Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В ваш краткий педагогический словарь




ТЕМА 7.

¨ КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР

СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ

· вы узнаете о том, что такое коллектив,

Как изменялись и изменяются представления о коллективе,

о его роли в социализации личности;

· установите значение коллектива

Для каждого человека

и его социально-педагогические функции в целом;

· познакомитесь с типологией коллективов;

· получите представление об

основных концепциях воспитательного коллектива;

· определите основные признаки и динамику развития коллектива;

· уточните, что должен знать и уметь педагог,

работающий с детским коллективом;

· обогатите ваш краткий педагогический словарь новой лексикой;

· выполните комплекс заданий для самостоятельной работы.

К

В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ОЛЛЕКТИВ (от лат. collectivus – собирательный) - организованная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью.

Коллектив определяется как социальная группа; одно из значений слова «группа» в ряде европейских и русском языке – «круг» (В. Даль – «кружок»[1]). Идея группы отражает представление о равенстве входящих в ее состав лиц, о ее целостности и внутреннем единстве.

 

К СЛОВУ!

ТОЛКОВЫЙ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ

 

И ЕЩЕ ОДНО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУППЫ,

ДАННОЕ ПСИХОЛОГАМИ,

Г

В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

РУППА – совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу людей, в процессе кооперативного взаимодействия

удовлетворяющих личные запросы и интересы[2]

¨ НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ,

ИЛИ - TEMPORA MUTANTUR...

... et nos mutamur in illis [3] - отмечали древние, констатируя взаимообусловленную изменчивость времен, человека, взглядов людей. Это высказывание имеет прямое отношение к теории коллектива, к оценке его роли в социализации человеческой личности.

До недавних пор незыблемым принципом отечественной (и не только!) педагогики был принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Однако в последние годы в педагогической литературе и периодической печати появился ряд публикаций, авторы которых решительно отрицают этот принцип, определяя коллектив как чудовищное порождение тоталитарной политической системы.

Поляризация мнений нашла отражение и в учебниках по педагогике: если предположить, что человек, желающий разобраться в этом вопросе, сможет познакомиться со всеми точками зрения, то проблемы в противоречивом изложении учебного материала нет, однако практика показывает, что студенты пользуются, как правило, одним учебным пособием и потому невольно становятся заложниками авторской концепции.

Пролистаем наиболее известные учебные пособия, изданные после 1991 года, и попытаемся определить, в чем же состоят основные противоречия.

n В учебниках И. Ф. Харламова,[4] В. А. Сластенина и др.[5], в курсе лекций Б. Т. Лихачева[6] отмечается: одна из важнейших закономерностей и принципов воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив; при этом коллектив рассматривается как форма целостной организации детской жизни, которая дает возможность оказывать одновременно воспитательное влияние на всех детей вместе и на каждуюличность в отдельности, обеспечивает условия для влияния детей друг на друга.

В одиночку человек может развиваться только до очень незначительных пределов, за которыми его опыт должен обогащаться опытом других. Только в совместной коллективной деятельности и общении, по мнению авторов, человек может реализовать свой потенциал, осуществить свои цели.

n Б. З. Вульфов и В. Д. Иванов[7] утверждают, что целью, субъектом, объектом и результатом воспитания выступают люди - воспитанники и педагоги, а также детские и юношеские объединения (понятие коллектив авторы практически не используют), которые возникают и функционируют, с одной стороны, в связи с потребностью детей в общении и взаимодействии, а с другой, - выступают для учителей одной из важнейших форм осуществления педагогического процесса.

 

По мнению авторов, перспективы детских, юношеских сообществ связаны с осознанием обществом, педагогами некомпенсируемости (незаменимости) этих объединений в жизни каждого ребенка, который должен иметь актуальную сферу самореализации, «зону ближайшего развития», испробовать себя в лидерстве и исполнительности, дисциплине и ответственности, т.е. в процессе взаимодействия и взаимовлиянии человека и сообщества.

n В «Размышлениях о гуманной педагогике» Ш. А. Амонашвили[8], в «Основах личностно ориентированной педагогики» Д. А. Белухина[9], в построенном на основе сопоставления мнений учебном пособии по педагогике, изданном под редакцией П. И. Пидкасистого[10], проблема коллектива и коллективного воспитания не поднимается совсем.

n А вот как оценивает коллектив и коллективное воспитание В. С. Безрукова: «Индивидуально - ориентиро­ванная педагогика признает внутреннюю сложность и ав­тономию человеческой лично­сти и противостоит коллекти­визму, где главная роль отво­дится влиянию на человека социальной группы...» [11] Противоречия, порожденные, по мнению В.С. Безруковой, а также И. П. Подласого[12], внедрением теории коллек­тивного воспитания, обнаруживаются в нивелировке личности, ее пассив­ности и конформизме (подчинении мнению боль­шинства), утрате индивидуальности, неповторимости…

 

А МЕЖДУ ТЕМ...

Идея коллективного воспитания не нова и не может рассматриваться единственно как «плод тоталитарной советской педагогики»: уже в XYIII веке ее реализовывал в детских приютах Й. Г. Песталоцци; в XIX - начале ХХ века П. Ф. Каптерев, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский указывали на необходимость поддержки детских сообществ, развития у детей чувства товарищества и взаимопомощи; В. А. Лай (1862-1926) - немецкий педагог, основоположник «педагогики действия» - призывал к созданию школьных общин, в рамках которых должна осуществляться совместная практическая деятельность учащихся, способствующая их социализации.

Сколь противоречивы бы не были оценки коллектива, в полной мере игнорировать его роль (позитивную или негативную) и значение в формировании личности не может, пожалуй, никто. Коллектив (можно назвать его детским объединением, малой группой и т. д.) - есть объективная реальность, поскольку:

¨ КОЛЛЕКТИВ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА - ЭТО:

n СФЕРА ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ - значительную часть жизни проводит человек в рамках различных коллективов, общественных объединений, коопераций и ассоциаций - трудно представить себе полнокровную жизнь нашего современника, не вступающего в разветвленную систему производственных, интеллектуальных, социально-политических, художественно-творческих и иных взаимодействий и взаимоотношений с другими людьми.

n СФЕРА САМОУТВЕРЖДЕНИЯ, САМОВЫРАЖЕНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ - только в системе коллективных связей и отношений человек может сопоставить самооценку с тем, как его оценивают другие (а потребность во внешней оценке объективна), выразить свою индивидуальность, реализовать свои возможности.

n СФЕРА ОБЩЕНИЯ – здесь реализуется естественная потребность личности в диалоге, обеспечивающем взаимопознание и взаимопонимание (перцептивная функция), передачу и получение информации (коммуникативная функция), опыта, эмоционально-нравственных отношений, ценностей и оценок (интерактивная функция)

 

n ГАРАНТ ЗАЩИЩЕННОСТИ И ПОДДЕРЖКИ - в коллективе человек стремится обрести защиту от любой внешней агрессии, найти товарищеское понимание, сочувствие, помощь, поддержку. А. С. Макаренко справедливо отмечал, что ценность коллектива обусловлена его способностью защитить каждого своего члена.[13]

 

ВМЕСТЕ С ТЕМ КОЛЛЕКТИВЭТО ЕЩЕ И...

n МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА

основная база накопления опыта взаимодействия личности с обществом, освоения социальных ролей,

демократических форм организации жизнедеятельности.

n НОСИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОНРАВСТВЕННЫХ НОРМ

И ЦЕН­НОСТЕЙ,

реализуемых в системе коллективной деятельности

и коллек­тивных отношений.

n ДУХОВНОЕ,

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЕДИНСТВО ЛЮДЕЙ

организационная структура коллектива

является средством достижения общих (а, следовательно, и личных) целей.

 

 

¨ ТИПОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВОВ

Человек

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...