Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составитель: С. А. Шаппо. Москва, 2012., 21 с.

Рабочая программа по курсу «Бионика и бионическое моделирование».

Составитель: С. А. Шаппо. Москва, 2012., 21 с.

 

 

Тема 1. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ

РАЗВИТИЮ БИОНИКИ.

 

1.Человек в процессе эволюционного развития прошел этапы органичного развития от примата-млекопитающего до человека-разумного и вышел на уровень осмысленного подражания живой природе и деятельности живых организмов.

2. В историческом разрезе развития осмысленной творческой деятельности человека можно выделить несколько хронологических этапов, предшествующих развитию бионики.

3. Первый этап – охватывает период с 1750000 лет назад до 8 –7в.в. до н. э. и заканчивается эпохой неолита. Он характеризуется утилитарно-функциональным подходом к осмысленному созданию вещей и сооружений. В них механически превносились природные формы. Это шалаши, землянки, норы, скорлупы, панцыри животных и т.д.

4. Второй этап – от начала формирования архитектуры и искусства Древнего мира, начиная со второй половины 7-6 в.в. до н.э. и кончая серединой 19 в. Это этап зарождения и упадка многих цивилизаций и культур. Для него характерен основной принцип – это подражание природе с использованием её форм в декоративно-изобразительных целях. Новые конструктивные системы и изделия, подобные природным не могли быть реализованы из-за ограниченности технических возможностей.

5. Третий этап – конец 19 в. – начало 20 в. – начало эпохи технической революции. Это зарождение и упадок стиля «Модерн» и его смена «Функционализмом» и «Конструктивизмом».

6. Четвёртый этап – 30 годы 20 столетия. Бурный расцвет промышленного производства даёт толчок к появлению новых технологий и материалов. Массовое производство вещей, предметов быта, машин и оборудования стимулирует развитие инженерных дисциплин и рекламы. Улучшение внешней формы изделий в рекламных целях с целью сбыта, привели к мягкой форме перехода от декоративности через «стайлинг» к дизайну.

7. Развитие дизайна дало начало появлению его новой мощной формы – био-дизайну или «Бионики». Датой рождения бионики считается 13 сентября 1960 года - день открытия в Дайтоне (штат Огайо) США, первого американского симпозиума на тему: «Живые прототипы искусственных систем – ключ к новой технике»

 

Тема 2. ИСТОРИЯ ИНЖЕНЕРНО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

1. Первые упоминания об использовании живой природы с техническими целями встречаются в трудах Витрувия.

2. Арабские врачи делали глазные операции и первыми изучили роль хрусталика глаза, дав толчок к использованию линз из хрусталя в качестве увеличения изображения.

3. Леонардо да Винчи (1452-1519г.г.) делает схемы и рисунки аппаратов с машущими крыльями – прототипами птиц.

4. Немецкий астроном Иоган Кеплер (1576-1630г.г.), в трактате о «шестиугольном снеге», дал ряд рекомендаций по использованию пространства с наибольшей экономией и достижением наибольшей прочности.

5. В 16-17 в.в. по мере накопления материала по естествознанию, появляется интерес к механическим и изолирующим свойствам живых организмов.

6. Галилео Галилей в своих трудах приходит к выводу об идентичности работы живых организмов и предметов техники. Он выводит закон о рациональной конфигурации балок, полых сплошных, дав объяснение работе полых цилиндрических конструкций.

7. В 16в. вопросами целесообразности конструкций в природе занимался английский ботаник Неемия Грю. Он дал объяснение прочности листовых черенков в зависимости от расположения в пространстве листа.

8. Итальянский физиолог Луиджи Гальвани открыл животное электричество и привёл к созданию гальванических элементов – химического источника энергии.

9. 17-18в.в. не дали большого развития инженерно-биологическим исследованиям в живой природе, сводя вопросы физико-механической прочности растений к простому «заякориневанию» в землю.

10. В 1859г. Чарльз Дарвин выпускает труд «О происхождении видов».

11. В 1864г. Герберт Спенсер (английский инженер, философ и биолог) в книге «Основания биологии», приводит мысли, сходные с мыслями Галилео Галилея по поводу роста организма в различных средах. Его постулат: … «естественный отбор благоприятствует наиболее отвесно растущим формам и в природе идёт борьба за укрепление отвесного устойчивого положения». Он даёт понятие спирали как исходной позиции в образовании цилиндра в природе.

12. Швейцарский инженер-биолог Симон Швендер (1829-1889г.г.) становится основателем учения об архитектонике растений. Он пишет о том, что растение строит себя по тем же правилам, что и инженер, строящий изделия, только они тоньше, изящнее и экономичнее.

13. Русский физик Н.А.Умов (1846-1915г.г.) указал на возможность моделирования свойств животных. Он сформулировал теоретические основы кибернетики, указав, что живая материя может быть заменена автоматом.

14. Н.Е.Жуковский (1847-1921г.г.) положил основание в гидро и аэродинамические исследования. В своих исследованиях он использовал метод идеализации, позволивший ему создать теорию движения в воздухе птиц и на этой базе дать возможность развитию воздухоплавания.

15. Бионические принципы на практике впервые во всей своей красоте реализовались в постройках Антонио Гауди и Луиджи Нерви, причём у последнего в более открытой форме.

16. Начиная с 60-х годов бионические исследования начинают носить постоянный упорядоченный характер и бионика формируется как наука.

 

 

Тема 3. БИОНИКА В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ.

 

1. В науке смена лидирующих направлений – закономерность. Механика занимавшая лидирующее положение в естествознании до 15-16в.в.сыграла роль трамплина для других наук.

2. В 19в. на базе законов механики вперёд выходят химия, физика, биология, астрономия и геология.

3. Революция в естествознании началась с проникновения физики в область микромира, поэтому физика более чем на полвека заняла лидирующее положение в естествознании. На этой базе развивались и другие науки, химия, астрономия, биология.

4. В качестве нового лидера после физики выходит биология. Учение Чарльза Дарвина об эволюции организмов путём отбора дало мощный толчок к пониманию развития живой формы в историческом, временном аспекте.

5. Начало взаимодействия математики и биологии привело к развитию кибернетики – науке изучающей процессы передачи информации в технических устройствах.

6. Область исследования традиционных наук и биологии дали жизнь новому научному направлению – “ Бионика”

7. Бионика – это наука занимающаяся, исследованием биологических систем и процессов, происходящих в живой природе на молекулярном, клеточном, организменном, и популяционном уровнях с целью их творческого использования в технике.

8. Название “Бионика” (от слов био-жизнь и электроника) предложено американским учёным Джеком Стилом и принято на 1 симпозиуме по бионике, проходившем в г. Дайтоне (США) в 1960г.

9. К вопросам, решаемым бионикой относятся:

- расширение сырьевой, энергетической и продовольственной базы путём

освоения биосферы, включая мировой океан.

- синтез новых органических материалов.

- продление жизни человека.

- оптимизация трудовой деятельности.

- нормализация среды обитания человека.

- создание искусственного интеллекта.

- разработка технических средств в системе «человек-машина-среда».

- новые системы связи, навигации, транспорта, космические разработки.

- охрана окружающей среды.

- исследования живых организмов и условий их обитания.

10. Бионика отвергает принципы слепого копирования живой природы в технических аналогах. Она базируется на методе «функционального моделирования».

11. Бионика – наука междисциплинарная, в ней отражаются особенности научно-технической революции в форме интеграции различных по своему назначению и методам наук, в число которых входят биология, химия, физика, ботаника, психология, архитектура и т.д. ситезирующие свои знания с методами математического анализа и инженерными дисциплинами.

12. Бионика соединяет разнородные знания в соответствии с законами единства живой природы

13. Структура бионики складывается из трёх крупных направлений: - теории бионики, бионических исследований и бионического моделирования.

 

 

Тема 4. ФОРМА И ФУНКЦИЯ.

 

1. Гармония – это упорядоченное состояние мироздания.

2. Объективное состояние гармонии – неразделимое состояние взаимодействия функции и формы.

3. Гармония функции и формы идентична понятию «системности» и «цельности».

4. Философские категории «содержание» и «форма» родственны понятиям «функция и форма», но не тождественны им.

5. Функция по своей природе динамична, а содержание – статично.

6. Функция подразумевает в конечном итоге цель.

7. Целесообразность действия и связь его с формой является процессом материализации формы.

8. Форма материализуется во взаимодействии трёх состояний: формы, структуры, пространства, при этом форма занимает среднее граничное значение между внешним пространством и внутренней структурой, сливаясь с ними в единое целое.

9. Функция развивается по иерархическому закону от части к целому с постепенным формированием основного назначения предмета, т.е. без функции элементарной единицы не может существовать никакая другая выше её стоящая по иерархии функционирующая система.

10. Возникновение новой функции связано с развитием новых свойств, которые превращаются в новую функцию в том случае, когда они начинают служить сохранению данной системы и выполнению её основной функции, т.е. свойства – потенциал развития функции.

11. Форма консервативнее функции и менее динамична в своём развитии.

12. Функция обладает свойством жить в различных материальных формах, отсюда «универсальность» – отличительная черта существования различных функций.

13. «Специализация» в противовес «универсальности» ведёт к наиболее устойчивым формам.

14. В специализированных системах максимально проявляется статичность формы во времени и закрепление за нею понятия «стиль».

15. Критериями формы служат величина (размерность), фигура (очертание), положение в пространстве.

16. Форма является результатом движения функции.

17. В процессе увеличения (движения) формы начинается её деление на элементы, обусловленное функциональными и конструктивными особенностями.

18. «Малые изменения» несут в себе огромные потенциальные возможности развития форм, к ним относятся: эволюция видов, экономия энергии, регуляция, трансформация, комбинаторика, гармоничность.

19. Влияние на форму пространства осуществляется через поле. Поле является продолжением твёрдого тела.

20. Пространство условно делится на поле и вещество, границей является форма.

21. Все искусственно созданные материальные формы по своему знаковому характеру условно делятся на положительные, отрицательные, нейтральные и смешанные.

22. Пространство существует во многих видах на различных иерархических уровнях существования во времени.

23. Время ввиду своей динамики является функцией, а пространство – формой существования этой функции.

 

Тема 5. СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИИ ФОРМЫ.

 

 

1. Чтобы найти связь между средствами гармонизации формы, необходимо

определить их иерархию в системе организации формы.

2. Объективная сущность любой организационной функционирующей системы

может быть раскрыта через три основные закономерности функциониро -

вания: совместимость функций, принцип их существования и развития,

сосредоточение функций.

3. Закономерности функционирования родственны определённым уровням

развития структуры формы. Совместимости функций соответствует уровень

полимеризации формы, принципам существования и развития функций -

уровень дифференциации формы, сосредоточению функций - уровень

интеграции формы.

4. Уровням развития структуры формы соответствует аналогичная иерархия

средств гармонизации формы.

5. Совместимость функций - это основа взаимодействия элементов любой

сложной динамической равновесной системы в форме простейшей организации - "полимеризации". На этом уровне действует механизм сложения отдельных одинаковых по функции и форме элементов.

6. В период полимеризации преобладает структурный статический момент

организации формы в виде количественного роста элементов на метричес-

кой основе. Нарушение симметрии почти не наблюдается.

7. В системе полимеризации в виде малых изменений заложена возможность

самоорганизации в полифункциональную систему.

8. На уровне полимеризации исследуются метрические, статические и симметричные свойства систем.

9. На первом уровне равновесных систем начинают проявляться первичные объёмно-плоскостные пластические преобразования.

10. Изменение форм на уровне полимеризации связано с действием гравитации на Земле.

11. В космосе взаимодействие форм носит другой характер, ввиду изменений гравитации.

12. Второй принцип функционирования - это рождение новых функций системы, сосредоточенных на выполнении общей цели. Этот принцип осуществляется через дифференциацию ранее однородных элементов, благодаря чему и достигается разнообразие их свойств.

13. Дифференциация отражает динамическую сторону организации системы, необходимость её изменения в интересах сохранения целостности системы и её выживания в условиях изменения среды.

14. Динамизм развития, рождает неоднородность системы, изменение её форм по временному вектору развития.

15. Чередование симметричных и асимметричных состояний, вызванных механизмом сохранения видовых признаков, восстанавливает нарушенную динамикой равновесность системы.

16. На уровне дифференциации, динамика ритмов позволяет вести оценку пропорций и масштабных соотношений элементов ввиду их неоднородности. Обогащается пластика.

17. Третий принцип функционирования - сосредоточение функций. При этом происходит интеграция всех функций системы, направленная на поддержание основной функции.

18. Чрезмерная интеграция может привести к излишнему усложнению формы, поэтому здесь действует принцип целесообразности и экономичности.

19. На уровне интеграции решаются вопросы взаимоотношения частей и целого.

20. Гармония и средства гармонизации вплотную связаны с развитием функциональных систем.

21. Переход от объективных законов гармонии к эстетическим связан с мерой геометрических отношений и их психологическим восприятием.

22. Механизмы, объединяющие средства гармонизации формы, раскрываются и исследуются на базе логического и психологического методов анализа формы.

 

 

Тема 6. СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ.

 

1. Общее представление о симметрии включает в себя толкование её как свойство объектов, как абстрактная система построения, как описание картины мироздания.

2. Симметрия это своего рода эталон, к достижению которого стремится всё, она включает в себя восприятие порядка в видимом хаосе Вселенной.

3. Симметрия, в широком смысле этого слова является идеей, посредством которой человек пытается постичь и создать порядок, красоту и совершенство.

4. Абсолютная симметрия это лишь абстрактный идеал, эталон, с которым мы сверяем окружающую нас реальность.

5. В науке принято следующее определение "симметрии" - это соразмерность, неизменность структуры материального объекта относительно его преобразований.

6. В точных науках симметрия выступает основным признаком упорядочения предмета исследования и строится в разрезе закона единства и борьбы противоположностей.

7. Одна из фундаментальных основ симметрии - противоположность "правое - левое".

8. Первоначальный смысл симметрии - это гармония, равновесие, соразмер- ность элементов, образующих каркас или структуру произведения.

9. Симметрия также употребляется в виде значения "равновесия", одной из основных потребностей существования живой формы.

10. Стремление к равновесию в композиции это стремление к простоте, но не к упрощению.

11. В неорганической природе не встречаются "платоновые тела" пентагональ- ной структуры, зато в органике они предстают в своём многообразии. Это свидетельствует о неразрывном единстве живого и неживого мира.

12. Упорядочение на низшем уровне полимеризации структуры формы наиболее полно отражается в орнаменте.

13. Симметричные космограммы характерны для многих мировых культур, что говорит о симметрии, как о макрокосмическом показателе формы.

14. Симметрия преследует одну цель - множество сводится к гармоничному единству.

15. Двойственное состояние симметрии характеризуется тем, что оно одновременно может вызывать прямо противоположные чувства: раздражение и покой, подавленность и свободу, равнодушие и восторг.

16. К симметричным закономерностям относятся определённые виды симметричных преобразований на плоскости и в пространстве: это вращение вокруг оси, переносы, зеркальные отражения, сетки и спирали, которые служат исходными данными для важнейших приёмов в композиции.

17. Необходимое условие симметрии геометрического тела - это наличие у него элементов симметрии: осей, плоскостей и центров.

18. Симметрия и асимметрия - это два противоположных приёма построения формы. С точки зрения математики асимметрия - это отсутствие симметрии, а дисимметрия - частичное нарушение симметрии.

19. Единство и равновесие такие же цели асимметричных композиций, однако достигаются они другими путями, тождественность заменяется зрительным равновесием масс.

20. В условиях гравитации вертикальная ось симметрии имеет приоритетное значение.

21. Симметрия считается более общим понятием чем асимметрия.

22. Симметрия является результатом процесса накопления энергии, а асиммет-рия процессом расходования энергии организмом в процессе его активной жизнедеятельности.

23. Симметрия и асимметрия взаимодополняют друг друга, без них невозможен рост и развитие организмов, закрепление наследственности, совершенство форм.

24. Характерным примером единства симметрии и асимметрии в природе является "митоз" - деление клетки.

25. При движении изнутри наружу, от структуры к форме наблюдается постепенное приближение форм к внешне симметричным.

26. В живой природе, искусстве и технике наблюдается несколько видов симметричных форм имеющих ось равновесия: А - зеркально-тождественная, Б - зеркальная, В - зеркально-асимметричная одноосевая, Г -зеркально-асимметричная многоосевая.

27. В мире органическом и неорганическом фактически отсутствует полная зеркально-тождественная симметрия, что свидетельствует о несимметричности жизни. Широко распространены зеркально-симметричные системы левой и правой ориентации и уравновешенные зеркально-асимметричные системы в которых действует закон компенсации нарушения симметрии за счёт массы, очертаний, положения в пространстве, цвета, и т. п.

 

Тема 7. ПРОЦЕССЫ ВЕТВЛЕНИЯ И СПИРАЛЕОБРАЗОВАНИЯ В ПРИРОДЕ.

 

1. Ветвление и спиралеобразование - наиболее характерные морфологические характеристики природных систем на всех уровнях развития природных форм.

2. Процесс ветвления характеризуется следующим признаками: а) Разветвлением образуются системы состоящие из одноимённых однородных членов, что говорит об уровне полимеризации структуры формы. б) В результате процесса ветвления возникает новая пространственная система объединённая в единую форму процессами роста в) Процессы ветвления формы несут в себе особенности характеристик случайного и закономерного.

3. Фундаментальная морфологическая характеристика роста особенно ярко выражена в древесных растительных формах на всех уровнях их развития.

4. Рост и ветвление растительных форм и формирование вегетативной системы организма напрямую связано с изменениями в окружающей среде, с концентрацией и интенсивностью света и питательных веществ в результате чего у организма увеличивается поверхностное соприкосновение с окружающей средой.

5. Процесс ветвления носит очаговый характер в узлах и сочленениях, и связан с образованием "метамеров" (от греч.-метамер-расчленение тела)

6. По своим морфологическим характеристикам модели ветвления подразделя-ются на следующие виды. Палка-формирует главную ось. Крючок-даёт изменение направлению роста и развития.

Вилка-позволяет равномерно заполнить объём при развитии поверхностного

соприкосновения со средой с сохранением одинакового расстояния от

основной оси.

Сучок-имеет главную опору, позволяющую достаточно долго расти в

определённом направлении.

Розетка-чаще всего встречается у лишайников, водорослей и цветов.

Мутовка-представляет собой метамеры заложенные одинаково к основанию

главного метамера.

Пучок-это образование метамеров с сильно сближенными основаниями, рас-

тущий в одну сторону.

7. Большинство систем ветвления формируется с преобладанием системы

"сучок" в формировании главной оси до минимального предела, после чего

система несколько раз "вильчато" разделяется и прекращает свой рост.

8. Процессы ветвления аналогичны движению потоков, которые характеризу-

ются следующими отличительными признаками:

а) пространственным ветвлением

б) плотностью ветвления

в) интенсивностью ветвления

г) оптимальной скоростью ветвления

9. Процессы ветвления часто соединяются с процессами спиралеобразования.

10. Спиралевидные образования имеют различную конфигурацию в виде геометрической спирали или винтовой кривой.

11. Геометрическая спираль (от лат. изгиб, извив)-это кривая, которая описывается точкой, движущейся с постоянной скоростью вдоль луча, вра-

щающегося около неподвижной точки с постоянной угловой скоростью.

12. Винт является частным случаем спирали.

13. В зависимости от начальных условий и закономерности движения относительно полюса, различают следующие виды спиральных кривых:

-спираль Архимеда;

-гиперболическая спираль;

-логарифмическая спираль;

-параболическая спираль;

-спираль Корню;

-эвольвента окружности;

-циклоида;

-клотида (кручение, прядь.);

-конусообразный винт и т.д.

14. В физическом отношении спираль-это взаимодействие двух сил: центро-

бежной и притяжения Земли.

15. Большинство природных форм имеют конфигурацию логарифмической

спирали.

16. В зависимости от направления движения спиралевидные формы имеют

левую и правую ориентацию.

17. Спираль проявляется как морфологический стандарт на различных урав-

нях структуры формы: в виде ДНК, раковин малюсков, цветков растений,

волос, полярных шапок на Марсе, спиралевидных галактик.

18. Спираль-это сжатие, концентрация энергии, распрямление её - это отдача

Энергии.

19. Чувство значимости спирали отражено в орнаментах, украшениях, архи-

тектуре, технике, в точных науках.

20. Спираль позволяет протяженную форму сделать компактной, способствует

упрочнению конструкции, обладает энергоёмкостью и мощной динамикой

роста и в конечном итоге стремится к динамичному взаимопроникновению

внутреннего и внешнего пространства.

 

Тема 8. ПОВТОРЯЕМОСТЬ И КОМБИНАТОРИКА.

 

 

1. Свойства повторяемости и комбинаторики лежат в глубоких уровнях

сознания человека т. к. живое формирует себе подобное в огромных ко-

личествах и масштабах на всех уровнях развития структуры формы.

2. Разнообразие форм порождает необходимый процесс систематизации, в про-

тивном случае наступает процесс распада

3. Стандартизация необходима в условиях существования различных систем

для их взаимоувязки, примером тому служат различные международные и отраслевые стандарты.

4. Принципы стандартизации - это расчленение, разрезка, блокировка.

5. На трёх уровнях развития структуры формы стандарт проявляется по разному:

а) на уровне полимеризации стандарт выступает как жёсткая схема при единообразии элементов.

б) на уровне дифференциации стандарт выступает в роли комбинаторики из различных элементов или узлов.

в) на уровне интеграции большой разброс комбинаций из стандартных элементов и узлов заканчивается сборкой в единую моноформу.

6. Стандарт и комбинаторика базируются на модульной координации, которая

бывает метричной, ритмичной и иррациональной. Примером тому служит

"золотое сечение".

7. Живую природу можно в полной мере назвать индустриальной из за её

принципов повторяемости и сборности.

8. Повторяемость однотипных элементов в живой природе связана с необходи-

мостью выживания, замены, экономии, энергетики, с продолжением рода.

9. В живом мире повторяемые элементы образуют функционально - физиологи-

ческую и конструктивную основу организма.

10. Повторяющиеся элементы живого мира по форме могут быть, точечными,

линейными, плоскостными, объёмными и пространственными.

11. Плоскость, равномерно заполняется без зазоров из стандартных элементов

правильной формы лишь трех видов:

а) треугольником;

б) квадратом;

в) шестиугольником.

12. Пространство заполняется целиком из правильных многогранников без за-

зоров лишь кубом. Другие заполнения получаются лишь на базе полупра-

вильных многогранников. Примером тому служит тетракайдекаэдр или

многогранник Кельвина.

13. Размещение повторяющихся элементов в природе осуществляется по пря-

мой, по спирали, концентрически, зеркально, зеркально с поворотом, в ви-

де ковровой мозаики.

14. В целом в природе редко встречаются два абсолютно тождественных эле-

мента. При этом предельная однотипность наблюдается у организмов живу-

щих в постоянной малоизменяющейся среде, к которым относятся морские

организмы.

15. В природе действуют следующие приципы:

а) чем меньше стандартный элемент, тем он более гибок;

б) малые изменения форм значительно повышают их вариантную способ-

ность;

в) многовариантность-это критерий эффективности и целесообразности в су-

ществовании видов.

16. "Конструкции" и "Опорные системы" могут быть стандартными, а живое

вещество в них развивается по законам вида, что позволяет органично взаимодействовать статичным и динамичным элементам.

17. В целом стандарт в природе обеспечивает жизнеспособность существования

организмов, а разнообразие в природе это способ приспособления к жизни.

 

Тема 9. ТЕКТОНИКА В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ.

 

 

1. Тектоника-это объективно-субъективная категория, существующая одновре-

менно в виде природных форм органического и неорганического происхождения, а также в виде эстетического освоения конструкций и форм

человеком.

2. Законченная форма состоит из трёх элементов: функционирующего про-

странства, конструкции и материала, при этом все материальные средства

живой природы направлены на достижение одной цели - оптимального

функционирования.

3. Практически все живые формы тектоничны и являются прекрасными образ-

цами для конструирования.

4. Тектоника - это понятие, выработанное человеком в результате его практи-

ческой деятельности в процессе создания искусственной среды для его оби-

тания.

5. На уровне инженерного конструирования, тектоника выступает как един-

ство конструктивной формы и законов механики, на уровне живой природы

конструкции включаются в систему живого организма, выполняющего

сложные функции, в результате чего возникают новые формы.

6. Строительный материал природных и искусственно созданных форм разли-

чен, т.к. природные формы с момента рождения конструктивны и подвержены динамике роста и развития.

7. Ткани растений подразделяются на:

"образователи роста" - это покровные ткани, кожица, пробковая ткань и кор-

ка;

"проводящие ткани" - это сердцевина, мякоть листьев, плодов, в которых

происходит накопление и образование органических веществ;

"механические ткани" - это склеренхима и каменистые клетки.

8. Механические ткани совместно с мягкими тканями работают на растяжение,

сжатие, изгиб и кручение и обладают высоким пределом прочности на

разрыв.

9. Механические ткани растений в отличии от искусственных материалов со-

четают в себе твёрдость и вязкость, прочность и эластичность, позволяющие универсально реагировать на различные нагрузки.

10. Основным недостатком искусственных материалов является недостаточная

вязкость, связанная с сопротивлением образованию трещин.

11. Ключевым вопросом в создании новых материалов служит вопрос торможе-

ния раскрытию трещин.

11. В древесине раскрытию трещин препятствует органическое соединение

твёрдых и мягких тканей, а также наличие тонких волокон.

12. Роль тонких волокон велика, во первых - чем тоньше волокно, тем оно

обладает большей способностью препятствующей трещинообразованию,

во вторых - соединения с эластичным материалом дают новые покровные

изделия и конструкции, обладающие высокой прочностью.

13. Одним из важнейших составляющих биосистем является вода, доходящая

до 80-90% от массы растения. В живом состоянии материал в сочетании с водой становится тяжелее, одновременно с этим приобретает эластичность

не теряя при этом прочности.

14. В животном мире по аналогии с растительным затвердевшим тканям соот-

ветствуют скелеты, скорлупы и панцири, ещё более прочные чем механические ткани растений и мягкие ткани, которые в сочетании с костным материалом дают ещё более поразительные эффекты прочности.

15. Существуют две противоречивые тенденции развития всего живого мира,

это во первых - непрерывный рост и развитие через механизмы полимери-

зации и дифференциации и во вторых - ограничение роста связанное с эн-

тропийностью т.е. с экономией энергии и стремлением к компактности

реализуемое через механизмы итеграции.

16. Принципы формообразования всего живого строятся на взаимодействии

двух систем: конуса устойчивости и конуса роста и развития, которые явля-

ются следствием действия сил гравитации, ветровых и др. физических на-

грузок.

17. В природных формах отсутствуют резкие острые и прямые углы и соеди-

нения. Переход одной формы в другую идёт через мягкие компенсационные

формы с переливом одной формы в другую.

18. В тектонике форм отражено противоборство действию сил гравитации и

её преодоление. Законченная форма являет собой равнодействующую сил

гравитации и Космоса.

 

Тема 10. ИСТОРИЯ ПРОПОРЦИОНИРОВАНИЯ.

 

 

1. История пропорционирования в своих корнях восходит к Пифагорейцам и носит музыкально-теоретическое происхождение.

2. Основные вехи истории пропорционирования:

Древний Египет дал нам три канона постоянных отношений частей человеческой фигуры.

1 КАНОН - 4-5 династия фараонов (5000 лет до н. э.) даёт членение фигуры

человека до лба на 6 равных частей в одну ступню (фут).

2 КАНОН - 18 династия фараонов делит фигуру человека на 18 (3х18) частей

3 КАНОН - Птоломеевский даёт членение фигуры человека до лба на 7 частей (футов) с делением каждой части на 3. Итого 21(3х7) часть.

3. Диодор даёт членение фигуры человека на 21 1/4 части, где 1/4 часть-лобная.

Это членение наиболее близко подходит к членению фигуры человека на целые части в пропорциях золотого сечения (большая часть-13, меньшая-8).

4. Древний Египет не дал чёткой системы пропорционирования. Он ввёл толь-

ко модуль, как систему отсчёта.

5. Египетский треугольник с соотношением сторон 3:4:5 становится основой

пропорционирования Египетский мастеров.

3-вертикаль - Озирис (мужское начало).

4-горизонталь – Изида (женское начало).

5-диагональ - Горус(третье начало созданное ими).

6. Среди философов Древней Греции Пифагор первый математически отобра-

зил сущность гармонических отношений, связав числами гармонию звуков

октавы. Он создаёт арифметическую, геометрическую и гармоническую про-

порцию, дающую начало закона "золотого сечения".

7. Пентаграмма Пифагора-это вписанный в круг звёздчатый пятиугольник,

построенный по закону "золотого сечения", он становится отличительным

знаком школы Пифагорейцев.

8. Платон особое значение придавал в пропорционировании средней пропор-

циональной, служащей связующим звеном разнородных величин

А: В = В: С и А - В = В - С

9. Аристотель основным требованием красоты считал порядок, симметрию и

и ограничение в размерах.

10. В трактатах римского архитектора Витрувия отразились каноны гармонии

и пропорционирования, повлиявшие на весь ход истории пропорционирова-

ния. Эвритмию, симметрию и пропорционирование он вводит в основу

законов гармонии.

11. У Витрувия человек - мера всех вещей, части его тела находятся в опреде-

лённых постоянных отношениях к его целому (высоте). Центром человеческого тела является пупок, а фигура человека вписывается в круг и

квадрат.

12. Все вещи создаваемые человеком антропометричны:

дюйм - толщина пальца;

фут - длина стопы;

пальма - кисть руки.

13. В эпоху Готики развивалась своя система пропорционирования, носившая

характер франкмассонской тайны. Символы Готики.

а) равносторонний треугольник - мудрость и Троица;

б) квадрат - мир и природа;

в) пентальфа - счастье и здоровье;

г) семиугольник - святость числа 7, семь планет, семь дней сотворения мира;

д) круг - сомвол Вселенной и Божественной силы.

14. В эпоху Возраждения Палладио издаёт труды Витрувия со своими комента-

риями и рисунками.

15. Виньола развил учение Витрувия и получил широкое распространение в

Италии, Франции и в Европе.

16. К наиболее последовательным приверженцам канонов пропорционирования

человеческого тела принадлежали Леонардо да Винчи, Микельанджело

Буонаротти и Дюрер. Все они сходились в одном, что все части тела челове-

ка должны быть согласованы между собой и целым телом.

17.В 19 в. возникли новые идеи пропорционирования, отличные от идей прош-

лого. Это учения Виоле ле Дюка, Пенторна, Тирша и Говштадта о гармонии

геометрических построений на базе подобия частей и целого.

Исследования Генчельмана, Свижановского, Сабанаева и Марутаева о связи

 

материальных форм и музыкальной гармонии и законы пропорционирова-

ния всеобщие для природы и жизни в учениях Цейзинга, Шмелёва и Ле Корбюзье.

 

Тема 11. ФЕНОМЕН ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ.

 

1. Феномен золотого сечения обнаруживается в искусстве, математике, в области музыкальной гармонии, в формах живой природы, в архитектуре, в психологии и в технике. Он рассматривается как объективная характеристика и как явление в области восприятия.

2. Золотое сечение это закон пропорциональной связи целого и составляю-

щих его частей.

3. Классическое определение золотого сечения-это среднепропорциональное

отношение, в котором целое так относится к большей своей части, как

большая часть относится к меньшей и выражается численным значением

Ф = 1,618034… и Ф-1 = -0,618034…

4. Ряд чисел, получивших название рядов Фибоначчи обладает свойствами золотого сечения, одно из интересных свойств ряда заключается в том, что каждый член ряда равен сумме двух предыдущих. Золотое сечение является пределом отношения двух соседних чисел ряда Фибон<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...