тот, кого ты собираешься убить, — не кто иной, как ты сам. Мудрец искусен и управляет своей жизнью после понимания равенства убиваемого и убийцы. Поэтому он никогда не причиняет другим страдание и не позволяет делать это другим.
Джайнизм. Акарангасутра 5. 101—102

Арийан, ученик, размышляющий над тем, что я здесь, любящий свою жизнь, не желающий умирать, любящий удовольствие и испытывающий отвращение к страданию. Подумай, что если кто-то захочет украсть у меня мою жизнь [... ] это будет неприятно для меня и лишено удовольствия. Если я при своем возвращении захочу украсть жизнь у него, любящего свою жизнь, не желающего умирать, любящего удовольствие и испытывающего отвращение к стра­данию, то это будет неприятно для него и лишено удовольствия. То, что неприятно и лишено удовольствия для меня, должно быть таким же и для него; зная, что для меня неприятно и лишено удовольствия, как я могу причинять это другому?
В результате такого размышления он и сам воздерживается от вмешательства в жизнь других существ, и вдохновляет воздерживаться других, и восхваляет такое воздержание.
Буддизм. Самйутта Никайа 353

Некий язычник пришел к Шаммаю и сказал ему: " Сделай меня прозелитом, но при условии, что ты научишь меня всей Торе, пока я стою на одной ноге". Поэтому Шаммай избил его посохом, который был у него в руке. Но когда он пришел к Гиллелю, последний сказал ему: " Что ненавистно тебе, того не делай своему ближнему. В этом заключается вся Тора. Остальное — лишь комментарий. Иди и учи так".
Иудаизм. Талмуд, Шаббат 31а

Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Христианство. Евангелие от Матфея 22: 36—40

Противоположность, соотносительность и взаимозависимость
Положение о том, что мир основан на порядке, регулярности и взаим­ности, — одно из следствий Высшего Закона, на котором покоится космос. Все существа, великие и малые, связаны нитью взаимозависимых отноше­ний. Каждая такая связь предполагает определенную противоположность и определенный порядок. Так, между мужчиной и женщиной, -землей и не­бом, духом и материей, субъектом и объектом, светом и тьмою, бытием и небытием, этим и тем, мной и другими существует динамичное взаимное движение и превращение. Взаимное движение и взаимосвязь вещей — ис-

точник порождающей и творящей силы. Это движение можно увидеть в природных циклах, в смене времен года. А иногда оно выражено мифоло­гически через космический брак бога и богини, мужского и женского начал.
Кроме того, взаимозависимость — основа для учений, которые отрица­ют эгоизм и стяжательство, призывают к состраданию и взаимопомощи. Буддийская и даосская трактовка всеобщей связи соединяют все существа в одно взаимозависимое целое, в котором индивидуальность — лишь звено цепи, что и является основой для отрицания самого себя и этики сострада­ния. Каждая личность — мой ближний, и любое различие между мной как субъектом и кем-то другим как объектом — иллюзорно.

Великое Первоначало [Тай цзи] порождает две главные силы [ян и инь]. Две главные силы порождают [... ] великое поле деяния.
Конфуцианство. И цзин [Книга перемен]. Большой комментарий 1. 11. 5—6

Из всякой вещи Мы сотворили пару, — может быть, вы пораздумаете! Ислам. Коран 51: 49
Благо возникает от слияния противоположностей в гармоничное единство. Церковь Объединения. Сан Мюн Мун 9—11—79

Все дела Его [... ] они — вдвойне, одно напротив другого, и ничего не сотворил Он несовершенным: одно поддерживает благо другого...
Христианство. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова 42: 23, 25—26

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Иудаизм и христианство. Бытие 1: 27

Творец небес и земли; Он создал вам из самих себя пары и из животных — пары. Он сеет вас там...
Ислам. Коран 42: 9(11)

Всякая жизнь, всякое биение в творении пульсирует явной мощью двуединой истины Шива-Шакти, вечного Его и вечной Ее в игре их проявлений.
Индуизм. Куларнава Тантра 3

Учитель сказал: " Небо и земля сошлись вместе, и все вещи обрели вид и форму. Мужское и женское смешали свое семя, и все существа обрели вид и форму". В " Книге перемен" сказано: " Когда три человека путешествуют вместе, их число уменьшается на единицу. Когда человек путешествует один, он находит себе спутников".
Конфуцианство. И цзин [Книга перемен]. Большой комментарий 2. 4. 13

Которая из них двух — находящаяся впереди, которая последующая?
Как родились они, о поэты? Кто знает это точно?
Двое несут сами все, что [имеет] имя.
Две половины суток вращаются, словно колеса.

Двое недвижущихся, лишенных ног, получили Обильного зародыша, движущегося, имеющего ноги, Словно родного сына, в лоне родителей. О Небо и Земля, защитите нас от ужаса!
Две юные сестры, кровная родня, сходящиеся В лоне родителей, имеющие общую границу, Целующие пуп мироздания [... ] О Небо и Земля, защитите нас от ужаса1
Индуизм. Ригведа 1. 185. 1—2, 5

Небо — высшее, Земля — низшее. В них творящее и воспринимающее преобладают. Их отношением утверждается различие между низшим и высшим, худшим и лучшим.
Движение и покой имеют свои бесконечные законы; согласно им различаются сплошные и прерывистые линии [гексаграмм].
За делами следуют бесконечные следствия, каждое согласно своей природе. Вещи отделены друг от друга бесконечными классификациями. На этом пути встречаются и удача, и неудача. На небесах явления обретают форму, на земле образцы обретают форму. На этом пути происходит изменение и превращение.
Поэтому восемь триграмм следуют одна за другой, как опора и вынужденная уступка друг для друга.
Вещи возникают от грома и молнии, ветер и дождь их удобряют. Солнце и луна движутся своей чередой, и поэтому бывает то тепло, то холодно. Путь творящего — причина мужского. Путь воспринимающего — основа женского. Творящее знает великие начала. Воспринимающее дополняет законченное.
Конфуцианство. И цзин [Книга перемен]. Большой комментарий 1. 1. 1—5

Ведь и пракрити, знай, и Пуруша безначальны — и та, и этот; измененья и качества, Партха, от природы одной возникают.
Что здесь действует, что происходит, что причиной зовут — от природы; ощущенья же радости-боли от Пуруши бывают, сын Притхи.
Ведь внутри пребывая природы, ее гуны Пуруша вкушает; если ж к гунам привязан — в лонах он благих-неблагих возродится.
Созерцает, дела направляет, носит всех, все вкушает — Владыка, Высший Атман; так тоже зовется в этом теле Высший Пуруша.
Поля-кшетры слиянье с кшетраджней порождает существ в этом мире, порождает растенья и камни. Бык средь Бхаратов, ведай об этом!
Индуизм. Бхагавадгита 13. 19—22, 26

Порождающее бытие единственно, оно не имеет ни начала, ни конца [... ] Это — Высший Брахман, всепроникающий и неуничтожимый, неуловимый. Это не имеющее формы бытие имеет облик Шивы. Древние и современные мудрецы воспевают его как Ишвару.
Ишвара, сначала единственный, творит затем из своего тела Шакти в телесном облике. Эта Шакти сама на свое тело никак не воздействует.
Шакти именуют по-разному: Прадхана, Пракрити, Майа, Гунавати, Пара. Она — мать мирового разума, неизменяющегося. Шакти — первичная энергия [пракрити], богиня всего, первопричина и мать трех гун [.. '. ]
Высший Пуруша — это Шива. Над ним нет владыки [... ] Шива и Шакти во времени [кала] непрерывно творят священный центр, именуемый Шивалока. Это трон спасения, сияющий высоко над всеми. Священный центр причастен к природе высшего блаженства, поскольку исконные любовники, полные высшего блаженства, сделали прекрасный священный центр своим постоянным чертогом.
Индуизм. Шива Пурана, Рудрасамхита 1. 16
Божества Исанаги и Исанама сошли с Неба на остров Оно-горо и воздвигли небесный столб и обширный дворец... " Давай вместе, ты и я, ходить по кругу вокруг этого небесного столба, встречаться и вступать в брак, — сказал Исанаги, — ты пойдешь справа, а я слева, и мы встретимся". [... ] Затем они встретились и произвели детей [восемь островов Японии].
Синтоизм. Кодзики 4—6

Когда единица обретает способность стать десятью, она становится совершенным бытием. Небо — это троица, ибо на нем положительное и отрицательное в гармонии создают нейтральное. Земля — это троица, ибо на ней положительное и отрицательное сходятся вместе, чтобы создать одно. Человек — это троица, ибо мужчина и женщина сходятся вместе, чтобы произвести одно. Три пары противоположностей объединяются вместе, чтобы создать шестер­ку. Течение жизни проявляется через семерку, восьмерку и девятку.
Высшее Единое обретает четверицу через движение трех пар противоположностей. Пятер­ка становится семеркой вследствие круговорота и затем возвращается к единице, течет тайно, как жизнь. Хотя миллиарды существ происходят из единицы, движутся, пользуются друг другом, изменяются, их корень всегда находится во всеобщем движении, приходящем и уходя­щем. В человеке же Высший Свет, словно солнце, — сердцевина его ума.
Небо одно, земля одна, и движутся они как единое тело. Конец конечного бытия — воз­вращение к бесконечности. Начало и конец — одно и то же.
Корейские религии. Чунь Бу Кюн

Тридцать спиц соединяются в одной ступице, [образуя колесо], но употребление колеса зависит от пустоты между [спицами]. Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем. Вот почему полезность [чего-либо] имеющегося зависит от пустоты.
Даосизм. Дао дэ цзин [Книга о дао и дэ] 11

Как уже объяснялось, у любого элемента творения есть внутренняя природа [душа] и внешняя форма [тело]; соответственно, у него должна быть двойная цель. Первая, — связан­ная с внутренней природой, а вторая — с внешней формой. Цель, связанная с внутренней природой, является всеобщей целью, а цель, связанная с внешней формой, — индивидуальной. Другими словами, они составляют пару и между ними складываются отношения причины и следствия, внутреннего и внешнего, субъекта и объекта. Итак, индивидуальная цель неот­делима от всеобщей; в свою очередь последняя неосуществима, если не гарантирует выполне­ние первой. Все творение образует обширный комплекс, связанный этими дуальными целями.
Церковь Объединения. Божественный Принцип 1. 1. 3. 1

Мы члены друг другу.
Христианство. Послание к ефесянам 4: 25

Как я смогу другие тела Считать самим собой? Нетрудно увидеть, что тело мое Такое же, как у других. Если руки и все остальное Мы понимаем как члены тела, То почему о других существах Не мыслим как о членах жизни? Только через такое знакомство Мысль о " Я" переходит К целиком безличному телу.
Почему же тогда по такому пути
В итоге нам не придти
К мысли о живых существах?
Когда я на этом пути тружусь
Ради других существ,
Я тщеславию места не дам в себе,
Чувству, что прекрасно дело мое.
И, словно пища, надежда моя,
Что я никогда не вернусь.
Буддизм. Шантидева,
Руководство в образе жизни Бодхисаттвы 8. 112—116


Нет [в мире] вещи, которая не была бы тем, и нет вещи, которая не была бы этим; через то невозможно познать, через это познаваемо все. Поэтому говорится: " То возникает из этого, а это зиждется на том". Таково учение о том, что то и это взаимно порождают друг друга. Во всяком случае только тогда, когда существует жизнь, существует смерть; только тогда, когда существует смерть, существует жизнь; только тогда, когда существует возможное, существует невозможное; только тогда, когда существует невозможное, существует возможное. Вследст­вие того, что существует правда, существует неправда; вследствие того, что существует неправда, существует правда. Поэтому совершенномудрый не следует [этому различию], а сообразуется с природой и следует естественному течению. Это есть также то, то есть также это; и то объединяет правду и неправду, и это объединяет правду и неправду, так действитель­но ли существует [различие] того и этого, или же нет [различия] того и этого? Пока то и это не стали парой, такое называется осью дао. Эта ось начинается в центре круга [перемен], который соответствует бесконечности.
Даосизм. Чжуан-цзы 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...