Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 1. Сделайте выборочный конспект из работы Ч.Р.Миллса «Социологическое воображение»




 

1. Что понимает Ч.Р.Миллс под социологическим воображением?

Если попытаться сформулировать основную тему "Социоло­гического воображения", то можно сказать, что книга посвящена призванию социолога. Ее основной тезис предельно краток: "Каж­дый социолог сочиняет свою методологию". Чарльз Райт Миллс был одним из первых, кто максимально резко поставил вопрос о моральной ответственности обществоведа и тем самым бросил вы­зов академическому сообществу. Социологическое воображение — это мастерство критически мыслящего интеллектуала. Цель социо­логии заключается, по мнению Миллса, в том, чтобы превратить бесформенную и темную человеческую массу, включая политиков, в просвещенную разумную публику - задача, которую ставили основатели американской социологии. Миллс говорил: "Одно дело толковать об общих проблемах на национальном уровне и совсем другое — сказать конкретному человеку, как следует поступать". По Ч. Миллсу, социологическое воображение – это плодотворная форма самосознания интеллектуала, с помощью которого оживает способность удивляться, люди становятся разумными – начинают понимать, что теперь они сами способны к правильным обобщениям, непротиворечивым оценкам, что позволяет прояснять основания тревог людей и безразличия общества

 

2. Какие компоненты включает в себя социологическое воображение?

Сегодня все профессиональные социологии стремятся сформировать у себя социологическое воображение. Известный современный социолог П. Штомка понимает умение рассматривать общество под определенным углом зрения, которое включает пять компонентов: (а) рассматривать все социальные явления как результат деятельности социальных агентов и идентифицировать их; (б) понимать скрытые за поверхностью явлений структурные и культурные ресурсы и ограничения, влияющие на социальную жизнь; (в) изучение предшествующей традиции, живого наследия прошлого и его постоянного влияния на настоящее; (г) воспринимать общественную жизнь в ее динамике; (д) признание огромного разнообразия и вариантов форм проявления общественной жизни.

Естественно, что автор настоящего учебного пособия излагает темы с позиций своего социологического воображения, стремятся к тому, чтобы студенты не только освоили программу курса, но у них постепенно формировалось свое социологическое воображение, чтобы они научились видеть невидимое как в большой политике, так и повседневной жизни, в самом обыденном. Рассмотрим, к примеру, ныне часто встречающее – девушка-студентка курит сигарету. Проявим немного воображения и зададим лишь несколько возможных вопросов.

Курит ли девушка только из желания собственно покурить или это может быть определенный символ? Символ, скажем, взрослости, самостоятельности, независимости. А может это символ свободы самовыражения? Типа: «Я сама». Или символ сексуальности, навеянный нынешними российскими рекламами табачных изделий? А может быть это просто символ того, что «я своя, я такая, как все»?Сегодня практически все мои друзья курят, и я не хочу быть негативным символом –«белой вороной».

Ключевым элементом социологического воображения является взгляд как бы стороннего наблюдателя – попытка абстрагирования исследователя от личного опыта, привычного культурного контекста, что может привести к обнаружению новых, неизвестных ранее смысловых пластов, аспектов человеческого бытия. «Это особое качество мышления и интеллекта, которое, вероятно, обеспечивает наиболее наглядное представление о самых сокровенных областях нашего бытия в их связи с более широкой социальной действительностью».

Думаю, что социологическое воображение становится глав­ным общим знаменателем нашей культурной жизни и ее отличительным признаком. Это качество мышления, хотя и обнаружива­ется в социальных и психологических науках, выходит далеко за пределы этих дисциплин. Отдельные индивиды и широкая обще­ственность в сфере культуры овладевают им медленно и часто наощупь; многие обществоведы лишены его напрочь. Они как будто не подозревают, что применение такого воображения является ос­новным условием для наилучшего выполнения той работы, кото­рую они могли бы делать; что без его развития и использования не удастся выполнить возложенную на них общекультурную мис­сию, возможность реализации которой коренится в классических традициях общественно-научных дисциплин.

В то же время присущие социологическому воображению ка­чества как в моральном плане, так и в отношении познания фактов социальной действительности регулярно востребуются литературной работе и для политического анализа. Эти качества транс­формируются самыми разнообразными способами, став основны­ми свойствами интеллектуальной деятельности и интерпретации процессов в области культуры.

 

 

3. Что такое «искусство не доверять» своему обычному видению мира?

В социологическом воображении сливаются воедино наука и искусство. Речь идет, прежде всего, об «искусстве не доверять» своему обычному видению мира, об особой функции разума на основе приобретенных знаний проникать в сущность окружающих реалий, видеть их оборотную сторону и различные грани. Социолог не мыслил свободу без разумной личности, торжества разума. «Свобода, – писал он, – это не только возможность делать все, что нам вздумается, или делать выбор из заданных вариантов. Свобода – это, прежде всего, возможность определить варианты выбора, обсудить их и только потом принять решение. Вот почему не может быть свободы без повышения роли разума в человеческих делах».

По мнению же Миллса, как классический либерализм, так и классический социализм исчерпали возможности производства ценностей разума и свободы, что, прежде всего, проявляется в политическом бездействии научного сообщества.

 

4. Почему социологическое воображение Ч.Р.Миллс рассматривает как неотъемлемое качество свободных интеллектуалов вообще?

В этой связи ученый ставит вопросы, которые, представляется, актуальны и сегодня: «Почему свободный интеллект далек от принятия решений власти? Почему сейчас среди власть имущих преобладают крайняя безответственность и невежество?»

Развитие человеческой цивилизации по пути демократии и свободы Миллс связывал с идеей об обществе, «в котором все люди будут обладать самостоятельным разумом и чье независимое мышление будет иметь структурные последствия для общества, истории и их личных судеб… Такое общество можно определить как общество, где доминирует истинная общественность, а не массы». Именно поэтому социологическое воображение ученый рассматривал не только как неотъемлемое качество социологов, но свободных интеллектуалов вообще.

Социолог приводит следующий пример: «Одним из результатов изучения социологии должно стать умение читать газету. Чтобы разобраться в газетных материалах, что является очень не простой задачей, необходимо научиться связывать сообщаемые события, понимать их в связи с более общими представлениями о жизни общества, а также тенденции, частью которых они являются… Суть дела заключается в следующем: социология – это, прежде всего, способ выхода за рамки того, о чем мы читаем в газете. Она дает систему понятий и вопросов, помогающих нам сделать это».

Литература:

1. Миллс, Ч.Р. Социологическое воображение / Ч.Р.Миллс; Пер. с англ. О.А.Оберемко; Под общ.ред. и с предисл. Г.С.Батыгина; Ин-т «Открытое о-во». – М.: Стратегия, 1998. – 261 с.

2. Кравченко А.И. Социология: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 544 с. Гл 2 § Социологическое воображение.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...