Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая характеристика детей с нарушением общения.




Нарушения общения у детей, как указывает К.С. Лебединская, могут возникать по разным причинам:

а)наличие умственной отсталости;

б)наличие невротических расстройств, обусловленных психотравмирующими ситуациями, в результате чего ребенок может бояться общения из-за страха повторных психических травм;

в)поражение нервной системы, явившееся причиной недостаточности речи или слуха;

г)наличие тяжелых форм психической депривации, когда условия воспитания, жизни препятствуют развитию человеческих особенностей психики (например, феномен Маугли).

Во всех вышеперечисленных случаях нарушения общения, имеют вторичный характер. Они значительно уменьшаются или исчезают при коррекции основного расстройства: умственной отсталости, дефектов речи или слуха, целенаправленном адекватном возможностям ребенка обучении и т.д.

Однако существует отклонение психического развития, при котором нарушение общения является доминирующим во всем развитии и поведении ребенка. Речь идет о так называемом раннем детском аутизме (РДА), который представляет собой особый вариант атипичного развития.

Клиническая картина формируется постепенно к 2,5-3 годам и остается выраженной до 5-6 лет, представляя собой сложное сочетание первичных расстройств, обусловленных болезнью, и вторичных трудностей, возникающих в результате неправильного, патологического приспособления к ним и ребенка, и взрослых. Основным его признаком, с точки зрения большинства исследователей, является особое патологическое состояние психики, при котором у ребенка наблюдается отсутствие потребности в общении, предпочтение своего внутреннего мира любым контактам с окружающими людьми, отгороженность от реальности.

Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний. Он пассивен, замкнут и избегает общения с детьми, не смотрит в глаза окружающим, отстраняется от телесного контакта. Он как бы не замечает других людей, как бы экранирует, не принимает педагогическое воздействие. Эмоции слабо дифференцированы, смазаны, элементарны.

Умственное развитие варьирует от глубокой патологии до относительной, но недостаточно гармоничной нормы. Для таких детей характерна однообразная, стереотипная, часто нецеленаправленная двигательная активность, так называемое "полевое" поведение. Двигательное беспокойство в виде однообразных моторных действий: раскачивание, постукивание, прыжки и т.п. чередуется с периодами заторможенности, застывания в одной позе. Могут наблюдаться специфические нарушения речевого развития (мутизм, эхолалии, вербальные штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица).

 

17. Искаженное развитие как один из вариантов психического дизонтогенеза.

В. В. Лебединский, положив в основу классификации вариантов психического дизонтогенеза своеобразные сочетания его патопсихологических параметров, дополнил имеющуюся клиническую классификацию. Он включил в нее варианты, которые были в лучшей степени изучены в дефектологических исследованиях дизонтогенеза, обусловленного, как правило, уже завершенным болезненным процессом (связанного с резидуальными органическими поражениями ЦНС, дефектами анализаторных систем).

В. В. Лебединский выделяет следующие варианты психического дизонтогенеза:

I — недоразвитие;

II — задержанное развитие;

III — поврежденное развитие;

IV — дефицитарное развитие;

V — искаженное развитие;

VI — дисгармоничное развитие.

Искаженное развитие характеризуется сложными сочетаниями общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к формированию ряда качественно новых, не свойственных нормальному онтогенезу, патологических образований. Как правило, в основе этого типа дизонтогенеза лежит текущий болезненный процесс. Наиболее характерной моделью искаженного развития является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма.

18.Профилактика нарушений поведения детей и подростков как социальная проблема. Нарушение(отклоняющееся,девиантное) поведение - поведение, в котором устойчиво проявляются отступления от общепринятых данных обществом поведенческих норм. Основой профилактических мер является деятельность, направленная на: создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий; создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.); организацию детского досуга. Организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы.; информационно-просветительскую работу; осуществления процесса социализации личности; осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье, детям и подросткам; обеспечение мер социально-правовой защиты ребенка. Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения (деятельность учреждений сферы здравоохранения по своевременной диагностике патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования).
Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.
Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-педагогических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное поведение. Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.

Третичная профилактика - комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы.

Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности ребенка как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в школу на базе старших групп детских садов как профилактика отклонений в поведении, связанных с кризисом 7 лет - начала обучения). Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика подросткового суицида и т.п.
На уровне девиантного поведения профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микросоциума. Суть профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.

 

 

19.Дисгармоничное развитие как один из вариантов психического дизонтогенеза.Для этого варианта характерно нарушение аффективной регуляции поведения.Эмоц.состояние-это подкорковые участия.недостаточноть подкорковых образований.кот.приводят к нарушению механизмов аффективной регуляции поведения(нет грубых нарушений,а незрелость).Выд.3 группы дисфункции аффективного регулирования: 1. Экстра-пунитивный(се эмоции наружу); 2. интро-пунитивный(эмоции внутри); 3. апатический(средний вариант.низковыраж.).

Экстра-пунитивный. Выраженная специфика повед-я-от придуманной независимости,до выраженной демонстративности.В 5-7л можно говорит о начале протеста.все эти проявления значительно усугубляются на фоне утомления.Дети этого типа трудоспособны,но быстро пресыщаются.Речевая активность как правило высокая,хорошо контролируемая.Общий ур-нь познават-ого разв-я – в норме.Среди этого типа чаще встречается явление левшества.Возникают сложности при овладении шк.навыками6тение,письмо,сетн.навыки.Можно говорить о порциальной несформированности ВПФ(задержка).Регуляция обственной деятельности соотв.возрастным показателям.специфика наблюд.в эмоц-личн.проявлениях:повыш.самооценка,чрезмерная требоват-ть к окружающим(действуе импульсивно:я сделал,спросите меня).Эти дети могут сознательно демонстрировать реакции характерные для мл.возр,на что не имеет фактических оснаваний.Кора не регулир.действия,эмоции выход.наружу.Легко перех.от дифории к эйфории. Наур.шкльника-в форме поведенческого компонента,но при отсут.коррекции наблюд.целый ряд патохарактерологич.реакции:психопатия возбудимого типа,патологич.формиров.личности,истерич.невроз и др.Лечение и корр-ия обяз..пост.вырабат.стессоустойчивость.Учить контрол-ть,орган-ть,переключать эмоц.деят-ть,созд.условия для отдыха.Вед.спец-т-психолог.При формах значит.наруш.соц.адаптацию-психиатр.

Интра-пунит.тип. Характериз.противополож.реакц-ми.Дети робкие.неуверен.в себе,внешне сутуловаты,моторн.зажатость,трудности включ. В контакт,пост.необх-ть в поддержке,сверхкритичность,сверхконтроль своей деят-ти.Результаты их деят-ти разнятся в зависим-ти от ситуации.9благопрюрез-ты.когда поддержка.не благопр.-показ.низ.рез-т).в ситуац.напряж.-впадают в ступор(вызыв.к доске).встреч.случ.левшества.Показ-ли когнитивного процесса соотв.норме.при этом типе став.диагн.:неврозопод.реакции; невротич.разв.личности; невроз навязчив.состояний; психопатия тормозимого типа.Вед.спец-т-психолог,в случ. Наруш.соц.адапт.-психиатр.

Апатический. это предподростковый и подростк.возраст.Вялость,безразличие,опустошение,апатичность,отсут.каких-либо жизн.интересов.Ребенок м.б. пресыщаем какой-либо монот.деят-тью.Отлич.от шизофрен.:отсут.сверхценных интересов,но и нет реакции на оценку своей деят-ти.Д-з:шизоидная психопатия.Д-з став.при всех 3-х группах только в подр.возр.психиатром или психоневрологом-обратятся только в крайних случаях,попадая в состоян.аффекта.Трудности в постан.д-за,вследств.поздного обращения.Подр.возр.-это психопатичеки период у нормы.Ребенком руководствуют только эмоции

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...