Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лабораторное занятие. Виды и формы статистических показателей




ОПД.Ф.05 СТАТИСТИКА

 

 

Методические указания

К лабораторно-практическим занятиям

 

Специальность 080504 Государственное и муниципальное управление

 

 

Уфа – 2006

УДК 311

ББК 65.051

М 54

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета (протокол № 7 от «29» мая 2006 г.)

 

 

Составители: ассистент Горелова А.В.

 

 

Рецензент: к.э.н., доцент кафедры налогов и кредита Макова М.М.

 

 

Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой статистики и

информационных систем в экономике д.э.н., профессор Рафикова Н.Т.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Лабораторное занятие. Виды и формы статистических показателей. 4

Лабораторное занятие. Корреляционно-регрессионный анализ социально-экономических явлений. 8

Лабораторное занятие. Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений 11

Лабораторное занятие. Индексы. Индексный метод. 15

Практическое занятие. Статистика уровня и качества жизни населения. 17

Практическое занятие. Статистика доходов и потребления населением товаров и услуг. 20

Практическое занятие. Система национальных счетов и обобщающих показателей социально-экономического развития на макроуровне. 22

Библиографический список. 23

 

Лабораторное занятие. Виды и формы статистических показателей

 

Цель занятия – изучить виды и формы статистических показателей, способы их расчета и взаимосвязи между ними.

В результате сводки образуются статистические совокупности, которые характеризуются обобщающими показателями. Они могут быть абсолютными, относительными и средними величинами.

В статистике все абсолютные величины являются именованными, измеряются в конкретных единицах и, в отличие от математического понятия абсолютной величины, могут быть как положительными, так и отрицательными (убытки, убыль, потери и т.п.).

Относительная величина в статистике – это обобщающий показатель, который дает числовую меру соотношения двух сопоставляемых абсолютных величин.

Выделяют следующие виды относительных величин:

1. Относительная величина выполнения задания. Рассчитывается как отношение фактически достигнутого в данном периоде уровня к запланированному.

2. Относительная величина динамики. Характеризует изменение уровня развития какого-либо явления во времени. Получается в результате деления уровня признака в определенный период или момент времени на уровень этого же показателя в предшествующий период или момент.

3. Относительные величины структуры. Характеризуют доли, удельные веса составных элементов в общем итоге.

4. Относительные величины координации. Характеризуют отношение частей данной совокупности к одной из них, принятой за базу сравнения. ОВК показывают, во сколько раз одна часть совокупности больше другой либо сколько единиц одной части приходится на 1, 10, 100, 1000,... единиц другой части.

5. Относительные величины сравнения. Характеризуют сравнительные размеры одноименных абсолютных величин, относящихся к одному и тому же периоду либо моменту времени, но к различным объектам или территориям и по абсолютным показателям, и по показателям структуры.

6. Относительные величины интенсивности. Характеризуют степень распределения или развития данного явления в той или иной среде. Представляют собой отношение абсолютного уровня одного показателя, свойственного изучаемой среде, к другому абсолютному показателю, также присущему данной среде и, как правило, являющемуся для первого показателя факторным признаком.

 

Средняя величина это обобщающий показатель, характеризующий типический уровень явления. Он выражает величину признака, отнесенную к единице совокупности. К степенным средним относятся такие наиболее известные и часто применяемые виды, как средняя геометрическая, средняя арифметическая и средняя квадратическая. Для средней гармонической m=-1, геометрической m=0, арифметической m=1, квадратической m=2. Степенные средние в зависимости от представления исходных данных могут быть простыми и взвешенными. Простая средняя считается по не сгруппированным данным и имеет следующий общий вид: ,

где х i – варианта (значение) осредняемого признака;
m – показатель степени средней;
n – число вариант.

Взвешенная средняя имеет общий вид ,

где х i – варианта (значение) усредняемого признака или серединное значение интервала, в котором измеряется варианта; m – показатель степени средней;
fi – частота, показывающая, сколько раз встречается i-e значение усредняемого признака.

Особый вид средних величин структурные средние – применяются для изучения внутреннего строения рядов распределения значений признака, а также для оценки средней величины, если по имеющимся статистическим данным ее расчет не может быть выполнен. В качестве структурных средних чаще всего используют показатели моды наиболее часто повторяющегося значения признака, и медианы величины признака, которая делит упорядоченную последовательность его значений на две равные по численности части. В итоге у одной половины единиц совокупности значение признака не превышает медианного уровня, а у другой – не меньше его.

Приведем в качестве примера расчет среднего возраста студентов в группе из 20 человек:

№ п/п Возраст (лет) № п/п Возраст (лет) № п/п Возраст (лет) № п/п Возраст (лет)
1 2 3 4 5 18 18 19 20 19 6 7 8 9 10 20 19 19 19 20 11 12 13 14 15 22 19 19 20 20 16 17 18 19 20 21 19 19 19 19

Средний возраст рассчитаем по формуле простой средней:

года

Сгруппируем исходные данные. Получим следующий ряд распределения:

Возраст, х лет           Всего
Число студентов            

В результате группировки получаем новый показатель – частоту, указывающую число студентов в возрасте х лет. Следовательно, средний возраст студентов группы будет рассчитываться по формуле взвешенной средней:

Задача №1

Выручка от продажи продукции в отчетном периоде по продукции А составила 75 тыс.руб., В–125 тыс.руб., С- 56 тыс.руб. Определите выручку в целом по предприятию.

Задача №2

Предприятие запланировало увеличение производства продукции на 10%, фактически было получено продукции на 15 % больше, чем в базисном периоде. Определите относительную величину выполнения плана по выпуску продукции.

Задача №3

Фондоотдача основных производственных фондов на предприятии в отчетном году повысилась по сравнению с базисным годом на 25 % при запланированном темпе роста в 8%. Определите относительный показатель выполнения плана по уровню фондоотдачи.

Задача №4.

Имеются данные об остатках вкладов населения в филиалах Сбербанка за 2005 г., млн. руб.

Номер филиала 01.01 01.04 01.07 01.10 01.01
           
           
           
           

Вычислите среднемесячные остатки вкладов по каждому филиалу и по банку в целом.

Задача №5

Распределение сотрудников предприятия по стажу работы не менее 3 лет характеризуется следующими данными:

Стаж лет            
Число сотрудников            

Определите:

1) средний стаж лет;

2) среднее линейное отклонение;

3) дисперсию;

4) среднее квадратическое отклонение;

5) коэффициент вариации.

Задача №6

Дано распределение работников предприятия по величине заработной платы:

Группы сотрудников по уровню заработной платы, руб. Число работников, чел.
До 2000  
2000-4000  
4000-6000  
6000-8000  
8000-10000  
10000-12000  
12000-14000  
Итого  

Определите:

1) среднюю зарплату работников;

2) дисперсию и среднее квадратическое отклонение;

3) коэффициент вариации.

Сделайте выводы.

Задача №7. Распределение предприятий одного из районов города по размеру прибыли характеризуется следующими данными:

Прибыль, млн. руб. до 10 10-20 20-30 30-40 40-50
Число банков          

Определите: среднюю прибыль, моду и медиану

Вопросы для самоконтроля

  1. Какова сущность и принципы классификации абсолютных показателей?
  2. Какова сущность и формы относительных показателей?
  3. Приведите примеры взаимосвязи относительных величин.
  4. Какова сущность и формула определения средней арифметической величины?
  5. Назовите свойства средней арифметической.
  6. Какова сущность структурных средних?
  7. Дайте характеристику показателям вариации.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...