Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эссе по главам книги: «Закон когнитивной реакции», «Обезсмысливающая пропаганда, вдумчивое убеждение», «Рационализирующее животное»

При выборе глав по книге Э. Аронсона и Э. Пратканиса для написания эссе, я обратила внимание на те, где рассматривались характеристики убеждения как способа психологического воздействия, направленного на снятие своеобразных фильтров на пути информации до сознания и чувств человека. Выбор данных глав был обоснован моим интересом к механизму такого осознанного или неосознанного воздействия на человека, почему иногда информация, предоставляемая нам другими людьми преобразуется в систему установок и принципов личности.

Из главы «Закон когнитивной реакции» я узнала немало интересного о том, как работает убеждение. Вот некоторые интересные факты, на которые я обратила внимание в данной главе.

- указания на две формы влияния средств массовой информации – прямой и косвенной.

Что касается косвенной, то, как пишется в книге, «средства массовой коммуникации способны создавать трудноуловимые или «косвенные» эффекты — другими словами, средства массовой коммуникации могут не говорить вам, что думать, но они подскажут, о чем думать и как это делать». Любопытно, что доказательством этому авторы привели анализ конкретного косвенного влияния автомобильной рекламы на человека. Причем они не оценивали данное влияние ни с положительной, ни отрицательной точки зрения. Для меня же такое влияние чаще всего имеет негативный оттенок, так как я вижу результаты подобного убеждения буквально на каждом шагу. Особенно ярко это проявляется, когда смотришь на современных детей. Если мы взрослые еще в состоянии иногда провести границу между реальным миром и виртуальным миром, то дети, к сожалению, не могут этого сделать. Она им навязывает свои идеалы красоты, жизненные цели, способ существования, иногда давая для подражания совершенно недопустимые в нравственном смысле эгоистичные и агрессивные образцы поведения. Дети, благодаря рекламе, не просто стараются пользоваться рекламируемыми вещами, но и копировать рекламируемый стиль жизни. А что уже говорить о прямом влиянии СМИ на нас и наших детей! Особенно когда факты, что нам преподносят, опытными субъектами убеждения оформлены в «яркую упаковку», играющую на наших эмоциях, на нашем интересе к данной проблеме! Мало кто разворачивает ее до конца, чтобы сознательно проанализировать и оценить суть преподносимой нам информации. И тогда, как пишут авторы данной книги, «мы слышим только об одной стороне проблемы и не тратим время на изучение альтернатив; в таких случаях мы, скорее всего, будем, не задумываясь, придерживаться того, что нам сказали».

А инструкций о методах убеждения на бытовом уровне пока не существует – увы. Хотя, если проанализировать приводимые в книге факты по повышению эффективности современной пропаганды, и попробовать действуя от противного создать на их основе такую инструкцию... Вот как бы она могла выглядеть в таком случае:

Не будьте импульсивными! И:

- насторожитесь, если вы слышите в рекламе слова новый, быстрый, простой (легкий), усовершенствованный, теперь, внезапно, поразительный и знакомство (внедрение), эффективнее и подумайте, а так ли это в целом и так ли вам важны данные характеристики;

- не забывайте внимательней проанализировать негативные стороны рекламируемых продуктов и услуг, в рекламе, где использованы образы животных, младенцев или сексуальная привлекательность;

- при покупке товаров расположенных на уровне глаз, а также помещенных в супермаркета в конце прохода между полками или возле кассы, спросите себя – а так ли они вам нужны?;

- оцените необходимость покупки товаров с завлекательными бонусами, а также и сами бонусы, найдите в них минусы;

- если вас спрашивает о самочувствии незнакомый человек – насторожитесь и подумайте для чего он это спрашивает (так как в большинстве случаев вряд ли его заботит здоровье незнакомого человека)…

И наконец, еще одним советом, который бы я привела в данной инструкции – было бы пожелание: «Думайте чаще над тем, что вы видите, слышите и делаете!».

Хотя, к сожалению, данный призыв на практике вряд ли будет обладать высокой эффективность, так как, и это отмечается и Аронсоном и Пратканисом, «во многих отношениях мы являемся когнитивными скупцами, постоянно пытаясь сэкономить свою когнитивную энергию. При наличии ограниченной способности обрабатывать информацию мы для упрощения сложных проблем часто выбираем методы окольного пути убеждения; не задумываясь, мы принимаем вывод или утверждение не потому, что они серьезно обоснованы, а потому, что те сопровождаются упрощенческими приемами убеждения». А современная пропаганда «предназначена для извлечения выгоды из ограниченных способностей когнитивного скупца в сфере обработки информации. Характерные черты современного убеждения — среда, насыщенная сообщениями, тридцатисекундные рекламные объявления, незамедлительность убеждения — все более и более осложняют глубокое осмысление важных проблем и решений».

Пожалуй, самой интересной для меня стала глава под заголовком «Рационализирующее животное». Слишком задел за живое один из примеров убеждения, приведенных в ней – о женщине, предсказавшей конец света и убедившей в этом многих. Так и не увидевшие конца света, они, зато убедили самих себя в том, что это они спасли мир. А для того, чтобы убедиться, что они поступили правильно, что их поведение не было абсурдным, они стали убеждать других «чтобы таким путем убедить самих себя, что принесенные ими жертвы не были напрасными; ведь если они в состоянии так или иначе убеждать других, что их вера спасла мир, то могут успокоить и собственные сомнения. По ходу дела они превратили себя из верующих в фанатиков».

Совсем недавно мы тоже ждали конца света в декабре 2012 года опираясь на календарь майя. Как забавно было читать рассуждения убеждающих нас в конце света, и рядом тут же видеть рекламу о том, где провести новогодние выходные. Еще смешней было видеть сообщения о неотвратимости катастрофы для людей, родившихся под определенными знаками зодиака. Так и хотелось спросить способ осуществления на практике критерия такой избирательности. Но вот прошел день, на который было назначен конец света и странный психологический нюанс – все улыбаются при воспоминании о том, как мы его ждали. Возможно, такое поведение также можно объяснить теорией когнитивного диссонанса, описывающую и прогнозирующую то, как люди рационально обосновывают свое поведение? Снижая диссонанс, человек защищает свое эго и сохраняет позитивное представление о самом себе, и, в данном случае, чтобы оправдать свое прошлое поведение, свои страхи – люди сделали вид, что никто и никогда и не верил в этот факт, превратили в шутку все, что было до этого – самоубедили себя, превратились в «рационализирующих животных»?

Заканчивая разговор об убеждении и пропаганде, можно отметить, что все мы в повседневной жизни встречаемся с приёмами убеждения – мы убеждаем, нас убеждают. И здесь важно понимать, с какими целями и какими способами это убеждение осуществляется. А как раз помочь нам в таком понимании может книга «Эпоха пропаганды»…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...