Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Открыватель истины




Каждая религия относится к своему основателю как к открывателю истины и истинному источнику учения для всех. Конечно, одним из важней­ших путей, на котором мы сталкиваемся с основателем, является его учение. Это учение основано на его собственных знаниях или на откровении, данном ему свыше; ничего другого быть не может. Оно всегда отлично от уже известных учений, своеобразно и превосходит верования, которые были распространены до него. Оно становится мерой, которой проверяются все идеи, возникающие после него; оно оказывается тем непрерывно дейст­вующим источником, из которого черпают все позднейшие интерпретации доктрины.
В начале этого раздела мы приводим фрагменты священных книг, в которых объявляется истинность учения и единственность избранного основателем пути. Как уже говорилось во введении к этой главе, тот факт, что многие основатели религий делали такое заявление, не означает его ложности или относительности; каждый из них шел своим путем и оказывал­ся на вершине истины, не имея себе равных и никем более не превзойденный.
Другие публикуемые в этом разделе тексты описывают пути, которыми основатели религий постигали свои несравненные учения. Их в основном два: через божественное откровение от трансцендентного источника и через напряженные усилия, обучение и медитацию. Но даже тогда, когда метод постижения истины связан с обучением и медитацией, часто присутствует элемент откровения. Поэтому отрывки, взятые из ведических текстов, пока­зывают, что, несмотря на могучие усилия основателей религий как в обуче­нии, так и в поступках, только некоторые отмеченные свыше мудрецы получали дар божественного слова.
В священных книгах основатели религиозных учений часто описываются как учители и носители света, порой затмевающие всех предшествующих учителей. Из приведенных в конце данного раздела отрывков, которые описывают Будду как вообще не произносящего никаких слов, мы узнаем, что основатели религий не всегда проповедовали истину словом, но они жили по ней, претворяли ее в жизнь, олицетворяли ее собой, своим примером.

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня.
Христианство. Евангелие от Иоанна 14: 6

Я [Кришна] есмь цель мудрого человека и я есмь путь. Я есмь его успех. Я есмь его небеса. Нет ничего более дорогого для него, чем Я.
Индуизм. Шримад Бхагаватам 11, 12

В небе нет пути; нет отшельника вне нас. Люди находят радость в иллюзиях; таттхагаты свободны от иллюзий.
Буддизм. Дхаммапада 254
Мухаммад [... ] был [... ] посланником Аллаха и печатью пророков. Ислам. Коран 33: 40

Слава Тебе, Господь Махавира, источник священного Писания, величайший Тиртханкара, учитель Мира.
Джайнизм. Нандисутра 2

О, как велик божественный моральный закон Мудреца Кун-цзы. Льющийся через край и беспредельный, он дает рождение и жизнь всем сотворенным вещам и возносится высоко, к самым небесам. Как это великолепно! Как внушительны триста принципов и три тысячи правил поведения! Они ждут человека, который в состоянии применить систему на практике.
Конфуцианство. Учение о Середине 27

И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд...
Иудаизм и христианство. Бытие 18: 17- 19

Лучший из путей — восьмеричный; лучшая из истин — четыре слова; лучшая из дхамм — уничтожение страстей; лучший из двуногих тот, кто прозорлив.
Вот путь, и нет другого для очищения зрения. Следуйте по нему. Все иное — наваждение Мары.
Следуя по нему, вы положите конец страданию. Этот путь был провозглашен мной, когда я узнал, как удалять тернии.
Буддизм. Дхаммапада 273—275
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Христианство. Евангелие от Иоанна 1: 18

Мне, Заратуштре, проповеднику и верному другу добродетели, Возвысь мой голос благоговеющий, о Премудрый Господь, Пусть воздействие силы моего разума, как и силы Божественного Разума, Покажет, что его заповеди найдут дорогу с помощью моего слова.
Зороастризм. Авеста, Ясна 50, 6

Не шевели свой язык с этим, чтобы ускорить его. Поистине, на Нас лежит собирание его и чтение. И когда Мы читаем его, то следуй за его чтением. Затем, поистине, на Нас лежит его разъяснение.
Ислам. Коран 75: 16—19

Не было, чтобы Аллах говорил с человеком иначе, как в откровении, или позади завесы, или посылал посланника и открывал ему по Своему изволению, что желал. Поистине, Он — высокий, мудрый!
И так Мы внушили тебе дух от Нашего веления: ты не знал, что такое книга и вера, но Мы сделали его светом, которым Мы ведем кого угодно из Наших рабов, и ты ведешь на прямой путь, путь Аллаха, которому принадлежит то, что в небесах и на земле.
Ислам. Коран 42: 51—53
О Брихаспати [14], первое начало Речи [возникло],
когда они пришли в действие, давая имена [вещам].
Что было у них лучшего, незапятнанного, что было скрыто в них,
стало проявленным с помощью любви.
Когда мудрые мыслью создали Речь,
просеивая [ее], как зерно — ситом,
Тогда друзья познают содружества.
Их священный знак нанесен на Речь.
С помощью жертвы пошли они по следу Речи.
Они обнаружили ее, вошедшую в слагателей гимнов.
Принеся ее, они разделили [ее] между многими —
семеро певцов вместе приветствовали ее криками.
Кто-то, глядя, не видит Речь,
кто-то, слушая, не слышит ее;
а кому-то она отдает [свое] тело,
как страстная жена в прекрасном наряде — [своему] мужу. Индуизм. Ригведа 10. 71, 1—4

И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон, и заповеди, которые Я написал для научения их. И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошел Моисей на гору Божию [... ] и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей.
Иудаизм к христианство. Исход'24: 12—13, 16—18

Моисей сказал Израилю: " Не знаете вы что ли, с какими муками получил я Тору! Какое усилие, какой труд я затратил ради этого. Сорок дней и сорок ночей я провел с Богом. Я оказался среди ангелов, Животворящих Сил, Серафимов, каждый из которых в состоянии погубить всю вселенную в огне. Мой дух, мою кровь вложил я в Тору. Как я обучался ей в муках, так и вы изучайте ее в муках, и как вы изучаете ее в муках, так вы и учите ей в муках".
Иудаизм. Второзаконие. Сифре [Толкование] 131 в

Знай теперь, что время от времени рождается на земле Таттхагата, абсолютно Просветлен­ный, благословенный и достойный, упорствующий в мудрости и доброте, счастливый в позна­нии миров, непревзойденный как ведущий заблудших смертных, учитель божеств и людей, просветленный Будда. Он до конца понимает вселенную, как будто он смотрит в нее лицом к лицу. [... ] Истина, которую он провозглашает как в своих посланиях, так и мысленно, восхитительна в своем возникновении, восхитительна в своем развитии, восхитительна в своем завершении. Он возвещает высшую жизнь во всей ее чистоте, во всем ее совершенстве.
Буддизм. Дигха Никайа xiii. Тевиа-Сутта

Святые мудрецы могли обозревать все, что совершается в Поднебесной. Они созерцали пути, на которых события пересекаются и становятся взаимосвязанными, чтобы сделать их направление соответствующим вечным законам. Потом они добавляли решения для того, чтобы обозначить различие между благоприятной судьбой и несчастием. [... ] Они говорили о наиболее запутанных разновидностях, не возбуждая ненависти. Они говорили о том, что наиболее подвижно, не побуждая к беспорядку. Это шло от того, что они наблюдали, прежде чем говорили, и обсуждали, прежде чем действовали. Путем наблюдения и обсуждения они прекрасно меняли и переделывали.
Конфуцианство. И цзин [Книга перемен]. Большой Комментарий 1. 8, 2—4

Смотрите, была запись, хранившаяся среди вас, и в ней ты [Джозеф Смит] был назван пророком, предсказателем, проповедником, апостолом Иисуса Христа, старейшиной церкви согласно пожеланию. Бога Отца и по милости Господа нашего Иисуса Христа, будучи вдохновленным Святым Духом положить начало ее основанию и построить ее на самой святой вере. Каковая церковь была организована и создана в год от рождения Господа одна тысяча восемьсот тридцатый, в четвертый месяц, шестого дня месяца, называемого апрелем.
Для этой цели, имея в виду церковь, ты принял во внимание все его слова и распоряжения, которые он дал тебе, поскольку ты слушал их, исполненный святости передо мною; его слова ты воспринимал как из моего собственного рта, со всей верой и со всем терпением. Для того чтобы сделать все это, ворота в ад не были открыты против тебя; более того, Господь Бог развеял силы тьмы, стоящие перед тобой, и открыл небеса ради твоего блага и во имя славы Божьей.
И для этого сказал Господь Бог: " Ему Я даю вдохновение двигать дело Сиона с могучей силой для блага, а Я знаю его усердие, и его молитвы Я слышу".
Церковь Иисуса Христа святых Последнего дня. Учение и соглашения 27, 1—7

О пророк, Мы послали тебя свидетелем, благовестителем и увещевателем, призывающим к Аллаху с Его доизволения и светильником освещающим!
Ислам. Коран 33: 44—45

Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная.
Христианство. Евангелие от Иоанна 12: 46—50

Светлячок светит так долго, пока не возникнет носитель света. Но когда он засветит, огонек светлячка погаснет и он больше не светится. Также и свет еретиков. Столь долго, пока поистине пробужденный не возникнет в этом мире, софист ни сам не получает света, не дает его своим ученикам, и от тех ложных взглядов не могут они освободиться.
Буддизм: Удана 73

Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, — то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания. То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего [... ] Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
Христианство. Второе послание к коринфянам 3: 7—10, 15—16

Махамати сказал: " Сказано Благословенным, что от ночи Просветления до ночи Нирваны [до своей смерти] Таттхагата не произнес даже слова, не воспринял даже ни слова. Соответст­венно, в чем заключается более глубокий смысл того, что неговорящий Будда есть говоря­щий? "
Благословенный ответил: " По причине того, что две вещи имеют более глубокий смысл, Махамати; это утверждение таково: истина самоосознания и вечно постоянная реальность. [... ] Что может быть глубже смысла истины самоосознания? То, что осознано Таттхагатой, есть мое собственное осознание, в котором нет ни уменьшения, ни прибавления; в области самоосознания существует свобода от слов и разграничений, не имеющая дела с двойствен­ностью способов выражения.
Что мы подразумеваем под вечно постоянной реальностью? Древняя дорога реальности всегда есть, как золото, серебро или жемчуг в сокровищнице; сущность истины остается неизменной всегда, появился ли в мире Таттхагата или нет. [... ] То, что осознано мной или другим Таттхагатой, есть эта реальность, вечно постоянная реальность, саморегулирующаяся реальность; суть, таковость вещей, их реальность в себе — есть истина сама по себе. С этой точки зрения мной установлено, что от ночи Просветления Таттхагаты до ночи его выхода в Нирвану он не имел возможности издать звук, ни даже захотеть издать звук, [не говоря уж о том, чтобы произнести хоть] одно слово".
Буддизм. Ланкаватара сутра 61

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...