Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительный анализ учебных нагрузок по правовым предметам, по которым зафиксированы обращения клиентов в клинику




Отрасли права, по которым в Юридическую клинику ШГПИ обращались клиенты, изучаемые в процессе получения высшего образования в “ШГПИ” За период 3.12.2008 - 1.09.2013 г. Специалитет Бакалавриат Разница в нагрузке между специалитетом и бакалавриатом (час.)
всего % обращений от общего количества курс лекции (час.) семинарские занятия (час.) курс лекции (час.) семинарские занятия (час.)
Административное право   4,4 %             - 62
Гражданское право   27,2 % 2, 3     2 – 3       - 174
Жилищное право   8,5 %       4 - по выбору с муниципальным правом     - 14
Исполнительное производство (гражданский процесс)   3,4 % 3, 4           - 58
Налоговое право (финансовое право)   1,4 %       4 - по выбору с предпринимательским правом     - 40
Наследственное право   4 %       - - - - 20
Особое производство   1,3 %              
Природоохранное законодательство (экологическое право)   1,3 %             - 68
Прочие отрасли права   7 %              
Семейное право   6,1 %             - 34
Социальное обеспечение   14,3 %       4 - по выбору с теорией квалификации     - 14
Споры о защите прав потребителей   2,4 %              
Трудовое право   9,8 %             - 76
Уголовное право   2,6 % 3, 4           - 98
Процессуальные вопросы Гражд.-проц. право   6,3 % 3, 4           - 58
Угол.-проц. право             - 58
    100 %             - 660
   

 

Таким образом, нагрузка по правовым предметам, которые оказались востребованными в связи с обращениями клиентов в “Юридическую клинику” вуза, снизилась почти в три раза при переходе на обучение по направлению бакалавриата. Причём, по самой актуальной отрасли права – гражданскому праву, с учётом наследственного права, нагрузка снизилась с 254 часов, изучаемых в течение трёх семестров, до 64 часов, осваиваемых в течение 2 семестров, т.е. практически в 4 раза. Даже общее количество правовых дисциплин, изучаемых по бакалавриату, снизилось в 1,75 раза в сравнении с нагрузками по специалитету.

При таком поверхностном изучении правовых дисциплин студентами факультета истории и права по программам бакалавриата, несомненно, возникнут серьёзные сложности в работе “Юридической клиники” педагогического вуза, одного из немногих, зарегистрированных на сайте “Клиническое юридическое образование”[45], что вполне естественно, если не устранить пробелы в знаниях путём дополнительного изучения необходимых отраслей права в рамках работы клиники, скажется и на качестве оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, что абсолютно недопустимо.

Бакалавриат снижает качество образования, в том числе по юридическим дисциплинам… Ранее студенты приходили работать в ЮК, в большинстве своём, на 3 – 4 курсах, что позволяло им в течение первого года обучения в клинике проходить стажировку у опытных стажёров клиники, а на втором – уже начать оказывать помощь самостоятельно.

В настоящее время при переходе на обучение по Болонской системе, снизилась существенно учебная нагрузка по правовым предметам, поскольку целью образования является, что предусмотрено государственными образовательными стандартами, к сожалению, лишь получение компетенций, а не качественных знаний… И, как печальный итог – боязнь студентов – будущих педагогов, изучающих право, применять полученные ими обрывки правовой информации, позволяющие получить лишь общее понятие о праве, на практике… Реальность такова, что, за пятилетнее существование “Юридической клиники” ФГБОУ ВПО “Шадринский государственный педагогический институт”, даже до перехода на обучение по системе бакалавриата, брали на себя смелость прийти на обучение в клинику лишь единицы лучших студентов, большинство из которых по окончании вуза получали дипломы с отличием, то в настоящее время приходится констатировать, что даже на 3 курсе студенты опасаются потенциальной возможности применения получаемых знаний, что продолжается и на последнем курсе…

Хотелось бы согласиться с мнением, что Болонское образование по своей сути - “это настоящая бомба замедленного действия. Вот только это ещё и бумеранг, и дело в том, что когда верхушка начинает ломать образование и, соответственно, занижать общий уровень нации – к их же детям это и возвращается бумерангом…”[46].

К величайшему сожалению, если ничего не будет предпринято для более глубокого изучения правовых дисциплин студентами факультета истории и права “Шадринского государственного педагогического института”, готовящихся стать учителями права, это может закончиться тем, что существование клиники в “ШГПИ”, как и юридических клиник в других педагогических вузах России, может закончиться, несмотря на успешное их функционирование в рамках европейского клинического юридического движения…

Но жизнь покажет, сможем ли мы преодолеть последствия реформ российского образования… И хотелось бы надеяться, что высказанные в данном материале опасения не сбудутся!

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Клиническое юридическое образование [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lawclinic.ru (дата обращения 10.10.2012)

2. Минусы Болонской системы образования в России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.eduhelp.info/page/minusy-bolonskoj-sistemy-obrazovanija-v-rossii (дата обращения: 16.10.2013)

3. Центр развития юридических клиник [Электронный ресурс]. – URL: sc.law.msu.ru/centr (дата обращения 19.10.2013)

 

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ПРАВА

(НА ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ

ФГБОУ ВПО «ШГПИ»)

 

Сычёва Наталья Викторовна,

канд. юрид. наук, зав. кафедрой правовых

дисциплин ФГБОУ ВПО «Шадринский

государственный педагогический институт»,

г. Шадринск

 

Современный человек живет в сложном меняющемся мире, требующем от него не только знаний в области права, но и умений применять их на практике. Важнейшую роль в повышении правовой культуры играет школа, вуз, поскольку от качества знаний и профессиональных умений зависит состояние дел во всех сферах.

Внимание государства и общества к проблемам образования, усилившееся в последние годы, объективно вызвало повышение интереса и к вопросам педагогического образования на государственном уровне. Об этом говорят предпринимаемые шаги: инициатива бывшего Президента России Д.А. Медведева «Наша новая школа», разработка стратегии развития образования, модернизация системы педагогического образования. Основная идея инициативы - направленность школы на раскрытие способностей каждого ученика, формирование личности, готовой к жизни в высоко технологичном, конкурентном мире.

Тем не менее, введение ЕГЭ позволило получить более или менее объективную картину о состоянии школьного образования (причем, речь идет не только о школьниках). Обследование учителей на предмет владения ими программой, заложенной в ЕГЭ, показало, что только около 30% из них успешно справляются с заданиями ЕГЭ. Следовательно, предметная подготовка учителей, ее качество находится на уровне ниже среднего[47]. Данный вывод подтверждается исследованиями Института педагогического образования РАО, свидетельствующими о том, что к наиболее острым проблемам общего образования относятся низкий уровень подготовки учителя, выражающийся в недостаточно высоком уровне преподавания (38 %) и в отсутствии индивидуально-личностного отношения учителей к учащимся (22 %)[48].

По результатам опроса студентов ведущих педагогических вузов Москвы, проведенного В.С. Собкиным и О.В. Беловой, 56,9 % студентов считают, что получают недостаточно теоретических знаний и практических навыков по дисциплинам, связанным с выбранной специальностью. Каждый второй выпускник педагогического вуза не удовлетворен ни «фундаментальностью», ни «систематизированностью», ни «современностью» полученных знаний по будущей профессии[49].

В системе педагогического образования, кризис выражается в некоем замкнутом круге: «слабый абитуриент педвуза - слабый студент - слабый выпускник педвуза - слабый молодой учитель - слабый ученик - слабый выпускник школы - слабый абитуриент педвуза». Круг замкнулся. Начинается следующий круг, результаты которого еще ниже, и т.д. Одним словом, чем дальше, тем хуже.

Сегодня фактором успеха является профессионализм, который невозможен без качественного образования, направленного на формирование человеческой индивидуальности, развитие культурного и профессионального потенциала обучающихся. В современных условиях востребованы не «просто учителя права» с теоретическим набором знаний, а профессионалы, обладающие междисциплинарным подходом и разбирающиеся в практике, владеющие коммуникативными технологиями.

Таким образом, идея «общественно - полезной непрерывной производственной личностно - формирующей практики» нашла воплощение в Юридической клинике ШГПИ - это первый в Курганской области центр правовой помощи, в котором бесплатно работают студенты факультета истории и права Шадринского государственного педагогического института под руководством его руководителя.

Многими учеными и юристами задается один и тот же вопрос, зачем же будущим учителям юридическая клиника, где они будут применять свои практические знания? На данный вопрос с легкостью отвечают сами студенты - стажеры юридической клиники. Как правило, студенты на занятиях получают основные законодательные понятия, закрепленные в той или иной отрасли права, точки зрения авторов на проблемы правоприменения, в свою очередь, когда предлагается решить ситуацию, задачу, казус, здесь возникают проблемы и сомнения в правопонимании и правоприменении. В юридической клинике студентам приходится решать реальные ситуации, осмысливать их совершенно по - иному, так как мотивация в данном случае заключается в помощи человеку решить его жизненную проблему, готовность помочь ему отстоять его права и законные интересы. Юридическая клиника оказывает большое влияние на качество знаний будущих учителей права, так как в процессе реального правоприменения студенты получают не только профессиональные навыки, но и навыки понимания, осмысления правовых норм, навыки поиска необходимой информации для решения поставленной проблемы. Беседуя с клиентом, студент - стажер клиники не только предоставляет ему решение проблемы, он предлагает увидеть ту цепь нежелательных событий, которые можно избежать, если следовать букве закона. Так, если человек на своем личном опыте проверит, насколько важно соблюдать закон, тем самым не создавая проблем ни себе, ни другим, рано или поздно он будет, если не примерным гражданином, то хотя бы тем, кто закон не нарушает. И, конечно же, самой ключевой задачей студента - стажера, является пробуждение в себе и других чувства ответственности за свои деяния, так как проблемы в обществе никогда не исчезнут, но в наших силах сократить их число, если отдавать себе отчет в том, что и как мы делаем. И может быть вот уже тогда речь пойдет не о нигилизме, а о по - настоящему высоком уровне правовой культуры.

Таким образом, возникает вопрос, как учитель права может дать качественные знания в определенной отрасли права, не имея практических навыков применения соответствующих норм на практике.

Качественное обучение способствует воспитанию гармонично развитой, целостной личности, а базовое знание своих прав и обязанностей, умение их приобретать, осуществлять и защищать должно стать неотъемлемой особенностью любого выпускника высшей школы, будь то экономист или менеджер, инженер или технолог, физик или химик. Любая профессия предполагает в той или иной степени правовое регулирование, поэтому обучение основам российского права выступает в качестве одного из постулатов образования. Уровень правовой культуры, как неотделимой части общесоциальной культуры, также в большой мере будет зависеть от будущих специалистов с высшим образованием.

Из данных тезисов, логично возникает вопрос, какую тогда роль выполняет практика в правоохранительных органах, предусмотренная учебным планом. На данный вопрос, тоже имеется свой ответ. В последнее время одной из возможных причин снижения качества подготовки современных учителей права является проблема актуализации профессиональных компетенций при прохождении студентами практики. Так, низкое качество студенческой практики может иметь результатом неспособность (неготовность) выпускника применять усвоенные теоретические правовые знания в профессиональной деятельности, поскольку при прохождении практики в правоохранительных органах студент не участвовал в конкретной юридической деятельности в качестве ее субъекта, а выполнял лишь работу корреспондента, архивариуса, в лучшем случае, оказывал помощь секретарю. В действительности, руководители практики, практикующие юристы не доверяют практикантам выполнения конкретных юридических заданий. Студенты - практиканты получают возможность лишь наблюдать демонстрацию профессиональных навыков и умений у руководителя практики, что не может привести их к успешному усвоению наиболее значимых практических навыков и умений. С другой стороны, руководители практики от вуза не имеют возможности повлиять на повышение качества прохождения практики, их работа ограничивается выдачей задания и проверкой отчетов по результатам прохождения практики.

В данных условиях именно юридическая клиника как структурное подразделение Шадринского государственного педагогического инстиьута может быть эффективным средством контроля за надлежащей актуализацией полученных студентами профессиональных компетенций, а также местом реального формирования у студентов профессиональных навыков и умений.

В период обучения в юридической клинике важно не только усвоение студентами - стажерами профессиональных знаний, умений и навыков, но и повышение их психологической готовности к будущей работе. Своего рода практический курс юридической психологии дает студентам необходимые психологические знания, необходимые при осуществлении профессиональной деятельности учителя права. Специально разработанные учебные программы, систематическое проведение психологических тренингов, ролевых и деловых игр способствуют выработке у студентов - стажеров навыков саморегуляции психических состояний, повышению коммуникативной компетентности, в частности, отработке конкретных приемов разрешения конфликтов, установления психологического контакта, выбора способа психического воздействия, а также формировании личностной заинтересованности будущего учителя в самопознании и развитии положительных качеств. Работа в юридической клинике значительно способствует повышению профессионально - психологической готовности будущих учителей права.

Кроме того, важным направлением работы студентов в юридической клинике является просветительская работа, которая носит не только правовой, обучающий, познавательный, но и социально - направленный характер. Такая форма овладения практическими умениями и навыками в большей степени отвечает возрастным особенностям студентов, воспринимается ими как деловая организация, а достигаемые результаты как реально профессиональные, что уже повышает ее психолого - педагогическое влияние на будущих учителей права.

Готовность студентов к профессиональной деятельности подтверждаются как в процессе обучения, так и после получения диплома. Так, 97,3 % опрошенных преподавателей и 89 % студентов и выпускников положительно оценили прохождение практики в юридической клинике. Главным результатом подобной практики были положительные профессионально личностные изменения, особенно заметные у студентов, активно участвовавших в ней в течение 2 и более лет: проявились зрелость правосознания и активная гражданская позиция, осознание предстоящей профессиональной деятельности, сложилась более реальная картина состояния правовой сферы, преодолены узкие представления о праве и правоохранительной деятельности, повысился уровень профессиональной самооценки и осознание важности выбранной профессии.

Таким образом, в современном образовательном процессе Шадринский государственный педагогический институт обеспечивает более полное «погружение» студента в специальность учителя права. Такая форма работы позволяет решать ряд важнейших задач: формирование на практике профессиональных навыков студентов, повышение уровня правовой культуры в молодежной среде, обеспечение права граждан, в том числе и малоимущих, на получение квалифицированной помощи.

Таким образом, внедрение юридической клиники в образовательный процесс подготовки учителей права позволяет усилить образовательную роль юридических клиник в подготовке высококвалифицированных учителей права, готовых к решению любых проблем, возникающих в правоприменительной практике.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ибрагимов Г.И. Проблемы качества подготовки учителя в условиях непрерывного образования [Текст] / Г.И. Ибрагимов // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы девятой Международной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 2-4 июня 2011. – Санкт-Петербург, 2011. С

2. Собкин В.С. Качество педагогического образования глазами студента [Текст] / В.С. Собкин, О.В. Белова // Педагогика. – 2010. – № 5.

3. Соколова И.И. Педагогическое образование: вызовы современности [Текст] / И.И. Соколова // Педагогика. – 2010. – № 5.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...