Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рене Декарт (1596 – 1650. (20-21) Эмпиризм и рационализм после Бэкона и Декарта




Рене Декарт (1596 – 1650

 

Декарт считается одним из основателей философии нового времени. Ему принадлежит заслуга ясной и глубокой формулировки основных интуиций и допущений рассматриваемого нами классического периода новоевропейской философии. Отправная точка философствования Декарта - общая с Бэконом проблема достоверности знания. Декарт искал признаки достоверности познания в сфере самого знания, его внутренних характеристик. Декарт стремился к разгадке тайны высочайшей надежности и неотразимой привлекательности математических доказательств. Декарт развивает специальное учение о методе, которое он сам резюмирует в следующих четырех правилах очевидности:

 

1) Не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен.

 

2) разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения;

 

3) располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных;

 

4) делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

 

Декарт прибегает к методическому сомнению. Несомненное утверждение о существовании познающего мышления. В разуме заложено убеждение, что кроме меня существует мир.

 

Идея Бога вложена в нас извне, а ее творец и есть Бог, создавший нас и вложивший в наш ум понятие о себе как о Совершеннейшем Существе. Бог становится у Декарта гарантом постижимости мира и объективности человеческого познания. Благоговение перед Богом оборачивается глубоким доверием к разуму. Вся система аргументации Декарта делает вполне понятной его мысль о существовании врожденных идей в качестве одного из основоположений рационалистической теории познания.

 

Все возможные вещи составляют две самостоятельных и независимых друг от друга (но не от создавших их Бога) субстанции - духовную и телесную. Эти субстанции познаются нами в их основных атрибутах; для тел таким атрибутом является протяжение, для душ - мышление.

 

Наиболее трудная проблема философии Декарта отношение души и тела у человека. Душа едина, непротяженна и неделима. Тело протяженно, делимо и сложно. Раздражение из внешнего мира передается по нервам в головной мозг и возбуждает пребывающую там душу. Соответственно, самостоятельное возбуждение души приводит в движение жизненные духи, и нервный импульс завершается мышечным движением.

 

Основные моральные установки картезианства: укрепление господства разума над чувствами и страстями тела. " Побеждать скорее себя самого, нежели судьбу, и менять скорее свои желания, чем мировой порядок; верить, что нет ничего, что было бы целиком в нашей власти, за исключением наших мыслей". Начиная с Декарта, новые ориентации философской мысли, в которых центральное место занимает мысль и сам человек, обретают классически ясный характер.

 

(20-21) Эмпиризм и рационализм после Бэкона и Декарта

Рационалистическая традиция после Декарта нашла своих самых выдающихся представителей в лице Бенедикта Спинозы и Готфрида Лейбница.

Спиноза рассматривал свою философию как развитие и завершение картезианской философии.

 

Главное свое философское произведение - " Этика", написана, подражая методу математического доказательства.

 

Одно из основных понятий Спинозы - понятие единой и бесконечной субстанции, названной им Богом и Природой одновременно.

 

Встал на точку зрения философского монизма, признающего единое первоначало мира.

 

Субстанция обладает бесконечным множеством атрибутов, из числа которых человеку открыты только два: протяженность и мышление.

 

Тело и душа суть разные выражения одной сущности. Познавая тело, мы познаем душу, и наоборот.

 

Единство в пестром многообразии вещей можно усмотреть лишь посредством интеллектуальной интуиции, дающей нам ясное знание. Чувственное (низшее по своему значению) знание усматривает только множественность вещей и не способно подняться до понимания единства их божественной природы. А подлинная мудрость одновременно преодолевает тщету смутных желаний и слепую власть человеческих страстей, и обретает подлинную свободу в спокойном и ясном миросозерцании. Достижение этого состояния есть высшая задача нравственности. В нем и только в нем человек обретает счастье высшего качества - счастье, питаемое интеллектуальной любовью к Богу. Знаменитое изречение Спинозы: " Не плакать, не смеяться, но понимать" - прекрасно передает общий тон свойственного ему интеллектуализма.

Активность человека определена лишь действием ясных идей разума вело с непреложностью к отождествлению воли и разума, реальной причины и логического основания.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...