Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие эмпирических методов управления.




История менеджмента

 

Управление появилось вместе с обществом.

Там, где хотя бы два человека объединились для достижения общей цели, возникала необ­ходимость в координации и их совместной деятельности, и одному приходилось брать на себя обязанности руководителя, управлять, а другому становиться подчиненным и исполнять его распоряжения.

Конечно, мы не знаем доподлинно, какими методами управлялось первобытное племя: только с помощью дубины вождя и заклинаний колдуна или отличившимся в награду выдавали лишний кусок мамонтятины - свидетельств этого не сохранилось, поэтому история во­проса ведет свой отсчет от древнейших памятников письменности.

В Египте, где сооружение пирамид и гигантских оросительных систем требовало усилий тысяч людей, организация и планирование целена­правленной деятельности и контроль за ее результатами были насущ­ной необходимостью.

В 5 - 6 тысячелетии до н.э. в обиход вошла практика консультирования специалистов по различным «узким» во­просам и письменных запросов.

Примерно в то же время в соседнем Вавилоне на глиняных до­щечках был записан свод законов царя Хаммурапи.

В них были уза­конены свидетельские показания, запрещено перекладывание долж­ностными лицами ответственности на своих подчиненных, законода­тельно установлена оплата работы свободных людей.

А тысячу лет спустя правивший там же Навуходоносор II увидел в ней мощный стимул труда.

Ему также приписывается внедрение в практику прин­ципов контроля за производством.

За 400 лет до нашей эры в древней Элладе знаменитый философ Сократ сформулировал принцип системности применительно к управлению, а Ксенофонт признал его особым видом искусства.

Их современник, персидский царь Кир, выдвинул идею о необходимости специальных исследований причин, побуждающих людей к дейст­вию, то есть мотивации.

Он также поставил проблему обработки управленческой информации и составления планов.

Чуть позже в Греции не без успеха занимались изучением методов выполнения трудовых операций, вопросами их ритмичности, а Платон сформули­ровал принцип специализации. В 325 г. до н.э. свой вклад в копилку управленческих идей внес Александр Македонский, впервые исполь­зовав для выработки военных решений штаб.

Последним же извест­ным нам словом представителей античного мира в данной области было применение римским императором Диоклетианом в 284 г. н.э. принципа делегирования полномочий.

Сонное средневековье, где отсутствовала необходимость управ­лять могучими империями и огромными армиями, а хозяйственная жизнь редко выходила за пределы феодальных усадеб и ремесленных мастерских, почти ничего не прибавило по сравнению с древностью в решение интересующих нас проблем.

Лишь в 900 г. один из круп­нейших ученых Востока Аль-Фараби сформулировал, а мусульман­ский теолог из Персии Аль-Газали дополнил и развил систему требо­ваний к руководителям.

Гораздо позже в Европе этими проблемами занимался итальянец Никколо Макиавелли, выдвинувший, кроме то­го, принцип массового согласия и обосновавший роль целеполагания в деятельности организации, а его современник англичанин Томас Мор проделал анализ неблагоприятных последствий плохого управ­ления.

В 1651 г. английский философ Томас Гоббс в своей книге «Ле­виафан» попытался показать, что основной мотив человеческого по­ведения заключается в стремлении к власти.

Более обстоятельно спустя столетие эту проблему разработал его соотечественник Джеймс Стюарт (1767 г.).

В то же время Иеремия Вентам в книге «Введение в принципы морали и законодательства» считал главным мотивом поведения пользу и удовольствие.

Новую эпоху в развитии теории и практики управления открыла промышленная революция конца XVIII начала XIX вв.

Она потребо­вала применения не только эмпирических методов, но и широкого внедрения научного эксперимента, с помощью которого делались по­пытки определить нормы выработки и оплаты труда, максимальные скорости работы оборудования, рассчитать оптимальный выпуск продукции, усовершенствовать организацию производства и труда.

Так, англичанин Ричард Аркрайт, официально считающийся изо­бретателем прядильной машины, объединил под крышей своей фаб­рики все процессы текстильного производства и ввел иерархический принцип его организации.

На основе планирования размещения обо­рудования, разделения труда, координации работы машин и персона­ла, дисциплины последнего, ему удалось обеспечить непрерывность осуществления технологических процессов, что позволяло экономить на издержках и добиваться успеха в борьбе с конкурентами. Этим са­мым Аркрайт заложил основы того, что можно назвать индустриаль­ным управлением, или организацией производства.

Кроме того, Арк­райт создал дисциплинарный «кодекс» фабричной системы в виде со­вокупности штрафных санкций, фиксируемых в специальной книге, и сводящихся к вычетам из заработной платы.

Великий экономист Адам Смит в своем «Исследовании о приро­де и причинах богатства народов» (1776 г.) и других работах сформу­лировал принцип «экономического человека», стремящегося к обогащению и удовлетворению собственных потребностей, разработал концепции контроля и расчета оплаты труда.

Исследования же про­блемы мотивации продолжил в начале XIX в. другой английский эко­номист Джеймс Милл.

Многие управленческие идеи воплотил на практике Роберт Оуэн.

Р. Оуэн был директором и управляющим ряда шотландских тек­стильных фабрик.

В 1800 - 1828 гг. он провел, как сейчас говорят, со­циально-экономический эксперимент, суть которого состояла в пре­доставлении рабочим благоустроенного жилья, улучшении условий труда, быта и отдыха, создании для них магазинов, торговавших то­варами первой необходимости по доступным ценам.

Кроме того, им был повышен минимальный рабочий возраст для детей и сокращена продолжительность рабочего дня; в рабочих поселках создавались школы.

При этом Оуэн совсем не был сторонником массовой благо­творительности.

Им руководил строгий экономический расчет и забо­та о повышении с помощью таких мер производительности труда.

Идеи Оуэна почти на полтора столетия обогнали свое время, а поэтому были отторгнуты обществом и вскоре преданы забвению.

Впервые современное представление о стратегическом процессе сформулировал Французский философ, основатель течения «Позитивизм» Огюст КОНТ, современник Наполеона,- Знать чтобы предвидеть, предвидеть чтобы управлять!

Важный шаг в развитии теории и практики управления был сде­лан англичанином Чарльзом Бэббиджем, изобретателем первой вы­числительной машины.

Он разработал методику изучения затрат ра­бочего времени при осуществлении различных операций, а также ме­тодику сравнительного анализа работы однопрофильных предпри­ятий, выявления путей повышения эффективности работы на основе изучения данных статистики; применения премиальной системы оп­латы труда.

Результаты своих исследований и практические рекомендации Бэббидж изложил в книге «Об экономии материалов и оборудования» (1832 г.).

В сущности, это была первая в мире публикация в области научного управления, хотя как целостная система оно еще не сложи­лось.

Тем не менее, важный шаг к этому был сделан в конце XIX сто­летия - в 1881 г. американец Джозеф Вартон разработал первый управленческий курс для преподавания в колледже.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...