Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бухаров Александр Олегович,




преподавательфилиала ФГБОУ ВПО

«Тюменский государственный университет»

в г. Шадринске, г. Шадринск

Модернизация системы образования в Российской Федерации на современном этапе обусловливает необходимость подготовки грамотных, юридически подкованных педагогических кадров, конкурентоспособных на рынке труда. Динамичное обновление законодательства, постоянные нововведения общественной практики формируют необходимость особого внимания к проблеме правовой подготовки педагогических кадров всех уровней.

Анализируя сложившуюся на сегодняшний день ситуацию в сфере правового образования, мы вынуждены констатировать, что имеется целый ряд противоречий:

– между потребностью в педагогах с высоким уровнем правовой подготовки и существующей практикой их правового образования, не позволяющей в полной мере удовлетворить запросы субъектов образовательных правоотношений;

– между необходимостью опережающего характера правового образования и традиционностью подходов к построению его содержания в системе профессиональной подготовки;

– между постоянно возрастающим объемом информации, предлагаемой для изучения, и преобладанием объяснительно - иллюстративных и репродуктивных методов правовой подготовки будущих педагогов.

В этой связи одной из наиболее актуальных проблем педагогической действительности становится формирование правовой компетентности студентов в целом и будущих учителей права в частности.

Под правовой компетентностью мы понимаем не только определённый уровень знаний и умений, которые должны освоить студенты за время обучения, но и способность, и готовность к их практическому применению, как в стандартных, так и в нестандартных жизненных ситуациях. Правовая компетентность педагога определяется также, на наш взгляд, уровнем его правовой культуры и правового сознания. Основу данного вида компетентности составляют система знаний и понимания прав и обязанностей, а также действий в соответствии с ними. Поэтому формирование правовой компетентности будущих учителей – одна из ключевых проблем отечественного образования.

Перед современным педагогом стоит задача освоения прав, свобод, обязанностей человека, осмысления правовых ценностей, идеалов, социальных установок, освоения нравственно-правовых норм. Он должен быть готовым к непосредственному участию в формировании правовой культуры и правового сознания учащихся, к созданию особого правового пространства развития их личности как свободных людей, знающих и умеющих отстоять собственные права, а также уважающих права других лиц.

Итак, проблема соотношения теоретической и практической составляющих при подготовке студентов является одной из наиболее актуальных для современного образования. В её обсуждении принима­ют участие научные работники, преподаватели ВУЗов, юристы - практики.

Большинство участников этой дискуссии вы­сказываются в пользу усиления практической, прикладной направленности правовой подготов­ки. По их мнению, правовое обучение в настоящее время уже не может носить отвлечённый, теоре­тический характер. “В условиях, когда основная законодательная база была почти неизменной, пассивное обучение юристов все же позволяло готовить достаточно квалифицированные кадры. На современном этапе развития законодательст­ва и постоянного усложнения правовых отношений такое состояние юридического образования нельзя признать удовлетворительным”, - счита­ет Л.В. Туманова[10]. Эти же слова можно смело отнести и к подготовке учителей права, ведь преподаватель права, который, даже будучи неплохо подкованным теоретически, но не умеющий применять свои знания на практике, вряд ли сможет дать прочные правовые знания своим ученикам. Более того, мы полагаем, что практическое применение норм права – это важнейшее педагогическое условие формирования правовой компетентности будущих учителей права.

На всё возрастающее значение практики, необходимость освоения студентами про­фессиональных умений и навыков указывают в своих трудах также В.И. Безрядин и Е.Д. Проценко[11], О.Н. Диордиева[12], Ф.Ф. Дудырев и В.П. Малков[13], 3.Д. Еникеев[14], В.Д. Перевалов[15], Н.В. Соколова[16] и др.[17]

Опытно - экспериментальная работа (2008 – 2013 гг.) показала, что важнейшим средством и фактором формирования правовой компетентности студентов педвуза может и должна служить Юридическая клиника.

Необходимо отметить, что создание Юридической клиники на базе педвуза является принципиально новым организационным решением. Юридическая клиника Шадринского государственного педагогического института была и остаётся первым и единственным подобного рода социально - учебным проектом на территории Курганской области. Кроме того, как свидетельствуют данные официального сайта юридического клинического образования[18], Юридическая клиника ШГПИ является единственной в России, созданной на базе педагогического ВУЗа и имеющей общую специализацию, то есть оказывающую правовую помощь по всем без исключения отраслям законодательства.

Основная идея клинического образования заключается в том, что студенты, являющиеся стажёрами Юридической клиники, под руководством опытного преподавателя, оказывают бесплатную правовую помощь обращающимся в Юридическую клинику гражданам. Решение конкретных правовых ситуаций на практике требует тщательного анализа огромного числа нормативно - правовых документов, выявления юридически значимых фактов, составления юридических документов (исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб, договоров, жалоб в порядке подчинённости и т.д.) и разъяснений.

Студенты, прошедшие обучение в Юридической клинике, как показывает практика, обладают более высоким уровнем правовой подготовки, способны применять полученные знания на практике, как в стандартных, так и в нестандартных жизненных ситуациях, характеризуются высоким уровнем сформированности правовой культуры и правового сознания. Таким образом, занятия в Юридической клинике являются важнейшим фактором и средством формирования правовой компетентности студентов педагогического вуза.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Lawсlinic: Юридические клиники России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lawclinic.ru/russianclinic.phtml.

2. Безрядин В.И. Профессиональная подго­товка юристов: вопросы организации и проведения производственной практики студентов [Текст] / В.И. Безрядин, Е.Д. Проценко // Юридическое образова­ние и наука. – 1999. – № 1. – С. 5 – 8.

3. Дегтярёв С.Л. Юридическая клиника и современное юридическое образование в России [Текст] / С.Л. Дегтярёв, В.В. Ярков. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 246 с.

4. Диордиева О.Н. Обучение в юридическом вузе: тенденции и выводы [Текст] / О.Н. Диордиева // Юридическое образование и наука. – 1999. – № 2. – С. 30 – 31.

5. Дудырев Ф.Ф. Юридические клиники в России: возвращение через 150 лет [Текст] / Ф.Ф. Дудырев, В.П. Малков // Государство и право. – 2002. – № 4. – С. 61 – 63.

6. Еникеев 3.Д. Наука и практика – неотъемлемое условие подготовки юридических кадров [Текст] / З.Д. Еникеев // Проблемы высшего юридического образования. – Екатеринбург, 1995. – С. 22 – 25.

7. Навыки юриста [Текст]: учебное пособие / Под ред. Е.Н. Доброхотовой. – СПб.: Издательский Дом СПбГУ, изд-во юридического факультета СПбГУ, 2006. – 304 с.

8. Перевалов В.Д. Современные проблемы юридического об­разования [Текст] / В.Д. Перевалов // Проблемы высшего юридического образования. – Екатеринбург, 1995. – C. 7 – 10.

9. Соколова Н.В. Юридическая клиника как фактор, формирующий активную жизненную позицию будущего специалиста-правоведа [Текст] / Н.В. Соколова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2009. – № 3. – С. 293 – 296.

10. Туманова Л.В. Сделать образование практическим [Текст] / Л.В. Туманова // Росс. юстиция. – 1999. – № 5. – С. 54.

11. Юридическая клиника и современное юридическое образование в России [Текст]: учеб.-практ. пособие для вузов / Под ред. С.Л. Дегтярева. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 256 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...