Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бывшие случаи злодейского изуверства евреев ... 46

В.И. Даль

Записка о ритуальных убийствах



Предисловие


В 1890–1900 годах в лавочках и магазинах москов-ских букинистов и книжных торговцев часто можно было встретить благообразного старичка среднего роста, рывшегося в книжном хламе с целью отыскания каких-либо редкостей. То был начальник московского врачебного управления В.М. Остроглазов[1].

Оставшиеся у него случай-но после его брата, известного библиографа И. М. Остроглазо-ва, некоторые редкие издания заронили и в нём любовь к собиранию книжной старины; он пристрастился к этому делу и свой досуг от служебных занятий посвящал ему.

Он собирал книги по разным вопросам, и, между прочим, и по еврейскому. По оставлении службы, располагая ещё более свободным време-нем, он стал заниматься библиографическими рассле-дованиями, помещая их в издававшемся П. И. Бартене-вым Русском Архиве.

Смерть застала его над работой о редких книгах по еврейскому вопросу, передан-ной в Русский Архив для напечатания, но доселе ещё не появившейся в свет. Все его книжное собрание после его смерти вдовою его Т. И.Остро-глазовой пожертвовано Московскому университету, в библиотеке коего, в особой комнате, и находится ныне.

В собрании много редкос-тей, и в том числе редчайшая книжка по еврейскому вопросу записка В. И. Даля. Это книжка в небольшую восьмушку, на 153 страницах, озаглавленная: «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их. Напечатано по приказанию г. Министра Внутренних Дел. 1844.»

При книге имеется и следующее собственноручно писанное В. М. Остроглазовым розыскание о ней: «Эта книжка чрезвычайно редкая. Геннадий, известный библиограф, гово-рит, что во Всемирной Иллюст-рации 1872 г., стр. 207, сказано, что В. И. Даль, служа в министерстве внутренних дел, напечатал брошюру об убиении евреями христианских младенцев (в 1844 году).

Она напечатана в незначи-тельном количестве экземп-ляров (Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях. Берлин, 1876 г., т. I, стр. 277)» Во Всеобщей библиотеке России или каталоге книг, собранных А. Д. Чертковым (Москва 1863 года, страница 743, ј. 3631) сказано, что эту книжку написал
В. И. Даль по поручению графа Л. А. Перовского.

Она напечатана в самом ограниченном количестве экземпляров, которые раздава-лись весьма нёмногим служебным лицам. В Русских книжных редкостях, изданных
Н. Березиным, М. 1903 года, часть 2-я, на странице 19, ј. 77, напечатано: «эта книжка редчайшая» и на экземпляре этой книжки, им виденном, была следующая современная изданию её надпись: «печатать десять экземпляров».

Эта книжка настолько редка, что её, насколько известно мне, нет ни в одной из московских библиотек. Мой покойный брат Иван Мих. Остроглазов не имел её в своем замечательном собрании редких книг. Я, на своем веку пересмотревший несколько сот каталогов русских и иностранных букинистов, а равно перечитавший описания всех библиотек известных библиофилов, никогда не встречал её названия.

Цены на неё нет. Но если книжка того же В. И. Даля «Исследование о скопческой ереси», напечатанная в числе менее двадцати экземпляров, как сказано в Книжных Редкостях И. М. Остроглазова, М. 1892 г., стр. 45, ј. 101, оценялась, как это видно из каталога, за ј. 339, 1903 года, известного с.-петербургского букиниста Клочкова, в двести рублей серебром, то цена этой книжки В. И. Даля, т. е. «Розыскания об убиении евре-ями христианских младенцев», которая никогда не встречалась в продаже, конечно, несрав-ненно дороже.

Но, независимо от выше-изложенного, мой экземпляр этой книжки представляет собою ещё и в другом отношении замечательную редкость.

Он несомненно доказывает, что евреи всеми силами и средствами стараются уничто-жить эти книжки, где говорится об их деяниях, возмущающих совесть.

Так, например, «Книга кагала», составленная Яковом Брафманом и напечатанная в Вильне в 1869 году, была разом во всех экземплярах, находив-шихся в книжной лавке Белого, в Одессе, скуплена одним богатым евреем, чтобы прекратить обращение её в публике, о чём и напечатано в С.-Петербургских Ведомостях 1870 года, ј. 286, на 2-й стр. в статье «Евреи в Одессе».

О том же самом можно читать и в книжке: Записки о евреях в Западном крае России. М. 1882 г., изд. 3-е, стр. 165.

Но в «Книге кагала» нет того, что так всеми силами и средствами отрицают евреи: в ней нет указаний, что среди евреев существует секта (хасиды), которая действитель-но употребляет христианскую кровь. В книжке Даля это несомненно доказывается.

Поэтому, конечно, евреи особенно ревниво за нею следили и старались уничто-жить её. Известный публицист и ученый Никита Петрович Гиляров в своей газете «Совре-менные Известия» от 13-го июня 1875 года, ј. 160, пишет следующее: «Кто из образован-ных не знает и не слышал о знаменитом Велижском деле (по обвинению евреев в убиении христианского мальчи-ка в 1823 году), бывшем сорок лет назад.

Мы и читали о нём и между прочим слышали от покойного
В. И. Даля, человека в высокой степени беспристрастного и уже далеко не суеверного: он был убежден, что в этом приснопамятном деле упомяну-тое зверское детоубийство есть факт; он, Даль, изучавший дело, просматривавший все документы и составивший для правительства записку.

Кстати, что сделалось с этою самою запискою? Где она? Напечатана она была в нёмногих, может быть, семи, восьми, [не] более [чем] десяти экземплярах, и о удивление! Экземпляры, к которым могла иметь публика доступ, под наитием какой-то неведомой силы, стали исчезать один за другим.

Мало того: года два тому назад исчез из одной типогра-фии даже оригинал, предназна-чавшийся к перепечатанию этой записки. Достопочтенного издателя, которого назвать мы не смеем без его позволения, просим откликнуться и под-твердить наши слова о пропаже упомянутого оригинала.

В нашем экземпляре есть ответ на сей вызов, предло-женный покойным П. П. Гиляровым-Платоновым. Вот что написано рукою известного писателя «Русского Архива»
П. И. Бартенева на нашем экземпляре: «Книжка эта написана В. И. Далем, по поручению Л. А. Перовского, по бумагам министерства внутренних дел (в 1862 году истребленным в большом пожаре) и отпечатана чуть ли не в десяти только экземплярах.

Возвратившись осенью 1869 года из первой моей поездки в Одессу, я передавал В. И. Далю об ужасах еврейс-кого усиления в тамошнем краю, сообщенных мне там архиепископом Димитрием (Муретовым). По соглашению с Далем вздумал я перепечатать эту книжку в «Русском Архиве» с моим предисловием.

Шло печатание её в типо-графии Мамонтова (в Москве), как оттуда пришли мне объявить, что еврей-наборщик похитил несколько листков и скрылся из Москвы. А. И. Мамонтов нарочно ездил в С.-Петербург, чтобы достать похищенное по другому экземпляру, но не мог найти его. Позднее я списал похищен-ное из экземпляра князя А. Б. Лобанова-Ростовского».

В книге Лютостанского «Об употреблении евреями христи-анской крови для религиозных целей», Спб., 1880 г., изд. 2-е, во 2-й части, на странице 32-й, напечатано следующее: «В пер-вом издании нашей книги многих фактов мы были лише-ны, которые были украдены жидами.

Сочинение Даля по вопросу крови в Москве, находилось только в Чертковской библио-теке в единственном экземп-ляре. Управляющий библиоте-кой П. И. Бартенев вздумал перепечатать это сочинение и дал [его] в типографию Мамонтова.

Когда приступили набирать и разрезали книгу на части, тогда жид, бывший наборщи-ком в типографии, дал знать своему кагалу и, по общему совету, тот же наборщик ночью выбил стекло в типографии, влез туда, рассыпал весь набранный шрифт, находив-шуюся там часть разрезанных листов сочинения Даля хапнул и канул в неизвестность, как и постоянно делается у жидов.

Полиция разыскивала в обе-их столицах, но все напрасно. Затем печатание прекратилось, г. Бартенев уцелевшую книжку Даля взял обратно и уже её в библиотеке хранит очень строго под наблюдением собст-венного глаза. Но тут жидов-ская пронырливость опять понадеялась, чтобы стянуть оставшеёся сочинение от их всеобъемлющих щупальцев.

В Москве есть играющий роль ученого, казённый раввин Минор и в подобной претензии, как и профессор рабби Хвольсон. Бедняга Минорчик посвятил себя, помимо жела-ния, литературе и около двух лет ходил заниматься в Чертковскую библиотеку.

Он приходил раньше всех и уходил позже всех, однако в продолжение этого времени не мог достигнуть, чтобы хоть взглянуть на желаемое сочине-ние Даля. Наконец рабби решился сойти вниз к самому
г. Бартеневу (ныне издателю «Русского Архива») и просил его, чтобы Бартенев был так добр дать Минору почитать сочинение Даля, но на это получил ответ, что этого ни за какие блага сделать не может. С этой минуты рабби Минор оставил навсегда Чертковскую библиотеку.

В моём экземпляре, в конце его, в виде приложения, вклее-но восемь печатных страниц из «Русского Архива», издания 1870 года, на которых перепе-чатаны первые страницы из книжки В. И. Даля «Розыска-ние о убиении евреями христи-анских младенцев и употреб-лении крови их» и, кроме того, предпослано к ним (страницам) предисловие П. И. Бартенева, о котором он упоминает выше.


В. М. Остроглазов 1906 г. сентября 15 дня.


Этой книжки, как Ю.И. Гессен пишет в своем труде «Евреи в России», Спб. 1906 г., на странице 406, нет ни в Чертковской библиотеке, ни в С.-Петербургской император-ской Публичной библиотеке, по любезному сообщению ему библиотекаря А.И. Браудо.

Голицын Н.Н., князь, пишет, что записку Даля ему не случалось видеть. («Употреб-ляют ли евреи христианскую кровь», Варшава, 1879, стр. 131.)

Таковы результаты рассле-дования о сей книжке В. М. Остроглазова, произведенного им тотчас по поступлении её к нёму. Он продолжал ею заниматься до своей смерти и нужно желать, чтобы поскорее увидала свет его работа, переданная редакции «Русского Архива».

Эта редчайшая книжка к В. М. Остроглазову поступила от П. И. Бартенева: «Куплена сия книга у Петра Ивановича Бартенева, который продал её мне по моим усиленным просьбам. Книга эта подарена Бартеневу Далем. В. Острогла-зов. 1906 г.» записал В. М. Остроглазов на её переплете.

К книге приложен один печатный лист набора её, долженствовавшего войти в состав шестой книги «Русского Архива» за 1870 год (лист 35-й, стр. (coll.) 1105–1136 и содержащего текст первых 38 страниц книги). Тексту книги предпослано было П. И. Бартеневым следующее преди-словие: «Розыскание о убиении евреями христианских младен-цев и употреблении крови их».

Перепечатывая на страни-цах «Русского Архива» это интересное исследование, составляющеё величайшую библиографическую редкость, не можем не обратить внимания читателей на то обстоятельство, что оно имеёт значение не только историчес-кое, но и современное.

Не далее, как в 1852–1853 годах в Саратове возникло дело об умерщвлении евреями двух христианских мальчиков при обстоятельствах, совершенно схожих с теми, на которые указывает автор «Розыскания». Никто не может поручиться за то, чтобы подобные дела не возникали и впредь.

Не оглашаемые официаль-но, но оглашающиеся народ-ною молвою и лицами, вовлечёнными в исследование преступления, они оставляют по себе смутное впечатление отвращения и ужаса, питающее и укрепляющее сильные и без того народные предрассудки против евреев.

Евреи, со своей стороны, упорным отрицанием всех фак-тов, обнаруживаемых делами подобного рода, усиливают это впечатление, и в глазах народа становятся все как бы причаст-ными безумному злодейству некоторых крайних фанати-ков».

О несправедливости подоб-ного мнения распространяться совершенно излишне; но здра-вый смысл и история религиоз-ных преследований показывает нам, каким страшным орудием оно может служить для возбуж-дения народного фанатизма.

Единственным путем для прекращения и предотвращения неисчислимых зол, происте-кающих от подобных таинст-венных огульных обвинений, может служить полное и строгое разъяснение фактов, подавших к ним повод.

Чудовищная секта, которая, смеем надеяться, замирает в настоящее время в каких-нибудь захолустьях нашего Западного края (этих притонах еврейского фанатизма и невежества), во всех отношени-ях заслуживает внимательного изучения и точного описания. В оглашении её истории, её особенностей всего более заинтересованы сами евреи.

Для них же несравненно легче, чем для писателей-хрис-тиан, собрать нужный для того материал. Будем же надеяться, что именно между евреями найдутся люди, которые окажут своим соплеменникам эту важную услугу и вместе с тем присовокупят новую поучи-тельную главу в истории человеческих заблуждений.

Гласность отымет у зла фантастические размеры, при-даваемые ему таинственным полумраком, до сих пор его прикрывавшим, и, конечно, обнаружит и в самой среде еврейства энергическое проти-водействие учениям, не имею-щим ничего общего с верою, послужившеё преддверием христианству.

Розыскание о убиении евре-ями христианских младенцев было составлено по поручению Министра Внутренних Дел (графа) Л. А. Перовского В. И. Далем и в 1844 году напечатано в нёмногих оттисках, из коих один подарен самим достоува-жаемым сочинителем в Черт-ковскую библиотеку, а ныне перепечатывается с его же обязательного дозволения.

Экземпляр этой книжки В. И. Даля, находящийся ныне в собрании В. М. Остроглазова, очевидно, тот самый, по которому производился набор в 1870 году. На 1-й странице рукою П. И. Бартенева помечено: «NB. Эти заголовки набирать круп. курс. и поместить в начале абзаца» (так и сделано в наборе 1870 г.). На экземпляре имеются отметки фамилий наборщиков, между коими были распределены раз-ные отделы книги (Матюшкин, стр. 1–17, 51–62; Шибаев, стр. 17–50, Пахомов, стр. 63–72, 106; Бахар... стр. 83–93, Пашков, стр. 93–106). Страни-цы 73–82 вырваны и заменены листками, писаными: 5 рукою П. И. Бартенева, остальные писцами.

Датчанин родом, сын докто-ра, служившего в Лугани Ека-терино-славской губ. на заводе, В. И. Даль родился 10 ноября 1801 г. Окончив курс в морском корпусе, он первоначально слу-жил в Черно-морском флоте; но вскоре оставил эту службу и поступил в 1821 г. в Дерптский университет, где и получил степень доктора медицины.

Несколько лет он был затем военным врачом (в армии и военном госпитале) вплоть до знакомства с Л. А. Перовским, который убедил его перейти к нёму на службу в Оренбург. Здесь он пробыл 7 лет, а в 1841 г. вследствие назначения Пе-ровского Министром Внутрен-них Дел, переехал в С.-Петер-бург, будучи определён чинов-ником особых поручений при нём.

В 1849–1859 гг. был управляющим удельной конто-рой в Нижнем Новгороде, а по выходе в отставку жил в Москве и занимался оконча-нием и изданием своего Толкового словаря великорус-ского наречия. Умер 22 сентяб-ря 1872 г. (См. Словарь Генна-ди, т. I, стр. 276).

В 1844 году, когда была написана им издаваемая далее «Записка», ему было 43 года от роду, следовательно он нахо-дился в полном расцвете своих физических и умственных сил. Записка эта, составленная для министра внутренних дел, вскоре получила ещё другое назначение.

Почти без всяких измене-ний она в том же 1844 году появилась под другим назва-нием: «Сведения о убийствах евреями христиан для добыва-ния крови». Сочинение её приписывалось тайному совет-нику Скрипицыну (директору департамента иностранных исповеданий), исполнявшему эту работу по распоряжению Министра Внутренних Дел графа Перовского, для пред-ставления Государю Импера-тору Николаю I, наследнику цесаревичу, великим князьям и членам Государственного Совета.

(Перепечатана была в 1878 г. в Гражданине, јј 23–25, стр. 485–495; ј. 26, стр. 513–522; ј. 27–28, стр. 546–556. Продолже-ние исторических сведений после 1844 г. см. там же јј. 35–37, стр. 638–640; јј. 38–40, стр. 649–655. См. также за 1879 г. јј. 23–28, 35–37).

В. И. Даль после вступле-ния и обзора литературы по вопросу об употреблении евре-ями христианской крови (стр. 1–40) переходит к исчислению бывших случаев злодейского изуверства евреев и к разбира-тельству важнейших из них, или, по крайней мере, ближай-ших к нам и посему более достоверных, взятых из подлинных делопроизводств и из разных книг, писанных об этом предмете (стр. 40–86).

В хронологическом порядке он приводит известия обо всех этих случаях, начиная с IV столетия: в IV веке 1, V веке 1, VII веке 1, XI веке 3, XII веке 11, XIII веке 10, XIV веке 5, XV веке 12, XVI веке 24, XVII веке 39, XVIII веке 7, XIX веке 20, всего 134 случая, и затем переходит к разбору Велиж-ского дела: для положительного удостоверения, что обвинение это не есть клевета или вымысел, и что не одна пытка средних веков вымогала из жидов это ужасное [приз]нание, остаётся разобрать несколько ближе одно из новейших дел этого рода, например: дело Велижское, начавшееся 24-го апреля 1823 года в Велижской городской полиции и конченное 18-го января 1835 года, через двенадцать лет, в общем собрании Государствен-ного Совета. Разбор этого дела занимает 87–145 страницы книжки.

На последних 145–153 стра-ницах находится заключение
В. И. Даля: «Рассмотрев весь этот ряд ужасных случаев и возмущающих душу проис-шествий, частично доказанных исторически и юридически, обвинение жидов в мучени-ческом умерщвлении к Пасхе христианских младенцев невоз-можно считать призраком и суеверием, а должно убедиться, что обвинение это основатель-но, как равно и общее мнение о употреблении ими крови сих мучеников для каких-то таинст-венных чар...

Никто, конечно, не будет оспаривать, что в странах, где евреи терпимы, время от времени находимы были трупы младенцев, всегда в одном и том же искажённом виде, или по крайней мере с подобными знаками насилия и смерти...

Тут не одно убийство, а преднамеренное мученическое истязание невинного младенца и, следовательно, или наслаж-дение этими муками, или осо-бенная цель, с ними соединен-ная...

Откуда эти одинаковым образом и умышленно искажён-ные трупы невинных ребят? Почему находят их там только, где есть жиды? Почему это всегда дети христиан? И наконец, почему случаи эти всегда бывали исключительно во время или около самой Пасхи?..

Изуверный обряд этот не только не принадлежит всем вообще евреям, но даже, без всякого сомнения, весьма нёмногим известен.

Он существует только в секте хасидов или хасидым как это объяснено выше секте самой упорной, фанатической, признающей один только Талмуд и раввинские книги и отрекшейся, так сказать, от Ветхого Завета; но и тут составляет он большую тайну, может быть, не всем им известен и по крайней мере, конечно, не всеми хасидами и не всегда исполняется; не подлежит, однако же, никакому сомнению, что он никогда не исчезал вовсе со времени распространения христианства, и что поныне появляются от времени до времени между жидами фанатики и кабали-стические знахари, которые с этою двоякою целью, посягают на мученическое убиение христианского младенца и употребляют кровь его с мистически-религиозною и мнимо-волшебною целью.

Польша и Западные губернии наши, служащие со времен средних веков убежи-щем закоренелого и невежест-венного жидовства, представ-ляют и поныне самое большое число примеров подобного изу-верства, особенно губерния Ви-тебская, где секта хасидов зна-чительно распространилась».

Розыскание В. Н. Даля перепечатывается ниже по экземпляру собрания В. М. Остроглазова, причем в примечаниях отмечаются разногласия со 2-м её изданием Сведениями Скрипицына.

 


«Розыскание о убиении евреями
христианских младенцев
и употреблении крови их»

 

Оглавление:

 

Вступление...……………………………..………….. 1

Талмуд ……………………………..……………….… 6

Обратившиеся евреи и писатели …….....……..….. 18

Бывшие случаи злодейского изуверства евреев... 46

Дело велижское ………………...……………………. 96

Заключение ………………..………………………… 162

 


[1] Везде далее слово «сознание» оригинала 1906 года заменено на более привычное для читателя начала XXI века в контексте уголовного производства слово «признание» — Ред.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...