Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЧАСТЬ V. Провидение, общество и царство небесное




ЧАСТЬ V. Провидение, общество и царство небесное

Глава 20. Справедливое правление и благосостояние общества

Помимо этических учений общего характера в священных писаниях содержится особое руководство по по­строению мирного процветающего общества. На отдельных гражданах лежит обязанность заботиться не только о своей личной жизни, но и об общественном благе. Правители также должны использовать свою власть, чтобы в соответствии с божественным законом способствовать установле­нию справедливости и общего благосостояния. Общественную власть сле­дует принимать всерьез. Писания свидетельствуют, что судьбы народов находятся в руках Бога, который будет их судить по делам их.
В начальных разделах данной главы выделяются следующие виды де­ятельности на благо общества: спокойный и негромкий труд духовных лидеров, " столпов" общества, активизирующих жизнь общины силой духа, учением и личным примером; борьба пророков и реформаторов, облича­ющих несправедливость, с правящими властями; самоотверженность бор­цов, с риском для жизни освобождающих угнетенный народ от тиранов. Каждый гражданин, в свою очередь, обязан уважать законную власть, заботящуюся о мире и порядке, и подчиняться ей. В следующих разделах показаны критерии справедливого правления. Хотя большинство мировых религий были основаны в древние времена, когда господствующей формой правления была монархия, провозглашаемые в них принципы власти не теряют актуальности для современных демократий. Эти универсальные принципы распространяются на любые формы государственного устрой­ства., В связи с этим затрагиваются следующие темы: подчинение прави­телей божественному закону и их обязанность чтить его; ответственность правителей за благосостояние народа, особенно бедных и беззащитных; справедливое правление и правила поведения для правителей; обязанность правителей осуществлять закон и применять справедливое наказание.

В заключительном разделе рассматривается зависимость судеб народов от воли Божьей. Небеса даруют процветание справедливым, праведным и твердым в вере, тогда как тех, кто угнетает бедных и преследует веру­ющих, неизбежно постигает Божья кара. Согласно различным священным текстам, судьбы народов зависят от Божественного провидения, благо­словения и осуждения богов и духов земли или от благосклонности небес.

 

Столпы общества

Столпы общества — это те исключительные люди, которые служат его духовным и нравственным якорем, определяя общественные взгляды и це­ли. Это не обычные политики или правители. Скорее это праведники, святые и учителя, смелые, честные и умные люди, которые служат живым воплощением истины и берут на себя ответственность за общество в целом. Они крайне редко получают признание при жизни, иногда их с трудом терпят как нарушителей спокойствия и воздают им должное лишь после смерти. Но чаще всего это никем не воспетые неизвестные подвижники, которые страдают в этом мире из-за своей искренности и совестливости. Эти глубоко осознавшие истину люди призваны быть незаметными лидера­ми общества. Своим примером они преображают жизнь тех, кому посчаст­ливилось их узнать. Нередко такой пример оказывается ценней громких речей и деятельности правящих властей.


Среди народов [всегда] найдется тридцать праведников, добродетелями которых живут народы мира.
Иудаизм. Талмуд, Хулин 92а

Земля держится правдой тех, кто подчинил себе страсти и, следуя праведности, никогда не заражался желанием, алчностью и гневом.
Индуизм. Вишну Пурана 3. 12 •

Когда праведник в городе, то он — его блеск, величие и слава. Когда он покидает его, его блеск, величие и слава уходят.
Иудаизм. Мидраш, Бытие Раббах 68. 6

Трудно найти благородного человека: не везде он рождается. Но где рождается такой мудрый, там процветает счастливый род.
Буддизм. Дхаммапада 193

Воистину Аллах в начале каждого столетия станет посылать этой общине человека, который будет воскрешать ее веру.
Ислам. Хадис Абу-Давуда

Мириады предметов обязаны своим существованием взаимному возбуждению между небом и землей. Подобным образом святой мудрец возбуждает человеческие сердца, и потому весь мир пребывает в спокойствии.
Конфуцианство. И цзин [Книга перемен] 31. Притяжение

Возьми на себя ответственность за самые сложные проблемы твоего народа. Возьми ответственность за самые сложные проблемы твоей церкви. Возьми ответственность за самые сложные проблемы мира.
Церковь Объединения. Сан Мюн Мун 5—1—81
Бодхисаттвы, стражи града Дхармы, придерживаются истинного учения и их великие наставления разносятся, подобно рыку льва, в десяти направлениях. Без всяких просьб они являются естественными духовными благодетелями всех живых существ.
Буддизм. Святое учение Вималакирти 1

В " Ши цзин" говорится:
Только добродетели нет надобности выставлять себя [напоказ]: Сотни правителей подражают ей.
Поэтому, если благородный муж действительно [усерден] в почтении, в Поднебесной наступает спокойствие.
Конфуцианство. Ли цзи [Книга ритуалов]. Учение о Середине 33
Мои святые находятся под моей защитой, и только мне они известны. Ислам. Хадис

Поэтому говорится: " Рыбе нельзя покидать омута; острого оружия, имеющегося в стране, нельзя показывать людям".
Совершенномудрые — это острое оружие Поднебесной, и поэтому их нельзя ей показы­вать.
Даосизм. Чжуан-цзы 10

Учитель говорил: " Прибегать к звукам и блеску для того, чтобы изменить людей, — это мелочь".
Конфуцианство. Ли цзи [Книга ритуалов]. Учение о Середине 33

... Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине.
Иудаизм и христианство. Книга пророка Исайи 42: 2—3

Чужак, как бы он ни старался,
Не может понять дела поселка так же ясно, как его уроженец. Отношение местного жителя к делам его поселка Определяет отношение к ним чужака. Малофин, весь город в твоей руке.
" Положение не ухудшается, когда вокруг старейшины", Гласит мудрая древняя пословица.
Африканские традиционные религии. Песня народа йоруба (Нигерия)

Рабби Асси и рабби Амми, проверяя состояние образования, пришли в город и спросили его стражей. Появились члены совета, но рабби сказали: " Это не стражи, а грабители города! Стражи — это учителя юных и наставники старых, ибо написано: " Если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж" (Пс. 126: 1).
Иудаизм. Мидраш, Плач Раббах, Начало 2

И сказали они: " Отчего бы не был ниспослан этот Коран на человека великого из обоих поселений? "
Они разве делят милость Господа твоего? Мы разделили среди них их пропитание в жизни ближней и возвысили одних степенями над другими, чтобы одни из них брали других в услужение. И милость Господа твоего лучше того, что они собирают!
Ислам. Коран 43: 30(31)—31(32)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...