Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ: приказ МФ РФ от 29.07.98 г. № 34н в редакции от 24.03.2000 ст.29-40.




3. ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации": приказ МФ РФ от 6.07.99 г. № 43н.

4.О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ МФ РФ от 22.07.2003 года № 67н.

5.Бухгалтерский учет: теория: учебник /Под ред. Н.Т. Лабынцева. – М.: Финансы и статистика, 2008.-Гл. 3.

6.Теория бухгалтерского учета: учебное пособие/Под ред. Мизиковского Е.А.- М.: Юристъ, 2006.-Гл. 2.

 

Тема 4. Бухгалтерские счета и двойная запись (3 занятия)

Занятие 1

Вопросы для обсуждения

1.Бухгалтерские счета как элемент метода бухгалтерского учета

2.Строение бухгалтерских счетов.

3.Счета активные, пассивные, активно-пассивные.

4.Сущность двойной записи. Корреспонденция счетов. Правила составления бухгалтерских проводок.

4.Простые и сложные бухгалтерские проводки.

 

Контрольные вопросы

1. Чем обусловлена необходимость системы счетов как элемента метода бухгалтерского учета?

2. Дать определение бухгалтерского счета и системы счетов.

3. По какому признаку счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные?

4. Каково строение счета? Дать определение реквизитам счета: дебет, кредит, сальдо на начало месяца, сальдо на конец месяца, оборот за месяц.

5. Как отражаются изменения, вызываемые хозяйственными операциями, на активных счетах?

6. Как отражаются изменения, вызываемые хозяйственными операциями, на пассивных счетах?

7. Каково правило определения сальдо конечного на активном счете и пассивном?

8. Какова экономическая сущность двойной записи? Дать определение двойной записи как элемента метода бухгалтерского учета.

9. Что называется корреспонденцией счетов? Какие счета называются корреспондирующими?

10. Что называется бухгалтерской проводкой? Каковы правила ее составления?

11. Какова сущность простых и сложных бухгалтерских проводок?

12. Каково назначение и общее понятие о записях на счетах отрицательными числами (сторнировочные записи)?

13. Как и где применяется в бухгалтерском учете простая запись?

 

 

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

1.1. Составить по каждой хозяйственной операции (таблица 8) бухгалтерскую проводку и записать в Журнал регистрации хозяйственных операций (таблица 9). При том указать, какой тип изменений в содержании баланса вызывает каждая операция (расшифровка типов изменений приведена в таблице 10).

1.2. Открыть в Главной книге счета, соответствующие экономическому содержанию хозяйственных операций. Основанием для записи остатков на счетах на начало месяца служат данные баланса фирмы "Адонис" на 1 февраля 200х года (таблица 5). Для выполнения задания необходимо подготовить Главную книгу, содержащую 13 схем счетов бухгалтерского учета упрощенной формы.

Таблица 8

Хозяйственные операции

фирмы "Адонис" за февраль 200х года

Дата Содержание операций Сумма (в рублях)
     
02.02 1.От Ивановской ткацкой фабрики на склад фирмы "Адонис" поступило: - ткань хлопчатобумажная 100 метров по цене 30 рублей за метр; - нитки 50 шпулей по цене 10 рублей за штуку.  
03.02 2.Получены с расчетного счета наличные на хозяйственные нужды  
03.02 3.Выдано подотчет заведующей складом №1 Зариповой И.К. для приобретения канцелярских товаров за наличный расчет.    

Продолжение таблицы 8

     
03.02 4.Утвержден авансовый отчет Зариповой И.К. и оприходованы на склад канцелярские товары (книги учета 10 штук по 22 рубля)    
08.02 5.Возмещен Зариповой И.К. перерасход по авансовому отчету.   ?
12.02 6.Исправлена ошибка, допущенная при оприходовании на склад готовой продукции в прошлом месяце (излишне были оприходованы три женских костюма на сумму 1240 рублей)   ?
15.02 7.На расчетном счете произошли следующие изменения: - погашена краткосрочная ссуда банка; - оплачены счета поставщиков за поставленные в прошлом месяце материалы; - перечислено в бюджет в погашение задолженности по налогу на доходы физических лиц; - перечислен единый социальный налог; Итого:        
16.02 8.Поступил платеж от магазина "ОДЕЖДА" за костюмы женские  
16.02 9.Получено с расчетного счета в кассу для выплаты заработной платы  
17.02 10.Выдано из кассы: - заработной платы персоналу фирмы; - алименты по исполнительному листу Зиновьевой А.К.; Итого:    

Продолжение таблицы 8

     
21.02 11.Со склада фирмы отпущены в производство следующие материалы: - ткань хлопчатобумажная 90 метров по цене 30 рублей за один метр; - ткань шерстяная 60 метров по цене 80 рублей за один метр; - пуговицы 30 десятков по цене 5 рублей за десяток; - нитки 80 шпулей по цене 10 рублей за штуку; Итого:    
23.02 12.Поступило на расчетный счет в погашение задолженности по арендной плате от ООО "ПРОГРЕСС"    
24.02 13.Директором Дымовым Н.П. возвращен в кассу неиспользованный в виду болезни аванс на командировочные расходы    
28.02 14.Выпущена и оприходована на склад готовая продукция  

 

Таблица 9

ЖУРНАЛ

регистрации хозяйственных операций фирмы "Адонис" за февраль 200х г.

Дата Содержание операции Сумма Корреспон-денция счетов Тип изменений в содержании баланса
Д-т К-т
           
           
           
  Всего        

Таблица 10

Расшифровка

типов изменений, вызываемых хозяйственными операциями,

в содержании баланса

Тип Изменения (+,-) в балансе
изменений Актив Пассив Валюта баланса
I. Статья (+)    
  Статья (-)    
II.   Статья (+)  
    Статья (-)  
III. Статья (+) Статья (+) (+)
IV. Статья (-) Статья (-) (-)

 

Задание 2.

2.1. Записать хозяйственные операции на счетах Главной книги (произвести разноску).

2.2. Подсчитать по каждому счету обороты за месяц и сальдо конечное.

Занятие 2

Вопросы для обсуждения

1. Процедура работы на счетах.

2. Хронологическая и синтетическая записи.

3. Аналитические и синтетические счета, их взаимосвязь, сравнительная характеристика. Субсчета.

4. Контроль данных текущего учета: оборотные, сальдовые, шахматные ведомости.

5. План счетов бухгалтерского учета. Классификация счетов: основные, регулирующие, операционные.

Практические задания

Задание 1. По приведенным бухгалтерским проводкам сформулировать содержание хозяйственных операций:

1.1. Д 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" К 51 "Расчетные счета"  
1.2. Д 10 "Материалы" К 71 "Расчеты с подотчетными лицами"  
1.3. Д 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" К 68 "Расчеты по налогам и сборам"  
1.4. Д 41 "Товары" К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"  
1.5. Д 50 "Касса" К 10 "Материалы"  
24.6. Д 51 "Расчетные счета" К 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам"  
1.7. Д 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" К 51 "Расчетные счета"    
1.8. Д 10 "Материалы" К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"  
1.9. Д 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" К 02 "Амортизация основных средств"  

 

Задание 2. Как по данным Главной книги можно определить следующие показатели (см. в конце задания пример вопроса и ответа):

2.1. Величину уставного капитала на отчетную дату.

2.2. Сумму наличных денег, поступивших за отчетный месяц в кассу предприятия.

2.3. Стоимость материалов, отпущенных со склада предприятия за месяц.

2.4. Сумму полученных за месяц краткосрочных кредитов банка.

2.5. Стоимость отгруженной за месяц продукции.

2.6. Стоимость остатка готовой продукции на складе на отчетную дату.

2.7. Сумму начисленной за месяц заработной платы персонала предприятия.

2.8. Стоимость основных средств, поступивших за месяц на предприятие.

2.9. Стоимость продукции, не прошедшей всех стадий технологического процесса и находящейся в цехах предприятия.

2.10. Стоимость бланков строгой отчетности на отчетную дату.

2.11. Задолженность предприятия перед персоналом по заработной плате на отчетную дату.

2.12. Сумму наличных, выданных из кассы подотчетным лицам за месяц.

2.13. Сумму начисленной заработной платы главному бухгалтеру предприятия.

2.14. Сумму остатка неиспользованного резерва предстоящих расходов на отчетную дату.

2.15. Сумму денежных средств, перечисленных с расчетного счета.

2.16. Остаток задолженности перед бюджетом на конец месяца.

Пример вопроса и ответа

Вопрос: Как по данным Главной книги можно определить сумму задолженности предприятия перед бюджетом на отчетную дату?

Ответ: Сумму задолженности предприятия перед бюджетом на отчетную дату показывает кредитовое сальдо по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Задание 3. Выбрать и обосновать правильный ответ:

3.1. Оборотная ведомость по синтетическим счетам предназначена для:

а) проверки правильности корреспонденции счетов;

б) проверки полноты аналитического учета;

в) проверки полноты синтетического учета;

г) подсчета итогов по счетам.

3.2.Сальдовая ведомость по счетам аналитического учета предназначена для:

а) проверки корреспонденции счетов;

б) подсчета итогов по счетам;

в) проверки полноты и правильности аналитического учета;

г) контроля состояния и движения материальных запасов.

д) самостоятельный ответ

3.3. Сальдо конечное по активному счету равно нулю, если:

а) в течение месяца по счету не было движения средств;

б) оборот по дебету равен обороту по кредиту;

в) такого быть не может;

г) сальдо начальное плюс оборот по дебету равно обороту по кредиту.

3.4. Сальдо конечное по пассивному счету равно нулю, если:

а) в течение месяца по счету не было движения;

б) сальдо начальное плюс оборот по дебету равен обороту по кредиту;

в) сальдо начальное плюс оборот по кредиту равен обороту по дебету.

3.5. Чему равна сумма дебетовых оборотов всех синтетических бухгалтерских счетов:

а) валюте баланса на конец периода;

б) сумме кредитовых оборотов всех сетов за тот же период;

в) аналогичной суммы в учете нет;

г) итоговой сумме хозяйственных операций за месяц.

Задание 4. Охарактеризовать по классификационным признакам следующие счета:

"Материалы"
"Вспомогательное производство"
"Расчетные счета"
"Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
"Расчеты с покупателями и заказчиками"
"Прибыли и убытки"
"Уставный капитал"

 

Контрольные вопросы

1. В чем проявляется единство и различия между хронологической и систематической записями?

2. В чем проявляется взаимосвязь между счетами и бухгалтерским балансом (методологическая, экономическая, техническая)?

3. Дать определение аналитических и синтетических счетов. В чем проявляется единство и принципиальные отличия в объектах синтетического и аналитического учета?

4. В чем заключаются различия между аналитическими и синтетическими счетами по форме, по названию, по учетным измерителям, по количеству?

5. Дать понятие о текущем учете.

6. Каковы методы обобщения данных текущего учета и способы их проверки?

7. Каковы методы и технические приемы проверки данных аналитического учета?

8. Каковы методы и технические приемы контроля (проверки) данных синтетического учета?

9. На чем основано контрольное значение оборотной ведомости по синтетическим счетам?

10. Из какого регистра берут начальное сальдо для открытия счетов?

11. На основании каких данных составляется бухгалтерский баланс?

Задания для самостоятельной работы

Задание 3. В фирме "Адонис" организовать аналитический учет материалов.

3.1. Открыть счета аналитического учета материалов, используя данные "Ведомости остатков материалов на 1 февраля 200х года" (таблица 11). Форма аналитического счета приведена в таблице 12.

3.2. На основании журнала регистрации хозяйственных операций за февраль 200х года (таблица 9) произвести разноску на счетах аналитического учета к счету 10 "Материалы", подсчитать обороты по этим счетам и определить остатки на конец месяца.

3.3. Составить оборотную ведомость по аналитическим счетам (таблица 13) и произвести сверку с данными синтетического учета.

3.4. С целью контроля правильности ведения синтетического учета составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета за февраль (таблица 14).

3.5. Составить баланс фирмы "Адонис" на 1 марта 200х года (таблица 5).

Таблица 11

ВЕДОМОСТЬ

остатков материалов на 1 февраля 200_ года

Номенклатурный номер Наименование материалов Единица изм. Кол-во Цена за ед. Сумма  
           
  Основные материалы        
  Ткань шерстяная метров      
  Ткань хлопчатобумажная   метров      
  Итого: рублей      
           
  Вспомогательные материалы        
  Пуговицы десяток      
  Масло машинное литров      
  Замки вшивные шт.      
  Нитки шпуль      
  Итого: рублей      
           
  Инвентарь и хозяйственные принадлежности        
  Набор резаков ком.      
  Электрические раскройные ножи   шт.      

Продолжение таблицы 11

           
  Стулья шт.      
  Столы раскройные шт.      
  Шкафы канцелярские шт.      
  Канцелярские товары шт. -   -
           
           
           
  Итого: рублей      
  Всего: рублей      

 

Таблица 12

Аналитический счет к счету 10 "Материалы"

Карточка складского учета материалов

Склад № Номенкла- турный номер Наименование Единица измере- ния. Цена № счета
           
Дата № п/п Содержание записи Приход Расход Остаток Контроль
      Остаток на 1.02        
    Итого за февраль:        
    Остаток на 1.03        
                 

 

 

Таблица 13

Оборотная ведомость по счету 10 "Материалы"

за февраль 200х года

 

№ п/п Наименование материала Ед. изм Цена ед. (руб) Остаток на 1.02 Обороты Остаток на 1.03
Приход Расход
К-во Сумма (руб.) К-во Сумма (руб.) К-во Сумма (руб.) К-во Сумма (руб.)
                       
  Основные материалы                    
1.                      
2.                      
  Итого:     х   х   х   х  
                       
  Вспомогательные материалы                    
3.                      
4.                      
5.                      
6.                      
  Итого:     х   х   х   х  
                       
  Инвентарь и хозяйственные п ринадлежности                    
7.                      
8.                      
9.                      
10.                      
11.                      
                       
  Итого:     х   х   х   х  
  Всего:     х   х   х   х  

 

Таблица 14

Оборотная ведомость

по счетам синтетического учета за февраль 200х года

Наименование счета Сальдо на 1.02. Оборот за февраль Сальдо на 1.03
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
             
             
             
Итого            

 

Рекомендуемая литература

1.О бухгалтерском учете: Федеральный закон РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (ред. от 3.11.2006 г.) ст.8.

2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации: приказ МФ РФ от 31.10.2000 г № 94н в редакции от 07.05.2003.

3.Бухгалтерский учет: теория: учебник /Под ред. Н.Т. Лабынцева. – М.: Финансы и статистика, 2008.-Гл. 4.

4.Теория бухгалтерского учета: учебное пособие/Под ред. Мизиковского Е.А.- М.: Юристъ, 2006.-Гл. 3.

 

Занятие 3

Контрольная работа по теме.

Пример варианта контрольной работы

Задание

1. Составить журнал регистрации хозяйственных операций за март, указать корреспонденцию счетов и тип изменений в балансе (таблица 14.б).

2. Открыть счета Главной книги (учебной формы), произвести разноску по счетам, закрыть счета.

3. С целью проверки данных текущего учета составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета (таблица 14.а).

Таблица 14.а

Оборотная ведомость

по счетам синтетического учета за март

Счет Сальдо на 1 марта Оборот за март Сальдо на 31 марта
дебет кредит дебет кредит дебет кредит
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
Итого            

Таблица 14.б

Журнал регистрации хозяйственных операций за март

Содержание хозяйственной операции Сумма (в рублях) Д К Тип
  Выдано подотчетным лицам в возмещение перерасхода по авансовым отчетам        
  Начислена заработная плата рабочим за изготовление продукции        
  Удержан из заработной платы налог на доходы физических лиц        
  Перечислен аванс поставщику на поставку товаров        
  Выявлена недостача материалов на складе        
  Сумма недостачи возложена на заведующего складом        
  Поступил на расчетный счет платеж от покупателя        
  Поступили товары от поставщика        
  Остаток аванса (под поставку товаров) возвращен поставщиком ?      
  Заведующий складом внес наличными 50% недостачи ?      
  Выдано в подотчет управленческому персоналу на командировки        
  Утверждены авансовые отчеты о служебных командировках управленческого персонала        
  Остаток неиспользованных авансов на служебные командировки возвращен в кассу        
  Сформирован резервный капитал согласно учредительным документам        
  На расчетный счет поступил безвозмездный спонсорский взнос        

 

Тема 5. Документация и инвентаризация (1 занятие)

Вопросы для обсуждения

1.Документация как элемент метода бухгалтерского учета.

2.Экономическое и правовое значение бухгалтерской документации.

3.Документооборот. Хранение документов.

4.Первичные учетные документы, их классификация. Реквизиты и формы документов. Составление, проверка, обработка документов.

5. Учетные регистры и их классификация.

6. Инвентаризация: назначение, порядок проведения. Отражение результатов инвентаризации.

 

Практические задания

Задание 1.Отразить на бухгалтерских счетах результаты инвентаризации на складе товаров, проведенной в организации перед составлением годового отчета, и операции по возмещению материального ущерба.

Задание выполнить в журнале регистрации хозяйственных операций, при этом самостоятельно сформулировать содержание хозяйственных операций и составить бухгалтерские проводки. Исходная информация приведена в таблице 15.

 

Исходная информация:

Таблица 15

Итоги инвентаризации

в руб.

Наименование Излишки по рыночным ценам Недостача в пределах норм убыли Недостача сверх норм убыли
Недостача сахарного песка (виновные лица не установлены)          
Излишки крупы      
Недостача картофеля (вследствие его порчи) по вине поставщика        
Недостача яблок сорта "А" - 50 кг      
Излишки яблок сорта "Б" - 50 кг      

Контрольные вопросы

1. Каково назначение бухгалтерского первичного документа и какие обязательные реквизиты он должен содержать?

2. Какое место занимают первичные документы в составе документации организации?

3. Какие требования предъявляются к бухгалтерской документации в Федеральном законе "О бухгалтерском учете"?

4. Каково классификация бухгалтерских документов по назначению?

5. Какие требования предъявляются к оформлению бухгалтерских документов?

6. Как происходит обработка документов в бухгалтерии?

7. Каковы этапы документооборота?

8. Кто в организации отвечает за разработку схемы документооборота?

9. Как осуществляется хранение документов организации?

10. В каких случаях бухгалтерская документация подлежит уничтожению?

11. Для чего предназначены регистры бухгалтерского учета?

12. Как классифицируются регистры бухгалтерского учета?

13. Как исправляются ошибки в первичных документах и учетных регистрах?

14. Какова сущность и назначение инвентаризации?

15. В каких случаях проводят обязательную инвентаризацию?

16. Какие унифицированные формы используются при проведении инвентаризации?

17. Как и кем формируется сличительная ведомость после проведения инвентаризации?

18. На каком основании и как отражаются в бухгалтерском учете результаты инвентаризации?

 

Задания для самостоятельной работы

Для выполнения задания подготовить бланки первичных документов:

1.Чек.

2.Расходный кассовый ордер.

3.Лимитно-заборная карта.

Задание 1. Оформить типовые формы первичных документов (чек, расходный кассовый ордер, лимитно-заборная карта). Для выполнения задания необходимо использовать: данные об ООО "Адонис"; сведения о содержании первичных документов (таблица 16); указания о порядке оформления первичных документов (таблица 17).

Таблица 16

Сведения

о содержании первичных документов

Наименование документа Дата док-та Номер док-та Данные для оформления документа
       
Чек 3.03   Чек для получения наличных денег с расчетного счета организации выписан на имя кассира Наумовой Зинаиды Алексеевны на сумму 95000 рублей, в том числе: - на выдачу заработной платы за февраль 90000 рублей(43); - на командировочные расходы 5000 рублей (77).

 

Продолжение таблицы 16

       
Расходный кассовый ордер 4.03   Согласно приказу директора Дымова Н.П. №36 от 3.03.200х года о направлении заместителя директора Климова П.А. в г. Уфу сроком на 6 дней, Климову выдано подотчет на командировочные расходы 5000 рублей.
Лимитно-заборная карта 5.03   Оформлен отпуск шерстяной ткани в количестве 100 метров (номенклатурный номер 10103) на пошив костюмов женских (шифр изделия 20121) в раскройный цех №1. Сведения для расчета лимита: норма расхода ткани на одно изделие 3 метра, плановый выпуск раскроенных комплектов - 100 штук.
         

 

Таблица 17

Порядок оформления первичных документов

Наименование документа Порядковый номер операции Исполнитель Перечень выполняемых операций
       
Чек   Бухгалтер общей группы Выписка чека и корешка с указанием на обороте сведений о назначении платежа.

 

Продолжение таблицы 17

       
    Руководитель организации, главный бухгалтер Проверка правильности оформления, законности и целесообразности операции, подпись чека и корешка, проставление печати.
    Кассир организации Получение чека под расписку на корешке чека. Сдача чека работнику банка.
    Операционный работник банка Проверка правильности заполнения чека и сверка подписей и оттиска печати с имеющимися в банке образцами. Выдача получателю денег контрольной марки.
    Кассир банка Оплата чека по предъявлению получателем денег контрольной марки.
    Кассир организации Получение денег под расписку на оборотной стороне чека и доставка их в кассу предприятия.
Расходный кассовый ордер   Бухгалтер общей группы Выписка расходного ордера с указанием основания его составления и передача на подпись руководителю предприятия и главному бухгалтеру. Передача расходного ордера в кассу Выдача наличных и оформление подписи получателя
Лимитно-заборная карта   Отдел снабжения Расчет лимита отпуска материалов в цех. Выписка лимитно-заборной карты в двух экземплярах. Передача первого экземпляра цеху-получателю, второго экземпляра - складу.

 

 

Продолжение таблицы 17

       
    Заведующий складом материалов Отпуск материалов со склада при предъявлении представителем цеха своего экземпляра лимитно-заборной карты. Отметка в обоих экземплярах даты и количества отпущенных материалов, выведение остатка лимита. Подпись в соответствующем экземпляре лимитно-заборной карты. Передача лимитно-заборной карты в бухгалтерию после использования лимита.
    Бухгалтер материальной группы Получение документа, его таксировка, использование для учета материалов.

 

Задание 2. Дать характеристику оформленных в задании 1 первичных документов, определив принадлежность к соответствующим классификационным группам. Для выполнения задания использовать таблицу 18. Результаты проведенного анализа представить в таблице 19 "Характеристика бухгалтерских документов".

Таблица 18

Классификация бухгалтерских документов

Признак классификации Виды документов
   
1. Место составления 1.1. внутренние 1.2. внешние
2. Назначение 2.1. распорядительные 2.2. оправдательные 2.3.бухгалтерского оформления 2.4. комбинированные

Продолжение таблицы 18

   
3. Способ использования 3.1. разовые 3.2. накопительные
4. Количество учетных позиций 4.1. однострочные 4.2. многострочные
5. Степень обобщения 5.1. первичные 5.2. сводные

 

Таблица 19

Характеристика бухгалтерских документов

Наименование док-та Форма док-та Классификационные признаки документов
место составления назначение способ использования количество учетных позиций степень обобщения
             
             

Рекомендуемая литература

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (ред. от 3.11.2006 г.) ст.9,12.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...