Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коллекция братьев Ржевских.




1. История формирования коллекции ГРМ из музея ИАХ (Императорская Академия художеств); из Эрмитажа, дары частных лиц, национализированные частные собрания, приобретения музея.

  1. Что такое частная коллекция. Высокий уровень произведений и обширность данного собрания.
  2. Одна из основных функций музея – хранение. Передача коллекции владельцем в ГРМ.
  3. Темы собрания: часы, бронза, мебель, живопись, графика, светильники, посуда, рамы, книги.
  4. Прекрасная сохранность вещей (см вступительную статью к каталогу – прилагается).
  5. Постоянная экспозиция, дающая возможность увидеть всю коллекцию; экспозиция приближается к жилому интерьеру.
  6. Пожелание экскурсантам собирать произведения искусства и в дальнейшем передавать их музею.

 

 

Дар Якова Александровича и Иосифа Александровича Ржевских.

В конце декабря 1998 года ГРМ получил в дар от коллекционеров Ржевских уникальную коллекцию произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Она собиралась на протяжении более полувека и состоит из 423 работ, большая часть которых – живопись и графика второй половины XIX – начала ХХ века. Наиболее значительные среди них – работы И. Айвазовского, И. Репина, И. Левитана, М. Добужинского, Н. Калмакова, П. Кончаловского, Б. Кустодиева, В. Лебедева, И. Машкова, К. Петрова – Водкина. Жемчужина живописной части собрания – картина Б. Кустодиева «Масленица» (1919).

Особое место в коллекции занимает мебель, а также напольные часы Западной Европы и России середины и второй половины XVIII – начала XIX века. Многие предметы (в частности мебель, созданная в мастерских Давида Рентгена, Генриха Гамбса и других замечательных мастеров) не имеет аналогов в российских музейных собраниях. Все они прекрасно отреставрированы, механизмы часов находятся в рабочем состоянии.

В числе принесенных в дар художественных произведений:

живописные полотна – 123;

рисунки и акварели – 102;

скульптура – 10;

мебель (Россия, Западная Европа) – 54;

осветительные приборы, люстры и канделябры (Россия) – 19;

бронзовые вазы – курильницы конца XVIII века (Россия, Франция) – 6;

изделия из фарфора и серебра (Россия, Западная Европа) – 33;

часы (Россия, Западная Европа) – 19;

книги – 27;

разное – 30.

Учитывая пожелания дарителей ГРМ открывает в 1999 году в залах Мраморного дворца раздел постоянной экспозиции «Коллекция петербургских собирателей братьев Якова Александровича и Иосифа Александровича Ржевских» и издает альбом – каталог подаренной коллекции.

 

 

Вступительная статья каталога постоянной выставки в Мраморном дворце.

Сказать, что Русский музей благодарен Якову Александровичу и Иосифу Александровичу Ржевским – значит, не сказать ничего: просто нет таких слов, которые могли бы выразить нашу высочайшую признательность людям, отдавшим то, что они собирали в течение всей жизни. Отдавшим не только музею и специалистам, но и всем тем, кто отныне и навсегда, приходя в Русский музей, сможет увидеть их прекрасную коллекцию.

Поистине бесценный дар. И не менее замечательным даром, унаследованным, очевидно, от родителей, наделены они сами – умением чувствовать, видеть и понимать искусство. Помноженное на страсть к собирательству, это врожденное чувство прекрасного позволило им собрать огромную коллекцию, практически не обремененную вещами сомнительными – потому и у нас нет никаких сомнений, что ее можно и нужно показывать полностью, такой, какой ее видели владельцы всегда в своем доме.

Была в их жизни и еще одна, памятная с детства коллекция, любовно собиравшаяся матерью Идой Ильиничной, отцом Александром Абрамовичем и старшим братом Борисом – ткани, вышивка, кружева, старинные книги, рисунки и живопись русских художников… Ничего не сохранилось, все унесла, разбросала война. Но то, что собрано по крупицам за пять послевоенных десятилетий, ждет иная, счастливая судьба – собрание братьев Ржевских обретает вечную жизнь в музейных залах, а значит, будут всегда живы в памяти и имена этих прекрасных людей, петербургских коллекционеров.

В. А. Гусев,

директор Государственного

Русского музея

 

 

Кратко из истории нашего собирательства.

Мать, Ида Ильинишна Ржевская, урожденная Шлапоберская, родилась в Разливе, что в 30 км от Санкт – Петербурга, в семье кузнеца, который держал кузницу и каретную мастерскую.

По воспоминаниям матери, ее отец отличался большим трудолюбием и слыл на всю округу отменным мастером. Так генерал – губернатор Санкт – Петербурга доверял ковать своих лошадей только Илье Григорьевичу, для чего гнали лошадей из Петербурга в Разлив.

По окончании школы мать была определена в одну из модных мастерских дамского платья в Петербурге. Получив высокопрофессиональную подготовку, накопив необходимый опыт и знания для самостоятельной работы, мать открыла в середине 1910-х годов на Вознесенском проспекте собственную мастерскую. Она обладала природным художественным вкусом и определенной фантазией, и это позволяло ей создавать модели одежды, которые пользовались успехом у заказчиц. Получала она так же заказы от известных петербургских салонов на отдельные виды работ, в которых ее искусные мастерицы достигли совершенства. Очень часто заказы поступали от фирмы «Госпожа Ольга».

В это время мать начинает свою собирательскую деятельность. Основной интерес она тогда проявляла к различным изделиям из тканей, кружев, вышивке, к фурнитуре одежды.

Отец наш, Александр Абрамович, был «книжник» и с давних времен интересовался старинными книгами по русской литературе. К 1930-м годам он собрал хорошую библиотеку.

К концу 1930-х годов увлекся собирательством старший брат Борис Александрович. Откладывая деньги от зарплаты, он стал собирать рисунки и недорогие картины русских художников.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Борис Александрович, работая инженером на Металлическом заводе, имел «бронь», но повинуясь своему долгу – долгу гражданина и честного человека, вместе с группой рабочих своего цеха ушел добровольцем на фронт в формируемую тогда 286 особую пехотную дивизию, укомплектованную исключительно из членов партии. Дивизия после формирования была брошена в район Шлиссельбурга, где шли тяжелые бои с немецкими войсками. В августе 1941 года, в ходе боевых действий, Борис Александрович погиб.

Мой брат – близнец Яков Александрович также ушел добровольцем на фронт. В конце июля 1941 года в боях под Гатчиной он был тяжело ранен. Это было его первое тяжелое ранение на войне.

Я в начале июля 1941 года был направлен в военное училище, которое закончил через год по специальности «воздушная радиоразведка».

В тяжелое время блокады родители, изнуренные голодом, больные, эвакуировались, оставив все свое имущество, все собрание. Вернувшись из эвакуации в 1945 году, они застали пустую квартиру: все было расхищено. Больше всего мать сожалела, что не взяла с собой в эвакуацию, не смогла сохранить давний подарок – великолепное платье, по каким-то причинам в свое время не востребованное неизвестной титулованной особой и подаренное матери в 1917 году «Госпожой Ольгой». Платье было сказочной красоты.

С тяжелыми, незаживающими ранами вернулся домой мой брат, солдат – окопник, Яков Александрович. Долго болел, трудно поправлялся, но домашние условия, забота и уход матери помогли выздоровлению. По мере того, как улучшалось состояние здоровья, все чаще вспоминались брату его прежняя жизнь, короткий период собирательства, первые приобретения, которые прекратились с началом войны и уходом на фронт. В сентябре 1945 года, выйдя в первый раз после болезни на прогулку, Яков Александрович вернулся домой с покупкой – этюдом Дубовского. Эта покупка положила начало его послевоенному собирательству.

К концу 1950-х годов, уволившись из армии, я вернулся домой. К моему приезду брат собрал небольшую и вполне приличную коллекцию. Я разделял увлечения брата. Его идея «работать» на одну общую коллекцию, для чего сложить наши усилия и средства, была мною принята. Так началось наше совместное собирательство. Но в нашем партнерстве брат всегда был главным авторитетом в вопросах подбора произведений искусства и формирования коллекции.

1940 – 50-е годы были благоприятным временем для собирательства, но средств для этого было недостаточно: брат заканчивал институт, родители не работали по возрасту. Кроме того, не было опыта и необходимых знаний. По мере приобретения знаний и роста возможностей собирательство пошло живее, коллекция стала пополняться значительными и интересными вещами.

В конце 1960-х годов мы с братом решили попробовать себя в реставрации антикварной мебели, так как работа мастеров – реставраторов по качеству исполнения нас не удовлетворяла, над ними нужен был постоянный контроль, что влекло за собой постоянные переделки. Это не могло не вызвать взаимного недовольства.

Так мы отказались от услуг мастеров и перешли на собственную реставрацию. Начинали с простейших мелких работ, постепенно набираясь опыта, стали выполнять более сложные работы, достигнув в реставрации профессионализма.

Время для собирательства мебели было благоприятным. В моду входила полированная мебель из древесно-стружечной плиты. Старая добротная мебель, в том числе старинная, была не в моде. Комиссионные магазины были забиты старинной мебелью. Повсюду на дворовых свалках, которые мы ежедневно обходили, можно увидеть брошенную старинную мебель. Несколько уникальных предметов мебели мы с братом отреставрировали, и они находятся по сей день в нашем собрании. Много старинной мебели приобрели у нас провинциальные музеи.

Это были поистине скорбные дни для русского антиквариата, сравнимые разве что с днями блокады, когда, спасаясь от холода, сжигали все, что горело, включая редчайшую мебель.

В заключение хотелось подчеркнуть роль матери в нашем художественном воспитании. Она занималась с нами с малых лет, стараясь научить нас понимать и любить подлинную красоту. Ее собирательство стало в дальнейшем примером и для нас. Без этого не было бы нашей коллекции, собранной за многие годы и ныне переданной в дар Русскому музею.

Иосиф Александрович Ржевский.

 

Список рекомендуемой литературы.

1. Т. В. Ильина. Русское искусство XVIII века. М., 2001.

2. Д. А. Кючарианц. Антонио Ринальди. СПб., 1994.

3. Ю. В. Туйск. Каменные грани Петербурга. СПб., 2000.

4. Государственный Русский музей. 1993 – 1997. ГРМ. 1998. (с. 6 – 10; 19; 22; 88).

5. Государственный Русский музей. Отчет. 1998.

с. 96 – 97. Дар Якова Александровича и Иосифа Александровича Ржевских. ГРМ. 1999.

6. Дворцы Русского музея. Сб. статей. ГРМ. 1999.

7. С. В. Павлова. Б. М. Матвеев. Мраморный дворец. СПб., 1996.

8. А. Е. Ухналев. Мраморный дворец в Санкт – Петербурге. Век восемнадцатый. СПб., 2002.

9. Музей Людвига в Русском музее. ГРМ. 1998.

10. Дар коллекционеров Ржевских. ГРМ. 1999.

11. Памятник Александру III. Скульптор Паоло Трубецкой. СПб., ГРМ, 1994.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...