Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие №2. Амортизация основных средств.




Амортизация - это распределение стоимости основного средства по срокам его полезного использования. Главный вопрос, который возникает при необходимости начисления амортизации - это вычисление суммы амортизации. ПБУ 6/01 предусматривает четыре способа начисления амортизации:

· линейный способ;

· способ уменьшаемого остатка;

· способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

· способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Способы амортизации объектов основных средств, принятых в организации, закрепляются в учетной политике.

Для начала рассмотрим схему бухгалтерских записей по отражению сумм амортизации. Предположим, что в данный момент мы говорим об амортизации автомобиля, приобретение которого мы рассматривали выше. Как уже было сказано, для учета сумм амортизационных отчислений используется счет 02 "Амортизация основных средств". Например, в нашей организации амортизационные отчисления автомобиля учитываются на счете общехозяйственных расходов (26), поэтому бухгалтерская запись будет выглядеть следующим образом:

Д26 К02 - на сумму исчисленной амортизации.

Эта запись делается на основе бухгалтерской справки-расчета.

Следует отметить некоторые важные особенности, отмеченные в ПБУ 6/01 и касающиеся порядка начисления амортизации. Начисление амортизации по объекту основных средств:

· начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

· прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

· не приостанавливается в течение срока полезного использования начисление амортизационных отчислений, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

· производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится.

Теперь рассмотрим особенности расчета амортизации по каждому из способов.

Линейный способ предусматривает распределение стоимости основного средства по периодам полезного использования равными долями.

ПБУ 6/01 говорит об этом способе следующее: годовая сумма амортизационных отчислений при линейном способе определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

Например, основное средство - автомобиль - отражается в учете по первоначальной стоимости 100000 рублей. Срок полезного использования основного средства - 5 лет. Таким образом, норма амортизационных отчислений в год составит 20% стоимости основного средства (1/5=0,2=20%). Это значит, что в год мы должны начислить в качестве амортизации 20000 рублей. Амортизация начисляется ежемесячно, равными долями, то есть размер амортизации, начисляемой ежемесячно, будет равен 1666,66 рублей (20000/12=1666,66).

Этот способ амортизации применяется для объектов, которые выполняют сравнительно постоянный объём работ, и, к тому же, время их полезного использования ограничено их сроком службы. Например, это могут быть здания, сооружения, станки и т.д.

Сущность способа списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) заключается в том, что амортизация начисляется исходя из объема работы, выполненного объектом основных средств. Этот метод можно применять, например, для амортизации автомобилей, самолётов, и других ОС, срок полезного использования которых зависит от режима их эксплуатации.

Например, если автомобиль стоимостью 200000 рублей рассчитан на пробег в 500000 километров, за каждый пройденный километр мы будем списывать амортизацию в размере 40 копеек (200000/500000=0,4). То есть, если, например, в одном из месяцев автомобиль прошел 1000 километров, мы начислим амортизацию в размере 1000*0,4=400 рублей. Если в следующем месяце автомобиль прошел 15000 километров, размер амортизации составит, соответственно, 15000*0,4=6000 рублей.

Способ уменьшаемого остатка относится к так называемым ускоренным способам амортизации. Их сущность заключается в том, что размер начисленной амортизации уменьшается с каждым годом, являясь максимальным в первом году использования основного средства и минимальным в последнем году. Ускоренные методы амортизации полезны, так как позволяют сбалансировать затраты на амортизацию объектов основных средств и затраты на их ремонт и поддержание в работоспособном состоянии. Дело в том, что, в общем случае, затраты на ремонт ОС минимальны в первый год и максимальны в последний год, постепенно возрастая. Для оптимизации управления себестоимостью продукции, на которую относится амортизация, можно применять способ уменьшаемого остатка. ПБУ 6/01 говорит о нём следующее:

При способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией.

Рассмотрим пример. Предположим, имеется объект основных средств стоимостью 100000 рублей. Срок его полезного использования - 5 лет. Коэффициент ускорения, установленный учетной политикой организации для амортизации данного объекта, равняется 1,5. Годовая норма амортизации объекта составляет 20% (1/5=0,2=20%). Теперь умножим 20% на 1,5 - получим 30%. Это означает, что в первый и последующие годы мы должны списать 30% от остаточной стоимости основного средства. Причем, в первый год мы списываем 30% от первоначальной стоимости основного средства, а последующие годы - по 30% от остаточной стоимости.

Получим следующее

Списано в 1-й год 100000*30%=30000 рублей.

Остаточная стоимость объекта к началу второго года составит 100000-30000=70000 рублей. Отталкиваясь от этой суммы, продолжаем вычисления.

Списано во 2-й год: 70000*30%=21000 рублей

Остаточная стоимость к началу третьего года составит 70000-21000=49000 рублей

Списано в 3-й год: 49000*30%=14700 рублей.

Остаточная стоимость к началу четвертого года: 34300 рублей и т.д.

Списано в 4-й год: 34300*30%=10290 рублей

Остаточная стоимость к началу пятого года: 24010 рублей

Списано в 5-й год: 24010*30%=7203

Остаточная стоимость после 5 лет использования: 24010-7203=16807 рублей.

Способ уменьшаемого остатка характеризуется тем, что стоимость основного средства не распределяется полностью.

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования так же относится к ускоренным. ПБУ 6/01 регламентирует его следующим образом: при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

Приведем пример. Пусть, как и в прошлом примере, имеется основное средство стоимостью 100000 рублей со сроком полезного использования 5 лет. Для начала рассчитаем сумму чисел лет срока полезного использования. Рассчитать эту сумму можно следующим образом: сложить числа от 1 до числа, представляющего срок полезного использования объекта. То есть, в нашем случае получаем такое выражение для вычисления суммы чисел лет срока полезного использования:

1+2+3+4+5=15

Для расчета размера амортизационных отчислений в первый год использования нам нужно получить выражение, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе уже полученная сумма чисел лет срока полезного использования объекта. Так как это - первый год использования, до конца срока полезного использования объекта еще 5 лет. В итоге получаем такое выражение для суммы амортизационных отчислений в первый год:

100000*(5/15)=100000*0,33=33000 руб.

Заметьте, здесь нам не нужно считать остаточную стоимость объекта для вычисления суммы отчислений за второй и последующий годы. Единственное, что надо посчитать - это - сколько лет осталось до конца срока полезного использования. Так как перед нами - второй год использования объекта, до конца осталось 4 года. Аналогично, 3 года останется на третий год, 2 года - на 4-й и 1 - на 5-й год использования объекта.

Теперь вычислим сумму начисленной амортизации за второй год:

100000*(4/15)=100000*0,26=26000 руб.

Вычисления за третий год:

100000*(3/15)=100000*0,2 = 20000 руб.

Вычисления за четвертый год:

100000*(2/15)=100000*0,13=13000 руб.

Вычисления за пятый год:

100000*(1/15)=1000000*0,066 = 6666 руб.

Итого сумма списанной амортизации составила 98666 руб. При использовании данного способа можно списать всю стоимость объекта ОС, однако, так как выше мы применяли сокращения, сумма получилась не точно соответствующей исходной стоимости объекта. Термин "амортизация" часто путают с термином "износ". Термин "износ" применяется, когда речь идет о физическом износе основного средства, а амортизация - это лишь списание стоимости. Например, полностью изношенный объект, может быть не полностью списанным в учете, и, в то же время, стоимость объекта, который не износился физически, может быть полностью списана в учете.

Как правило, физический износ большинства объектов основных средств (особенно это заметно, например, для вычислительной техники) идет медленнее морального устаревания объекта. Таким образом получается, что объект успевает морально устареть до того, как устареет физически, а дата списания стоимости объекта в бухгалтерском учете находится где-то между датой морального устаревания и датой физического износа. Как же учитывать объекты основных средств, вполне исправных и работоспособных, стоимость которых списана полностью с помощью начисления амортизации? Объект всё равно может числиться в учете, однако амортизация на него уже не начисляется.

Практическое занятие №3 Переоценка основных средств Основные средства могут менять свою стоимость в течение срока службы. Например, такое происходит при переоценке основных средств, при достройке, дооборудовании, модернизации, частичной ликвидации. Рассмотрим порядок переоценки основных средств. Эта операция делается для того, чтобы привести стоимость основных средств в соответствие с их текущей рыночной стоимостью. Основные средства могут служить организации долгое время, за это время меняется рыночная ситуация, цены, и для того, чтобы стоимость основных средств оставалась актуальной, делают их переоценку. В соответствии с п. 15. ПБУ 6/01, коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Нередко переоценку основных средств производят профессиональные оценщики, хотя, в соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.10.03 № 91н организация может использовать различные способы переоценки. В частности, это могут быть данные о стоимости аналогичных объектов, полученные от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, опубликованные в специальной литературе и некоторые другие. При переоценке, вместе со стоимостью основных средств пересчитывается так же сумма амортизации. Для отражения результатов переоценки используется счет 83 "Добавочный капитал". Выше мы уже говорили об использовании этого счета. Напомним, что при дооценке основных средств делается такая бухгалтерская запись: Д01 К83 - на сумму дооценки ОС Д83 К02 - на сумму дооценки амортизации Первая запись делается на основе документов, подтверждающих текущую стоимость объекта основных средств, ведомости по переоценке и инвентарной карточки ОС. Вторая запись делается на основании бухгалтерской справки-расчета. При уценке объекта ОС делаются обратные записи: Д83 К01 - на сумму уценки ОС Д02 К84 - на сумму уценки амортизации. При реконструкции, модернизации объекта основных средств затраты сначала собирают на счете 08, после чего приходуют на счет 01. То есть, сначала делаются записи по дебету счета 08 и кредиту счетов затрат: Д08 К02 - на сумму амортизации основных средств, участвующих в реконструкции модернизируемого основного средства. Д08 К10 - на сумму затраченных материалов Д08 К60 - услуги сторонних организаций Д08 К70 - заработная плата работников, участвующих в реконструкции Далее, накопленные затраты списываются на счет 01: Д01 К08 - на сумму затрат, в которые обошлась модернизация основного средства. Практическое занятие №4 Учет ремонта, текущего содержания выбытия и аренды основных средств Объекты основных средств требуют ухода, затрат на обслуживание. Эти затраты могут быть отнесены на те же статьи затрат, куда относят амортизацию основных средств. Например, если основное средство используется в производстве и на его текущий ремонт понадобились материалы, их выбытие можно отразить такой записью: Д20 К10 - отражен расход материалов на ремонт основного средства. Основные средства снимают с учета в различных ситуациях. Например, организация решает продать объект основных средств, внести его в качестве вклада в уставный капитал другой организации, объект может прийти в негодность. Во всех этих случаях он подлежит списанию. Для списания объекта ОС к счету 01 открывают специальный субсчет - "Выбытие основных средств" (назовем его, для удобства, 01-2, субсчет для учета ОС назовем 01-1). При работе с ним действует следующая схема бухгалтерских записей. Д01-2 К01-1 - сумма первоначальной (восстановительной) стоимости ОС Д02 К01-2 - сумма накопленной амортизации Эти записи делаются на основании акта о приеме-передаче объекта ОС. В итоге, дебетовый остаток субсчета 01-2 покажет нам остаточную стоимость объекта основного средства. Схема дальнейших записей зависит от целей, в соответствии с которыми мы списываем объект. Рассмотрим различные схемы. При списании объекта для последующей продажи, после вышеописанных делаются следующие записи: Д91 К01-2 - на сумму остаточной стоимости объекта Д62 К91 - отражен доход от продажи объекта ОС Д91 К99 - на сумму прибыли от реализации объекта ОС При использовании выбывающего ОС в качестве вклада в уставный капитал, действует такая схема проводок: Д58 К76 - отражена задолженность по вкладу в уставный капитал Д76 К01-2 - отражена остаточная стоимость выбывшего объекта При ликвидации объекта ОС его остаточная стоимость списывается в дебет счета 91: Д91 К01-2 - на остаточную стоимость После чего туда же списываются затраты, связанные с разборкой, демонтажем и другими операциями по выбытию. В корреспонденции со счетом 91 могут быть различные счета затрат. Например, возможна такая запись: Д91 К60 - расходы на услуги сторонних организаций по демонтажу объекта ОС Д91 К20 - расходы основного производства на демонтаж объекта После того, как демонтаж завершен, некоторые части выбывшего объекта ОС (например, при демонтаже здания это могут быть строительные материалы) могут быть приняты к учету как материалы: Д10 К91 - приняты к учету материалы, полученные в ходе демонтажа основного средства. Аналогичной проводкой (разница будет видна лишь на уровне субсчетов) оформляется, например, прием металлолома, оставшегося от объекта ОС. После того, как процесс демонтажа будет завершен, счет 91 закрывается на счет 99. Причем, если от ликвидации объекта ОС получен убыток (что обычно и бывает при ликвидации, так как этот процесс может быть достаточно дорогостоящим, а принятые к учету "остатки" основного средства не компенсируют затрат по его выбытию), делается такая запись: Д99 К91 - на сумму убытка от ликвидации объекта ОС Если же вышло так, что по результатам ликвидации получена прибыль, делается такая запись: Д91 К99 - на сумму прибыли от ликвидации объекта ОС. Так же, если ОС ранее дооценивалось - необходимо списать сумму его дооценки следующей записью: Д83 К84 - на сумму дооценки ОС Если объект ОС ранее уценивался, сумму уценки списывать не нужно. Аренда - это договор между собственником имущества (его называют арендодателем) и арендатором, в соответствии с которым арендодатель предоставляет арендатору имущество во временное владение и пользование за плату. Арендные отношения в РФ регулирует Глава 34 "Аренда" Гражданского кодекса Российской федерации. Рассмотрим схему учета имущества у арендодателя. Объекты ОС, сданные в аренду, учитываются на особом субсчете, открываемом к счету 01 (01-3, хотя может быть применена и другая нумерация): Д01-3 К01-1 - первоначальная (восстановительная) стоимость объекта ОС, сданного в аренду. Такая запись делается на основании акта приема-передачи ОС. Таким же образом списывается на особый субсчет счета 02 (например, на субсчет 02-3) сумма накопленной амортизации Д02-1 К02-3 - списана сумма накопленной амортизации Арендодатель сдает основные средства в аренду за плату. Поэтому операции оплаты так же находят отражение в учете. Здесь действует следующая схема записей, как правило, такие записи производятся ежемесячно: Д76 К91 - начислен доход от сдачи ОС в аренду Д91 К68 - НДС с арендной платы Д51 К76 - арендатор оплатил по безналичному расчету задолженность по аренде Д91 К02-3 - начислена амортизация объекта ОС Д91 К99 - начислена прибыль от сдачи в аренду объекта ОС После того, как срок аренды заканчивается, и объект ОС возвращается арендодателю, он делает следующие записи: Д01-1 К01-3 - первоначальная (восстановительная) стоимость объекта ОС Д02-3 К02-1 - сумма накопленной амортизации Фактически это - записи, обратные записям, сделанным при сдаче в аренду. Рассмотрим порядок учета объекта ОС у арендатора. Арендованное основное средство учитывается в забалансовом учете. В частности, на счете 001 "Арендованные основные средства". При приеме арендованного объекта у арендатора делается такая запись: Д001 - на сумму первоначальной стоимости объекта, указанную в договоре аренды Учет на забалансовых счетах ведется без применения двойной записи, поэтому поступление объектов учета отражается по дебету, выбытие - по кредиту. Далее, делаются записи списания расходов на аренду объекта ОС по различным статьям расходов. Например, если объект используется для общехозяйственных нужд организации, делается такая запись: Д26 К60 - расходы по аренде объекта ОС отражены в составе общехозяйственных расходов Д19 К60 - НДС по расходам на арендную плату Д68 К19 - принят к зачету НДС по арендной плате Д60 К51 - оплачен по безналичному расчету счет арендодателя за ОС, сданные в аренду. Когда срок аренды заканчивается, арендуемый объект списывается с забалансового учета следующей записью: К001 - на сумму первоначальной стоимости арендованного объекта ОС. Здесь мы рассмотрели лишь одну из возможных схем учета аренды. Существуют, например, лизинговые отношения. Эти отношения регулирует Федеральный Закон "О финансовой аренде (лизинге)" от 29.10.98 № 164-ФЗ (в ред. от 08.05.2010 г.). Порядок учета лизинговых операций регулирует Приказ Минфина от 17.02.1997 №15 "Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга" (в ред. от 23.01.2001 г.). on_load_lecture();
Практическое занятие №5. Учет заготовки и трелевки древесины Приемка древесины во время ее заготовки должна осуществляться ежедневно мастером или иным лицом. Единицей учета и измерения хлыстов, деловой древесины, дров на всех стадиях заготовки (франко) являются плотные кубометры, а дров разделанных, в разрезе материально- ответственных лиц – складочные кубометры. В материальных отчетах лесничеств, в учете и отчетности лесозаготовительных предприятий – плотные кубометры. Внешний вид плотного и складочного кубометра приведен на рисунке 1. Рис. 1. Внешний вид плотного и складочного кубометра древесины. А – плотный кубометр В – складочный кубометр Для учета лесопродукции, получаемой от рубок ухода за лесом принято следующее породное деление: для деловой древесины и хлыстов: Сосна, ель, дуб, прочие твердолиственные породы, береза, мягколиственные породы для дров: твердолиственные породы, включая дуб и березу, сосна и ольха, мягколиственные породы. ель. Учет древесины в плотных кубометрах производится в первичных документах с точностью до одной сотой (т.е. с двумя десятичными знаками), а в сводных документах – с точностью до одной десятой (т.е. с одним десятичным знаком). В соответствии с ГОСТ 2292-88 «Лесоматериалы круглые. Маркировка, сортировка, транспортирование, измерения и приемка» способами определения объемов заготовленной древесины является:  поштучное измерение диаметра в верхнем торце  геометрический метод измерения. Поштучному измерению и учету в плотной мере подлежат деловые сортименты длиной более 2 м, дрова длиной более 3 м и деловые сортименты длиной до 2 м включительно, предназначенные для лущения, строгания, выработки авиационных пиломатериалов, лыжных и ложевых заготовок, а также лесоматериалов ценных пород. Деловые сортименты длиной до 2 м включительно, за исключением указанных в предыдущем абзаце и дрова длиной до 3 м включительно, независимо от толщины, подлежат измерению в складочной мере с последующим переводом в плотную. Поштучное измерение круглых лесоматериалов заключается в измерении диаметра верхнего торца и нахождения объема по таблицам объемов по ГОСТ 2708-75 Лесоматериалы круглые. Таблицы объемов. Измерение диаметра производится лесной вилкой или линейкой. При этом пороки и механические повреждения влияния на результаты измерения не оказывают. Толщину круглых лесоматериалов вычисляют как среднее арифметическое значений результатов измерений двух взаимно перпендикулярных диаметров (d1 и d2) в верхнем торце по формуле D = (d1 + d2) / 2. Порядок измерения приведен на рисунке 2. Рис. 2. Порядок измерения толщины круглых лесоматериалов Место измерения диаметров лесоматериалов не должно совпадать с местным утолщением, вызванным расположением сучьев или другими пороками древесины. У деловых сортиментов диаметры измеряют без учета коры, у дров - с корой. Для партии, состоящей из 100 и более единиц, допускается определение толщины лесоматериалов измерением одного диаметра при обязательном измерении диаметров всех бревен партии в одном направлении. У лесоматериалов толщиной до 18 см независимо от числа единиц лесоматериалов в партии может измеряться один диаметр в горизонтальном направлении. Диаметр измеряют в долях сантиметра как длину прямой линии, проходя- щей через геометрический центр перпендикулярно продольной оси лесоматериалов. Значение толщины круглых лесоматериалов менее 14 см округляют до це-лого числа, при этом доли менее 0,5 см не учитывают, а долю 0,5 см и более приравнивают к большему целому числу. Значение толщины круглых лесоматериалов 14 см и более округляют до четного числа, при этом доли менее целого нечетного числа не учитывают, а целое нечетное число и доли более нечетного округляют до большего целого числа. Длину круглых лесоматериалов измеряют по наименьшему расстоянию между торцами в метрах с округлением до 1 см. При определении объема лесоматериалов припуски и допускаемые отклонения по длине в расчет не принимают. При нарушении градации длины (включая минимальный припуск) объем бревна определяют по ближайшей меньшей длине, установленной в стандартах на лесоматериалы. Геометрический метод измерения заключается в измерении линейных геометрических параметров штабеля: длины, ширины и высоты. Длина, ширина и высота измеряется мерной рейкой, штангой или рулет-кой, длина которых должна превышать измеряемый размер штабеля. Результаты округляются до 0,01 метра. Объем лесоматериалов, измеряемых в складочной мере, определяют умножением его ширины на высоту и длину. Ширину штабеля принимают равной номинальной длине уложенных лесоматериалов. Высоту штабеля определяют как среднее арифметическое измерений высот через каждый метр длины. На коротких штабелях количество измерений должно быть не менее трех (два вблизи краев, но вне клеток и один вблизи середины). Длину клеток принимают за 0,8 их фактически измеренной протяженности. Толщину подштабельных подкладок и прокладок в высоту не включают и их объем учитывают отдельно. При укладывании деловых сортиментов, имеющих влажность свыше 25%, штабеля должны иметь по высоте не учитываемую надбавку на усушку и усадку в размере 2% от высоты штабеля. Плотную меру деловых сортиментов (без коры), уложенных в штабеля, определяют умножением складочной меры штабеля на соответствующий переводной коэффициент (коэффициент полнодревесности). Для беспрокладочных штабелей нормальной кладки при длине лесоматериалов до 2 м включительно устанавливают переводные коэффициенты, приведенные в таблице 1. Объем штабеля определяется по формуле: V пл = V crk*k, где Vскл – объем складочного штабеля, м3 k - коэффициент полнодревесности Коэффициенты полнодревесности определяются по таблице № 1. Таблица 1 Коэффициенты полнодревесности штабелей круглых неокоренных лесоматериалов, длиной 4,5-6,5 м
Тип штабеля Коэффициент полнодревесности при диаметре бревен, см
  6-13 14-21 22-25 26 и более
Рядовой 0,45 0,47 0,54 0,60
Пачковый 0.50 0.60 0.63 0.65
Плотный 0.55 0.65 0.68 0.72
Пачково-рядовой 0.52 0.62 0.65 0.68
Примечание: Для окоренных бревен показатели таблицы применяются с коэффициентом -1,06, для штабелей сортиментов длиной более 6,5 м с коэффициентом - 0,9, мнеее 4,5 метров – с коэффициентом 1.1
                 

Основным документом, отражающим ежедневную приемку древесины при заготовке, переработке, передвижении, а также при разделке хлыстов на сортименты, является Дневник приемки работ (форма № ЛП-13), который составляется в двух экземплярах.

Обязанность за ведение дневника возлагается на мастера.

При бригадном методе работы запись принятой лесопродукции в Дневнике приемки работ ведется на бригадира, при индивидуальном – на каждого рабочего.

При этом один экземпляр Дневника выдается бригадиру, а второй остается у мастера.

На основании Дневников приемки работ мастером составляется Наряд-акт на производство работ (форма № Т-55) в двух экземплярах, который является основным документом для начисления заработной платы, оприходования лесопродукции и списания сырья, переданного в переработку.

Наряд-акт проверяется бригадиром, рабочим на предмет правильности его оформления, соответствия указанного в наряде-акте объема работ данным ежедневной приемки, после чего он им подписывается и передается мастеру.

Древесина, принятая у рабочих, сдается под охрану леснику того обхода, где проводились работы, под расписку на первичных документах (в наряде-акте на производство работ). В связи с этим присутствие лесника при приемке работ обязательно.

Аналогично оформляются документы и на трелевку древесины.

В случае заготовки древесины комплексными бригадами, где нормы выработки и расценки рассчитаны по конечной фазе производства, в Дневниках приемки работ указывается комплексная заготовка с конечной фазой производства «трелевка».

В наряде-акте на производство работ наряду с указанием выполненных объемов работ производится списание материалов, израсходованных по норме на выполнение того или иного вида работ.

Заготовка древесины может осуществлять с привлечением подрядных организаций.

Основанием для допуска к работе рабочих организации-подрядчика служит Договор о возмездном оказании услуг (выполнении работ).

При этом организацией подрядчиком могут выполняться все виды работ за исключением валки.

Приемка-сдача выполненных работ осуществляется в аналогичном порядке, описанном выше.

На основании составленных документов Сторонами договора составляется двусторонний акт приема-передачи выполненных работ, который является основанием для производства расчетов.

Практическое занятие №6. Организация учета расчетов по оплате труда Основными задачами учета труда и его оплаты являются точный учет личного состава работников, отработанного ими времени и объема выполняемых работ, правильное исчисление сумм оплаты труда и удержании из нее; учет расчетов с работниками, с бюджетом, органами социального страхования, фондами обязательного медицинского страхования и Пенсионным фондом РФ; правильное отнесение начисленной оплаты труда и отчислений на социальные нужды на счета издержек производства и обращения и на счета целевых источников. Заработок рабочих определяется умножением часовой тарифной ставки разряда рабочего на количество отработанных им часов. Существует также повременно-премиальная система оплаты труда. К суммезаработка по тарифу прибавляют премию в определенном проценте к тарифнойставке. Первичными документами по учету труда работников при повременной оплате являются табели учета рабочего времени. Право на отпуск работникам данного предприятия предоставляется по истечении 11 месяцев непрерывной работы на предприятии. За работником, находящимся в отпуске, сохраняют его средний заработок. Фонд заработной платы включает в себя: оплату за отработанное время, в том числе оплату труда лиц, принятых на работу по совместительству; оплату за неотработанное время, то есть оплату ежегодных и дополнительных отпусков, простоев не по вине рабочих и др.; Выплаты социального характера включающих в себя единовременные пособия при выходе на пенсию, надбавка к пенсии работающим пенсионерам, оплата путевок работникам на лечение. При составлении статистической отчетности по труду показываются начисленные за отчетный период денежные суммы независимо от источников их выплаты и статей смет в соответствии с платежными документами, по которым с работниками были произведены расчеты по заработной плате, премиям независимо от срока их фактической выплаты. Суммы, начисленные за ежегодные и дополнительные отпуска, включаются в фонд заработной платы следующего месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчетном месяце. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд заработной платы следующего месяца. Для учета личного состава, начисления и выплат заработной платы используют унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001г. №26. Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (форма №Т-1) применяется для оформления и учета принимаемых на работу по трудовому договору (контракту). Личная карточка работника (форма №Т-2) заполняются на лиц, принятых на работу на основании приказа о приеме на работу, трудовой книжки, паспорта, документа об окончании учебного заведения, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и других документов, предусмотренных законодательством, а также сведений сообщенных о себе работником. Штатное расписание (форма №Т-3) применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности работников. Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу (форма №Т-5) используется для оформления и учета перевода работника на другую работу напредприятии. Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику (форма №Т-6) Приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником (форма №Т-8) применяется для оформления и учета увольнения работника. Приказ (распоряжение) о поощрении работника (форма № Т-11) применяется для оформления и учета поощрений за успехи в работе. Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (форма №Т-12). Начисление заработной платы Для определения суммы заработной платы, подлежащей выдаче на руки работникам, необходимо определить сумму заработка работников за месяц и произвести из этой суммы необходимые удержания. Эти расчеты производят обычно в расчетно-платежной ведомости, которая, кроме того, служит и документом для выплаты заработной платы за месяц. В левой части ведомости записывают суммы начисленной заработной платы по ее видам (повременно, премии и др.), а в правой – удержания по их видам и сумму к выдаче. На каждого работника отводят одну строку. С каждого работника удерживается налог на доходы с физических лиц в размере 13%. Еще одним видом удержания является плановый аванс и выплаты, сделанные в межрасчетный период. Эти удержания являются постоянными, но кроме них могут быть удержания по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу юридических и физических лиц. А также долг за работником; погашение задолжности по подотчетным суммам; за содержание ребенка в ведомственных дошкольных учреждениях; за ущерб нанесенный предприятию и др. В соответствии со второй частью налогового Кодекса РФ с 1 января 2001г.вводится единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонд обязательного медицинского образования РФ. Объектом налогообложения для исчисления налога признаются выплаты,вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско- правового характера, предметом которых является выполнение работ, выплаты в виде материально помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Для учета по взносам на социальное страхование, в Пенсионный фонд и на медицинское страхование используется пассивный счет 69 «расчеты по социальному страхованию и обеспечению».Этот счет имеет следующие субсчета:1. «Расчеты по социальному страхованию»2. «Расчеты по пенсионному обеспечению»3. «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию». Заработную плату выдают из кассы в течение трех дней. По истечению этогосрока кассир против фамилии работников, не получивших заработную плату,делает отметку «Депонировано», составляет реестр не выданной заработной платы и на титульном листе ведомости указывает фактически выплаченную и неполученную работниками сумму заработной платы. Суммы не выплаченной в срок заработной платы по истечении трех дней сдают в банк на расчетный счет. На выданную сумму заработной платы составляют расходный кассовый ордер, номер и дата которого проставляются на последней странице ведомости.Учет расчетов по оплате труда отражается следующими бухгалтерскими записями: Дебет счета 20 «Основное производство» кредит счета 70 «Расчетыс персоналом по оплате труда» - начисление заработной платы производственнымрабочим; Дебет счета 70 кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» - удержан с начисленной заработной платы и других выплат подоходны
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...